ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

четверг, 29 января 2015 г.

ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 2: СБОРЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ

Здравствуйте, друзья!
Некоторое время назад, я поведала вам о потенциале ЗИМНЕЙ ЭКСКУРСИИ. Даже зимой можно изучать явления живой природы.
Можно поиграть в зимнюю экспедицию по изучению ветвей древесных  растений.  Конечно же, любая экспедиция начинается с планирования, подразумевает некоторую подготовку.  Например, нужно продумать как вы будете собирать и маркировать древесные  ветви. Как будете фиксировать места сбора, обозначать очертания дерева, с которого был взят образец.
В общем, этот пост будет по большей части организационным.




Итак, приступаем к сборам. Нам будет нужно подготовить:

1. Блокнот и карандаш для рабочих заметок.
2. Тару для собранных образцов (по количеству видов ветвей) 3. Заготовить питательный раствор для ветвей.
4. Этикетки на двустороннем скотче (для образцов и для баночек).
5. Ленточки для меток деревьев, с которых вы взяли образцы.Вот теперь мы экипированы и можно отправляться. 
6. Ножницы, пакет, По желанию - лупу и фотоаппарат.

Во-первых, нам понадобится записная книжка и простой карандаш, для записей и зарисовок. У всех исследователей натуралистов есть рабочий черновой блокнот, в котором мы будем отмечать важные моменты экскурсии, опираться на них при заполнении настоящего дневника наблюдений.  Это своеобразная шпаргалка,  позволяющая вспомнить детали, воспроизвести экскурсию наиболее полно. 



Блокнот должен быть небольшим, помещаться в карманах. А писать мы будем простым карандашом, с резинкой на другой стороне. Карандаш, в отличие от ручки, пишет на вертикальной поверхности, не растекается под воздействием воды, подправляется стиральной резинкой. Я использую механический простой карандаш, так как он обладает тонким грифелем, и не требует заточки, и закрепляется на блокноте с помощью зажима. К тому же карандаш я часто использую для того, чтобы на фотографиях показать масштаб объекта.


Гусеница коконопряда малинного по сравнению с карандашом
Нам  блокнот необходим для того, чтобы зарисовать, относительно схематично, очертания дерева, кустарника и его ветвей в целом, присвоить порядковый номер. Это нам пригодится  для последующего определения видовой принадлежности растений по ветвям.

На первой страничке мы отметим дату экскурсии, и погодные условия (ясно, или пасмурно, облачно, есть ли осадки, какова температура воздуха и есть ли ветер). Далее будем писать порядковый номер, зарисовывать очертания и зарисовывать  плоды, если таковые имеются. 

Во-вторых,  вам предстоит решить сколько вы будете собирать образцов. Чем младше ребенок, тем меньше рекомендую собирать разновидностей ветвей. Их может быть три или пять, а может быть и семь. Я вот, например собрала в этот раз четырнадцать, и это откровенно много)))  Чем больше образцов, тем больше придется с ними копаться при обработке, поэтому не жадничайте. Начинайте с очевидных и знакомых ветвей, в которых уверены сами. Например, с ветвей березы или сирени. 

После того, как решите, сколько соберете образцов, вам нужно будет приготовить тару для воды, куда вы поместите свои веточки по возвращении с экскурсии, чтобы наблюдать за ними дальше в комнатных условиях. Выбирайте тару, такую, которую будет не жалко выбросить, поскольку наблюдения будут длительные, и на баночке будет оседать трудно отмываемый налет. Хорошо подойдут обрезанные пластиковые бутылки. 



Естественно, баночки нужно будет пронумеровать, и их должно быть столько, сколько разновидностей ветвей вы решили собрать. Дело в том, что если вы все ветки поставите  вместе, они начнут выделать разнообразные защитные вещества друг против друга, и опыт может быть неудачен. Например, ива содержит в коре салициловую кислоту, которая не даст открываться почкам других растений. 


Веточка ивы
В-третьих, для веток нужно будет приготовить питательный раствор с сахаром: 5 - 10 грамм на 100 мл воды (лучше 5 грамм), чтобы не загнивала вода, можно добавить поваренной соли 1/2-1 чайная ложка на 1 литр раствора. Или просто купить средство для срезанных цветов в цветочном магазине, там весь набор питания присутствует. 

Раствор лучше сделать заранее, перед выходом на экскурсию, чтобы после прогулки поместить собранные образцы сразу по баночкам, не давая им засохнуть. Хотя этот пункт не критичный. Можно поставить и в обычную отстоянную водопроводную  воду, а потом заменить на питательный раствор.

ВНИМАНИЕ! КОГДА ПОСТАВИТЕ ВЕТОЧКИ В РАСТВОР, ПОДЛИВАЙТЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ВОДУ, ЧТОБЫ НЕ СЛИШКОМ ПОВЫШАЛАСЬ  КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРА В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО ИСПАРЕНИЯ. ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ.

Итак, четвертым пунктом будет заготовка этикеток.  Номер на этикетке ветки должен совпадать с записью в блокноте, рисунком очертаний дерева. Поскольку этикеткой будут снабжаться собранные ветви, нужно продумать как лучше прикреплять ярлычки на собранных образцах. 


Двусторонний скотч прекрасно решить проблему этикетирования

Самый простой способ  - использование двустороннего скотча. Этикетки надежно держаться и не сваливаются с веток. Нарежем квадратики, напишем на них номера, а сзади прикрепим кусочек двустороннего скотча. Когда будем срезать ветки, будем прикреплять номера снимая защитный слой. Этикетки стоит готовить в двух экземплярах. Один комплект мы возьмем с собой на экскурсию, а другой налепим на банки.

В-пятых, хорошо будет пометить дерево, с которого вы собираете ветки. Можно разработать свои метки, например, повязать на дерево яркую ленточку. Для №1 - красную, для №2 - оранжевую и т.д. Заодно можно будет повторить цвета радуги. К тому же, у вас появляются объекты для сезонного наблюдения. Думаю, ребенок захочет возвращаться к помеченным деревьям снова и снова. 

Можно рассказать ребенку о традиции тюркских народов  загадывать желание, повязывая ленточку на дерево. И завязывать ленточки, выполняя данный ритуал. Мы с сынком завязывали разноцветные ленточки в свое время. А можно прилепить глазки, оживляя деревья. Только ленточка мне кажется более долговечной альтернативой.

В-шестых,  нужно взять с собой ножницы, которые не жалко тупить о ветви. В идеале - можно взять секатор. Еще понадобится  вместительный пакет, в который будете складывать богатство. Можно прихватить лупу, для разглядывания почек на месте. И, конечно, фотоаппарат для съемки события.

Можно отправляться на экскурсию. Вот ваш алгоритм действий:
1. Заполняем страничку в записной книжке, отмечая погоду. 
2. Выбираем  деревья для сбора образцов. Зарисовываем общий контур, присуждаем дереву порядковый номер. Отмечайте как направлены ветви, сколько стволов.
3. Срезаем пару ветвей. На одну ветку прикрепляем этикетку, другую можно не маркировать.
4. Обращайте внимание на почки. Отмечайте наличие остатков плодов. Кое-где вы увидите, что почки отсутствуют, вероятнее всего, их склевали птицы. Особенно, это касается почек березы.
Фотографируем.
5. Помечаем деревце ленточками или другим способом.



Когда вы вернетесь домой, разложите образцы и начинайте их классифицировать с ребенком. Попросите ребенка найти одинаковые веточки (если помните маркировали мы только одну веточку, а другую не метили). 
Когда разберете веточки по парочкам, то их можно поместить в баночки с водой. Каждый вид -  в баночку со своим номером. Но сначала нужно подрезать ветки под острым углом.



Пока мы оставим наши веточки в покое. Ведь впереди  нас ждет их изучение.
Продолжение следует...


16 комментариев:

  1. Оля, уже интересно... ждём дальнейших наблюдений.
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    И ещё очень хотелось показать наши веточки сирени, но всё никак не могла их найти в блоге...
    http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/03/blog-post_6.html#more

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Жанна!
    Планирую показать ботанические закономерности в действии))
    Сходила к вам по ссылке. Замечательная сирень к 8 марта распустилась! Все-таки какой это благодатный кустарник. С небольшим периодом покоя, и способен к выгонке цветков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, да, совершенно забыла написать слова благодарности о растворе, я не знала... теперь, надеюсь, всё будет гораздо интереснее.

      Удалить
    2. Жанна, можно, конечно, этим пунктом было пренебречь, поскольку в ветках есть накопленные питательные вещества, и они начали бы распускать почки и без раствора. Но через какое-то время наступает истощение ветки и она перестает развитие.

      Удалить
  3. Очень-очень интересно и полезно! Пошла готовить раствор, а то наша ветка вяза стоит в простой воде). Спасибо!
    Всегда в рюкзаке лежат (помимо прочего)) блокнот и карандаш, но только сейчас подумала, что рисовать в нём могу не только я). Дополним зарисовки с натуры исследовательским интересом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я очень радуюсь, что информация вам пригодилась! Надеюсь дальше будет тоже интересно.

      Удалить
  4. Оля, как раз во время! Теперь я знаю про раствор, и про разные баночки! Мы как раз насобирали веточек. Правда без маркировки и зарисовки. Все-таки, для моих кнопок зарисовка - рановато, а вот сфотографировать деревья можно. А дочке как раз нужна была бы зарисовка. Наша исследовательская прогулка оказалась полна открытий, но, конечно, упрощенная, не такая углубленная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, хорошо, что информация оказалась кстати! Она ведь сгодится и когда малыши подрастут.Технология изучения на все времена)))

      Удалить
    2. Конечно, пригодится! Спасибо! Заглядывай посмотреть нашу прогулку.

      Удалить
    3. Заглянула! Какая замечательная прогулка получилась. Столько открытий сделали всей семьей! Молодцы.

      Удалить
    4. Спасибо, Оля. Подписали все, что знали, поставили в раствор по разным банкам)))

      Удалить
    5. Уже почти дописала продолжение)))

      Удалить
  5. Спасибо за рецепт питательной жидкости! Мы тут же ее сделали! Спасибо за участие в коллекции! Катя 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша и Татьяна, хорошо, что сделали раствор. Но в нем особой необходимости весной уже нет, весной можно использовать простую воду. Основная задача раствора обмануть период покоя ветки и запустить запуск раскрытия почек весной.

      Удалить
    2. Мы надеемся, что с питанием веточка будет дольше стоять. Может, есть какой-то секрет для этого?

      Удалить