ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

пятница, 26 сентября 2014 г.

СКАЗКИ ИЗ ЛИСТЬЕВ

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье речь шла об играх с листьями. И была загадана небольшая головоломка.
Необходимо было отгадать зашифрованную в листьях сказку.



Сегодня я  раскрываю секреты зашифрованных сказок.
Интрига продержалась недолго. Вот ответ:




Конечно же, вы догадались правильно! Это  сказка "Колобок".

Рождение идеи зашифрованных сказок


Как родилась эта идея? Перед прогулкой мы как раз читали книжку издательства "Карапуз", где с помощью сказки "Колобок" раскрывались возможности объяснения размера объектов. Мишка был на вкладке размером с ватман, волк на листе формата А3, лиса тоже на А3, но поменьше волка, заяц на формате А4.  Хотя я могу в деталях ошибаться, но думаю,  мысль ясна. 

Ребенок применил полученные знания, и стал нарекать большие листья мишками, а маленькие - зайцами. А я уже сложила сказку из листьев по его подсказке.

А потом  был период увлечения сказками через шифрование листьями.  Какие-то сын сам складывал - "Три поросенка", "Репка",  "Три медведя", "Курочка Ряба". Какие-то мы разбирали с ним вместе - "Лисичка-сестричка и волк", "Бычок - смоляной бочок", "Рукавичка", "Гуси-лебеди", стихи. 

Процесс замены сказочных героев на  листья - своеобразное моделирование. Собственно, для замены можно использовать что угодно: геометрические фигуры, палочки различной длины, камешки, шишки, предметы посуды, детали конструктора "Лего", книжки различного формата. Просто у нас все началось с листьев. На листьях можно рисовать самих персонажей, чем мы и пользовались. 

О пользе моделирования


Моделирование - наиважнейший навык манипуляции с образами и их характеристиками. Это развивает у малыша абстрактно-логическое мышление, помогает оперировать символами, а значит, вводит в область математической и языковой успешности. К тому же, это помогает легко запоминать последовательность сюжета и развивает речь.

Собирая сказку подобным образом вместе с малышом, мы показываем как можно играть в нее самостоятельно. Не раз я потом замечала, как сынок выкладывает известный узор сказки, добавляя в него что-то свое. А это уже из области интерпретации и применения полученных знаний в измененных условиях. Это, собственно, и есть необходимый и желанный результат любого обучения - умение применить знания на практике.

Как зашифровать сказку 


В процессе практического освоения нашего метода, я могу выделить несколько рекомендаций. 
  1. Для моделирования подходят короткие сказки, в которых мы можем выделить ярко выраженные признаки градации  у персонажей по размеру, или цвету, реже - форме. 
  2. В сказках должна быть количественная привязка: "Три поросенка", "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов".   
  3. Если вы выбираете объемную сказку, то обыгрывайте в модели ее эпизод.  
  4. Не стоит превращать моделирование для малыша в серьезное обучение, пусть оно остается в рамках игры.
  5. Адаптируйте шифровки под возраст детей. Для детей постарше, для подростков, можно использовать сложные способы шифровки, с опорой на шарады, ребусы, загадки.


Развитие идеи смотрите здесь.



20 комментариев:

  1. О, да! Жанна, Вы и Татьяна отгадали сказку сразу!
    "Колобок" была любимой сказкой сына в 2 года. Если поразмыслить в ней имеется глубокий философский подтекст. В картах Таро, именно Колобок символизирует Шута (0 карта большого аркана). Эх куда-то понесло, Остапа)))) Это я к слову, о новом взгляде на старые сказки через образы Таро.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. М-м, как интересно... А можно ли поделиться и этой версией, но более подробно?
      Оля, до чего приятно общаться с грамотными, многознающими, обладающими необычной информацией людьми!!!!

      Благодарим за участие в Детской галерее.

      Удалить
    2. Здравствуй, Андрюша! Хорошо, что тебя интересуют разные необычности. Как известно, образы положенные в основу Таро несут в себе некое информационное послание. Это послание можно интерпретировать по разному. Кому-то понятнее когда оно передается через сказку. Жива Божеславна переложила образы в старо-славянские мифы и сказки - в кощуны. Если интересно, то подробности можно спросить у гугла)))

      Удалить
  2. Ольга, шикарная идея! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, пожалуйста! Думаю, Вы найдете достойное применение идеи на практике.

      Удалить
  3. Вот смотрю и думаю - наверное, я бы тоже угадала: очень наглядно. Здоровская идея. :) Ольга, вы же так и картины можете выложить, и попадёте в точку, и я бы уже заранее очень хотела порасшифровывать ваши шифры и испытать озарение))). Люблю такие вот непрямые ассоциации. И можно будет принять участие в конкурсе "Живые картины" - я тут не буду давать ссылку (обычно не дают, вроде бы, в комментариях), но если что - в последнем обзоре акций и конкурсов на "Блоги Мам" этот конкурс есть. Ну и я уже приняла участие, у меня есть пост. Было увлекательно, появится настроение - присоединяйтесь!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Светлана! Я видела ваших кошечек в моделях картин. Мне очень понравились ваши ассоциации. Спасибо, за приглашение, я подумаю, если озарит - поучаствую.

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга, идея супер просто! Такая сказочная игра здорово развивает фантазию и воображение. Беру на вооружение. Как раз завтра собирались в парк на охоту за листьями :) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Какая идея отличная! Отгадывать (и загадывать) сказку по размерам персонажей деткам, наверное, будет очень интересно! Обязательно покажу эту статью дочке.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо огромное за загадку, я хоть и не отгадала, но поигралась с вами с огромным удовольствием.
    Модулирование это один из обязательных компонентов при любом обучении. Именно так мы обретаем "реальную массу" при изучении чего угодно. Эту технику очень успешно используют саентологи на курсах "учись учится". Благодаря такому подходу мой сын в 16 лет наконец-то стал легко и с интересом учится.

    ОтветитьУдалить
  8. Елена, спасибо. Курса "учись учится" очень сильно не хватает современной школе. На своих уроках я уделяю этому моменту много времени. Но было бы хорошо, если бы курс был отдельным и ребята пытались применять общие знания на частных науках.

    ОтветитьУдалить
  9. Ура-ура, я правильно угадала) Мы бы с детьми с удовольствием поиграли бы так еще) А можно попросить вашего сыночка еще из листьев сказки поделать? Вот бы мы были рады его загадкам!
    И спасибо за участие в "Осенней коллекции игр"!

    ОтветитьУдалить
  10. Татьяна, я рада, что вам понравились шифровочки сказок. Я спросила у сынка, он обещал подумать на предмет загадки сказок посложнее. Только листья надо будет собрать))))

    ОтветитьУдалить
  11. Огромное спасибо за подборку идей!))) "колобок" шикарный)))) нужно потренироваться зашифровывать и отгадывать такие загадки ^_^ осень обещает быть интересной! ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Буду надеяться, что сказки-шифровки пойдут на УРА!
      Рада способствовать интересной осени)))

      Удалить