ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

вторник, 20 февраля 2018 г.

ЧЕМ РАСТЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ЦАРСТВ

Здравствуйте, друзья!
Сегодня выпуск БиоТОПа немного необычный, в нем не будет наших главных героев, это дидактическая сказка для школьников, но тоже театрализованная. Некоторые актеры Вам знакомы по прежнем выпускам БиоТОПа, в нем они были гостями.

Вопрос задали мои кружковцы, когда мы изучали тему о моллюсках, и я показала им пальчиковую игрушку слизня ЗЕЛЕНУЮ ЭЛИЗИЮ. Узнав о ее клептобластах - ворованных хлоропластах водорослей, которые фотосинтезируют для зеленого моллюска и кормят его, они задали вопрос. Который в перефразировании звучит как " Чем отличаются растения от представителей других царств?"


chem-otlichayutsya-rasteniya-ot-drugih-organizmov-magiya-biologii

Так уж совпало, сказка была у меня уже написана, еще до заданного вопроса, и герои были пошиты, ждали своего часа. Сказка родилась, когда готовила статьи для "Родной тропинки", я приберегла произведение для "Магии биологии". Сказка будет полезна для учителей биологии, ее можно использовать в учебном процессе кружков, факультативов и на семейном обучении. Занавес открывается - представление начинается!

Сказка о том, как организмы в царство растений друг друга принимали (для школьников)


Решили как-то растения царство свое создать. Собрались совет держать, кого наградить можно отдельной территорией в этом царстве. Стали спорить, кто из них подходит под гордое имя «РАСТЕНИЕ», а кто «просто мимо проходил».

palchikovyj-teatr-monstera-hlamidomonada-muhomor-podsolnuh-zelenaya-ehliziya-povilika-kamen


Подсолнуха выбрали в качестве судьи. Он вынул список качеств настоящего растения и объявил:
- "Растением может считаться существо, которое ведет прикрепленный образ жизни".

- Согласна! – закричала тропическая лиана Монстера, - Корни – наше все!

- Согласен! – подтвердил гриб Мухомор.

- И мы! – закричали Сине-зеленые водоросли, - Мы растем на своем камне уже миллиард лет!

- Поддерживаю! – ответила ПОВИЛИКА, бледное растение, похожее на проволоку.

- А я воздержусь, - ответила водоросль Хламидомонада, - я хоть и считаю себя растением, но пользуюсь транспортными жгутиками и светочувствительным глазком, чтобы подниматься поближе к свету для фотосинтеза.

- А это уже второе условие. "Растения способны к фотосинтезу, за счет зеленого пигмента хлорофилла. На солнышке из углекислого газа и воды, производят сахар, а потом запасают его в крахмал. В процессе фотосинтеза, растения выделяют кислород", - прочел Подсолнух.


palchikovyj-teatr-hlamidomonada-podsolnuh-zelenaya-ehliziya


- Правильно! И я считаю, что пункт о неподвижности - не самый главный, - поддержало водоросль какое-то существо, похожее на лист, - я тоже всегда стремлюсь к свету, чтобы фотосинтезировать.

- А вы, собственно, кто будете? – спросил Подсолнух.

- Я зеленая элизия. Слизень-листик, - ответило существо.

- Так вы же улитка, только зеленая и без раковины. А улитки – это животные. Предлагаю исключить элизию из нашего царства!– сказала Монстера.

- Но я же произвожу на свету сахар и запасаю его в крахмал. А вот мухомор, хоть и неподвижный, а фотосинтезировать не умеет, - обвинила элизия.

- А чего сразу "мухомор"? У Повилики тоже нет фотосинтеза! – забубнил Мухомор.

- Между прочим, моя пра-пра-пра- и еще много раз –прабабушка, обладала такой способностью. И была зеленой. Это потом мы утратили свой хлорофилл и стали питаться за счет растения хозяина. У меня и цветочки есть, - оправдалась Повилика.

- А мы самые первые на Земле научились фотосинтезу! Благодаря нам в атмосфере стал накапливаться кислород! – похвастали сине-зеленые водоросли.


palchikovyj-teatr-monstera-podsolnuh-mikroskop-jodnaya-proba


- Следующее условие -"особое строение клетки. Должно быть ядро, хлоропласты, и клеточная стенка из целлюлозы."  Становись под микроскоп! Заодно всех проверим на крахмал. Если он в клетке есть, то будет сине-черное окрашивание, когда помажешь йодом, - сказал Подсолнух.

- Я первая! – сказала Монстера.

Подсолнух заглянул в микроскоп:
- Отлично! Вижу ядро, клеточную стенку из целлюлозы и хлоропласты. И крахмал окрасился йодом в темно-синий цвет. Вы абсолютное растение, Монстера. Теперь - Мухомор.

Мухомор забрался под микроскоп. Подсолнух прильнул к глазку.
- Вижу ядро, и клеточную стенку, но она у вас, Мухомор, не из целлюлозы.

- Ага, у меня клеточная стенка из хитина, как покровы у насекомых, - похвастал Мухомор.

- Но ни хлоропластов, ни крахмала в ваших клетках нет! – удивился Подсолнух.

- У меня запасается животный крахмал гликоген, - настаивал Мухомор.

- Но это совсем другое вещество! Не растительный крахмал! – ответил Подсолнух.

- Зачем же вы в царство растений хотите попасть, если у вас свое грибное царство имеется? – возмутилась Монстера.

- Ну, я же почти по всем критериям подхожу: и прикрепленный образ жизни, и ядро, и стенка клеточная, и крахмал! Грибы надо мной смеются. А поганка бледная презирает за мою красную шляпку, ведь я не маскируюсь под съедобные грибы и людей не травлю, – оправдывался Мухомор.


pal'chikovyj-teatr-monstera-muhomor-podsolnuh-mikroskop-jodnaya-proba

Подсолнух покачал головой.
- Простите, Мухомор, но мы не можем вас в царство растений принять. Сине-зеленые водоросли, теперь - вы!

Мухомор присел под кустиком. Сине-зеленые водоросли забрались на предметный столик микроскопа, а Подсолнух продолжил рассматривать.
- Вижу клеточную стенку, но она у вас не из целлюлозы и слизистая.

- Ага! Из муреина, - похвастали малютки.

- Но у вас нет ядра и хлоропластов, а хлорофилл размазан по выростам оболочки! Хоть есть крахмал, но Вы же бактерия, а не водоросль!

- Теперь нас к цианобактериям относят, но так хотелось называться по-старому – «сине-зелеными водорослями». В родстве с пальмами быть приятнее, чем с бактерией чумы или ангины. Мы надеялись, что нас примут в царство растений обратно…

Подсолнух развел листьями.
- Простите, но правила - есть правила. Нельзя без ядра зачислять в растения. Элизия, ваш черед.


palchikovyj-teatr-podsolnuh-zelenaya-ehliziya-mikroskop-jodnaya-proba


Элизия устроилась под микроскопом. Подсолнух задумчиво почесал макушку.
- У вас есть ядро, и хлоропласты, как у водорослей, но клеточной стенки нет, совсем никакой.

- Так это хлоропласты водорослей и есть. Она их ворует, - подсказала хламидомонада.

- Не ворую, а в себе накапливаю, чтобы они для меня сахар делали. Зато у меня есть крахмал. Видите окрашивание? - оправдывалась элизия.

- Вы же животное! Мы не можем вас принять в царство растений без клеточной стенки. Извините! Следующий! – поторопил Подсолнух.



palchikovyj-teatr-hlamidomonada-podsolnuh-mikroskop-jodnaya-proba


На предметный столик забралась водоросль Хламидомонада. Подсолнух всмотрелся.
- У вас все хорошо! И ядро, и огромный хлоропласт, и крахмал, и клеточная стенка. Разве, что она со слизью, и пектин содержит кроме целлюлозы. Вы нам подходите. Принимаем Хламидомонаду в царство растений.

- Осталась только я, - сказала Повилика, - но у меня хлоропластов нет, из-за паразитического образа жизни. Но крахмал имеется, я его заготавливаю из сахара, который получаю от своего хозяина.


palchikovyj-teatr-podsolnuh-povilika-mikroskop-jodnaya-proba

С учетом пра-пра-много раз-прабабушки Повилики, у которой были хлоропласты, бледное создание стали считать растением. А потом все посмотрели и на Подсолнух в микроскоп, чтобы убедиться в его растительной чистокровности.

И Подсолнух сказал:
- Но самое главное, растения постоянно растут, неограниченно! Осталось только протокол составить и все записать, чтобы не забыть, кто является растением и почему.

Помогите составить протокол, поставьте плюсы и минусы напротив живых организмов по критериям. И сделайте вывод.


chem-otlichayutsya-rasteniya-ot-drugih-organizmov-magiya-biologii

ПС: Положение водорослей в систематике очень спорное. Согласно новейшей классификации, водоросли отвоевали себе отдельное царство, даже несколько царств, по различным версиям. 
Сказка ориентирована на классические воззрения систематики, при которых царство растений включает в себя и зеленые водоросли, к которым относится хламидомонада, в том числе.
И, конечно, сомнительно, чтобы в такую модель микроскопа можно было бы рассмотреть строение сине-зеленых водорослей. На это тоже стоит сделать скидку.

Очень приятно, что сказка помогла победить детям во главе с Натальей Селезневой в конкурсе общефедеральной недели театра с видеороликом. Поздравляю от души! Посмотреть можно по ссылке https://www.facebook.com/1511893542/videos/10213782336501921/

Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Желаю радости открытий!





   



Яндекс.Метрика

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга!

    Рассказ такой увлекательный, что я перечитал его дважды! По нему действительно можно было бы поставить спектакль. Или снять мультфильм. Как они все хотят, чтоб их признали растениями, а под конец оказывается, что ни одна формулировка не подходит. И тут появляется прародитель всех растений, и рассказывает, что каждое царство органического мира появилось как великий клеточный симбиоз. Древняя клетка, проглотившая, но не переварившая сине-зелёную водоросль, обзавелась хлоропластами и смогла жить фотосинтезом. Потомки таких клеток и стали настоящими растениями. Тогда вся дружная компания сделает вывод: важно не что у кого есть сейчас, а кто как эволюционировал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анатолий!
      Спасибо за дополнение к сценарию для 6-7-классников)))
      Да, симбиотическая теория - это важнейший поворот. Сначала поглотить митохондрию, затем фотосинтезирующую бактерию)))
      Это дополнение подойдет уже для старших классов, когда будет изучаться цитология.... Или эволюция.

      Хотя, судя по обновленным бестолковым школьным программам, ожидать какого-либо системного изучения материала по биологии в старших классах не придется. Там и вовсе будет преподавание на примитивных фразах английского языка.

      Удалить
  2. Отличная история!Очень занимательная и поучительная :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина!
      Да, сказка при всей своей незамысловатости позволяет обратить внимание на то, что строение клетки - важный диагностический признак в систематике организмов. Этого понимания очень не хватает для осознания целостности картины, когда ученики начинают изучать цитологию.

      Удалить
  3. Замечательный сценарий, спасибо Ольга Алексаедровна

    ОтветитьУдалить
  4. Какая интересная сказка! Правда теперь при формировании у ребят обобщающего понятия -растения о грибах придется умалчивать(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нелли Анатольевна! Да, растения и грибы разные категории. И обе неповторимые)))

      Удалить
  5. Оля, как всегда великолепная сказка и спектакль. Почитали с дочкой

    ОтветитьУдалить
  6. Замечательная сказка! Интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить