Здравствуйте, друзья!
Декабрь знаменуется подготовкой адвент-календарей. Много сил утекает в придумывании заданий. Можно, конечно, взять чьи-то готовые варианты, но я предлагаю нечто оригинальное и необычное.
В технологии ТРИЗ есть понятие ИКР - идеальный конечный результат. ИКР предполагает, что самый лучший способ решения задачи - это когда система сама решает проблему.
Вот я и подумала, а что если адвент сам себя создаст? Чем не ИКР? Осталось лишь решить КАК. И я придумала. Адвент будет ассоциативный. Но сначала объясню откуда у идеи ноги растут.
В создании календаря ожидания за основу взяла МФО (метод фокальных объектов) и метод комбинаторики социо-игровых импровизаций на уроках. Я интегрировала два подхода. В педагогической практике, широко использовала оба метода в постановке креативного мышления у ребят.
МФО знаком многим. Мы берем разнородные предметы, и накладываем их свойства на объект, который мы решили облагородить или понять.
Например, при изучении темы "Птицы" накладывали свойства карандашницы на рабочем столе. Искали ассоциации, которые могли бы нас выводить на интересные факты и вопросы о птицах.
Метод комбинаторики социо-игровых импровизаций на уроках (по В.М. Букатову "Секреты дидактических игр", 2010) основан на использовании стержневых игровых действий, которые он завернул в вариации глаголов. Букатов выделил 24 стержневых действия, на которых базируются народные игры.
Например, в игре "Городки" или "Боулинг" стержневое действие - сбивание, сваливание. А глаголы вариации будут - попадать, сшибать, опрокидывать, нарушать равновесие, толкать. Задача - вписать стержневое действие в нашу тему. Например, с помощью снежков из бумаги сбивать пирамиду из бумажных стаканчиков. Или игра в снежный боулинг, где вместо шара возьмем снежный ком.
По аналогии для адвента выделила 12 стержневых действий, добавила свои версии действий и вариации в глаголах. Действия имеют взаимные связи. По сути, наши задания должны быть позитивно окрашены, поэтому будем использовать созидательные стержневые действия после деструктивных.
Для ассоциации соединим зимние новогодние слова со стержневыми действиями, на основе комбинации продумываем, какими могут быть задания.
Задания не являются фиксированными, они создаются комбинацией случайным образом. С помощью двух различных игровых кубиков.
За одним кубиком мы закрепим новогоднее зимнее слово. А за другим - стержневое действие. Кубики выбрасываются на поле, нужно объединить выпавшее значение зимнего слова и стержневого действия. Придумать вместе с ребенком какие позитивные ассоциации вызывает сочетание.
А дети постарше могут добавить еще признаки дополнительные, суммируя значения точек на костях. Можно метать дротики в поле для выбора комбинации. Или тянуть бочоночки лото с цифрами, складывая значения цифр пока не получится значение от 1 до 12.
1. Сделать поле, вместе с ребенком выбрать зимние новогодние слова (не забывая о ТБ), используйте подготовленный мною конструктор адвента. При выборе зимних слов старайтесь не брать слова, связанные с пиротехникой. Для стержневых действий используйте предложенную таблицу, или создайте собственный набор стержневых действий.
2. Предполагается, что материалы для творчества в виде бумаги, клея, ножниц, скотча, ниток, карандашей, красок, пластилина, блесток, картинок у вас дома в достатке. Для малышей лучше заранее сделать шаблоны, изображения для раскрашивания зимних слов.
3. Для стержневого действия №9 "Движение по заданной траектории" стоит припрятать секретик, и нарисовать план для его обнаружения, или сделать словесное описание.
4. Подготовить маленькие подарочки для адвента.
1. Получаем комбинацию с помощью поля и кубиков. Например, выпала комбинация сектора №5 "Снеговик" и сектора №2 "Разрушение".
2. Начинаем рассуждать о вариациях действий и объединять с зимним словом, со "Снеговиком".
3. Отбираем понравившиеся варианты, которые выполнимы в данных условиях.
4. Соотносим варианты с позитивным и безопасным решением.
5. Выполняем подходящее задание для адвента.
7. Ребенок учится планировать, доводить задуманное до конца.
8. Понимание, что разрушительные действия могут быть позитивными, если за деструкцией следует созидательный процесс. Чтобы собрать что-то новое, нужно разобрать что-то старое.
Для удобства печати объединила таблицу и колесо поля конструктора адвента.
ПС: Данный конструктор занятий, можно приложить к любому событию, не только к Новому году. Анализ вариантов о снеговике натолкнул меня на еще одну интересную идею. Но раскрою ее позже.
Если Вам интересно, как решать задачи с помощью ТРИЗ -метода, и его модификации ПРИЗ, то Вам стоит познакомиться со статьей ТАЙНЫ ХИЩНЫХ РАСТЕНИЙ.
Декабрь знаменуется подготовкой адвент-календарей. Много сил утекает в придумывании заданий. Можно, конечно, взять чьи-то готовые варианты, но я предлагаю нечто оригинальное и необычное.
В технологии ТРИЗ есть понятие ИКР - идеальный конечный результат. ИКР предполагает, что самый лучший способ решения задачи - это когда система сама решает проблему.
Вот я и подумала, а что если адвент сам себя создаст? Чем не ИКР? Осталось лишь решить КАК. И я придумала. Адвент будет ассоциативный. Но сначала объясню откуда у идеи ноги растут.
Методы в создании ассоциативного адвента
В создании календаря ожидания за основу взяла МФО (метод фокальных объектов) и метод комбинаторики социо-игровых импровизаций на уроках. Я интегрировала два подхода. В педагогической практике, широко использовала оба метода в постановке креативного мышления у ребят.
МФО знаком многим. Мы берем разнородные предметы, и накладываем их свойства на объект, который мы решили облагородить или понять.
Например, при изучении темы "Птицы" накладывали свойства карандашницы на рабочем столе. Искали ассоциации, которые могли бы нас выводить на интересные факты и вопросы о птицах.
Прилагательные
|
+Птица
|
Ассоциация
|
Выход на проблему, факт
|
Разноцветный
|
+Птица
|
Попугай, павлин
|
1. Какую функцию выполняет окраска у птиц?
2. Почему у павлина такой длинный хвост, ведь так его легче поймать хищникам?
|
Пластмассовый с металлическими вставками
|
+Птица
|
1. Кольцевание
2. Клетка
| 1. Зачем используют метод кольцевания у птиц? 2. Какие материалы можно использовать для птичьих клеток? |
Полый внутри
|
+Птица
|
Полости в кости и воздушные мешки
|
Что помогает птицам летать?
|
И т.д.
|
Метод комбинаторики социо-игровых импровизаций на уроках (по В.М. Букатову "Секреты дидактических игр", 2010) основан на использовании стержневых игровых действий, которые он завернул в вариации глаголов. Букатов выделил 24 стержневых действия, на которых базируются народные игры.
Например, в игре "Городки" или "Боулинг" стержневое действие - сбивание, сваливание. А глаголы вариации будут - попадать, сшибать, опрокидывать, нарушать равновесие, толкать. Задача - вписать стержневое действие в нашу тему. Например, с помощью снежков из бумаги сбивать пирамиду из бумажных стаканчиков. Или игра в снежный боулинг, где вместо шара возьмем снежный ком.
По аналогии для адвента выделила 12 стержневых действий, добавила свои версии действий и вариации в глаголах. Действия имеют взаимные связи. По сути, наши задания должны быть позитивно окрашены, поэтому будем использовать созидательные стержневые действия после деструктивных.
Для ассоциации соединим зимние новогодние слова со стержневыми действиями, на основе комбинации продумываем, какими могут быть задания.
Для кого подойдет метод ассоциативного адвента:
- для мам, которые хотят сделать необычный адвент, ориентированный на их ребенка;
- для детей школьного возраста, которые уже неоднократно проживали новогодние адвенты;
- для семей, где несколько разновозрастных детей, как объединяющее дело;
- для мам, которые хотят воспитывать креативность мышления в своих детях.
В чем основная идея
Задания не являются фиксированными, они создаются комбинацией случайным образом. С помощью двух различных игровых кубиков.
За одним кубиком мы закрепим новогоднее зимнее слово. А за другим - стержневое действие. Кубики выбрасываются на поле, нужно объединить выпавшее значение зимнего слова и стержневого действия. Придумать вместе с ребенком какие позитивные ассоциации вызывает сочетание.
А дети постарше могут добавить еще признаки дополнительные, суммируя значения точек на костях. Можно метать дротики в поле для выбора комбинации. Или тянуть бочоночки лото с цифрами, складывая значения цифр пока не получится значение от 1 до 12.
Предварительная подготовка адвента
1. Сделать поле, вместе с ребенком выбрать зимние новогодние слова (не забывая о ТБ), используйте подготовленный мною конструктор адвента. При выборе зимних слов старайтесь не брать слова, связанные с пиротехникой. Для стержневых действий используйте предложенную таблицу, или создайте собственный набор стержневых действий.
2. Предполагается, что материалы для творчества в виде бумаги, клея, ножниц, скотча, ниток, карандашей, красок, пластилина, блесток, картинок у вас дома в достатке. Для малышей лучше заранее сделать шаблоны, изображения для раскрашивания зимних слов.
3. Для стержневого действия №9 "Движение по заданной траектории" стоит припрятать секретик, и нарисовать план для его обнаружения, или сделать словесное описание.
4. Подготовить маленькие подарочки для адвента.
Алгоритм создания задания
1. Получаем комбинацию с помощью поля и кубиков. Например, выпала комбинация сектора №5 "Снеговик" и сектора №2 "Разрушение".
2. Начинаем рассуждать о вариациях действий и объединять с зимним словом, со "Снеговиком".
3. Отбираем понравившиеся варианты, которые выполнимы в данных условиях.
4. Соотносим варианты с позитивным и безопасным решением.
5. Выполняем подходящее задание для адвента.
Вариации
действий
|
+ Зимнее слово
|
Ассоциация
|
Выход на задание, игру
|
Разбивать
|
+ Снеговик
|
Что можно разбивать: 1. снег, 2. яйца, 3. лёд, 4. орехи, 5.________
|
1. Слепить из снега снеговика, а потом разрушить.
2. 1 Из вареных яиц, разбив и очистив скорлупу, можно сделать снеговика.
2.2 Сделать яичницу глазунью, разбивая яйца, используя формочки.
Угостить семью блюдом.
3. Фигурки снеговиков из пластмассы залить водой, заморозить в формочках, а потом разбивать лед, освобождая снеговиков из плена.
4. Снеговик - Щелкунчик)))
ПС: От идеи №1 отказываемся, поскольку она не слишком позитивна. Если только мы не станем лепить снеговика обид, а потом когда его разобьем, то избавимся от них.
От идеи №2 отказываемся, если в доме закончились яйца.
От идеи №3 придется отказаться, если нет подходящих фигурок снеговиков.
|
Разрывать
|
+ Снеговик
| Что можно разрывать: 1. бумагу, 2. вату, ____________ | 1. Из бумаги можно отрывать кусочки и наклеивать в виде аппликации снеговика. Или же постараться вырвать из бумаги крупные детали, и из них сложить снеговика. 2. Отрывая кусочки ваты, мы можем с помощью воды и клея сделать ватных снеговиков. |
Рассыпать
|
+ Снеговик
|
Что можно рассыпать: 1. манку (соль, сахар), 2. снег, 3. ______
|
1. На темном картоне на контур снеговика нанести клей ПВА и посыпать манной крупой, солью или сахаром.
2. Игра для прогулки. Выложить из палочек силуэт снеговика и рассыпать внутри силуэта снег из ведерка или с лопатки, пока не получатся холмики. Тогда получится лежачий снеговик.
|
И т.д.
|
Оригинальный новогодний подарок на Новый год - копилка банка
Перед вами наше воплощение сочетания "Снеговик" + "Ёлка" + №8 "Сохранение". Это копилка, сделанная из двухлитровой банки, украшенная аппликацией снеговика из ватных дисков, лент, ёлки из ниток и бусин. С напылением серебристой автомобильной краски.
Мы делали ее в подарок с сыном в 2012 году. На дно приклеили ватные диски. Банку закатали железной крышкой для заготовок. Сверху прорезали отверстие для монет и банкнот. Края немного подогнули во внутрь, чтобы не царапались.
На инструкции написали "Храните деньги в сбербанке (сберегательной банке-копилке)". Получился стильный подарок. Когда копилочка станет полна, то ее можно открыть консервным ножом и закатать крышку снова.
Подобная трёхлитровая копилочка стояла у нас для сбора хороших впечатлений, радостей. Мы бросали записочки весь год, а потом читали их, разворачивая под ёлкой.
Плюсы ассоциативного адвента:
1. Неожиданность, которую мы создаем своими руками. Ребенок учится создавать праздник сам. Нам и самим становится крайне интересно.
2. Ребенок активный разработчик, а не только исполнитель. Создает свои ассоциации, выносит решение, выполняет задуманное, в соответствии с тем, что есть в его распоряжении.
3. Ребенок будет с большей охотой выполнять задания, которые выбрал он сам.
4. Ребенок учится выходить за рамки действий по образцу, созидает, мыслит креативно.
5. Ребенок учится действовать в условиях неопределенности. Это создает мощное подспорье для будущего - использовать окружающие условия для действия в любых условиях.
6. При анализе и выборе вариантов, ребенок учится договариваться, конструктивно взаимодействовать, прислушиваться к мнению других людей.
7. Ребенок учится планировать, доводить задуманное до конца.
8. Понимание, что разрушительные действия могут быть позитивными, если за деструкцией следует созидательный процесс. Чтобы собрать что-то новое, нужно разобрать что-то старое.
Минусы ассоциативного адвента
1. Вы не сможете на 100 % контролировать процесс. Если адвент используется для нескольких разновозрастных детей, то возможны споры. Придется вмешиваться в процесс.
2. Выдвигаемые идеи ребенка могут быть негативными. В этом случае, необходимо вводить жесткое правило запрета деструктивных идей для адвента. И договариваться о правиле на берегу.
3. Иногда идея бывает столь хороша, что придется сбегать в магазин за недостающими компонентами. Можно договориться планировать задание на день вперед, чтобы успеть все купить.
4. Порой ребенок ничего не может придумать, тогда помогайте ему наводящими вопросами.
5. Адвент не рассчитан на выдвижение идей малышами. Это скорее инструмент для мам, которые придумывают свой адвент. Активную генерацию идей стоит ожидать от школьников. Им нравится работа в подобном ключе.
6. Как и любой адвент, этот вариант не рассчитан на 100% самостоятельное выполнения детьми и потребует поддержки.
6. Как и любой адвент, этот вариант не рассчитан на 100% самостоятельное выполнения детьми и потребует поддержки.
Для удобства печати объединила таблицу и колесо поля конструктора адвента.
Чтобы сохранить поле, откройте его в полном размере |
ПС: Данный конструктор занятий, можно приложить к любому событию, не только к Новому году. Анализ вариантов о снеговике натолкнул меня на еще одну интересную идею. Но раскрою ее позже.
Если Вам интересно, как решать задачи с помощью ТРИЗ -метода, и его модификации ПРИЗ, то Вам стоит познакомиться со статьей ТАЙНЫ ХИЩНЫХ РАСТЕНИЙ.
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях, расскажите про "Магию биологии" хорошим людям. Желаю радости открытий!
Ооох! Это же можно и взрослых (больших детей) заинтересовать! Спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, Евгения, Вы правы. Этот календарь классно запускать на подростках. Они фонтанируют версиями. Им почти не требуется помощь. И отношения можно переводить в плоскость партнерских.
УдалитьТочно, уже сижу вовлеченная)) Спасибо, Ольга!!
УдалитьСпасибо, Ирина! рада, что затянула идея)))
УдалитьЗамечательная идея! Возьмем на заметку на следующий год. Для нас такой адвент-календарь пока будет особенно интересен с точки зрения расширения словарного запаса, а затем, конечно, и ассоциативное мышление подтянется.
ОтветитьУдалитьРада, Мария, что нашли для себя свою вариативность применения конструктора.
УдалитьДа, большой словесный запас формирует в мозге картинки и ассоциации, которые начинают контактировать между собой. И у ребенка начинается тот самый сказочный возрастной период. Чем богаче лексикон, тем более бурно фонтанирует воображение.
Ольга, вот это идея! Развитие творческого мышления - для меня сейчас очень актуально! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алёна!
УдалитьДля меня направление развития креативного мышления в детях было рычагом противодействия тупому оболваниванию тестами. Я как подпольный революционер,через свои уроки вместе с детьми боролась так с формализмом системы. И биология была для многих ребят - глотком творческой свободы и самовыражения)))
Потрясающий креативный подход
ОтветитьУдалитьСпасибо большое
Благодарю, Алиса Сергеевна!
УдалитьРада, что понравилось. Надеюсь пригодится на практике.
Супер!Идеальный конечный результат! Варианты с санками меня быстро завели в тупик, я бы взяла другое новогоднее слово "Дед Мороз", например, хотя мозговой штурм наверняка справился бы и с санками)
ОтветитьУдалитьЯ с санками совсем забыла похвалить банку! И мягонький растаявший снеговик!:)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана!
УдалитьДа, банка-копилка - классная штука. А растаявший снеговик - украшение из фетра на ёлочку))
Конечно же можно взять любые другие слова.
Но почему ты санки забраковала? Очень даже неплохо может получится и с санками)))
Хотя нужен снег, чтобы с ними получилось веселье.
Санки + разбивать = съезжать с горки на санках и разбивать как можно больше снежков, выложенных у подножия. Или можно скатить вниз снеговика на санках))) А как насчет того, чтобы орехи санками колоть? Завернул в тряпочку орех, подложил под полозья, и сел на саночки))) Орех, конечно, либо выскочит, либо будет всмятку, но сам факт возможности!
Санки + рассыпать = тот, кто сидит на санках выступает в роли сеятеля. Его везут, а он что-то рассыпает, например конфетки, или фантики или записочки со словами или предложениями из сказки. А кто-то следом через какое-то время собирает их, может даже он сам и собирает. Найдет не все, но постарается сказку из них сложить, или пересчитать конфеты и узнать, сколько найти не удалось.
А вот другая задача, что делать с санками, если нет снега(((
Тогда можно приделать к санкам колеса))) Прикрепить к полозьям два скейтборда.
А еще можно поставить санки на мокрую тряпку, закрепить её и тянуть их по полу на тряпке - креативное мытье пола получается))) Я, конечно, фантазирую. Нужно проводить испытание жизнеспособности идей.
О-бал-деть!)))
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Необычайный конструктор адвент - календаря!Да уж, никогда не придумаешь просто так то, что можно сочинить с помощью ТРИЗ:)
ОтветитьУдалитьОчень понравилась банка для сбора приятных впечатлений!))
Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
УдалитьРада, что идеи понравились.
Действительно, ТРИЗ в соединении с другими техниками - мощный инструмент.
Очень, очень здорово! Для моих ребят это, конечно, не выполнимо (не тот уровень развития), но просто по подбирать позитивные ассоциации к сочетаниям можно попробовать.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Нелли!
УдалитьСистему можно использовать для придумывании игр малышам. Социо-игровой подход очень разнообразит педагогический процесс.
Оля - очень! оЧЕНЬ ЗДОРОВО!Возьму на заметку к следующему году!
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо!
УдалитьНадеюсь пригодится. И детям понравится.
Оля! К нам на кормушку снегирь прилетал!!!! А еще на нашем ясене была целая стая, штук 30, свиристелей! Все дерево пело! Правда они на кормушки не спускались, во верхам летучки ясеня шелушили!
УдалитьЗдорово! К нам тоже прилетали свиристели. Красавчики. Для них можно накалывать на веточки небольшие яблочки.
УдалитьОльга Александровна. Ваши все идеи просто восхищают!!!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, благодарю!
УдалитьМне очень приятно.
Надо будет Андрею предложить. Думаю, что заинтересуется.
ОтветитьУдалитьОля, ну как в Вас помещается столько знаний и умения преподносить их нам так легко и креативно? Умничка!😍👏👌
Благодарим за участие в Детской галерее.
Спасибо, Жанна!
УдалитьУчитель же у нас и чтец, и жнец, и на дуде игрец))) А у меня еще вечно была нехватка часов на ставку, и добирали ставку не биологическими предметами. Я и логику вела, и самопознание, и исследовательскую деятельность школы методически организовывала. Но эта разнородность действий обогащала мое преподавание предмета. По крайней мере, все приобретенные навыки, я старалась внедрить в свою педагогическую систему.
Надеюсь Андрею понравится метод. Подростки с удовольствием участвуют в генерации идей.
Оля, это так круто!!! Потрясающий креативный подход! Обязательно сохраню в копилку (думаю, что моему щекастику еще рано), но такой адвент надо обязательно попробовать!!!
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо!
УдалитьНадеюсь пригодится в будущем для детишек.
Оля, ты - гений!!! Идея просто потрясающая!
ОтветитьУдалитьМила, благодарю! Мне очень приятно.
УдалитьНет, ну, это же надо вот так идею адвента преподнести! :))) Пожалуй, возьму я её, если не возражаешь, Оля, для своих подготовишек, но уже к выпуску. И, конечно, снова низкий поклон за то, что делишься плодами своего уникального видения на образование. :) Спасибо!
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо!
УдалитьКонечно, бери идею для подготовишек. Они вполне могут поучаствовать в придумывании идей. в их арсенале накопится достаточная база сказок и действий))) И многие уже познакомятся с адвентом благодаря родителям.
Как здорово и креативно! Как раз нам подходит: сын умеет мыслить логически, а я буду учиться с Вами, Ольга! У нас тоже есть баночка радостей, но у вас она очень мило оформлена. Спасибо! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена!
УдалитьРада, что Вам понравилось.
Баночка радостей - классная штука. Помогает в настойке позитивного мышления.
Олечка, вот есть высшая математика, а это -высшая педагогика! Креативность зашкаливает!!! Ты просто повелитель алгоритмов 😃
ОтветитьУдалитьБаночка замечательная)))) хранить приятные моменты года - так замечательно:) потом по истечении нескольких лет можно сделать альбом приятных воспоминаний!😇 такой себе позитивный дневник семьи 👪
Женя, благодарю))) Очень приятно получать такие отзывы.
УдалитьА баночка - очень интересная штуковина. И альбом насобирается гораздо быстрее, когда становится привычкой бросать записку с позитивчиком. Фокус на хорошем - это замечательная полезная и жизненно необходимая привычка. А маленькие дети могут рисовать, надо лишь рядышком стикеры положить)))
Ольга, это просто нереально крутая идея! Очень боюсь потерять её, сейчас добавлю во все возможные места и закладки!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алёна!
УдалитьНадеюсь пригодится методика.
С наступающим!
Оля, это просто невероятно интересная штука! У меня завертелись идеи))). А ведь подобный календарь можно иметь на каждый день. Например, подготовить слова по сезонам или внесезонные и просто, когда нужно чем-то заняться, но идей нет, воспользоваться подобным адвентом. А еще что-то мои мысли завертелись в направлении настольной игры. Буду вертеть их дальше, может и выверчу чего)))). Спасибо!
ОтветитьУдалитьАня, рада, что у тебя появилось столько задумок! Это универсальная методика формирования креативного мышления, просто я немного ее модифицировала. И главное - это РАБОТАЮЩАЯ штука. Обязательно приду посмотреть на её воплощение в твоем блоге.
УдалитьОльга!Какой необычный и интересный подход, все по полочкам разложено!Спасибо огромное за идею!Мы с сыном обязательно попробуем. Спасибо за материалы, как всегда - все так красиво и аккуратно!:)
ОтветитьУдалитьКсюша, Спасибо!
УдалитьБуду рада, если пригодится на практике. Получается неожиданно и мышление развивается.