ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

вторник, 21 августа 2018 г.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ О ДРАКОНАХ

Здравствуйте, друзья!
Большое спасибо вам за версии, которые вы выдвигали к БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАГАДКЕ В КАРТИНКАХ. Я даже не ожидала такого замечательного мозгового штурма. Катя Куклина и Татьяна Павлова были просто на высоте в своих поисках разгадки. Супер!
Сегодня я окуну вас в пучину креативной педагогики. Моим педагогическим направлением сейчас является игрофикация образовательного процесса. Это довольно обширная область с разночтением самого понятия "игрофикация". Пока набираю материал работающих методик и приемов в рамках этого концепта. Поисковый квест - один из таких работающих элементов, который укладывается в систему моего восприятия "игрофикации процесса". Я впервые опробовала на практике ведение многодневного образовательного квеста для группы в 10 человек, возраст от 9 до 16 лет. Познакомлю вас с некоторыми его частями.
У меня для вас вопрос. 

Бывают ли настоящие драконы?

Вот куда ушли все драконы.

Они лежат…

Но о них не скажешь, что они умерли или спят. Можно счесть, будто они затаились в ожидании, но нет, ведь ожидание подразумевает под собой надежду. Возможно, самым удачным определением здесь будет…

…Они дремлют.

И хотя занимаемое ими пространство нельзя назвать обычным пространством, упакованы они там довольно тесно. Каждый кубический дюйм занимает коготь, лапа, чешуйка или кончик хвоста – так что общее впечатление примерно такое же, как от картинки-головоломки: глаз долго рассматривает узор, и вдруг ваш мозг осознает, что пространство вокруг каждого из драконов есть, по сути дела, еще один дракон. 
Вся эта картина наводит на мысли о банке с сардинами, если бы о сардинах можно было сказать, что они огромны, покрыты чешуей, горды и высокомерны. 
Т. Пратчетт "Стража! Стража!" 

На эту часть квеста меня вдохновил нежно любимый ПРАТЧЕТТ.
Бывают ли настоящие всамделишные драконы или они только в сказках живут? В предыдущем посте я загадала загадку о том, что объединяет все изображения на иллюстрации. Это непростая задача даже для знатока биологии.

пазлы биологические драконы
Чтобы скачать пазловую картинку в полном размере,
кликните по изображению и сохраните на компьютер.
Хочу поделиться своим опытом о проведении недельного биоквеста в рамках экологического лагеря. Мы играли по часу или по полтора вечерами. Квест начался с обнаружения ребятами всех частей головоломки. Для обозначения мест поиска, я использовала загадки, прием составления ЧИСТОГОВРОК.

УК-УК-УК.
Во дворе ...
(сундук)

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

Ребята искали изображения и разрезные подсказки названий на русском и латинском языке. 
Когда подсказки были найдены, юннаты догадались, что все эти живые существа имеют отношение к драконам. Осталось только правильно распределить названия. С русскими названиями ошибок почти не было, а вот латынь заставила призадуматься. За каждое совпадение ребятам начислялись баллы. Это было непросто.
Да вы сами попробуйте с названиями разобраться! 

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii


Были маленькие открытия. Оказывается, во многих группах животных и растений есть свои драконы. Только с чего стрекоза среди драконов затесалась? Стрекоза (Odonata) у англичан зовется мухой-драконом. Личи (Lítchi chinénsis) - драконий глаз, название дано благодаря блестящей косточке в водянистой мякоти, которая напоминает стекловидное тело глазного яблока. А плод кактуса гилоцеруса - ПИТАХАЙЯ называют сердцем дракона или драконьим фруктом. Тархун называют маленьким драконом, что отражено в его латыни (Artemísia dracúnculus). А драконье дерево - драцена (Dracaena draco), часто украшает наши подоконники.


личи-глаз-дракона
Личи - драконий глаз
Есть свой синий дракон среди моллюсков - морской слизень глаукус (Glaucus atlanticus)Росточком хоть и не вышел, сантиметров 5-8 будет, а наводит страх на некоторых морских обитателей. Дрейфует себе в морях-океанах и поедает гидроидных медуз.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

У амфибий тоже есть свой дракон Ольм, обитатель пещер - европейский протей (Proteus anguinus). Хорваты и сербы верили, что это детеныши настоящих грозных драконов. И очень их боялись. Но отчасти они были правы, в отношении предположений о детенышах. Ольм - это хвостатое неотеническое земноводное. То есть земноводное, которое научилось размножаться на стадии личинки. В условиях пещеры эти слепые амфибии утратили свою взрослую форму. 

Суеверные крестьяне считали ольмов предвестниками беды, и убивали бедняжек. Если такого в колодце обнаружишь, то не миновать наводнения, следовательно неурожая и голода. Но не  повинны были животные, просто грунтовые воды поднимались, затапливали пещеры и вымывали протеев на поверхность. Сейчас протеи очень редки и занесены в международную Красную книгу.


водяная-агама-водяной-дракон
Водяной дракон, или водяная агама
Среди рептилий тоже свои драконы. Комодский варан (Varanus komodoensis) - самая большая ящерица планеты, свыше 3 метров длиной. Зеленый водяной дракон (Physignathus cocincinus), он же водяная агама. Замечательное существо с глубокими черными очами, у нас в центре живет такая ящерица. И полуметровый суматранский летучий дракон (Draco sumatranus), который благодаря особой конструкции ребер, способен к пассивному планирующему полету.  И, конечно, на ум еще приходят вымершие гиганты динозавры.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii


Свои драконы есть у рыб. Речной китайский дракон достатка и счастья - арована (Osteoglossum bicirrhosum). Один из символов фэншуя, приносящий удачу и богатство. Многопер сенегальский - морской сенегальский дракон (Polypterus senegalus) - рыба, которая научилась использовать для дыхания не только жабры, но и плавательный пузырь, который превратился в легкие. И самая ядовитая европейская рыба - морской черноморский дракончик (Trachinus draco) в плавниках которого скрываются ядовитые шипы.
Позже мы с ребятами провели викторину о драконах. Со счетом 16:6 победили юннаты. Вспомнили, что мы знаем об этих существах. Обсудили вопрос о том, мог ли большой дракон летать? Вспомнили про птичий скелет и птеродактилях. Как дракон извергал пламя, и не обжигался, с точки зрения биологии? Вспомнили про жука БОМБАРДИРА и работе его защитного механизма.

Дракон удачи



Где драконы, там и волшебство. Приглашаю вас побыть волшебниками. Есть одна замечательная китайская медитация по позитивной самонастройке, которая называется "Дракон удачи". Подробно технология описана в книге А. Разумова "Книга привлечения удачи в свою жизнь". Я решила слегка модифицировать методику для создания детских драконов удачи. И вас научу.


1. Нужно закрыть глаза и представить место, где чувствуете себя особенно хорошо. Лесная опушка, теплая ванна, берег моря, домик в деревне... Представили?
2. Там вы находите большое яйцо. Интересно какого оно у вас цвета?
3. Яйцо начинает потрескивать и вертеться. И вдруг из него появляется маленький улыбашка дракончик. Какого он цвета? Есть ли у него крылышки? А может он у вас чудо в перьях? Поздоровайтесь с ним и назовите его. Это ваш личный дракон удачи. А теперь его надо нарисовать во всей его красе!

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

4. Покормите своего малыша дракошу. Что он любит кушать? Орехи? Арбузы? Молоко? Котлеты на пару?
5. Дракоша кушает, да растет. Уже метров до 5 подрос. И готов к полету. Если дракону крылья не приделали, выдайте летательное средство))) Ракету, ковер-самолет, вертолет ...
6. А теперь волшебные слова! Как же в сказке обойтись без заклинания?))) Когда нужно, чтобы удача бежала впереди Вас и все дела уладила, мы выпускаем своего сытого, счастливого и жизнерадостного Дракошу Удачи впереди нас со словами: "Лети, Дракон Удачи мой! Ты впереди, а я за тобой." И можно не волноваться, уж дракончик подстроит самые лучшие обстоятельства из возможных.


kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

Эта методика психотерапевтична, поскольку она дает человеку положительный настрой и уверенность, что все будет хорошо, снижает тревожность. И забавно, но она работает. 
Мы с детьми играли в драконов удачи на озере Язевом, где обычно идет дождь. Но наши драконы удачи тучи все разогнали, как перед парадом на Красной Площади. А еще нам перепал мешок свежей ягнятины задаром. Люди в срочном порядке уезжали с озера, и отдали нашим детям провиант.  А другие люди, подкормили детей ведерком черники. Да сопутствует им Дракон удачи на их пути!

Ферма Драконов Удачи


Идею этой части драконьего приключения я почерпнула у Юлии Луговской, сайт "Праздник в коробке", блог http://orangefrog.ru/. Она любезно поделилась своей игрой "Драконья ферма". Но проект этот очень биологический, поскольку учит основам генетики в игре. Очень мне импонирует подход Юлиных игр, поскольку на своих уроках я в системе применяла игровые приемы сказочной генетики, и мы женили Кикимор и Леших, Кощеев и Бабок Ёжек, Колобков и Баранки. Получали приплод от динозавров.

Меня восхитило, как Юля с помощью монетки решила проблему формирования гамет. Как же мне то такое в голову не пришло? Очень здорово. 

В "Драконью ферму" мы играли с ребятами уже на обратном пути экспедиции. Проект завершал собой тематику о драконах второго заезда экологического лагеря. Я, конечно, слегка модифицировала игру под себя, введя еще и правила на комплементарность - взаимодействие генов из различных хромосом. 
Мы решили заняться разведением драконов удачи. Пусть удачи в мире будет больше.
Каждый фермер получил по свободному бланку с перечисленными признаками, монетку, цветные карандаши и фломастеры. И началась селекционная работа. Первым драконом стал Муля. Именно на нем были рассказаны все правила по выведению драконов.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii


Все гены в организме парные. Когда происходит оплодотворение, один ген достается от мамы, а другой от папы.  Каждая пара отвечает за признак. Например, за цвет, форму чешуи, посадку глаз, наличие пламени и т. д. Чтобы не путаться обозначим каждую пару своей буковкой А,Б,В,Г,Д,Е. Гены в паре могут быть неравноценными. Более сильные гены (доминантные) подавляют проявление слабых (рецессивных). Чтобы не запутаться, доминантные гены обозначим большой буквой, а рецессивные - маленькой. Например, В - гладкая чешуя, а в - шипастая. 

Закрепим за сторонами монетки силу генов. Если выпадет орел - это доминантный признак, а если решка - рецессивный.  бросаем монетку за папин ген. Выпала решка. Муле от папы достался рецессивный ген шипастой чешуи "в". А при броске за мамулин ген выпал на монетке орел - доминантный ген гладкой чешуи "В". У Мули получилась сочетание Вв. Доминантный ген сильнее, и подавляет работу рецессивного, поэтому у Мули будет гладкая чешуя. Но он будет носителем шипастого гена и сможет передать его своим детям.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

Иногда сочетание генов может давать свой отдельный признак. Например, аа - серебристый, Аа- зеленый, АА - черный. А  еще есть такое понятие как комплементарность. Когда наличие генов в различных парах могут давать в сочетании свой признак. 
Например, У Мули пара генов цвета Аа (по идее, он должен быть зеленый). Но  у Мули есть еще и пара генов пламени Бб. И сочетание А и Б отменяет правило цвета Аа и формирует свое сочетание - красный цвет. Поэтому Муля не зеленый, а красный. Сочетание генов из разных пар дает гораздо большее разнообразие признаков.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

Разобравшись с признаками, ребята стали подбрасывать  монетки, и выяснять, как же выглядит их дракон. Затем они рисовали драконий портрет, решали кто у них - мальчик или девочка,  давали имя. А потом наступало самое увлекательное. Сватовство драконов, в результате которых появлялись малыши.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

Каждый дракон может передать чаду только один ген из пары. Снова бросаем монетки. Если орел - то малышу достается ген №1, который родитель приобрел от своего папы. А если выпадет решка, то ген №2, - от мамы. Ох и пошла работа!  Драконов сватали и сватали. Ферма драконов росла, пока не иссякли бланки. 

Решили тогда разобраться с родословной, кто кому родня. Получилась чудесная семья Драконов Удачи. А потом я подкинула ребятам описание драконов из романов Д. Роуллинг про Гарри Поттера. Они стали искать среди своих драконов Китайский огненный шар, Валийского зеленого, Венгерскую хвосторогу, Шведского тупорылого дракона. Вот Муля, например, оказался Драконом львом - Китайским огненным шаром. А вот Валийский зеленый никак у нас не мог получится. Если только... 

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii


Тут ребята выдвигают идею про мутацию. И отправляют парочку драконов в Чернобыль. Хотя нет! Как же обойтись без регионального компонента? Вот я сейчас подкину идею для компьютерной суперигры, основанной на реальных событиях, где "Сталкер" просто отдыхает. А еще поведаю, что случается, если власти не хватает для принятия правильных решений биологических и экологических знаний. Расскажу я вам, ребятушки, об Атомном озере Чаган, в районе Семипалатинского ядерного полигона ВКО - там радиация почище чернобыльской будет. 
Чаганское озеро возникло в результате ядерных испытаний 15 января 1965 года, направленных на развитие (!) сельского хозяйства. Хорошо же будет, если в засушливой степи появится свое озеро с чистейшей водой - рассуждали чиновники. 



Облако взрыва накрыло близлежащие поселки, облучение получило около 2000 человек. Сейчас это место на Земле обладает одним из самых высоких уровней генетических мутаций у людей. Полученная  взрывом, воронка, заполнилась паводковой водой. Так появилось рукотворное Атомное черное мертвое озеро. 
До 1974 года там велись биологические эксперименты с заселением озера различными видами растений и животных, с целью изучения воздействия на них радиации. Даже пираний изучали, но те не прижились. Выжили не более 10% подопытных видов, и те сильно мутировали, демонстрируя ослабленную жизнеспособность и уродства. А местное население сейчас поит атомной водой свой скот... 




Итак, драконы наелись радиоактивных грибов, запили их водицей из Атомного озера... И комплементарное сочетание генов А и Б, дающее красный цвет, перестало работать в их гаметах, отключилось. И вуаля! У пары рождается зеленый дракоша. Хотя, мутации у него случились не только в цвете. Гиблое там место для будущих поколений. А счастливые мутации случаются одна на миллион. 

Впрочем, есть и другие способы получения мутаций, не столь ужасные. Например, воздействие вирусов. Вирусы тоже могут вызывать мутации как в гаметах, так и у развивающегося зародыша. Их воздействие точечное, но мало управляемое. Возможно, с развитием генетической медицины будут разработаны управляемые точечные формы воздействия на геном. Но пока это из области научной фантастики.
И только перспектива купания отвлекла юннатов от  драконьего фермерства. А драконов удачи стало много. И они еще продолжают размножаться, потому что дети продолжили играть в эту игру и после возвращения домой.

kvest-byvayut-li-nastoyashchie-drakony-magiya-biologii

ПС: Как биолог, я рекомендую игру "Драконья ферма" Юлии Луговской для изучения основ генетики в игре. Это реально работающий прием для педагогов-биологов, который можно использовать во внеклассной работе, подготовке мероприятий к методической неделе, на открытых и текущих уроках. 
Но в то же время, игра подойдет и для домашнего развлечения в режиме праздника, при организации мероприятий детских лагерей или при наступлении очередного года Дракона. В версии Юлии есть несколько вариаций сложности, в том числе и более простые варианты игры, которые будет несложно осилить даже ученику начальной школы. Но самое главное: и я, и ребята получили огромное удовольствие, разводя дракошек.

На этом мое повествование о драконьем недельном квесте завершается.
Желаю Вам радости открытий!



   

Яндекс.Метрика

14 комментариев:

  1. Вот уж не догадалась бы! Увлекательная публикация, в ней вся огромная работа мастера - увлеченного человека. Спасибо, Ольга Александровна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, благодарю за добрые слова!
      Да, подготовки было много, но получилось интересно. Главное, что мне и самой было интересно))))

      Удалить
  2. Ольга Александровна, здравствуйте! Оказывается весь мир очень плотно "заселен драконами"!)) Очень интересно- спасибо! Понравилась медитация "Дракон удачи", надо завести своего дракончика)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      О,да! драконы повсюду)))
      Обязательно заведите своего дракошу. Это почти что маленькое волшебство, но на самом деле сила позитивного настроя нами часто недооценивается.

      Удалить
  3. Оля, какая Вы умничка! Восхищаюсь Вами!!! Вот бы моему ребенку такого учителя биологии))) Уж как-то не полюбился сей предмет... А по мне - это такая благодатная почва для реализации детских открытий... Здорово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, благодарю!
      Я долго работала учителем биологии, но постепенно учебный процесс привели к однотипному стандарту. А у меня была СВОЯ методика работы, которая работала на 100%. Творчества становилось все меньше. Я ушла в доп.образование. Пока только там есть творческая свобода. Но биология - это конечно, суперский предмет, ведь он о нас)))

      Удалить
  4. Ольга, как же это я про драконий фрукт не догадалась! Тогда все "паззлы" сразу встают на своё место - картинка про драконов! Невероятно интересно Вы пишете и придумываете развлечений про биологию. Я каждый раз перед прочтением думаю, что ничего не пойму, наука серьезная, и каждый раз читаю ваши посты, затаив дыхание и открыв рот от изумления. Забавно, я тоже написала на днях в своем блоге про науку квестов, что это за метод подачи материала и в комментариях указала, что в такой форме можно подать любой учебный материал, а не только использовать, как развлечение на дне рождения. И Вы как раз проиллюстрировали это.
    Ферма драконов вообще получилась - огонь! Супер! Я как всегда в восхищении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо! Рада, что материал Вам нравится.
      Да, у квеста много плюсов. Я совсем недавно стала внедрять его в образовательную практику. Хорошо подходит для работы с небольшой группой. Думаю и для психологической работы можно адаптировать.
      Ферма драконов - это игра от Юлии Луговской. Она профессионал по созданию квестов. Я пока только начинаю использовать квест. Но формат мне очень нравится.

      Удалить
  5. Оля, вот чувствовала я, Пратчетт тут замешан! Но подумалось, волшебство так явно не станешь показывать, ан нет!
    Удивительное рядом, и пока дети маленькие, чаще это замечаешь. Нам с Марком так очевидны драконы, что не решились вслух очевидное озвучивать))
    Спасибо за потрясающие загадки! И за разгадки. Дракончиков берем в оборот!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо и тебе и Марку!
      Ты один из самых азартных читателей при разгадывании тайн.
      В летнем лагере без волшебства никак не обойтись))) И нежно любимый Пратчетт всегда со мной. Принципы его произведений помогают мне сделать занятия увлекательнее.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Александровна! Как здорово! Я отгадывала вместе с ребятами! Сегодня прочитала про вас в блогопроекте Ольги Николаевны Голубевой. Прибежала познакомиться с вами и вашим блогом! И стала вашим ПЧ. Спасибо! Приглашаю в гости в свои блоги "Волшебный фонарик" и Блог Кота Васьки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Рада знакомству! Надеюсь найдете для себя блог полезным.
      Иду знакомится с Вашим творчеством.

      Удалить