суббота, 18 апреля 2015 г.

ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ 7: ИГРА "УСИКИ"

Здравствуйте, друзья!
В прошлом выпуске ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ речь шла об усиках насекомых.
Усики чешуйчатые
Сегодня я предлагаю поиграть в мою авторскую биологическую игру "Усики насекомых". После весенних и летних прогулок и наблюдениями за насекомыми в природе хорошо бы закрепить интерес в развивающей игре. Бывают такие дни, когда из дома не выберешься, когда, к примеру, дождь идет. Вот тогда-то и можно создать и поиграть в такую игру.


Изготовить  такую игру не сложно. Мы привыкли обходиться тем, что есть  в закромах кладовки: обрывок телефонного кабеля в котором на некотором расстоянии друг от друга изолирована тонкая проволока. Если у вас есть одиночная тоненькая изолированная проволочка (мы раньше из такой в детстве плели колечки) это даже еще лучше. 



В качестве подставки для усиков использованы пластмассовые вешалки. Это не принципиально, можно использовать любые другие основы под подставку. В дырочки, отведенные под шурупы, вставляется кусок проволоки, аккуратно срезаем изоляцию, оставляя лишь часть, окружающую одну проволоку. На вешалку проволока фиксируется деревянными бусинами (можно взять фиксаторы для шнурка, завязок).

Получается двойная пирамидка для сборки усиков. Усики из проволоки получаются гибкие, но безопасные для ребенка, с точки зрения травматизма, изоляция исключает получение царапин от проволоки. Таких пирамидок нам понадобиться по числу игроков.  От двух и больше.



Насаживать мы будем деревянные бусины различного размера, формы, с крупным отверстием. Бусины будут имитировать части усиков (членники).  И собирать мы будем усики  для определенных насекомых вслепую! Поэтому нам понадобятся еще мешочки для бусин по количеству игроков.

Играть мы будем с помощью карточек. Сначала необходимо будет вытянуть карточку с изображением насекомого, а затем подобрать к нему подходящие усики. Усики, включают в себя различные комбинации бусин. 
Вариантов игры МНОГО. Эти варианты для детей постарше, тех, кто уже не станет тянуть бусины в рот.

1. Собираем усики по образцу

1.1 Сначала мы собираем усики с ребенком в открытую, то есть высыпаем содержимое мешочков и собираем усики по образцу на карточке.

1.2 Затем, можно собрать один усик в открытую, а второй в слепую.

1.3 И теперь начинается сбор вслепую на время. Необходимо на ощупь, не глядя,  доставать из мешочка бусины нужной конфигурации, и нанизывать их на усик. 

И это не так просто как кажется! Зато очень полезно, даже для взрослого. Вытягивая бусинки из мешочка вы занимаетесь нейробикой (то бишь развитием головного мозга через формирование новых связей между нейронами). Дети этим в отличии от нас занимаются постоянно, а мы со временем уходим на стереотипной реагирование. Поэтому,  для взрослого эта игра полезна не меньше, чем для ребенка.

2. Собираем усики с подбором пары

2.1 Вытягиваем бусину наугад из мешочка и надеваем на усик. Соперник должен найти такую же на ощупь или  открыто, и поставить на свой усик. Если вместо нужной бусины, вынимается другая, то соперник, не добавляет на свой усик ничего. Далее вытягивает бусину соперник и действие повторяется. Тот, кто быстрее составит свой усик - побеждает.

2.2 В подбор пары можно играть и самому с собой. Вынимается бусина и помещается на один усик, задача - на ощупь найти такую же бусину для другого усика.



3. Расширяем лексикон, развитие речи

3.1 Подбираем карточки  с изображением аналогов к названиям усиков насекомых по карточкам.
Нитевидный - нить;
Пиловидный- пила и т.д..
Объясняем принцип, что прилагательные могут быть сложными и образовываться от названия предметов + слово "видный" или "образный". Этим принципом сходства образов или видов часто пользуются в описании биологических объектов. 

3.2 Собираем усики по словесному описанию.
Например, усики состоят из 5 бусинок. Первая - круглая большая, вторая - квадратная, третья - круглая маленькая, четвертая - овальная, пятая - палочковидная.
Если игра идет в открытую, то можно добавлять характеристики цвета.



Для моих постоянных читателей я подготовила небольшой подарок, с карточками к энтомологической игре "Усики". Чтобы я прислала вам карточки бесплатно - необходимо, чтобы вы стали постоянным читателем блога "Магия биологии", и написали на мою почту oaastra@gmail.com . И я перешлю вам карточки по почте, для личного пользования.

23 комментария:

  1. Оля, как интересно! Удивительная игра! И, действительно, полезна как для детей, так и для взрослых!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо! Рада, что понравилась игра. Раньше мы с сыном играли в нее. Интересно, что в итоге, он меня обыгрывал по ощупыванию бусин.

      Удалить
  2. Спасибо, Ольга. В очередной раз удивили, связав рассказ об усиках и игры с бусинами...Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна!
      Я ратую за использование кинестетической модальности не только в дошкольном возрасте, но и в подростковом и во взрослом состоянии. Как сегодняшним взрослым не хватает кинестетического восторга восприятия....

      Удалить
  3. Ответы
    1. Алена, благодарю, рада, что понравилось!

      Удалить
  4. Ольга, это круто! Такая игра многофункциональная и полезная! уже хочу карточки:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Напишите на почту и вам перешлю файл.

      Удалить
  5. Здорово! Никогда не думала, что насекомых можно изучать не только целостно, но и вот так, если можно так сказать, по частям. Спасибо вам за такие подсказки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Фокус в том, что целостное описание насекомого составляется по частям - крылья, ноги, усы)))) И вы правы, классифицировать по признаку строения только ног или только усов - оказывается очень увлекательным делом.

      Удалить
  6. Игра очень интересная! Хочу карточки, спасибо, Оля! Хочу увидеть, что ты напридумывала))), это так занимательно! Отправляю запрос на почту))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! Все предельно просто. Там схемы усиков и изображения. Уже отправила карточки, читай почту.

      Удалить
  7. Оля, можно я буду тоже буду так говорить "использование кинестетической модальности"? надо хоть узнать, что это значит)) Не успеваю заносить в свой гроссбух идей игр и занятий все, что вижу в дружественных блогах. С таким кладезем, бесконечно пополняемым, я не останусь без дидактического материала. Ну и я давно в ПЧ, так что жду карточек))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лада, премного благодарна! Конечно, говори "кинестетическая модальность")))
      Напиши мне на почту и я вышлю файлик с удовольствием.

      Удалить
  8. Оля, занимательная игра получилась! Сильно про кинестетический восторг восприятия! Неужели у взрослых это можно развить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо! Да! И у взрослых тоже это можно развить. Наш мозг как и любой орган можно натренировать. Несмотря на то, что количество нейронов в головном мозге сокращается, но они не теряют способности образовывать новые связи друг с другом. Чем больше таких связей, тем лучше и быстрее соображает человек.

      Удалить
    2. Имеется в виду количество нейронов (нервных клеток) сокращается у взрослых с возрастом.

      Удалить
  9. Ух ты, из крючка и проволоки, а на вид настоящее насекомое! Я точно могу определить - у меня мурашки по спине начинают бегать при разглядывании, у меня фобия)))
    Подписалась, Оля, на ваш блог, как же это я была на него еще не подписана - не знаю! :)
    И спасибо за участие в Катиной коллекции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Вот кто бы мог подумать о том, что у вас инсектофобия))) после тех расчудесных постов о насекомых в вашем блоге. Если вас заинтересовали карточки, то я вышлю с превеликой радостью. Лишь черкните письмецо.

      Удалить
    2. ))) Не поверите - пока пишу пост, пока делаю фото, пока читаю материал в интернете, меня аж передергивает! Но я очень старалась не заразить детей своей фобией, проводила и провожу с ними занятия, обращала их внимание на всякие чудеса из их жизни. Не передать фобию не совсем удалось, но дети оба относятся к ним гораздо спокойнее. Это ведь целый интересный мир! Вот я это умом понимаю, а все внутри аж переворачивается при виде самого безобидного жучка :)
      Написала вам на почту - думаю, Кате будет очень полезно поиграть в "Усики" :) Да и я скорее всего, узнаю что-то новое для себя!

      Удалить
  10. Оля, здравствуй. :) Уже отправила письмо с огромной просьбой - прошением. :))) Я такой вариации ещё не встречала по мелкой моторике и познанию одновременно. Точно, креативная педагогика! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо, за отзыв!
      Уже выслала карточки смотри почту!

      Удалить