четверг, 12 марта 2015 г.

ЧТО ТАКОЕ СИНЕСТЕЗИЯ? ЧАСТЬ 2

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я продолжаю животрепещущую тему о синестезии. Начало читайте ЗДЕСЬ.



Мы с ребятами изучали слуховую синестезию. И пришло время графической синестезии. То есть это был второй вариант эксперимента, который предложили провести ребята, отталкиваясь от Набоковских слов о буквах. Это более редкий тип синестезии. И к нему присовокупляется значительный процент ошибки, который можно списать на эмоциональные ассоциации. 




Ребята предложили присвоить буквам русского алфавита цвет или вкус. Но потом один из учеников высказал опасение, что у многих буква А будет красной, а на вкус арбузной или апельсиновой, потому что с этой буквы они начинаются. Молодцы, смогли обнаружить тот самый подводный камень логических ассоциаций. Применили принцип стратификации при построении эксперимента (то есть снизили вероятность ошибки в достоверности). И мы уславливаемся, что будем красить буквы, не задумываясь, по наитию. 

Если хотите, то тоже можете присоединиться к маленькому эксперименту: присудите буквам цвета не выискивая связи, не анализируя. Цвета могут повторяться.



А теперь, внимание - интрига! Я выдаю им распечатанные алфавиты, с символами, которые им не знакомы. Они в них угадывают древние руны.  И я прошу добавить и к ним цвет.
Если вы присоединились к эксперименту, то и вам я предлагаю выполнить те же действия.




Уже в процессе ребята начинают задавать вопросы: а зачем мы красим второй алфавит? Между алфавитами есть какая-то связь?  И одна девочка догадывается, что мы будем их СРАВНИВАТЬ! Алилуя! Дети сами выяснили второй принцип эксперимента, который основан на сравнении экспериментального образца с контрольным. В такие моменты сердце учителя поет. Потому что выстроить все так, чтобы ребенок сам совершил открытие, через опосредованный анализ - это высший пилотаж.
А теперь, вы уже догадались, что нужно сделать? Правильно: посчитать число цветовых совпадений! Сколько у вас совпало букв с рунами? Максимум 18. 



Ребята считали.  Мы условились, что если цвет будет входить в состав сложного, то мы будем отмечать его как 1/2 совпадений. Например, буква О закрашена оранжевым, а руна Опора - красным, мы считаем это за половинку совпадения, поскольку это близкая цветовая гамма. 
И получилось следующее сразу  по двум классам:

11 совпадений -1 человек
8 совпадений - 4 человека
7 совпадений - 4 человека
6 совпадений - 4 человека
5 совпадений - 2 человека
4,5 совпадения - 3 человека
4 совпадения - 3 человека
3,5 совпадения - 3 человека
3 совпадения - 4 человека
2,5 совпадения - 2 человека
2 совпадения  - 3 человека
1,5 - 4 человека
1 - 4 человека
Ни одного - 4 человека

Общую статистику подсчитывал уже следующий класс. Мы стали разбираться с ребятами, в том, чтобы составить шкалу оценки графической синестезии. 

Высокий уровень мы присвоили параметрам 7-8 совпадений и выше.
Средний уровень - для 4-6 совпадений
Низкий уровень - для 1,5 -3,5 совпадений.
Синестезия отсутствует - для 1 и менее.

Конечно, можно не согласиться с достоверностью такой оценки, она весьма примерна, поскольку настоящую синестезию достоверно можно отследить через томографию мозга, по возникающему возбуждению в зонах, отвечающих за анализ восприятия раздражителя. 

НО ребята на этом занятии смогли обучиться очень важным навыкам составляющих эксперимент: планированию, измерению, сравнению с контролем, стратификации (снижение погрешности в ошибке), однородности. И повторяемости. Фиксации и обработки результатов. Но самое главное они получили УДОВОЛЬСТВИЕ от обучения. 

Но вот мы подобрались к кульминации нашего небольшого исследования. Отследим насколько подтвердилась выдвигаемая изначально гипотеза. Напомню, что ребята предположили, что около 30-40% подростков будут синестетиками, занимая промежуточное положение между малышами и взрослыми. Если мы посчитаем количество графических синестетиков  с высоким показателем и среднем, то получится 45%. Мы были правы))) А вот в отношении цветного слуха  эти показатели выше.

А потом дети стали задумываться почему, у кого-то сохраняется такое богатое восприятие, а у кого-то нет? И выясняется, что среди тех, кто имеет высокий уровень синестезии много детей посещающих художественную школу и музыкальную. 

И потом, мы ведь не изучали тактильную и обонятельную синестезию. Там нас тоже ждали бы сюрпризы. Может быть танцоры оказались впереди планеты всей.



А еще ребята удивились, что в древнеславянских рунах есть не все буквы современного алфавита. У них появились новые вопросы. Значит, лишние буквы - это заимствованные буквы? Получается, что руны носили имена богов? Значит, письменность была священной?  

Результаты исследования породили новые исследовательские проблемы. Это называется перспективой исследования. Если такое происходит на моих занятиях, я считаю их удавшимися. Если ребенок уходит от меня, унося в сердце интересный вопрос, то я достигла своей цели.

Какой простор для творчества! Как прекрасен этот мир! Посмотри, а еще потрогай, понюхай, попробуй, услышь и получи абсолютно новое его понимание через необыкновенное сочетание чувств.



11 комментариев:

  1. Ого, как все интересно: и про цвета букв, и про названия рун в честь богов... Очень интересные исследования. А мир, действительно, прекрасен, важно это уметь почувствовать. Спасибо, Ольга

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Занятие действительно получилось интересным. А руны всколыхнули какие-то внутренние душевные пласты.

      Удалить
  2. "Люди — интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку,"- эти слова Терри Пратчета всегда приходят в голову, когда читаю о ваших занятиях)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, слова Пратчетта ложатся на слух бальзамом))) Люблю это высказывание. Спасибо!

      Удалить
    2. Сегодня узнала, что Пратчетта не стало. Такая грустная новость.

      Удалить
  3. Забавно, что меня тянуло выкрасить П и П, Р и Р в один цвет, но я отбросила эту затею, решив, что это начертания букв на меня так влияют, поэтому не прислушалась. Итого получила всего 3 совпадения.
    Оля, спасибо за интересный эксперимент, очень любопытно было попробовать на себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я рада, что ты поучаствовала в эксперименте. Мне тоже понравилось отслеживать свои реакции.

      Удалить
  4. Эксперимент очень интересный, дети самостоятельно мыслят - без принуждения! Это чудесно! Ольга, Вы волшебница! По роду своей работы часто использую такие приемы, но ваша статья помогла взглянуть на это явление немного с другой стороны, более научной что-ли. Синестезию можно измерить, проанализировать, пощупать? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна. Рада, что вы открыли для себя новые стороны в явлении синестезии.

      Удалить
  5. Если честно, это ВЗРЫВ МОЗГА!!!! Как у вас это получается??? Я сижу под впечатлением... Интересно, кем будут ваши выпускники?)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Я же работаю в школе для одаренных детей. Я очень надеюсь, что мои выпускники будут умными и добрыми, думающими людьми, которые попробуют сделать этот мир хоть чуточку лучше.

      Удалить