ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

четверг, 22 января 2015 г.

ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ

Здравствуйте, друзья!
Сегодня я познакомлю вас немного с процессом своей профессиональной деятельности.  Я расскажу вам о потенциале зимней экскурсии на реальном примере мероприятия «Особенности древесных жизненных форм растений в зимний период. Выносливость травянистых растений, зимующих над снегом», которое я проводила в рамках своего авторского спецкурса 7 класса. 

Было время  в нашем лицее, когда выделялись часы на развитие интересов школьников по биологии и в среднем звене. Эти детки уже закончили школу и 50%, посещавших курс, поступили на медицинские специальности. Надеюсь в мире станет чуть больше хороших врачей.

Презентация электронного дневника наблюдений составлена слушателями спецкурса «Основы систематики органического мира» с информационной поддержкой (7 класс). Я лишь немного подкорректировала дизайн и исправила  неточности, а также я снабдила некоторые слайды  дополняющими комментариями.


Птицы склёвывали семена под деревом, но при нашем приближении улетели.

Произрастание у щита репейника не случайно, очень часто заборы  останавливают  путешествие семян, давая им прорасти под своим патронажем. Поэтому многие сорняки называют подзаборниками.


ВЫВОДЫ: Температурный режим не позволил нам походить подольше, но  даже тот материал, который был собран нами в краткие сроки, позволил понять, что жизнь в природе продолжается и зимой. Нас удивило то, что ветви деревьев так не похожи друг на друга: у одних почки липкие и пахучие, у других – спрятаны в глубине коры, а у третьих – похожи на круглый коричневый бисер. Раньше мы этого не замечали. Оказывается, деревья тоже загорают! Кора их голых ветвей под действием яркого солнца становится  с красноватым оттенком (у ивы) или с сизым налетом (у клена), это их защищает от ультрафиолетовых лучей. Мы снимали экскурсию на фотоаппарат, а также вели карандашные записи в походном блокноте. Нам понравилось наблюдать и мы хотим проверить на собственном опыте наши предположения!
Теперь я хочу прокомментировать самые главные моменты, которые должны сопровождать любую экскурсию, основанную на маршрутном методе. Многие учителя боятся проводить экскурсии, их пугает, что дети обнаружат что-то такое, на что учитель не сможет дать ответа. 

Потеря авторитета, обнаружение своего невежества, отсутствие дисциплины - это те учительские страхи, которые лишают ребенка опыта  познания. И биология остается кабинетной и  наукой, которую изучают по картинкам. Но нельзя научиться наблюдать по книжкам, нужна практика в природе.

Конечно, прежде чем вывести детей на экскурсию, нужно самому пройти по маршруту, обратить внимание на узловые моменты. 

Важно, чтобы после экскурсии у детей оставались положительные эмоции. Эмоциональная приподнятость и удивление, получаемое в процессе направленного наблюдения развивает внимание и познавательный интерес. А наблюдаемые факты побуждают задавать новые и новые вопросы. 

В данном случае ребята посадили семена, и они взошли! А почему мороз не убил их?  Это новый вопрос, который ребята, как вагончик прицепили к своему паровозику познания. И они начинают получать от процесса познания УДОВОЛЬСТВИЕ! А это и  является одним из ведущих факторов настоящего обучения, на мой взгляд, поскольку позволяет поднять мотивацию к познанию до небес.

У родителей есть неоспоримое преимущество перед учителем, родитель вместе с ребенком может активно познавать мир в индивидуальном порядке. Что-то обнаружить, а потом найти описание в Интернете, энциклопедии, спросить у знающих людей. Не вместо, а вместе с ребенком. И радоваться открытиям, поощрять любознательность, осуществлять постановку мышления, играя. А еще творить, таким образом, прочную связь, поднимая общение на более высокий уровень, становится для ребенка не наставником, а равноправным партнером.  

В ближайших постах я расскажу о том,  как выглядят ветки знакомых деревьев зимой. А пока приглядывайтесь к ветвям деревьев в своем дворе. 
До новых встреч.

17 комментариев:

  1. Здорово! До настоящего времени наши впечатления были только романтическими что ли, хотя и подробными.. - какие большие листья, невероятно высокое небо сегодня, смотри, какой красивый камень, разноцветный. Дальше набухших почек весной и разноцветья осенью (примерно) наблюдения не шли. Я очень надеюсь, что ваш блог по-настоящему поможет нам с сыном, мне очень хотелось именно таких знаний), а с чего начать я не знала..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я очень рада, что информация востребована. Исследовательскому навыку ребенка тоже надо учить. Я как никто знаю, что такое неутоленная жажда познания. Надеюсь, что мой блог станет тем колодцем, который удовлетворит вашу. Спасибо, за этот комментарий!

      Удалить
  2. Оля,здравствуйте! С удовольствием побывала на Вашей познавательной экскурсии. Мы тоже с сыном любим рассматривать почки на веточках, а с малышами в детском саду каждый раз перед 8 марта ставим веточки в вазу и наблюдаем. Очень красиво и ароматно получается на веточки сирени...
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо за галерею! И за рекламу моего блога на других ресурсах!
      А мне еще нравится, как пахнет бальзамический тополь.

      Удалить
    2. А мы веточку сирени ставили перед Новым годом. И у нас в праздник в доме были зеленые листочки! Это так радовало.

      Удалить
    3. Аня, это здорово. За распускающимися листочками можно наблюдать, измерять их.

      Удалить
    4. Ну, мы не измеряли, только на глаз отмечали, да на фото запечатлела изменения. Жаль, что некоторые почечки так и не раскрылись, а засохли(((
      Кстати, сегодня я шла-шла и глазела на ветки))) И одна так приглянулась, что принесла ее домой. И вот перекопала уже интернет, а так и не поняла, от какого она деревца!)))

      Удалить
    5. Это же не страшно, что не нашлась информация в интернете. Получился дополнительный стимул поставить веточку в воду и подождать, чего из почек проклюнется)))

      Удалить
    6. В принципе, я так и сделала, только зная свои скромные познания в биологии, боюсь, что по проклюнувшимся листочкам все равно вряд ли определю))) Нужно еще прогуляться к дереву и изучить собственно ствол и общий внешний вид. Может тогда я и найду ответ)))

      Удалить
    7. Тоже вариант. А можно дождаться весны, тогда станет еще понятнее..

      Удалить
    8. Тогда уже будет не так интересно)))

      Удалить
  3. Оля, супер! Мне очень понравилась ваша экскурсия! И я такую хочу! Ставлю галочку в планах на прогулку! Большое спасибо! Про подзаборник даже никогда не задумывалась, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, искренне радуюсь за ваших ребятишек! Так им с мамой повезло!

      Удалить
  4. А меня зацепили слова "И биология остается кабинетной и наукой, которую изучают по картинкам". Еще 15 лет назад, когда я работала в школе и вела химию, я столкнулась с одной давно работающей учительницей химии, которая утверждала: "Химия - это наука ручки и бумаги" (я запомнила дословно). Тогда я в силу своего возраста и отсутствия опыта не стала с ней спорить, но меня до сих пор не покидает недоумение: как же так? Как химия может быть "бумажной" наукой?! Или я чего-то не понимаю?
    Так что, я рада, Оля, за твоих учеников, что они изучают биологию не по картинкам, а по живой природе, она - самый лучший учитель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Получается парадокс, правда? Естественно-научное направление, одно из немногих, где познание ведется через исследование, опыт и эксперимент, но современная программа задавила теорией, не отводя времени на практику. Одни тесты на уме. Если я их не отработаю и не натаскаю детей на их решение, я буду ПЛОХИМ учителем (со всеми вытекающими последствиями). Так и выпускаем мы детей, которые микроскоп видели пару раз, и то в демонстрации. Несколько лет назад мы создали экологическое школьное объединение Экомир,на базе школы, который даже получил статус филиала КГО (каз. географического общества), но поддержки мы никакой не получили. Хотите выводить детей в природу - выводите в воскресенье (единственный, кстати, выходной для учителя), а в воскресенье не было возможности найти транспорт и т.д. Оставались спецкурсы, где можно было реализовать экскурсионный подход, но и их постепенно убрали на подготовку к тестам ПИЗА ТИМС ЕНТ ВОУД. А кому они в жизни пригодились эти тесты? Вопрос нынче из разряда риторических.

      Удалить
    2. Вот поэтому я сейчас и не смогла работать учителем, хотя предложения были. Не выдерживаю такой глупости.
      Очень больно за свой предмет, который изначально по сути своей является экспериментальным, а нынешняя школьная программа превратила его черт знает во что. Поэтому и попыталась сделать свой блог чисто экспериментальным, чтобы хоть как-то не дать угаснуть естественному человеческому чувству - любознательности.

      Удалить
    3. У моей причины завести блог сходные корни. Но биология пронизывает все сферы моей жизни, и я не могу отделить ее от себя, поэтому блог получается с широким биологическим размахом)))

      Удалить