ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

воскресенье, 14 апреля 2024 г.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "МУЗЕЙ ПРОСТЕЙШИХ" ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

 Здравствуйте, друзья!

Хочу поделиться своим проектом, который входит в творческую зачетную работу моего авторского спецкурса: "Зоология с основами энтомологии".

Непростые простейшие

ПРОСТЕЙШИЕ

Группа простейших организмов вызывает споры. По большому счету она искусственная. Полифилия - это биологическое явление поверхностного сходства, стратегий, однако не всегда имеющее под собой генетическое родство. 

Если ранее в систематической науке при определении биологического вида и его места в системе использовали морфологический, физиологический, биохимический критерий, то с появлением относительно доступных экспресс-методов определения ДНК, ведущим стал генетический критерий. 

Когда был прочитан геном различных таксонов простейших, выяснилось, что нужно пересматривать родственные связи между группами. Ведь систематика признает только монофилетический подход  (когда учитываются все потомки от единого общего предка). 
Например, генетический критерий доказал, что динофитовые водоросли (Dinoflagellata), инфузории (Ciliophora) и споровики (Sporozoa) - это генетически однородная группа альвеолят. Их объединяют наличие особых мембранных цистерн альвеол. При этом группа споровиков лишилась таксона микроспоридий (их теперь относят к царству грибов) и миксозоа (они оказались стрекающими). 

В 2015 году была принята одна из классификаций, в которой простейшие вместе с другими протистами были выделены в отдельное царство хромистов.



Чтобы не утонуть в тонкостях генетических перипетий систематики, скандалов и расследований, под простейшими в этом обзоре договоримся считать одноклеточные эукариотические (ядерные) организмы с гетеротрофным питанием и с отсутствием клеточной стенки.

Отходы в просветительский проект "Музей простейших"

Этап 0. Определение объекта для изготовления
Изначально слушатели курса тянули жребий. Перст судьбы указал на один из видов простейших. 

Этап 1. Информационный сбор 
Задача была найти о данном организме информацию, внешний облик, продумать его креативное изготовление из бросового материала, как расположить 3Д биомодель на формате А4 на черном фоне.
Этап курировался мною, чтобы изображения были найдены правильно. Поиск осуществлялся с научной фильтрацией фактов.

Этап 2. Изготовление 3Д-модели простейшего из мусора
Важным воспитательным моментом был экологический подход в изготовлении. Использование бросового сырья в изготовлении дидактических пособий и выставки помогает осознать проблему мусорного загрязнения. 
И конечно, эвристическое погружение в такое рассуждение: "А может ли быть так, что мусор - это хорошо? Когда это странное утверждение будет справедливым?"
изготовление ночесветки
Хорошая возможность поговорить о мусорных сообществах, о том, как живые организмы начинают воспринимать мусор, как свою среду обитания, о мусорных островах в океанах и о том, что мы сортируя мусор и используя вторично упаковку, вторично перерабатывая мусор, можем пусть и на немного, но снизить нагрузку на экосистемы. 

Этап 3. Защита своей биомодели
Следующим шагом была защита своей модели. Дети описывали материалы и процесс изготовления. Представляли его образ жизни, биологические фишечки. Затем мы устраивали голосование внутри класса, чтобы по критериям выделить наиболее чётко выдержанные образцы, и те, которые не попали в в какие-то критерии, но обладали какими-то интересными подходами. Лучшие модели пошли на оформление выставки ко Дню науки.

Этап 4. Описание экспоната
Следующим шагом было превращение 3Д модели в экспонат. Мы должны снабдить объект этикеткой и подготовить модель для общешкольного голосования. Еще одна проблема - как модель снабдить информацией, но одновременно  сохранить интригу и не делать эту информацию легкодоступной?

Вместе с детьми приходим к решению - зашифровать информацию в виде QR-кода. Для этого нужно свернуть все то, что было найдено ранее об объекте всего до 1 фразы. Навык выделить самое главное. И затем перевести фразу с помощью генератора QR-кода в картинку. Это тоже очень полезный навык в формировании пользования цифровыми ресурсами.
Каждый экспонат получил свой номер на выставке.

Этап 5. Выставка музей простейших
Следующий шаг - это оформление научного коридора на День науки. Выставка предполагает возможность проголосовать за лучшую модель в гугл-форме по QR-коду. 
"Музей простейших" привлёк внимание и вынудил считывать коды для того, чтобы узнать, чья это модель. Первым заинтересовался экспозицией наш охранник, сразу после прикрепления объектов.   И на переменах ребята рассматривали выставку, используя телефоны во благо науки и познания.
По факту голосования были подведены итоги и выделен победители на приз зрительских симпатий.

Идем с идеей "Музея простейших" на конкурс

Наша системная работа имела продолжение. Мы поучаствовали в конкурсе на лучший арт-объект из мусора.  Записали видеоролик, его можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/dcR_8s1lvtc или по QR-коду на фото грамоты.


Если вы захотите использовать данную идею, не забывайте ссылаться на "Магию биологии", так как это авторская креативная разработка. 

ПС: Очень большой перерыв был в блоге, многое случилось в мире внешнем и внутреннем. Откровенно говоря, я думала, что больше не вернусь к написанию статей. Но однако же. Пусть будет.
Желаю вам радости открытий!

2 комментария:

  1. Ольга, какие непростые простейшие!
    Очень хорошая идея, объединяющая многие области! qr- коды - изюминка современности!

    ОтветитьУдалить
  2. Любава, здравствуйте. Спасибо. Да, qr- коды позволяют внести в любой проект интерактивности.

    ОтветитьУдалить