Креативная биология

вторник, 3 марта 2015 г.

ЧТО ТАКОЕ СИНЕСТЕЗИЯ? ЧАСТЬ 1.

Здравствуйте, друзья!
Сегодня будет пост, раскрывающий маленькие секреты моей педагогической деятельности. Вот уже 6 лет я являюсь руководителем Научного Лицейского общества "Светоч" нашей школы. Все это время мы пытаемся вместе с администрацией найти оптимальную форму работы массового обучения лицеистов методологии написания проекта. Это, я вам скажу, архесложная задача. Только в глазах непосвященного это выглядит легко. Даже некоторые учителя не могут понять разницы между различными типами работ: рефератом, творческим проектом, ученическим и исследовательским.



В недавнем прошлом мы работали в формате еженедельного Дня одаренного ребенка. К разработке данного концепта и его внедрения я приложила неимоверное количество усилий. Свой опыт я обобщила в творческой работе, 5 международного педагогического конкурса "Наука вокруг нас" (средняя и старшая школа),  где  работа стала лауреатом. Если интересно, то статью можно почитать ЗДЕСЬ. Идея такого Дня может быть реализована только при хорошей поддержке администрации.  В противном случае, успеха не видать.

Сейчас, наша стратегия изменилась: на базе двух 7 классов введен спецкурс по основам исследовательской деятельности, программу к которому и наполнение были разработаны мной.  Извиняюсь за такую длительную предысторию.  
Сегодня делюсь авторской разработкой. Итак, шла отработка тематики "Правила построения эксперимента".... Накануне я попросила принести цветные фломастеры и карандаши, с самой богатой цветовой палитрой.

Уточнение понятия синестезии


Я объявляю детям, что сегодня мы будем изучать явление  синестезии  в их классе. Конечно же, ребятам этот термин не известен. Они начинают задавать вопросы. Я предлагаю посмотреть на терминоэлементы, ответить с какими словами созвучно данное понятие. 
И вот названы слова "синтез", "анестезия". Через объяснение которых, мы приходим к пониманию, что СИН- это некоторая общность, объединение в целое частей, а "СТЕЗИС" - чувство, ведь анестезия - это наркоз, неспособность чувствовать (приставка "АН" - отрицание). То есть, путем моделирования через терминоэлементы, ребята приходят к выводу, что "синестезия" - это совместная работа чувств. 
Скелет понятия найден, и я делаю следующий шаг в направлении уточнения понятия, зачитывая цитату В. Набокова, который аккурат был синестетиком.


«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба». В. Набоков
 Ребята догадываются, что синестезия - это не совсем обычное, парадоксальное сочетание чувств. Когда буквы в ощущениях человека имеют вкус, цвет, фактуру. Или когда музыка перетекает во вкус на языке и ощущается как цвет, а быть может, и тактильно. То есть, когда к обычному восприятию примешиваются дополнительные, несвойственные данному восприятию, органы чувств. 


Выдвижение гипотезы о синестезии


Синестезия - нормальное явление у маленьких детей (100%), и в яркой форме сохраняется примерно у 10 % взрослого населения. И многие люди даже не догадываются, что они синестетики.

Я прошу выдвинуть гипотезу. Ребята выдвигают предположение, что у подростков будет пограничное  значение между детьми и взрослыми: около 30-40% ребят обнаружат у себя синестезию. 

А я выдвигаю свою гипотезу, и не озвучиваю ее пока: каждый коллектив обладает своим фактором совпадений в цвете, вкусе, образах. В итоге я смогу получить некоторый портрет бессознательного исследуемых классов.




Планируем деятельность: как проверить человека на синестезию


А теперь самое интересное: я прошу спланировать как мы можем изучить явление синестезии в классе. Дети предлагают варианты. Останавливаемся на том, что будем слушать музыку и рисовать ее цветом, присваивать ей категорию вкуса и попытаться назвать ее одним словом или словосочетанием. Потом надо произвести анализ и выбрать самые встречающиеся. 

Прием с музыкой самый простой, поскольку раскрывает самую часто встречающуюся синестезию - цветной слух.

Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово”, чем вызвал полное замешательство в рядах оркестрантов.


Экспериментируем с явлением синестезии


Итак, мы начинаем с музыки. Музыка должна быть незнакомой. Я ставлю мелодию Sojiro. Ребята слышат ее впервые. Никаких эмоциональных ассоциаций для них музыка не имеет. Вы тоже можете поучаствовать в этом эксперименте и послушать мелодию на плеере, определяя музыку на цвет, вкус, присваивая ей название.

Download Sojiro For Love for free from pleer.com

Ребята с удовольствием включились в процесс.




Обсуждение и обработка результатов


Затем дети произвели обмен  мнениями. Слушать приходилось друг друга очень внимательно, поскольку необходимо было выделить самые повторяющиеся ответы. Наиболее часто встречающиеся варианты мы выписывали на доску.



Для 7а класса, оказались в рейтинге образов в названиях следующие элементы: 
Лето = 4 раза
Весна = 3 раза
Вода = 3 раза
Небесные светила = 3 раза
Вальс цветов, распускание цветов = 2 раза
Утро = 2 раза
А для другого класса (7в), картина немного иная:
Лес = 4 раза
Птицы = 4 раза
Сад = 2 раза
Сон = 2 раза
Ночь = 2 раза

Интересно, что приблизились к оригинальному названию  мелодии "For Love" только по одному человеку из каждого класса.
Стала думать, а какой образ ближе мне. Вероятно, летняя ночь.

Рейтинг  цветового восприятия музыки в 7а:
Зеленый = 9
Розовый = 6
Желтый = 5
Оранжевый = 3 раза
Сиреневый = 2 раза
Красный = 2 раза
Синий = 2 раза
Рейтинг  цветового восприятия музыки в 7в:
Голубой = 5
Розовый = 3
Оранжевый = 2 раза

Я оценила музыку в нежно-розовых рассветных тонах.

Остались вкусовые пристрастия. В 7а рейтинг вкусовых предпочтений, относительно музыки:
Шоколад = 5 раз
Цитрусовые = 5 раз
Малина = 4 раза
Груша = 2 раза
Вишня = 2 раза
Яблоко = 2 раза
В 7в рейтинг вкусовых предпочтений, относительно музыки:
Сладкий = 6 раз
Кислый  = 3 раза
Горький = 2 раза
Безвкусный = 2 раза
Мороженое = 2 раза

А у меня получился вкус земляники.


Выводы из обсуждения материалов о синестезии


Затем ребята нарисовали общую картинку класса, которая получилась у них в результате обработки ощущений.

7а: "В конце мая, когда наступают каникулы, у воды в предрассветный час распускаются прекрасные цветы, будто танцуют вальс. А в воде отражается луна, и всходящее солнце. А на берегу в корзинке лежит шоколадка, апельсин и малина ".

7в: "В ночном лесу, в древесных ветвях поют птицы, а под деревом кто-то спит, и видит сон, о том, что вокруг летают светлячки, как разноцветные фонарики: голубые, розовые, оранжевые. Светлячки садятся на тарелку кисло-сладкого мороженного".

Вот такое качественное общение состоялось с прорисовкой образа бессознательного двух классов.

И ненавязчиво был преподнесен главный принцип эксперимента - измерение. Наука начинается там, где мы можем измерить, посчитать и зафиксировать.

О второй части погружения в графическую синестезию я расскажу в следующий раз. Не пропустите!

24 комментария:

  1. О, какая тема замечательная! Вкусная!) Мне нравится читать парфюмерных блоггеров- они очаровательно ненормальны со всей этой своей синестезией.

    ОтветитьУдалить
  2. Оцени один из шедевров описания образа аромата)
    "И все же – кожаный шипр.
    Кожа мягкая.
    Кожа наглая.
    Кожа зеленая.
    Кожа строгая.
    Угу – строгая и наглая и мягкая. И все в одном флаконе
    Мягкая – это общее ощущение.
    Строгой ее делает удивительное сочетание иммортелей, герани, гераниевого листа и перца. Именно они проявляются практически с самого первого вдоха. Поначалу с прохладной зеленью мяты и резкой свежестью недозрелых цитрусов. А потом – шалфей и горькая темная зелень. И еще строже звучание. И еще кожаней.
    И это все переходит в сердце композиции. И тогда зелень приобретает совершенно ощутимый оттенок мха.
    А цветы начинают балансировать между строгостью и мягкой нежностью. Потому что иммортели и герань оказываются в сплетении ароматов роз, пионов, фиалок.
    Но вот вступает жасмин – и вот тут-то начинается самая настоящая наглость. Вроде и жасмин вовсе не «навозный». И вообще ничего неприличного. Но в сочетании со строгой зеленью жасмин звучит как окрик, как свист хлыста.
    Это тот самый шипр, который – по одной старой неофициальной классификации – «чтоб душить крокодилов». В таком шипре их не только удушить можно, но и порвать на лоскуты.
    Это совершенно прекрасный зеленый кожаный шипр." (parfumka.pro Paul Emilien — Une Belle Journee)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана, за чудный образчик обонятельной синестезии! Обязательно загляну к парфюмерам.

      Удалить
  3. Оля, это просто волшебно! Нужно провести подобное погружение с детьми. Сама я уидела четкий образ весенней природы, со свежей молодой листвой, родник, почувствовала свежесть и этот самый аромат молодой листвы, а вкус чистейшей ледяной воды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо! Рада, что видишь в этом потенциал для своих детей.

      Удалить
  4. Ольга, отличный блог! И как же повезло вашим ученикам! Такие наставники - редкость и роскошь.

    ОтветитьУдалить
  5. О, какое интересное исследование!!! :-D
    Я знаю о себе точно, что я синестетик:)))) я "вижу цвет" запахов! Кстати, по запаху туалетной воды не раз угадывала цвет упаковки ;-))))
    А моя подруга говорит, что ей снится музыка... Мне сложно это понять, видимо, она чувствует форму звуков..)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, я полагаю, что среди взрослых гораздо больше синестетиков, чем говорит статистика)))

      Удалить
    2. Согласна! Видимо, отвечая на вопрос "считаете ли вы себя синестетиком" только 10% сообразили, что такое синестезия :-D

      Удалить
    3. Ага. Многие люди синестезию принимает за норму. Они считают, что так чувствуют все. А другая проблема в том, что не разработан достаточно мощный инструментарий оценки. Ведь, по идее, это можно оценить на 100 процентов, только имея томографию мозга, когда видны зоны возбуждения при восприятии раздражителя. Потому что еще, может происходить наложение на эмоциональные ассоциации и давать погрешность ошибки на работу ассоциативных зон коры больших полушарий. Например,буква А пахнет арбузом, потому что слово начинается на эту букву)))

      Удалить
    4. Точно! Отличная тема для диссертации! ;-)

      Удалить
  6. Класс! Мы с детьми эмоции описывали при помощи органов чувств . Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, рада, что вы, как профессионал, увидели для себя интересное зерно.

      Удалить
  7. Какая музыка светлая, красивая. И детям-то как повезло с преподавателем, Оля!
    Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя. Мне очень нравятся мелодии от Sojiro, они пронзительные и лиричные.

      Удалить
  8. Я так рада , что нашла ваш блог. Я даже и не знала о СИНЕСТЕЗИИ.(надеюсь правильно написала) Так интересно! Спасибо вам за очередное волшебство!

    ОтветитьУдалить
  9. Ой, для меня это ново, огромное спасибо за знакомство.

    ОтветитьУдалить
  10. Оля, как же ты классно проводишь уроки (вообще поняла, что ты удивительный учитель, который учит самостоятельно добывать знания, а это ТАКОЕ ВАЖНОЕ И ЗНАЧИМОЕ...)! Я взяла к себе в копилку: когда - нибудь проведу в обязательном порядке именно со взрослой аудиторией. С детьми я так делаю часто по роду деятельности, но без такого замечательного анализа именно с участием детей. Тоже надо взять на заметку уже сейчас.
    Задумалась, а что же я... Вот прямо ерунда: меня всегда сюжетно куда - нибудь уносит. Это не отдельно с запахами, вкусами, а в картине со смыслами, движением. Вот попробовала представить цвет. Так ведь сразу нежная винтажная терраса в предрассветный час, когда уже достаточно светло; движение: по ступеням вниз босыми ногами, ощущая холодный гравий дорожки красивого сада... А в мыслях мечты о будущем, красивом будущем, нежных детских поцелуях... Ну, это и понятно, у меня сейчас многое на этом замешано. :))))) Спасибо тебе огромное за красивое и мудрое! :)

    ОтветитьУдалить
  11. Катя, спасибо! Я рада, что тебе понравилась идея. Анализ помогает развивать рефлексивные способности.
    Какая отличная визуализация музыки у тебя получилась. По ступеням босыми ногами... Такая визуализация должна, просто обязана сбываться.

    ОтветитьУдалить
  12. Очень интересно! Так много нового узнаю у Вас, Ольга! Спасибо огромное, проведем с сыном такой эксперимент. Вот бы все учителя такими были.....

    ОтветитьУдалить