Здравствуйте, друзья!
Орангутан: И не случайно! Хвост - это руль, помогает сохранять равновесие тела, и не упасть вниз. А многие обезьяны и опоссумы используют хвост, как пятую конечность. Держатся им, как страховочным тросом, за ветки.
Мартышка: А обезьяны капуцины придерживают детенышей за хвост, чтобы не не свалились с дерева. А ревуны обвивают ветку хвостом, когда ложатся спать, чтобы не упасть.
Сова: А почему у Вас, Орангутан, тогда нет хвоста? У Мартышки то, все в порядке, вон какой длиннющий хвост. Вам руль и страховка не нужны?
Орангутан: Дело в том, что я очень большой и тяжелый. Подъемная сила хвоста имеет свои пределы. Хвост - это продолжение позвоночника, и если на него наступить, это больно. И если на нем повиснуть большой обезьяне, это тоже больно, хвост может сломаться. Большой обезьяне хвост скорее мешает, чем помогает. Цепляется за ветки, причиняет боль, а удержать не может. Поэтому хвосты есть у маленьких обезьян, а большие обезьяны живут бесхвостыми. И гориллы, и шимпанзе, и гиббоны, и орангутаны, и даже люди.
Мартышка: А давайте сделаем хвостатую обезьянку, которая качается на лианах.
Материалы: скрепка, шаблоны веток и обезьянки, скотч, степлер, краски, ножницы, клей, картон, нитки (шпагат), дырокол.
1. Чтобы скачать шаблон в большом размере, кликните на картинку и сохраните открывшееся изображение. Распечатайте шаблон, раскрасьте, дорисуйте листья. Попробуйте рисовать пальчиками без кисти. Обратите внимание на завитки в отпечатках пальцев.
2. Вырежьте дерево и наклейте его на картон. Отдельно вырежьте обезьянку. 3. Сделайте дыроколом отверстия и продерните нити лианы. Шнуруйте неплотно, чтобы провисали лианы. Одну из лиан сделайте свисающую по диагонали, она будет использоваться как лифт. Один конец оставьте свободным, и сделайте на конце петлю.
4. Разогните скрепку. Это будет хвостик. К меньшей части прикрепите изображение обезьянки с помощью степлера или скотча. Цепляйте обезьянку на лианах.
В недавнем выпуске у нас началось заседание по вопросу почемучки Ивана "Почему обезьяны не падают с деревьев?", сегодня нас ждет продолжение - вторая часть.
Глава 4. Ловко прохвост держит свой хвост
Кафрский ворон: А хвостом-то как крутил наш Сурикат, когда по веревке бежал!Орангутан: И не случайно! Хвост - это руль, помогает сохранять равновесие тела, и не упасть вниз. А многие обезьяны и опоссумы используют хвост, как пятую конечность. Держатся им, как страховочным тросом, за ветки.
Мартышка: А обезьяны капуцины придерживают детенышей за хвост, чтобы не не свалились с дерева. А ревуны обвивают ветку хвостом, когда ложатся спать, чтобы не упасть.
Сова: А почему у Вас, Орангутан, тогда нет хвоста? У Мартышки то, все в порядке, вон какой длиннющий хвост. Вам руль и страховка не нужны?
Орангутан: Дело в том, что я очень большой и тяжелый. Подъемная сила хвоста имеет свои пределы. Хвост - это продолжение позвоночника, и если на него наступить, это больно. И если на нем повиснуть большой обезьяне, это тоже больно, хвост может сломаться. Большой обезьяне хвост скорее мешает, чем помогает. Цепляется за ветки, причиняет боль, а удержать не может. Поэтому хвосты есть у маленьких обезьян, а большие обезьяны живут бесхвостыми. И гориллы, и шимпанзе, и гиббоны, и орангутаны, и даже люди.
Мартышка: А давайте сделаем хвостатую обезьянку, которая качается на лианах.
Шнуровка "Обезьянка на дереве"
Материалы: скрепка, шаблоны веток и обезьянки, скотч, степлер, краски, ножницы, клей, картон, нитки (шпагат), дырокол.
1. Чтобы скачать шаблон в большом размере, кликните на картинку и сохраните открывшееся изображение. Распечатайте шаблон, раскрасьте, дорисуйте листья. Попробуйте рисовать пальчиками без кисти. Обратите внимание на завитки в отпечатках пальцев.
2. Вырежьте дерево и наклейте его на картон. Отдельно вырежьте обезьянку. 3. Сделайте дыроколом отверстия и продерните нити лианы. Шнуруйте неплотно, чтобы провисали лианы. Одну из лиан сделайте свисающую по диагонали, она будет использоваться как лифт. Один конец оставьте свободным, и сделайте на конце петлю.
4. Разогните скрепку. Это будет хвостик. К меньшей части прикрепите изображение обезьянки с помощью степлера или скотча. Цепляйте обезьянку на лианах.
Мартышка: Какое дерево хорошее получилось, так и хочется на него забраться! Налетай! Залезай, ребята!
Слониха: Пожалуй, оставим его для наших заседаний, чтобы древолазам было где резвиться.
Сова: Вот, хорошая идея! Но я спросить хотела. А как же вы спите, уважаемый Орангутан, если нет хвоста, чтобы привязать его к ветке?
Орангутан: Мы делаем себе кровать из веток. Подгибаем ветки нескольких деревьев в центр и плетем из них гамак, как корзинку. Так и спим.
Мартышка: А мы ничего не плетем. Мы просто выбираем высокие деревья с густыми горизонтальными ветвями, и устраиваемся в развилке. Уж если будешь падать, то за какую-нибудь ветку нижнюю и уцепишься. Вот, я сейчас покажу.
Материалы: скрепка, магниты, скотч, железная крышка от чая или печенья, маркер.
1. Нарисуйте маркером дерево с горизонтальными ветками на железной крышке скотчем.
2. Сзади крышки установите несколько магнитов по диагонали, в районе веток. Постарайтесь взять сильные магниты. Магнитная бумага не подойдет.
3. Разогните скрепку - это будет обезьянка. Я пометила ее ниточкой.
4. Приступаем к испытанию. Отпускаем обезьянку сверху в любой точке крышки. Магниты ее поймают.
Сурикат: А все таки иногда магнит не успевает уловить обезьянку и она падает...
Орангутан: Увы, иногда обезьяны падают с деревьев. Особенно, в детстве. Но как и у всех деток, у них эластичные гибкие кости, поэтому чаще обходится без переломов. Но иногда бывают и несчастные случаи.
Мартышка: Чаще всего обезьянки падают во сне. Поэтому когда мы засыпаем, мозг посылает сигнал, что мы падаем с ветки. И тогда мы просыпаемся.
Орангутан: И у людей в память о деревьях сохранилась эта память о падении, когда они засыпают. Хотя уже давно они спят в кроватях.
Мартышка: А вот как Вы, уважаемая Сова, и уважаемый Кафрский ворон, не падаете с веток, когда спите?
Кафрский ворон: У нас в лапках есть замочек из сухожилия, который плотно зажимает лапку на ветке. Срабатывает он, когда мы присаживаемся, подгибая ноги под тело. Пока ноги не выпрямятся, замочек не откроется.
Мартышка: Хорошо вам...
Осьминог: И не только хвост позволяет сохранять равновесие, но и бинокулярное зрение.
Сурикат (приставляя лапки к глазам, имитируя бинокль): Это когда вместо глаз бинокль?
Осьминог: Это когда два глаза видят общую картинку лучше, чем по одному.
Орангутан: А хотите фокус, Мартышка? Видите этот компас сбоку от Вас? Хотите я заставлю его исчезнуть не прикасаясь к нему даже пальцем?
Мартышка: Конечно, хочу!
Орангутан: Просто закройте свой правый глаз.
Мартышка: Ой, я его перестала видеть! Я не вижу левым глазом компас. А правым вижу! И двумя глазами вижу!
Осьминог: Картинка становится объемной - стериоскопической.
Мартышка: Ой, у меня такие открытки есть стереоскопические. Кажется, будто изображение объемное!
Осьминог: Это потому, что в них два слоя изображения накладываются друг на друга. Как наслаиваются изображения от левого и правого глаза.
Мартышка: Я не совсем поняла как это работает.
Осьминог: Я объясню. Возьмем два прозрачных файла, маркер, распечатанный шаблон с квадратиком, звездочкой, сердечком. А теперь вложите в файл шаблон. На одном файле обведем квадрат и звездочку, а на другом - квадратик. Обводите, Мартышка.
Мартышка: Обвела!
Осьминог: Звездочка и квадратик - это то, что видит левый глаз. А квадратик и сердечко - это то, что видит правый глаз.
А теперь объединим эти два видения в одно изображение, но между файлами поставим палец, чтобы между ними было расстояние.
Мартышка: Ой! Получилась объемная картинка! Два глаза увидели больше, чем каждый из них отдельно. Но квадратик виден четче, чем звездочка и сердечко.
Орангутан: Это потому что хорошо глаз может охватить только центральное изображение, а то, что находится по краям мы видим хуже. Зрение по краям, называется периферическим. Его задача, замечать опасность, хищника.
Мартышка: Теперь я поняла! А рассматриваем мы опасность центральным зрением. Вот оно какое - бинокулярное зрение!
Сурикат: Нужен глаз да глаз!
Орангутан: Бинокулярное зрение позволяет рассчитать расстояние для прыжка.
Осьминог: Будем измерять расстояние в шагах наших дорогих заседателях.
Самые широкие шаги, которые можно сделать - от Слона.
Обычные шаги - от Орангутана.
Маленькие шаги (кирпичики, стопа к стопе) - от Суриката.
Прыжки на одной ноге вокруг себя (зонтики) - от Мартышки.
Мартышка: Да! У меня балеринские шаги! У меня хороший вестибулярный аппарат.
Осьминог: Максимальные прыжки с места (лягушачьи) - от Илистого прыгуна.
И шажочки на носочках (очень маленькие точечные, муравьиные) - от Стрекозы.
Стрекоза: Ах, я тоже буду балериной на пуантах!
Осьминог: Запомнили? Продолжим! Мартышка будет ведущей, она подбрасывает мячик ка можно выше вверх. Когда мяч подброшен вверх, все разбегаются. А Мартышка кричит: "Точка, запятая! Рожица кривая! Остановись! СТОП!". А после слова "СТОП!", Мартышка называет чье нибудь имя из играющих.
Мартышка: Орангутан!
Осьминог: Пока рано, имя должно быть тайной. Итак, Мартышка называет имя и тоже бежит прочь. А тот, чье имя Мартышка назвала, допустим это Орангутан, должен вернуться и поймать мячик. Когда он поймает мячик, то кричит "СТОП!" И все игроки останавливаются.
Орангутан: Интересно! А что же дальше?
Осьминог: Теперь Орангутан должен выбрать, кого-то из играющих, и оценить расстояние до него во всех этих шагах в сумме. Допустим, 3 шага от Слона, 4 шага от Орангутана, 10 шагов от Суриката, 5 шагов от Мартышки, 7 шагов от Прыгуна, 12 шагов от Стрекозы. Затем, он их исполняет. И если он достает рукой до того, кого он выбрал, он становится ведущим, и получает балл. А если не смог, то тот кого он выбрал становится ведущим и получает балл.
Мартышка: Я хочу на бал!
Слониха: Ему зачислится победа, Мартышка. Бал здесь не при чем.
Мартышка: Так у нашего Орангутана руки как шаг от Слона!
Орангутан: Значит, у меня есть все шансы стать ведущим.
Сурикат: У нашей мафии длинные руки!
Мартышка: Нет, я не буду называть имени Орангутана. Играем?
Все окружили Мартышку, она подкинула мячик вверх, все побежали.
Мартышка: Точка, запятая! Рожица кривая! Остановись! СТОП! Мартышка!
Все остановились.
Слониха (запыхавшаяся от быстрого бега): Объявляю заседание закрытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Вот и завершилось насыщенное событиями заседание об обезьянках. А я выдаю сертификат почетного почемучки Ивану. Большое спасибо, Ольга, за поддержку рубрики!
Друзья, весь БиоТОП ждет вопросов о живой природе от Ваших почемучек. Пишите в комментариях, на почту, не стесняйтесь! И тогда я сделаю биологическое представление по его мотивам. Уважаемые воспитатели, Вы тоже можете задавать вопросы от своих воспитанников в рубрику БиоТОП: БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ. Не забудьте указать имя и возраст детей!
Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.
Орангутан: Мы делаем себе кровать из веток. Подгибаем ветки нескольких деревьев в центр и плетем из них гамак, как корзинку. Так и спим.
Мартышка: А мы ничего не плетем. Мы просто выбираем высокие деревья с густыми горизонтальными ветвями, и устраиваемся в развилке. Уж если будешь падать, то за какую-нибудь ветку нижнюю и уцепишься. Вот, я сейчас покажу.
Магнитная модель "Спящая обезьянка"
Материалы: скрепка, магниты, скотч, железная крышка от чая или печенья, маркер.
1. Нарисуйте маркером дерево с горизонтальными ветками на железной крышке скотчем.
2. Сзади крышки установите несколько магнитов по диагонали, в районе веток. Постарайтесь взять сильные магниты. Магнитная бумага не подойдет.
3. Разогните скрепку - это будет обезьянка. Я пометила ее ниточкой.
4. Приступаем к испытанию. Отпускаем обезьянку сверху в любой точке крышки. Магниты ее поймают.
Сурикат: А все таки иногда магнит не успевает уловить обезьянку и она падает...
Орангутан: Увы, иногда обезьяны падают с деревьев. Особенно, в детстве. Но как и у всех деток, у них эластичные гибкие кости, поэтому чаще обходится без переломов. Но иногда бывают и несчастные случаи.
Мартышка: Чаще всего обезьянки падают во сне. Поэтому когда мы засыпаем, мозг посылает сигнал, что мы падаем с ветки. И тогда мы просыпаемся.
Орангутан: И у людей в память о деревьях сохранилась эта память о падении, когда они засыпают. Хотя уже давно они спят в кроватях.
Мартышка: А вот как Вы, уважаемая Сова, и уважаемый Кафрский ворон, не падаете с веток, когда спите?
Кафрский ворон: У нас в лапках есть замочек из сухожилия, который плотно зажимает лапку на ветке. Срабатывает он, когда мы присаживаемся, подгибая ноги под тело. Пока ноги не выпрямятся, замочек не откроется.
Мартышка: Хорошо вам...
Осьминог: И не только хвост позволяет сохранять равновесие, но и бинокулярное зрение.
Сурикат (приставляя лапки к глазам, имитируя бинокль): Это когда вместо глаз бинокль?
Глава 5. Гляди в оба
Осьминог: Это когда два глаза видят общую картинку лучше, чем по одному.
Орангутан: А хотите фокус, Мартышка? Видите этот компас сбоку от Вас? Хотите я заставлю его исчезнуть не прикасаясь к нему даже пальцем?
Мартышка: Конечно, хочу!
Орангутан: Просто закройте свой правый глаз.
Мартышка: Ой, я его перестала видеть! Я не вижу левым глазом компас. А правым вижу! И двумя глазами вижу!
Мартышка: Ой, у меня такие открытки есть стереоскопические. Кажется, будто изображение объемное!
Осьминог: Это потому, что в них два слоя изображения накладываются друг на друга. Как наслаиваются изображения от левого и правого глаза.
Осьминог: Я объясню. Возьмем два прозрачных файла, маркер, распечатанный шаблон с квадратиком, звездочкой, сердечком. А теперь вложите в файл шаблон. На одном файле обведем квадрат и звездочку, а на другом - квадратик. Обводите, Мартышка.
Мартышка: Обвела!
Осьминог: Звездочка и квадратик - это то, что видит левый глаз. А квадратик и сердечко - это то, что видит правый глаз.
А теперь объединим эти два видения в одно изображение, но между файлами поставим палец, чтобы между ними было расстояние.
Мартышка: Ой! Получилась объемная картинка! Два глаза увидели больше, чем каждый из них отдельно. Но квадратик виден четче, чем звездочка и сердечко.
Орангутан: Это потому что хорошо глаз может охватить только центральное изображение, а то, что находится по краям мы видим хуже. Зрение по краям, называется периферическим. Его задача, замечать опасность, хищника.
Мартышка: Теперь я поняла! А рассматриваем мы опасность центральным зрением. Вот оно какое - бинокулярное зрение!
Сурикат: Нужен глаз да глаз!
Орангутан: Бинокулярное зрение позволяет рассчитать расстояние для прыжка.
Сурикат: А я знаю как это называется - ГЛА-ЗО-МЕР!
Игра "Развитие глазомера"
ПС: игра основана на подвижной игре детства "Штандер! Стоп!", на большом открытом пространстве с мячом, но адаптирована под специфику БиоТОПа.Осьминог: Будем измерять расстояние в шагах наших дорогих заседателях.
Самые широкие шаги, которые можно сделать - от Слона.
Обычные шаги - от Орангутана.
Маленькие шаги (кирпичики, стопа к стопе) - от Суриката.
Прыжки на одной ноге вокруг себя (зонтики) - от Мартышки.
Мартышка: Да! У меня балеринские шаги! У меня хороший вестибулярный аппарат.
Осьминог: Максимальные прыжки с места (лягушачьи) - от Илистого прыгуна.
И шажочки на носочках (очень маленькие точечные, муравьиные) - от Стрекозы.
Стрекоза: Ах, я тоже буду балериной на пуантах!
Осьминог: Запомнили? Продолжим! Мартышка будет ведущей, она подбрасывает мячик ка можно выше вверх. Когда мяч подброшен вверх, все разбегаются. А Мартышка кричит: "Точка, запятая! Рожица кривая! Остановись! СТОП!". А после слова "СТОП!", Мартышка называет чье нибудь имя из играющих.
Мартышка: Орангутан!
Осьминог: Пока рано, имя должно быть тайной. Итак, Мартышка называет имя и тоже бежит прочь. А тот, чье имя Мартышка назвала, допустим это Орангутан, должен вернуться и поймать мячик. Когда он поймает мячик, то кричит "СТОП!" И все игроки останавливаются.
Орангутан: Интересно! А что же дальше?
Осьминог: Теперь Орангутан должен выбрать, кого-то из играющих, и оценить расстояние до него во всех этих шагах в сумме. Допустим, 3 шага от Слона, 4 шага от Орангутана, 10 шагов от Суриката, 5 шагов от Мартышки, 7 шагов от Прыгуна, 12 шагов от Стрекозы. Затем, он их исполняет. И если он достает рукой до того, кого он выбрал, он становится ведущим, и получает балл. А если не смог, то тот кого он выбрал становится ведущим и получает балл.
Мартышка: Я хочу на бал!
Слониха: Ему зачислится победа, Мартышка. Бал здесь не при чем.
Мартышка: Так у нашего Орангутана руки как шаг от Слона!
Орангутан: Значит, у меня есть все шансы стать ведущим.
Сурикат: У нашей мафии длинные руки!
Мартышка: Нет, я не буду называть имени Орангутана. Играем?
Все окружили Мартышку, она подкинула мячик вверх, все побежали.
Мартышка: Точка, запятая! Рожица кривая! Остановись! СТОП! Мартышка!
Все остановились.
Слониха (запыхавшаяся от быстрого бега): Объявляю заседание закрытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Вот и завершилось насыщенное событиями заседание об обезьянках. А я выдаю сертификат почетного почемучки Ивану. Большое спасибо, Ольга, за поддержку рубрики!
Друзья, весь БиоТОП ждет вопросов о живой природе от Ваших почемучек. Пишите в комментариях, на почту, не стесняйтесь! И тогда я сделаю биологическое представление по его мотивам. Уважаемые воспитатели, Вы тоже можете задавать вопросы от своих воспитанников в рубрику БиоТОП: БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ. Не забудьте указать имя и возраст детей!
Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.
Желаю Вам радости открытий!
Ух ты! Очень интересно! А самым интересным оказалось открытие о замочке на лапках птиц! Я не знала! Спасибо, Оля, за новые знания!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина!
УдалитьЯ рада, что ты находишь для себя новые факты и открытия в блоге.
Да, чем дальше, тем интереснее!)))) Спасибо, Ольга Александровна. На дня была в цирке, наблюдала, как "боксировал" кенгуру, стоя на хвосте. Интересно, как ему это удается? За счет мощности хвоста, или...
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, благодарю!
УдалитьДа, у кенгуру очень мощный хвост. 20 позвонков укреплены сильными мышцами. И хвост кенгуру используют как пятую ногу!
Да, я это заметила. Хвост был даже толще задней ноги
Удалить...обожаю тему бинокулярного зрения))) Сейчас признаюсь почему.
ОтветитьУдалитьНа втором курсе (медицинского вуза) на физиологии человека у нас был прибор, который определял, какой глаз ведущий (ведь у человека всё равно один глаз, как правило, берет на себя больше работы). Так вот! В зависимости ведущего глаза, человек, заглядывая в этот прибор, видел либо зеленую, либо красную лампочку. Но я и тут отличилась)))) у меня лампочки "мигали" :)
С тех пор я знаю, почему у меня иногда двоится в глазах - просто нет ведущего глаза:))) Может, по причине моей амбидекстрии, но вот такая вот особенность :))))
Женя, какой интересный случай! У нас тоже был такой прибор на физиологии животных и человека и на биофизике. У меня лампочка не мигала.
УдалитьВот так узнаешь о людях необычное и невероятное. Ты входишь в 1 процент людей планеты амбидекстров, с симметричными полушариями мозга.
А ведь хорошо! Устал писать правой, пишешь левой рукой)))
Я знаю многих левшей, которые научились писать правой рукой также хорошо, как левой, но все равно, ведущей рукой у них является-левая. У тебя совсем нет ведущей руки?
Есть))) пишу я лучше правой - как научили 😇 могу и левой, однако видно, что она не такая тренированная))) мой амбидекстризм проявляется в другом - я могу делать руками одновременно разные вещи, или одновременно писать текст в зеркальном виде, при этом говорить о чем то или петь))))
УдалитьКогда начинаю делать что то непривычное, мне требуется больше времени, чтобы понять, какой рукой что делать, я как бы должна дать им команду (распределить обязанности). Это очень ощутимо в хирургии 😄 зато могу шить и вязать узлы с любой стороны - мне всё равно)))))
У меня такой же папа, и Мартын 😊 было интересно наблюдать как он учился кушать ложкой - до сих пор не чувствует разницы, какой рукой ест (а мы его и не исправляем).
Благодаря блогу Кати Беловой узнала, что есть ещё и амбисинистрия... Вот это вообще редкость редкостная, представляю как детки мучаются. Так что нам ещё повезло 🍀
Женя, как же интересно! Спасибо, что поделилась.
УдалитьУ тебя просто чудо-семья!
Так и знала, что Мартынка - волшебный ребенок. Но самое главное, ты его понимаешь. Наверное, когда у родителей нет подобного опыта, им сложно осознавать нюансы.