среда, 17 сентября 2014 г.

МОЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЗУБРЁЖКЕ - АППЛИКАЦИЯ

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я хочу приоткрыть завесу своей педагогической доктрины. В педагогике продвинутой, существует множество приемов и методов, направленных на облегчение усвоения материала.  Многие учителя используют их, не задумываясь о механизмах их работы.

А для меня это всегда было интересно, поэтому мой обширный арсенал приемов базируется на особенностях работы мозга, механизмах памяти и психофиологических особенностях учащихся.
Собственно, вся моя педагогическая опытно-экспериментальная работа связана с этим аспектом.

Количество нейронов (нервных клеток) мозга у человека около 86 млрд, в течение жизни их количество уменьшается, и это заложено физиологически,  а с регенерацией у нейронов туговато....  Почему же два индивидуума, имеющие примерно равные количества нейронов, так разительно отличаются друг от друга в мышлении?


Про школьную мотивацию


Здесь дело не в количестве клеток, а в связях между нейронами. Чем больше связей между ними образуется, тем быстрее передается импульс, тем быстрее он обрабатывается в мозговых центрах, и тем умнее человек. А значит, и сам процесс мышления интенсифицируется. Вот этим то  я и занимаюсь на своих уроках - создаю новые связи между нейронами.

Когда дети включаются в процесс обучения, они точно знают ЗАЧЕМ им делать то или иное. У меня фактически не бывает проблем с мотивацией учащихся.  Они приходят не просто за биологическими знаниями, они приходят за интеллектом. Потому что, те связи в нервных клетках, которые они создают  здесь и сейчас на уроках биологии, им пригодятся на уроках математики, физики, химии или в написании сочинения.

Я превратила свой предмет биологию  в средство развития мозга.  Это  базовый принцип моей педагогики.

На сегодняшний момент, в моем распоряжении богатый опыт использования различный методов и приемов (какие-то я придумываю сама, какие-то адаптирую, или использую в чистом неизменном виде). Я постоянно экспериментирую, иначе  становится скучно.  По моим наблюдениям, самыми действенными  являются мультифакторные приемы, особенно если в них работает несколько каналов восприятия (модальностей).

Вот, например, работа с аппликацией. Казалось бы, отработанный навык еще в дошкольном периоде! Но я его использую в системе в 6, 7 при изучении клетки,  8 классе  - при изучении строения мозга, анализаторов, а в 9-11 классах для изучения метаболизма клетки.


Использование аппликации в изучении биологии



Работа с биологическим рисунком является специфическим навыком предмета. По требованиям программы, ребенок должен распознавать части объектов и называть их функции. Когда мы работаем с готовым биологическим рисунком, это похоже на разбор перемешанного салата на ингредиенты. 

Иногда  мы не можем понять, что же в салате находится, и уж тем более далеко не каждый сможет такой салат воспроизвести самостоятельно, опираясь на готовое блюдо. Другое дело, если рецепт пошаговый, тогда его может приготовить любой. 

Для ребенка гораздо физиологичнее  собирать клетку по частям. Поэтому в один из дней, дети приходят из школы и просят родителей купить цветную бумагу. А затем начинают вырезать органоиды, прямо на них подписывают название, указывают функции, а затем на тетрадном листе бумаги начинают собирать клетку, проговаривая: вот биологическая мембрана, на ней есть рецепторы; она отвечает за избирательную проницаемость веществ и прием сигналов. А это хлоропласты, они содержат зеленый пигмент хлорофилл, их функция фотосинтез. 

Все части остаются свободными (не приклеиваются, а бережно хранятся в конверте, позади тетради. Ради такого хранения даже мальчики оборачивают тетради в обложки, чтобы их творчество не растерялось, когда тетради сдают на проверку.

И на доске, при объяснении темы я собираю на магнитах гигантскую аппликацию клетки. И с помощью этого примитивного пособия опрашиваю ребят у доски.





Что же происходит, когда ребенок выполняет аппликацию биологической клетки?   Я трачу некоторое время урока, объясняя ребятам почему важно именно вырезать.

Если знаешь зачем

Во-первых, включается в работу эмоциональная память


Эмоциональная память позволяет легче воспроизводить информацию, переводит внимание в режим произвольного. Многие дети любят вырезать (да и взрослые тоже, вот я, например, обожаю силуэтное вырезание), работа с ножницами, возвращает ребенка во времена беззаботного дошкольного периода. Как правило в 90% случаев - это положительные эмоции. А значит, эффективность запоминания возрастает во много раз!

Некоторые дети говорят, что не умеют вырезать, но я настаиваю на этом действии, говорю, что не стану оценивать эстетическую привлекательность, главное  - факт наличия. И вот оно - во-вторых.


Во-вторых, используется кинестетическая модальность


То есть работа через действие руками, через телесное восприятие.  В младенчестве мы все являемся кинестетиками, используем руки и рот для познания мира. Это эволюционно самая древняя система познания, формирующая самые устойчивые межнейронные взаимодействия. Именно отсюда мы имеем развитие мозга через мелкую моторику.  Просто преступление не использовать это знание во благо обучения! И я активно применяю закон на практике.


В-третьих, используется моторная память. 


Многие запоминают, когда записывают. Записи на органиодах этому способствуют.


В-четвертых, тренируется навык отбора самого главного в обширном информационном потоке


Выделять главное, как правило, получается у ребят с трудом. А здесь иначе, не получиться! Ведь органоиды небольшие и надписи должны быть лаконичные.


В-пятых, развивается ассоциативное мышление 


Мозг мыслит образами, а не словами. Когда ребенок сталкивается с научной терминологией, он не в состоянии ее представить. Ему трудно подсоединить к термину образ. А теперь он его вырежет и создаст четкий индивидуальный ассоциативный ряд формы, цвета, структуры!




В-шестых, работает и левое и правое полушарие мозга


Это акт свободного творчества. Насколько это важно можно прочитать в статьях "Потребность творить" и "Потребность творить-2"

Так, ребята получают устойчивые знания о таком абстрактном понятии как биологическая клетка. То, что это работает, подтверждают мои старшеклассники и выпускники. Они говорят:
"Клетка - это самая легкая тема в 6 классе.
А помните мы делали аппликацию?
Я из тех, кто пока не сделает, не поймет. Спасибо, что предоставили такую возможность."

И они поступают в вузы дальнего и ближнего зарубежья, становятся талантливыми медиками. А многие, когда едут учиться в Чехию,  вынуждены подтверждать свой школьный аттестат, сдавая на экзаменах, именно, биологию. Причем независимо от выбираемой специальности. Выпускники тоже благодарят, ведь что-что, а строение клетки даже повторять не приходится, она врезалась в память  "Моей корявенькой вырезалочкой".

Желаю Вам полета творчества.

10 комментариев:

  1. Оля, ты гений!!!!!Однозначно!!!!! Я с каждым твоим постом хочу все больше и больше побывать у тебя на уроке. Обожаю учителей, знающий свой предмет, знающий законы преподавания и учитывающих человеческие нейрофизиологические особенности при изучении предмета. Я аплодирую тебе стоя!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо, за гения. Иногда у меня на открытые уроки учителей приходит больше чем учеников))))

      Удалить
  2. И я! Ольга, как же мне нужен такой педагог! Мой сын сдает биологию и мы ищем репетитора...

    Спасибо за ваш талант!

    ОтветитьУдалить
  3. Алена, спасибо! Вы обязательно найдете хорошего репетитора для сына.
    Но самое главное настроиться на самостоятельное погружение. Биологию можно выучить только так.

    ОтветитьУдалить
  4. ЗДОРОВО! Не зря же сейчас основное требование и, наверное, самое главное в ФГОС - наглядность. А если эта наглядность ещё и продуктивная.
    Я помню из ботаники и зоологии - мы много рисовали, раскрашивали и вырезали. А пришёл другой учитель и ... всё. Стало не интересно, не понятно, скучно. Моя мама тоже учитель биологии, так вот она постоянно делает какие-то заготовки, карточки, кроссворды сочиняет для учеников.
    Я думаю, что просто Вы очень любите свой предмет, поэтому и стремитесь, чтобы ученики тоже его знали.
    Спасибо, Оля, за нестандартные подходы.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо. Жанна, Вы правы, о роли личности в процессе обучения забывать нельзя. Каков учитель, таков и урок, и ученик.

    ОтветитьУдалить
  6. О, я бы тоже на всю жизнь запомнила подобную вырезалочку) "В педагогике продвинутой, существует множество приемов и методов, направленных на облегчение усвоения материала. Многие учителя используют их, не задумываясь о механизмах их работы."Именно так, Ольга! В своё время я была очень удивлена, что оказалась лучшим дошкольным педагогом именно потому, что каждое своё действие комментировала: "Это мы делаем, для того,чтобы ...". Мне это было легко, потому что дошкольное развитие я видела в перспективе, будучи и учителем русского языка в средней школе.

    ОтветитьУдалить
  7. Воистину, ключевой вопрос педагогики: "зачем? для чего?"

    ОтветитьУдалить
  8. Как интересно вы пишете, очень интересный подход!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария!
      Когда действие имеет смысл, это всегда мотивирует. То ли таскать камни, то ли строить храм - разница в смысле присутствует.

      Удалить