воскресенье, 14 августа 2016 г.

КАК ГУСЕНИЦЫ ПОПАДАЮТ В ГОРОХОВЫЕ СТРУЧКИ?: ДЕЛО О ЧЕРВИВОМ ЯБЛОКЕ

Здравствуйте друзья!

Я скоро снова на пару недель исчезну из блога, чтобы уехать за новыми впечатлениями и рассказами о природе. Поэтому какое-то время я не смогу читать ваши блоги и оставлять комментарии на ваши слова. 

Наступает время урожая. Созревают горох, яблоки, груши. Откусишь кусочек яблока, а его уже кто-то ел до нас. Хорошо, если заметишь червоточину сразу! 
С виду целый стручок гороха, без червоточин, откроешь, а там сюрприз! Именно такое письмо пришло от Татьяны и ее дочери Юлии, которая скоро пойдет в старшее звено школы. Поэтому и ответ будет чуть более заковыристый. Вопросы принимаются не только от дошкольников, но и от школьников!


магия биологии


Уже звенит колокольчик с лесной поляны. Слышите? Пора! Начинается новое слушание КОАППа.
Кашалот: Начинаем заседание Комитета Охраны авторских прав природы!
Птица Секретарь: КОАПП! КОАПП!
Кашалот: На прошедшем заседании Уважаемый Гепард выдвинул предложение обозвать, то есть назвать наше новое направление расследований тайн природы каким-нибудь звучным именем. Как же наши успехи?
Гепард: Мы провели мозговой штурм среди наших читателей, и членов КОАППа, и выбрали название.
Кашалот: Любопытно!
Мартышка (притопывая лапами): БиоТОП!
Кашалот: А неплохо. Биотоп - среда обитания для живого. Это подходит.
Мартышка: А еще у нас имеется ТОП интересных тематических идей и поделок! 
Стрекоза: А как расшифровывается это название?
Гепард: Биологические тайны открытой природы.
Рак: А почему "открытой природы"?
Мартышка: Как же Вы не понимаете, дорогой Рак! Это намёк, что пока еще не все открыто!
Кашалот: Название мне нравится. А вот расшифровка...
Удильщик: Птица Секретарь, дайте уважаемому председателю наш протокол мозгового штурма! 


КОАПП кашалот гепард

Кашалот (смотрит в протокол): 1.Биологические тропинки открытий почемучек. 
2. Биологические тайны, открытия, приключения.
3. Биология таинственных открытий почемучкам. 

4. Биологические тайны открытой природы.
5. Биологические тайны открытий природы.
Как же выбрать расшифровку? Я в замешательстве! 
Рак: Предлагаю подключить наших читателей к голосованию!
Сова: И то, верно! Может они еще лучше придумают как расшифровать этот "БиоТОП".


Глава 1. Кто живет в горохе?


Кашалот: Мартышка! Удильщик! Славные наши корреспонденты суши и морей! Позаботьтесь  об этом в ближайшее время. А мы продолжаем. Птица Секретарь, дайте письмо от наших читателей. 
Кашалот читает письмо.
Кашалот: Это просто возмутительно!
Стрекоза: Что там?
Кашалот: Ваши родственники, Стрекоза!
Стрекоза (читает): Как гусеницы попадают в гороховые стручки? Отчего-то дырочки в стручке найти не удается. И что это за бабочка такая? 
Кашалот: Дорогой Удильщик, несите горох!


горох под лупой, удильщик, стрекоза

Удильщик и Стрекоза приносят горох и рассматривают его под лупой.


Стрекоза: Я смотрела во все глаза! Все стручки целые. 
Человек: С ботанической точки зрения, плод у гороха - не стручок, а боб. В стручке между створками есть перегородка по сторонам от которой лежат семена. У гороха нет такой перегородки, поэтому технически он боб.
Удильщик: Какие нюансы классификации! Мы не обнаружили никаких дырочек на бобах. 
Сова: Так может, там и нет никого! 

Удильщик вскрывает бобы гороха, и не обнаруживает ничего, кроме гороха.
Удильщик: Горох! Горох! Один горох..... А что это у нас здесь?
На горошине, жмурясь от света, сидит маленький червячок.
Мартышка: Гороховый червячок!
Удильщик: Уважаемый! Вы кто?
Гороховый червячок (плачет): Уважаемая - я! Я не червячок, а гусеница! Разве вы не видите моих ножек? Гороховая листовёртка. АААА! Дома меня лишили! Обездомили....


мартышка, удильщик, гороховая плодожорка


Кашалот: Прекратите рыдать, гражданка! Сейчас во всем разберемся.
Сова (подозрительно прищуриваясь): Что-то тут не сходится! Листовертки должны в листьях жить, а не в плодах!
Рак: Есть подозрение, что вы, уважаемая, не листовёртка, а плодожорка!
Человек: Она говорит правду. У нее двойное имя: гороховая листовертка, или гороховая плодожорка. Она из особой экологической группы насекомых - карпофагов.
Мартышка: Я, я знаю! С латинского языка "фаг" - переводится как пожиратель, пожирать. Выходит, что карпофаги - питаются карпами? 
Сова: А наша попутала, и забралась вместо рыбы в стручок. Я хотела сказать - боб! Хотя он своей формой напоминает нечто рыбообразное.... 
Рак: На безрыбье и БОБ рыба!
Человек (улыбаясь): Милая Мартышка права лишь отчасти. "Фаг" - пожиратель. А "Карпо" - это в переводе с латинского означает плод. Поэтому, плодожорка - очень правильное название. Карпофаги питаются мякотью плода и семенами.
Кашалот: Так Вы, Уважаемая, - вредитель! Урожай уничтожаете? Но как Вы проникаете внутрь? Что скажете в свое оправдание?


гороховая плодожорка, кашалот, КОАПП


ПЕСЕНКА ГОРОХОВОЙ ПЛОДОЖОРКИ
(Автор: Астраханцева О.А.)

Я появилась из яйца,

Когда отцвел горох.
Вползла на завязь я с торца,
Застав горох врасплох!

Пока он юн, и свеж собой,

Должна я поспешить.
На верхнем шве, в мой дом живой
Вход нужно проложить.

Вползу в зеленый замок. Да!
Вход быстро зарастет!
Не отгадают никогда,
Что кто-то здесь живет!

Живу одна затворницей,

Но нареканий нет!
Горошинами кормится
Махровый интроверт!

Мне парочка горошин,

Всего-то и нужна!
Вообще-то я хорошая,
Не слишком я вредна.

Сова: А кто это - интроверт? Что за привычка сыпать словами не понятными простому народу!
Гороховая плодожорка: Интроверт - это тот, кто сосредоточен на своем внутреннем мире. Избегает шумных вечеринок, и предпочитает им одиночество. 
Сова: Нелюдимый! Так бы и говорила!
Человек: Интроверт скорее - самодостаточен.

ПС: Понятие интроверт - это характеристика психологического типа, применяемого, обычно для людей. Но для волшебных персонажей, тоже сгодится. 

Гепард: Что-то мне подсказывает, что в этой песне не все слова правдивы. Как вход может зарастать?


Глава 2. Как гороховый боб становится целым?


Человек: Гусеницы гороховой плодожорки, вылупляясь из яиц могут прогрызть только очень молодой боб, который едва завязался. Если бабочки отложат яйца позже или раньше этого момента, гусеницы погибнут. Молодой горох очень активно растет, клетки образовательной ткани быстро делятся, в том числе и по краям входа. Поэтому он быстро зарастает.


гороховая плодожорка, горох
Гороховая плодожорка

Мартышка: Образовательная ткань? Это если из нее платье сшить, то сразу станешь образованной?
Человек (смеется): Если бы, действительно так было можно поступить! В живых многоклеточных организмах тканью называют группу клеток, которые выполняют одинаковую роль. Образовательная ткань, или меристема, растет. Клетки ее постоянно увеличиваются в размерах и делятся пополам. Это заготовки, которые будут превращаться в другие растительные ткани. Из них будут строиться органы растения (листья, стебель).

Мартышка: То есть, если я проделаю дырочку в молодом стручке, то она зарастет?

Человек: Совершенно верно, Мартышка! Но только если вы ее сделаете на уровне верхнего шва, по длинной части створки гороха, там где есть образовательная ткань. Поскольку образовательная ткань есть не везде. И ребята могут проделать такой опыт, посадив горох. Сделать дырочки в разных местах, и посмотреть где лучше зарастет.  

Мартышка: Какая хорошая мысль! Посадка гороха - это не только интересные опыты, но и польза! Молодые побеги гороха можно добавлять в салат в качестве зелени.

Удильщик: Будем садить горох! Я не поверю, что дырочки зарастают, пока не увижу собственными глазами! (поет, удаляясь) Во саду ли, во горохе, были плодожорки....

Гепард: Хорошо. Дырочки зарастают, это я еще могу поверить. Но то, что плодожорка не очень то вредна - это правда?

Человек: Несмотря на то, что для развития одной плодожорки гороха нужно всего две или три горошины, и за год она имеет, обычно, одно поколение, урожай она значительно снижает. На 30-40%. Невзрачные бабочки летают вечером и ночью. Одна бабочка откладывает до 600 яиц! Очень часто, поражается каждый стручок на поле.

Рак: А что же делать? Ядом травить - так и горох ядовитым станет.

Попробуйте решить эту задачку вместе с детьми. Как можно бороться с плодожоркой простыми способами?


горох, удильщик, лупа

Глава 3. Казнить нельзя помиловать


Сова: Съесть всех бабочек? Это может сработать, если в саду живут летучие мыши. Или птицы гнездятся.
Мартышка: Заманить бабочек в ловушку?
Гепард: Обмануть бабочек, и посеять горох подальше от зараженного поля. Бабочки будут лететь, лететь, устанут и не долетят.
Стрекоза: А еще бывают паразиты... Осы всякие и наездники.
Рак: Помедленнее, я записываю! "Па-ра-зи-ты"....
Кашалот: Человек, дорогой! Проясните вопрос.

Человек: Во всех предложениях есть рациональное зерно. Но ближе всех к истине оказался уважаемый Гепард. Гороховые плодожорки очень привязаны к срокам  завязывания плодов. Если высаживать раннеспелые сорта гороха, то когда плодожорка появится, она уже не сможет пробраться в почти созревший гороховый боб.

Стрекоза (глядя на плодожорку, которая пытается закрыть гороховые створки): И все же мне немного жаль эту плодожорку. Мы виноваты в том, что у нее теперь нет дома.... Из-за нас она погибнет...

Мартышка: Я придумала! Никто не умрет! А если мы сделаем за нее дырочку в стручке уже подросшего гороха, она сможет в него пробраться и там жить? Я посажу ее в баночку. И мы сможем следить за ее развитием. А потом, когда она станет бабочкой, мы будем привлекать других гороховых плодожорок ее запахом, и заманивать в ловушку. Они будут жить у нас, а на гороховое поле мы их не отпустим. 

Человек: А ведь Мартышка, сама того не осознавая, придумала модель естественной ловушки! Люди используют этот принцип, создавая западню на основе аттрактанта. Это вещество, которое привлекает запахом живых существ. На запах самки бабочки слетаются самцы, их ловят, предотвращая таким образом размножение бабочек.


КОАПП, яблоко, мартышка, пестрокрылка

Мартышка, задумчиво откусывает яблоко.

Мартышка: АААА! Тут тоже плодожорки! У них нет ног! Это что - червяки?  ААА! ПАУКИ! Бегают по яблокам, маленькие пауки! Как лапы свои растопырили! 

Мартышка бросила яблоко и в панике забегала по поляне.


Глава 4. Скажи мне что ты ешь, и я скажу - какая ты пестрокрылка


Человек: Успокойтесь, милая Мартышка! Нет здесь никаких пауков! Это муха-пестрокрылка. У нее такой защитный узор на крыльях, а кажется, будто это паук.
Мартышка (недоверчиво приближаясь): А черви в яблоке - это кто?
Человек: Это личинки, дети мухи-пестрокрылки. Посмотрите на муху под лупой, чтобы убедиться в отсутствии пауков. 

Мартышка: И правда, - мухи! А так быстро бегают, поднимая крылья, что кажется, будто это пауки. Вот притворюхи! Получается, они тоже карпофаги?
Человек: Вы правы, милая Мартышка! Они карпофаги. Это удивительная муха, благодаря которой, мы может отследить как образуются новые виды. 
Кашалот: Вот как! Уважаемая Пестрокрылка, здравствуйте!Расскажите Вашу историю! Как вы оказались в центре событий?


КОАПП, яблоко, мартышка, пестрокрылка, кашалот

Пестрокрылка
: Здравствуйте! Мы тут немного увлеклись яблоками. Очень уж-жжж мы этот запах любим. А история у нас такая. Моя родина - Северная Америка. Все мои предки жжжж-жили на боярышнике. Но вот приехали к нам переселенцы в середине 17 века и привезли с собою яблони. За сотню лет яблоневые сады росли повсюду на востоке. И мои далекие предки, по жжжжжж-женской линии, собрались на совет и в 1864 году решили покорить прекрасные сады.

Рак: Хотелось бы уточнить, а почему по женской линии? У вас матриархат?
Пестрокрылка: Матриа... Что?
Рак: Женщины у вас в роду - главные?
Пестрокрылка: В обязанность нашей жжжжж-женской линии входит кладка яиц возле нужного плода. Есть пестрокрылки, которые любят чернику, есть мухи, которые любят снежжжж-жноягодник. А мы любили боярышник. Но мои предки рассудили как? Плод боярышника ведь яблоко, и у яблони - яблоко, только побольше раз в 20, а то и в 30! И шкурка потоньше....

Мартышка (выпучивая глаза): Как яблоко?!!! Разве яблоки растут на боярышнике?
Человек: Все верно, милая Мартышка. С ботанической точки зрения, плод боярышника - яблоко. Только маленькое. И у рябины - тоже яблоко. Если разрезать пополам эти плоды, то можно увидеть сходное строение.
Рак (ворчливо): Эта ботаническая точка зрения очень неудобная вещь! У гороха - боб, у рябины - яблоко...
Кашалот: Я утратил нить рассказа! Попрошу не перебивать! Продолжайте, уважаемая Пестрокрылка!


КОАПП, яблоко, кашалот, пестрокрылка

Пестрокрылка
: Яблоки созревают раньше боярки, а какой у них чарующий аромат! Как они пахнут! Мои много раз прапрапрабабушки отложжжжж-жили яички на них. И личинки питались совершенно новым продуктом, сочным, ароматным! Новое поколение мух, предпочло жжжжж-жить на яблонях. Это было райское время, потому что наш злобный враг - боярышниковый наездник, уничтожающий половину всего мушиного рода, за ними на яблоню не переселился.


Мартышка: Наездник? Он ловит мух и делает из них ездовых лошадей?
Стрекоза: О, он паразит! Он откладывает в личинок мух свои яйца. Из его яиц вылупляется личинка, которая пожирает личинку мухи заживо! А потом личинка мухи погибает, а наездник окукливается, и из него получается новое перепончатокрылое. Это такая ужасная смерть!

Человек: Это явление хищного паразитизма. Ведь паразит в итоге съедает своего хозяина.
Кашалот: Я снова теряю нить повествования! Не перебивайте! Уважаемая Пестрокрылка, Вы сказали, что это было райское время. Неужели боярышниковый наездник узнал о мухах, которые переехали жить на яблоню?

Пестрокрылка: Ах, нет, не он! Боярышниковый наездник вылупляется намного позжжжжж-же, когда наши детки уже приступали к окукливанию. Мы его провели. Нас нашли черничные наездники, которые нападают на черничных пестрокрылок. Черника созревает раньше яблок. Поэтому к нам прилетели запоздавшие черничные наездники, которые проспали черничных мух. Они стали атаковать наше потомство. Поэтому личинки стараются изо всех сил, вгрызаются как можжжжж-жно глубжжжж-же в яблочко, чтобы наездники их не поразили жжжж-жалом.

Кашалот: Я совершенно запутался! Надо отделить мух от котлет.... От наездников, я хотел сказать. Мартышка, нарисуйте схему!

Предложите детям нарисовать такую схему. Черника созревает в конце июля, яблоки - в середине августа, боярышник - в начале сентября, а снежноягодник - в конце сентября. У каждого растения своя пестрокрылка, а у каждой пестрокрылки свой паразитический наездник. Порассуждайте, почему паразитировать на яблонных пестрокрылках стали черничные, а не боярышниковые наездники.


яблоневая пестрокрылка и наездники


Человек: Всего за 150 лет на глазах ученых происходило формирование нового подвида мухи пестрокрылки при смене пищевого растения. У них сместились сроки фаз развития. Эти мухи стали танцевать брачные танцы на яблоне, позабыв о боярышнике. У них сменилось 150 поколений, и они почти не образуют пар с боярышниковой мухой. 

Пестрокрылка: Дажжжж-же сложжжж-жно поверить, что когда-то мои предки так ужжжж-жасно пахли боярышником. А как они танцуют! Совсем не умеют крылышками правильно махать! Абсолютные мужжжж-жланы! Такого, я в мужжжж-жья себе не пожжжж-желаю! 


Человек: Но ведь и черничный наездник, который стал паразитировать на яблонной пестрокрылке, перестал интересоваться черничной мухой! Стал появляться на свет позже. Его теперь притягивают только яблочные ароматы и яблонные пестрокрылки. Виды осваивают новые ниши обитания, и тянут за собой развитие других видов. Муха будет стремиться обмануть наездника, а наездник - отыскать муху. 


КОАПП, яблоко, пестрокрылка

Мартышка
: Значит, у черничной мухи теперь нет врагов среди наездников?
Человек: Конечно, есть. Изменились лишь те наездники, которые запоздали в свое время и были вынуждены отправится на яблоню в поисках других мух.
Гепард: Кто бы мог подумать, что эволюция может быть такой быстрой и взаимосвязанной!

Человек: Это явление ученые называют самоускорением видообразования. Это хорошая новость. Потому что, чем больше видов, тем устойчивее их среда обитания. 
Рак: Это же надо! Скажи мне что ты ешь, и я скажу какая ты пестрокрылка!
Пестрокрылка: Мне пора! Полетела! Всего вам!
Рак: Прощайте, Пестрокрылка!
Ой, что это упало с дерева, мне по голове?
Мартышка: Сейчас поглядим, поищем!
К Мартышке на помощь в поисках бросается Стрекоза. 

Гепард (посмеиваясь): Вы у нас, Уважаемый Рак, теперь как Ньютон! Обязаны придумать какой-нибудь всемирный закон!
Рак: Это еще почему?
Гепард: Потому что Ньютон, как только получил яблоком по голове, открыл закон Всемирного тяготения.


Глава 5. Пожизненное заключение


Стрекоза: Нашла! Нашла! Это желудь!

Мартышка (поднимая желудь с земли): И правда, желудь! А в нем, видите - дырочка! Тоже небось карпофаг просверлил!
Человек: Вы правы, Милая Мартышка! Это дело челюстей личинки желудевого долгоносика.
Стрекоза (пытается заглянуть в дырочку на желуде): Она все еще там?
Человек: Нет. Личинка уже ушла на окукливание в землю.
Стрекоза: А этот желудь уже никогда не прорастет?


КОАПП, рак, стрекоза, желудь

Человек: Мы можем это проверить. Если в желуде пировала только одна личинка долгоносика, он прорастет. Вода даже легче проникнет в плод через дырочку и вызовет набухание семядолей. Но если личинок было две или более, то у желудя нет шансов.
Мартышка: А "более" - это сколько? Сколько их может поместиться в желудь и окуклиться?
Человек: В неурожайные годы, в одном желуде может жить до 20 личинок.
Рак: Это безобразие! Надо издать всемирный закон запрещающий деятельность карпофагов!

Человек: Не спешите, уважаемый Рак! Природа все предусмотрела! Плоды образуются в  количествах, рассчитанных и на карпофагов. Даже если они испортят 80% плодов - остальные 20% прорастут.
Гепард: Так вот где подсмотрел Парето свой закон  20/80! 
Сова: Чего-чего? Какой еще Парето?
Гепард: Парето, который вывел правило, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80%  - только 20%.
Рак: Ему тоже желудь по голове свалился?
Гепард: Об этом история умалчивает. Но не исключено.

КОАПП, рак, гепард

Мартышка: Но может карпофаги не все такие вредные? Вот, даже этот желудевый долгоносик - если живет в желуде один, то желудь прорастает, а дырочка даже даже помогает воде проникать вовнутрь!

Человек: Вы правы, Милая Мартышка! Есть растение, которое без своих карпофагов жить не может!
Мартышка: Правда? 
Человек: Это фига!
Мартышка (обиженно надула губы): Это шутка такая несмешная? Фига - это же кукиш. Значит, не бывает таких растений, да?
Человек: Ну что Вы, дорогая Мартышка! У меня и в мыслях не было шутить. Фига - это еще одно название смоковницы, или фигового фикуса. Мы его больше знаем под названием инжир!
Мартышка (улыбаясь, и быстро тараторя): А! Это такие вкусные сухофрукты! Я их просто обожаю, если их размочить в теплом молоке, они от кашля помогают. Я зимой так лечилась.
Кашалот: Мартышка, не перебивайте! 
Человек: Плоды, которые любит наша Мартышка образуются из женских соцветий, которые формой как груша, но внутри нее полость, в которой находятся пестики. В это соцветие ведет маленькое отверстие в которое может протиснутся только очень маленькое насекомое - инжирная оса. Она длиной всего 1-2 миллиметра!
Рак (отмеряя на линейке размер осы): Какая маленькая! Чтобы ее рассмотреть, нужна лупа.
Человек: Инжирная оса или бластофага - единственный опылитель этого дерева! Но самое интересное то, что живут и развиваются эти осы в мужских цветках фиги. Инжир - дерево двудомное. На одном дереве растут только женские, а на другом - только мужские цветки. Личинки осы живут и питаются в мужском цветке. Потом они окукливаются и из куколок появляются крылатые самки и бескрылые самцы.  Они спариваются и самки вылетают из мужского цветка вместе с его пыльцой, чтобы отложить яйца. А самцы остаются затворниками в своих колыбелях.

Стрекоза: Как необычно! Чаще бывает наоборот. Летает самец, а самка - бескрылая. Как у моей знакомой бабочки мешочницы.

Человек: Самка летает в поисках мужских цветков, чтобы пристроить свое потомство для развития. Заглядывая и в женские, опыляет их. Тогда то и получаются вкусные плоды. А когда оса находит пустой мужской цветок, откладывает в него яйца. И все повторяется. Инжир и бластофага не могут жить друг без друга. 
Мартышка: Я теперь всегда буду думать о дружбе бастофаги и инжира, когда буду лакомиться плодами фиги!

Тут на поляну прибежал Удильщик с пакетами в руках. 

АВТОРСКИЙ ТОП  ИДЕЙ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ГОРОХОМ


Удильщик: Я все подготовил для посадки гороха! И для  очень интересного опыта! Надеюсь вы без меня не скучали?
Гепард: До того ли нам было, уважаемый Удильщик! 
Сова: Мартышка удочерила Гороховую плодожорку, а Рака осенило желудем прямо в темячко!

Горох, удильщик

Идея 1 и 2: Высадим горох.

Цель: 1) Изучение влияния процесса набухания на прорастание и развитие гороха.
2) Изучение процесса регенерации горохового боба.

1. Семена гороха разделим на три части. Первую оставим сухой, а вторую оставим для набухания. Третью часть прибережем для другого опыта. 
2. Для набухания завернем горох в мокрую марлю из нескольких слоев. Когда кожура лопнет и появится хвостик корешка, можно садить. 
3. Возьмите стаканчики наполните их огородной землей (грунтом для овощей) и посадите по 2 горошинки в стакан. Не забудьте полить и подписать, где были сухие горошины, а где набухшие. 
4. Отмечайте сроки появления всходов, образования первого настоящего листа, цветения, завязывания плодов. Горох - самоопыляющаяся культура, поэтому не беспокойтесь за опылителей. 
5. Сравните сроки фаз. Есть ли разница, при вычетах времени на первичное набухание?
6. Когда завяжутся плоды, поиграйте в гороховую плодожорку. Проведите опыт  по нанесению повреждений на створках гороха. Везде ли ранка заросла?

Мартышка: У нас остался еще горшочек с землей. А давайте туда посадим желудь, которым осенило нашего Уважаемого Рака!
Рак: Хорошая идея. Интересно, прорастет ли из него что-нибудь.

Идея 2,5. Проверка всхожести желудя, в котором развивалась личинка долгоносика

Этот опыт может и не получится. Все будет зависеть от того, в каком месте выедал семядоли долгоносик, и не повредил ли он зародыш.

опыты с горохом, удильщик

Идея 3: Как затонуло судно "Днепр"?


Решаем задачу: К. П. Паустовский в своей повести «Черное море», основанной на реальном историческом факте, описал знаменитое крушение парохода «ДНЕПР» в Босфорском проливе. Судно буквально развалилось на части.
Причиной катастрофы стал обыкновенный горох.
Предположите, каким образом горох причастен к данному происшествию.


Попробуйте сначала выдвинуть предположения. Вы найдете много вариантов, которые вполне могли бы случится по вине гороха, кроме официальной версии.

Моделируем.

1. Возьмем пластиковую бутылку, стеклянный флакончик из-под пенициллина, скотч, сухие горошины, воду.
2. Наполним на 2/3 стеклянный сосуд сухим горохом (можно взять горох колотый), нальем воды под завязку и закрутим крышку. Закрепим крышку скотчем.
3. Обрежем горлышко от пластиковой бутылки (или сделаем из нее колпачок). Опустим пузырёк в пустую пластиковую бутылку, для соблюдения техники безопасности, на случай если стекло лопнет.
4. Подождем. Что наблюдаете?
5. Теперь вы можете объяснить как пароход развалился на части?


опыты с горохом, удильщик


Идея 4 и 5. Азбука Морзе и человечек

Палка, палка, огуречик!
Получился человечек!

Трансформируем идею конструктора из гороха и зубочисток, в азбуку, где есть лишь точки и тире. Азбуку Морзе.
Следующий пост будет про это:


опыты с горохом, удильщик, азбука Морзе

Кашалот: Ребята, объявляю заседание КОАППа, БиоТОПа закрытым!
Птица Секретарь: КОАПП! КОАПП! БиоТОП!

Вот и закончилось еще одно слушание. Остается вручить именной сертификат почемучки - Юле.



Что еще почитать?

1. А. Марков. Цепная реакция видообразования. http://elementy.ru/novosti_nauki/431001/Tsepnaya_reaktsiya_vidoobrazovaniya

2. Большая подборка статей про вредителей плодовых культур http://www.activestudy.info/r/vrediteli-plodovyx-kultur/


Думаю, что Вам нравится читать такие несказки. А ведь я пишу их, отвечая на вопросы Ваших почемучек! С нетерпением жду их, пишите на почту oaastra@gmail.com или  в рубрике БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИНе забудьте указать имя и возраст детей! 

Помогите Мартышке и Удильщику, проголосуйте в комментариях за лучшую расшифровку названия БиоТОП!

Желаю радости открытий!

 


18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга!

    Всегда с нетерпением жду новые выпуски КОАППа, и не зря! Из одной статьи я узнал столько новой информации! Для чего пестрокрылкам такая окраска (даже не думал, что этот рисунок на крыльях что-то значит), и как плодожорка попадает в стручок (в университете мне говорили, что плодожорка поселяется ещё в пестике, и когда растёт плод, она оказывается внутри), и об ускоренном видообразовании плодожорок и наездников... Впрочем, это новость науки, об этом вообще мало кто знает.

    Но больше всего обращает на себя внимание, что в Вашем КОАППе говорят все коапповцы. Уже второй раз обращаю внимание: у Майлена Константиновского слово обычно предоставлено Кашалоту, Удильщику или Мартышке, а Рак или Стрекоза, например, говорят куда реже. А у Вас все участники сбалансированы, каждому есть, что сказать и чем поделиться!

    Если бы я был редактором "Юного Натуралиста" или другого научного журнала для детей и юношества, давно бы предоставил Вам целую рубрику, а может две или три!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анатолий!

      Благодарю! Мне очень приятно читать такой отзыв от знатока КОАППа! Вы даже подметили особенность выстраивания диалогов героев.
      Для карпофагов часто характерно проникновение в завязь, особенно, для долгоносиков. Гусеницы гороховой листовертки прогрызают едва завязавшиеся стручки, что вполне можно говорить о проникновении и в завязь, в том числе.
      О пестрокрылках и наездниках - это, действительно, относительно недавнее открытие. Это объясняет почему так много видов насекомых.

      Удалить
  2. Ох, просто невероятно интересно! Оля, огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо! Рада, что находишь для себя пользу!

      Удалить
  3. С огромным интересом прочитала! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо!
      Рада, что статья вызвала интерес!

      Удалить
  4. спасибо, как всегда интересное заседание

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алиса Сергеевна!
      Стараюсь держать марку)))

      Удалить
  5. Да уж))) Вот это целая научная конференция получилась, Ольга Александровна. Я тоже неоднократно отвечала на похожие вопросы маленьким деткам, но чтобы так))) Увлекательно, интересно, познавательно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна!
      Начинаешь обдумывать вопрос, и вдруг он обрастает новыми фактами, идеями. Собирается пазл, придумываются игры. Мне это самой очень интересно.

      Удалить
  6. Теперь я тоже знаю ответ на этот вопрос! Никогда не задавалась им, а вот теперь если спросят, то я знаю! Спасибо большое! Люблю ваш познавательный блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв о блоге! Рада, что материал оказывается полезным!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Александровна! Очень интересное заседание КОАПП! Вам срочно нужно писать книжку или публиковаться в журналах! Это ж как интересно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Спасибо за Ваше мнение!
      Думаю, что если переходить на печать, то нужно будет менять действующий состав заседающих. Ведь есть закон об авторском праве. Я использую игру в персонажей Константиновского. Хотя, у них вырисовываются новые черты характера и стиль подачи материала другой.

      Удалить
  8. Очень интересно))))) и так позитивно! Жду экранизации! ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя!
      Кто бы мог подумать, что мне понравится писать диалоги)))

      Удалить
  9. Оля, как интересно! Меня тоже всегда интересовало - как червяки в горох попадают! Вон оно что, оказывается! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина!
      Да, гороховая плодожорка такая))) Очень скрытная особа.

      Удалить