среда, 24 сентября 2014 г.

ЛОГИКА ЛИСТОПАДА ИЛИ ИГРАЕМ С ЛИСТЬЯМИ

Здравствуйте, друзья!

Осень дарит уникальные моменты, позволяющие играть, познавать, совершать и творить вместе  с малышом. Сейчас мой сын уже подросток, но в нежном возрасте мы играли в осенние листья.  Открываю записи своих дневников детства Тёмы, которые я вела от случая к случаю и там нахожу описания одного осеннего дня десятилетней выдержки.



Осеннее мемори с находилками



Решила поделиться  нашим вариантом игр с листьями из детства сынка - осенний гибрид мемори, квеста  и находилок. Собственно, я не знала тогда, что это так называется. Мы просто шли гулять во двор, где  четырехлетний сынок находил  листочки разных деревьев и различной степени готовности к листопаду.  И  мы искали. Сначала по форме листа – дерево, с которого был найден лист.


Выделяем главное и второстепенное

А потом мы пытались отыскать такой же листок по окраске.  Эта задача была не из легких, но выполнимая. Сынок с помощью наводящей беседы сам делал первый вывод, что форма листа более постоянная, и поэтому ее легче отыскать, а окраска – дело второстепенное.  Так развивался навык выделения главного и второстепенного. И закреплялись названия древесных растений.


Определяем часть и целое


Вскоре у нас в руках собиралась коллекция листочков, похожих по окраске на первый взгляд. Но только на первый.  Если же присмотреться  внимательней, то оказывалось, что листочки все же отличаются: у одного окраска располагается обратно симметрично,  а у другого – пожелтевшее пятно выше, у третьего  - ниже. Но при всем отличии, у сравниваемых образцов было что-то общее.  Но что?  

Конечно же,  площадь  пожелтевшего пространства на листочке!   И мы приступаем к поиску листочков, у которых уже  половинка   желтая или красная.  Так развивался навык в определении «часть-целое». И так развивался навык внимания и умения наблюдать.


Развиваем экологическое мышление и эмпатию


А еще, так формировался важный навык экологического мышления и отношения к живому как к высшей ценности. Листья демонстрируют нам центральную аксиому биологии – стремление к множественной вариативности всего живого. Листья желтеют хаотично, и одинаково окрашенные пластинки  мы можем встретить только  в однородной окраске (полностью зеленые или полностью желтые).

Ребенку можно объяснить, что все мы как эти листочки разные, и нет двух абсолютно одинаковых людей на нашей Земле. Что все живые существа уникальны и неповторимы. Это первый шаг к развитию толерантности и терпимости, к признанию того, что и кто-то другой имеет право быть, но что еще важнее - ты сам имеешь право быть.


Выстраиваем логические ряды 


А потом, из всей кучи осенних сокровищ мы выстраиваем ряды: по размеру – от большого к маленькому листочку, по  цвету - от зеленого к желтому.  Так отрабатывается навык  установления последовательности и классификации.


Физическая разрядка 


Но вот сынку надоело копаться с листьями, и он устраивает листопад. Подбрасывает листочки вверх и кружится под ними. Происходит смена видов деятельности. Немного беготни по площадке….  И он подходит и предлагает забрать домой самые красивые листочки, поднимает несколько  экземпляров, которые мы уже рассматривали, и мы идем  искать другие дары осени. 


Сокровища из листьев


Мы идем к канадскому клену. Это дерево редкое для нашего города, поскольку суровые зимы вымораживают его. Но мы знаем, где растет  одно такое, неподалеку, и шагаем к нему за красивыми листочками, представляя будто мы два корабля плывущих за золотым сокровищем пиратов на необитаемый остров.  Собираем по дороге осенние дары,  и наконец,  приходим к клену, собираем листья.

А дома закладываем листочки в старую книгу, а из многочисленных желтых листьев тополя и ясеня сынок вырезает неровные монетки, пишет на них корявенькие цифры ручкой, иногда даже не в ту сторону, и складывает в пиратский сундук.  

Я присоединяюсь к процессу и показываю, как можно вырезать сразу много  монеток, он просит меня помочь. Пять минут и получилось у нас настоящее золото пиратов!  Конечно,  такие артефакты игры у нас не сохранились, но наша память бережно оставляет этот островок осеннего детского счастья на своей карте.  


Может, и вы захотите сделать монетки из листьев и наполнить ими пиратские сундуки?

Сын пришел из школы и застукал меня за фотографированием листьев. Я ему напомнила о пиратских монетках. И он согласился их снова сделать для меня!  Вот так мы поменялись ролями - раньше сын просил меня клепать монетки, а теперь я его.  И вот я   не только сфотографировала эти копеечки, но и положила между листочками книги на память.


Игра в зашифрованные сказки


А еще сынок вспомнил, как мы играли в зашифрованные сказки.  И быстро на листе бумаги была организована зашифровка сказки. Отгадайте, какую сказку мы спрятали  за образами листочков?


С данным постом, открываю участие в осенних играх.




18 комментариев:

  1. Какие интересные игры! Даже бы и не придумала сама таких! Спасибо!
    А сказка - не знаю какая...Может Белоснежка и семь гномов? (листочков семь...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, Алена, Вы, конечно же, скромничаете на счет своего придумывания игр!
      Про Белоснежку тоже была идея загадать.

      Удалить
  2. Игры очень интересные, но еще интереснее вас читать - такие простые вещи вы так непросто рассказываете! И от этого детские игры неожиданно получают недетскую глубину.
    Монетки понравились ужасно - спасибо за идею, дочка уже ждет утра, чтобы ее воплотить :) А сказка, мы думаем, это "Колобок": в начале двойной лист - дед и баба, потом маленький - это сам Колобок от них убегает. А впереди его ждут заяц, волк, медведь и лиса :)
    Спасибо, что такой чудесный пост отправили в мою "Осеннюю коллекцию игр"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, за оценку. Татьяна, я рада, что наши с сынком идеи пригодились!
      А насчет сказки - напишу в следующем посте, сохраняя интригу.

      Удалить
  3. Супер! Я в восхищении! Обязательно опробуем игры с детками. И монетки очень понравились. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Аня! Надеюсь вы всей семьей хорошо проведете время!

    ОтветитьУдалить
  5. Оля, красота да и только... осень настолько нарядна и многолика, что так и вдохновляет на творчество, созидание...
    Спасибо за сказку. Мне тоже почему-то на ум пришел "Колобок", либо "Репка". Жду раскрытия тайны.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Жанна! Я уже пишу пост о сказках)))

    ОтветитьУдалить
  7. Ольга, зачитываюсь. Как же приятно знакомиться))))

    ОтветитьУдалить
  8. Света, это абсолютно взаимно!
    Мне очень нравятся ваши стихи. Я скопировала их себе в детскую копилочку лучших стихов любимых авторов.

    ОтветитьУдалить
  9. Оля, спасибо за участие в Детской галерее. Уверены, Ваш опыт будет многим интересен!

    ОтветитьУдалить
  10. Андрюша, рада познакомиться. Как же тебе повезло с твоей мамой!

    ОтветитьУдалить
  11. Так интересно узнавать от вас новое! Неужели площадь пожелтевшей поверхности одинакова на всех листьях? А у меня сын из школы принес такую приметы: если листья падают тыльной стороной вверх, то зима будет холодная, и наоборот. Посмотрели - и правда тыльной стороной вверх падают! А я раньше вообще не обращала внимания, какими они там сторонами падают)))
    Короче, Оля, спасибо за познавательное чтение и пищу для раздумий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля!
      Про падение листьев тыльной стороной - это будет интересно проверить. Спасибо за наводку вашему сыну.
      А площадь пожелтевшей поверхности приведена для примера ( треть листа может занимать желтизна сверху или снизу, но все же будет оставаться суммарно третью пожелтевшей поверхности вне зависимости от расположения)
      Спасибо, за интересный комментарий.

      Удалить
  12. Благодарю, Оля. Интересные познавательные игры. При том, такие простые в реализации. Будем играть)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина!
      Все игры проверены на практике сыном))) Играйте с удовольствием!

      Удалить
  13. Оля,как здесь хорошо, в твоих осенних воспоминаниях детства сына, так мне близко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо!
      Да, это было и теперь сохранилось в воспоминаниях. Наверное, это то, что придает жизни прекрасное послевкусие, когда оглядываешься назад.

      Удалить