Здравствуйте, друзья!
Недавно в одной из групп ФБ зашел разговор о критериях идеальной игры. И я хочу изложить свою версию на понимание игры, с точки зрения биологии и своего педагогического опыта.
Как-то, посещая стоматологическую клинику, в ожидании приема, я наблюдала большой аквариум с рыбками. Одна из рыбок, подбрасывала камешек со дна, а потом не позволяя ему опуститься, подбрасывала снова, и снова. Как Вы думаете, что делала рыбка?
Есть предубеждение, что игра - это сугубо человеческая характеристика. У человека долгое детство, и игры в его жизни присутствуют длительный период. Однако, играют не только люди, но и все животные с развитой высшей нервной деятельностью. Не только звери и птицы, но и рептилии, рыбы, осьминоги и даже некоторые насекомые. И эта рыбка из аквариума стоматологической клиники ИГРАЛА с камешком!
Игра - это репетиция реальной жизни, которая записана в программы безусловного рефлекса. Это древнейший механизм, который появился гораздо раньше человечества. Играть - это безусловный рефлекс! Казалось бы, зная это, легко сделать обучение простым. Однако не все так просто.
Спешу огорчить всех достигаторов от педагогики, ориентированных на результат. Игра - это вид непродуктивной деятельности, ориентированный на процесс, а не на результат.
Именно поэтому, в кабинетах чиновников игровая педагогика долгое время не признавалась эффективной. И если в начальной школе с горем пополам, этой метод еще используется, то в среднем и старшем звене он находится на периферии. Игровой метод не способствует тестовой подготовке.
А тесты в современном образовании теперь "наше всё". Если вы достаточно давно читаете мой блог, то знаете как я отношусь к тестам. Как к убийцам мышления.
Педагоги оказались между молотом и наковальней. С одной стороны есть детская потребность играть, с другой - чиновничий формализм. Был изобретен компромиссный вариант - дидактическая игра. Хороший формат.
Хотя и принимающий иногда нелепые формы. "Дети, к нам сегодня пришел Петрушка и принес примеры. Давайте-ка мы их решим!" - случай из посещения одного из уроков в 5 классе. Учитель искренне считал, что он играл с детьми.
В 2005 году зоопсихолог, профессор Гордон Бургхардт выделил 5 критериев игры, которые мы можем применять в оценке действия живого существа:
К сожалению, при плотности программного материала и поминутного сценария занятия от звонка до звонка, для игры почти не остается места в современной педагогике. Для себя я нашла компромисс в сублимации игры в творчество регламентированное временными рамками.
Какие бывают игры
Не претендую на полноту игровой классификации, но могу выделить универсальные игровые темы для живых существ. Игры, запакованные в безусловных рефлексах тренируют реализацию базовых программ:
Базовое спасение от опасности - догонялки и прятки. В них играют и животные. Малыши различных видов легко взаимодействуют между собой и начинают играть. Один догоняет, другой убегает, потом меняются ролями. Наш кот Ромашка так играл с сыном.
Если вы окажитесь возле дверей начальных классов, когда прозвенит звонок с урока, то станете свидетелем, как из класса вырывается поток детей, которые начинают носится по коридору. Они бегут, они орут. Не воспитанные какие дети! На самом деле, происходит реализация локомоторной программы.
Двигательная игра с самим собой - бесцельная беготня, прыжки, барахтанье ради удовольствия. Вспомните, как котята носятся туда-сюда. Щенки бегают за своим хвостом. И дети бегут и орут. Это вовсе не проявление гиперактивности, и отклонение от нормы.
Локомоционные игры направлены на владение своим телом, изучение его возможностей, совершенствование координации, ориентации в пространстве. Игровое поведение участвует в формировании двигательных способностей. Очень печально, когда трёхлетний ребенок умеет читать, но не может поймать большой мяч.
Строительство убежищ - врожденный рефлекс. Никто не учит детей и не объясняет им, что может стать убежищем. Дети любят сидеть под столом, накрытым скатертью, сооружать домики из стульев. Их притягивают магнитом огромные дупла и пещеры. Это мало чем отличается от поведения кошки забираться в коробку или под диван.
Родители, озабоченные ранним развитием своего чада, направляют его обучение с пеленок на получение интеллектуальных навыков - чтения, счета, решения математических задач, физике и химии, географии. Дети садятся за парты родительской академии почти в буквальном смысле.
Мама хочет быть хорошей. А кто такая хорошая мама? Та, которая развивает своего ребенка, используя дорогостоящие игрушки и методики. Сыграть на этом стремлении "быть хорошей мамой" - ход маркетинга. Это бизнес-индустрия, зарабатывающая на детях. Зачем ребенку в 3 года знать все столицы мира? Спросите себя.
В результате время отведенное на игры рефлекторных программ, безвозвратно уходит, подменяясь программами условного рефлекса. Важный формат принятия тела и изучение его сигналов остается не отработаным. А между тем, тело - это наш дом. Оно будет служить нам всю жизнь.
Так мы получаем проблему, когда ребенок банально не наигрался в детстве. И это еще какая проблема!
Приведу результаты исследований по В. Р. Дольнику (доктор биологических наук, этолог) - без игр детеныши приматов вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на ситуации ошибочны. Им трудно жить в мире с сообществом, выстраивать отношения с брачным партнером, они становятся плохими родителями. То есть БАЗОВЫЕ установки нарушены.
Конечно, некоторые мамы, будут аргументировать, что это касается зверей, а людей это не касается. Но живое развивается по общим законам.
Сейчас редко встретишь двор, в котором играют дети. В советское время дети много играли, выстраивая естественную коммуникацию друг с другом. Сейчас живое общение стало коммерционализированной отраслью. Увы.
Между счастьем и игрой есть сходство. И то и другое является наслаждением процессом. Это жизнь в моменте "здесь и сейчас".
И отвечая на вопрос об идеальной игре, я скажу, что идеальная игра - это своевременная игра, выпущенная на свободу, в которой достижение цели - побочный эффект.
Игра - это не панацея, это один из методов формирования гармоничной личности. Не будем забывать, что успешность связана не только с суммой интеллектуальных навыков, не только с нетворкингом и эмоциональным интеллектом, но еще и с волевым показателем.
Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.
Недавно в одной из групп ФБ зашел разговор о критериях идеальной игры. И я хочу изложить свою версию на понимание игры, с точки зрения биологии и своего педагогического опыта.
Играют все!
Как-то, посещая стоматологическую клинику, в ожидании приема, я наблюдала большой аквариум с рыбками. Одна из рыбок, подбрасывала камешек со дна, а потом не позволяя ему опуститься, подбрасывала снова, и снова. Как Вы думаете, что делала рыбка?
Есть предубеждение, что игра - это сугубо человеческая характеристика. У человека долгое детство, и игры в его жизни присутствуют длительный период. Однако, играют не только люди, но и все животные с развитой высшей нервной деятельностью. Не только звери и птицы, но и рептилии, рыбы, осьминоги и даже некоторые насекомые. И эта рыбка из аквариума стоматологической клиники ИГРАЛА с камешком!
Игра - это репетиция реальной жизни, которая записана в программы безусловного рефлекса. Это древнейший механизм, который появился гораздо раньше человечества. Играть - это безусловный рефлекс! Казалось бы, зная это, легко сделать обучение простым. Однако не все так просто.
Игра в педагогике
Спешу огорчить всех достигаторов от педагогики, ориентированных на результат. Игра - это вид непродуктивной деятельности, ориентированный на процесс, а не на результат.
Именно поэтому, в кабинетах чиновников игровая педагогика долгое время не признавалась эффективной. И если в начальной школе с горем пополам, этой метод еще используется, то в среднем и старшем звене он находится на периферии. Игровой метод не способствует тестовой подготовке.
А тесты в современном образовании теперь "наше всё". Если вы достаточно давно читаете мой блог, то знаете как я отношусь к тестам. Как к убийцам мышления.
Педагоги оказались между молотом и наковальней. С одной стороны есть детская потребность играть, с другой - чиновничий формализм. Был изобретен компромиссный вариант - дидактическая игра. Хороший формат.
Хотя и принимающий иногда нелепые формы. "Дети, к нам сегодня пришел Петрушка и принес примеры. Давайте-ка мы их решим!" - случай из посещения одного из уроков в 5 классе. Учитель искренне считал, что он играл с детьми.
В 2005 году зоопсихолог, профессор Гордон Бургхардт выделил 5 критериев игры, которые мы можем применять в оценке действия живого существа:
- Повторяемость
- Спонтанность
- Произвольность
- Добровольность (удовольствие)
- Не направлено на выживание (безопасность). Без стресса.
К сожалению, при плотности программного материала и поминутного сценария занятия от звонка до звонка, для игры почти не остается места в современной педагогике. Для себя я нашла компромисс в сублимации игры в творчество регламентированное временными рамками.
Какие бывают игры
Не претендую на полноту игровой классификации, но могу выделить универсальные игровые темы для живых существ. Игры, запакованные в безусловных рефлексах тренируют реализацию базовых программ:
- как спасаться от опасности
- как подходить к своим
- как добывать пищу
- как драться
- как побеждать
- как уступать
- как прятать, строить, искать
- как взаимодействовать с другим полом
- как обращаться с детенышем.
Базовое спасение от опасности - догонялки и прятки. В них играют и животные. Малыши различных видов легко взаимодействуют между собой и начинают играть. Один догоняет, другой убегает, потом меняются ролями. Наш кот Ромашка так играл с сыном.
Если вы окажитесь возле дверей начальных классов, когда прозвенит звонок с урока, то станете свидетелем, как из класса вырывается поток детей, которые начинают носится по коридору. Они бегут, они орут. Не воспитанные какие дети! На самом деле, происходит реализация локомоторной программы.
Двигательная игра с самим собой - бесцельная беготня, прыжки, барахтанье ради удовольствия. Вспомните, как котята носятся туда-сюда. Щенки бегают за своим хвостом. И дети бегут и орут. Это вовсе не проявление гиперактивности, и отклонение от нормы.
Локомоционные игры направлены на владение своим телом, изучение его возможностей, совершенствование координации, ориентации в пространстве. Игровое поведение участвует в формировании двигательных способностей. Очень печально, когда трёхлетний ребенок умеет читать, но не может поймать большой мяч.
В домике |
Строительство убежищ - врожденный рефлекс. Никто не учит детей и не объясняет им, что может стать убежищем. Дети любят сидеть под столом, накрытым скатертью, сооружать домики из стульев. Их притягивают магнитом огромные дупла и пещеры. Это мало чем отличается от поведения кошки забираться в коробку или под диван.
В дошкольном периоде должны реализовываться, прежде всего, игры из базовых рефлексов. А культурологические игры, в идеале должны опираться на базовые, или хотя бы чередоваться с ними.
Одна из ошибок школьной педагогики, на мой взгляд, отрицание использования игр из базового списка и приуроченность определенных культурологических игр к определенному возрасту. Но я не считаю зазорным выдать детскую пирамидку для сбора и одиннадцатиклассникам, при изучении темы трофических связей и построения пищевых сетей в экологии.
Счастливое детство
Родители, озабоченные ранним развитием своего чада, направляют его обучение с пеленок на получение интеллектуальных навыков - чтения, счета, решения математических задач, физике и химии, географии. Дети садятся за парты родительской академии почти в буквальном смысле.
Мама хочет быть хорошей. А кто такая хорошая мама? Та, которая развивает своего ребенка, используя дорогостоящие игрушки и методики. Сыграть на этом стремлении "быть хорошей мамой" - ход маркетинга. Это бизнес-индустрия, зарабатывающая на детях. Зачем ребенку в 3 года знать все столицы мира? Спросите себя.
В результате время отведенное на игры рефлекторных программ, безвозвратно уходит, подменяясь программами условного рефлекса. Важный формат принятия тела и изучение его сигналов остается не отработаным. А между тем, тело - это наш дом. Оно будет служить нам всю жизнь.
Так мы получаем проблему, когда ребенок банально не наигрался в детстве. И это еще какая проблема!
Приведу результаты исследований по В. Р. Дольнику (доктор биологических наук, этолог) - без игр детеныши приматов вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на ситуации ошибочны. Им трудно жить в мире с сообществом, выстраивать отношения с брачным партнером, они становятся плохими родителями. То есть БАЗОВЫЕ установки нарушены.
Конечно, некоторые мамы, будут аргументировать, что это касается зверей, а людей это не касается. Но живое развивается по общим законам.
Сейчас редко встретишь двор, в котором играют дети. В советское время дети много играли, выстраивая естественную коммуникацию друг с другом. Сейчас живое общение стало коммерционализированной отраслью. Увы.
Между счастьем и игрой есть сходство. И то и другое является наслаждением процессом. Это жизнь в моменте "здесь и сейчас".
И отвечая на вопрос об идеальной игре, я скажу, что идеальная игра - это своевременная игра, выпущенная на свободу, в которой достижение цели - побочный эффект.
Игра - это не панацея, это один из методов формирования гармоничной личности. Не будем забывать, что успешность связана не только с суммой интеллектуальных навыков, не только с нетворкингом и эмоциональным интеллектом, но еще и с волевым показателем.
Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.
Желаю Вам радости открытий!
Олечка,спасибо огромное!!! Очень своевременная статья! Меня девчонки последнюю неделю просто с ума сводят!!! Носятся, орут... Буду хоть знать,что это- норма... Ну ладно прыгал,бегать и залезать на все подряд... Но орать- то при этом зачем?!!!! Если ты и это знаешь, и мне расскажешь- мне прям жить легче станет!!! А то без корвалола уже никак...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина, за вопрос!
УдалитьВопят дети по той же причине, что и бегут - они испытывают диапазон голосовых возможностей.
Да, бегать и кричать - заложено природой, наша задача чередовать бурную подвижную рефлекторную деятельность с культурологической творческой. Важно воспитывать не только сумму интеллектуальных навыков, и эмоционального интеллекта, но и волю. Волевой интеллект позволит сформироваться такому навыку как самодисциплина. Без этого компонента не возможен успех в обществе.
С удовольствием поделюсь с друзьями! Точнее, уже поделилась, ещё будучи на четвертом абзаце статьи!))) сказано всё очень верно и точно... Как много умных и развитых молодых людей не видят в жизни смысла! Было ли такое раньше? Наверное, нет, так как все силы были брошены на выживание, однако... В "сытую" эпоху, когда "все всё знают", возможно, людям не хватает умения просто жить в своё удовольствие (без допингов, алкоголя, телевизора и экстрима).
ОтветитьУдалитьМне что-то подсказывает, что маятник скоро достигнет "пика" и начнет движение в обратную сторону. Будем модным ходить без гаджетов, даже среди детей. Со здоровым образом жизни уже так: в тренде здоровый образ жизни и правильное питание. Может, я оптимист? Как думаешь?))))
Женя, спасибо, что делишься с друзьями!
УдалитьЯ думаю, что будет дуальность. Как известно, дети либо живут в программах, так как жили их родители, перенимая модель целиком, либо живут с точностью до наоборот. Какая-то часть людей обязательно будет выбирать живую коммуникацию. У живых тренингов всегда больше успеха, чем в сети.
Людям, лишенным базовых игр в детстве, придется играть в другие более сложные взрослые игры на коммуникативных тренингах и за большие деньги. Так что это профессия будущего - связанная с коммуникацией.
Ольга, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьЗамечательная статья!!! Большое спасибо! Все точно и верно!!!!!
Здравствуйте, Наталья Александровна!
УдалитьРада, что понравилось!
Выстраданная статья. Ибо детям не хватает свободной игры сейчас, как воздуха.
Ольга, спасибо большое за статью! Очень интересно прочитать про игру с точки зрения биологии. Я, как Вы знаете, анализирую игру как социолог (для меня социальное выходит на первый план), и согласна с Вами, когда Вы говорите о важности и необходимости детской игры. Отдельное спасибо за классификацию. Всегда полезно узнать взгляд на тему с точки зрения разных наук!
ОтветитьУдалитьМария, благодарю!
УдалитьСоциальное во многом основано на рефлексах. Мне интересно обращаться к причинности. Становится многое понятным. Расставляются акценты.
Благодарю Вас, Ольга, за просвещение, прочитала с огромным интересом. Теперь мне легче понять детей в группе, особенно новеньких гиперактивных близнецов, Не научившихся играть к 4 годам.
ОтветитьУдалитьЕсть над чем задуматься...
Елена Валерьевна, спасибо! Рада, что вы увидели для себя зерно истины.
Удалить