вторник, 11 октября 2016 г.

СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ: УЧИМСЯ И ИГРАЕМ С ГЕРБАРИЕМ

Здравствуйте, друзья!

Полны ли короба гербарием из осенних листьев? Если еще не собрана коллекция, то есть повод собрать, причем не только с деревьев, но и листья трав! Есть еще повод для сбора и потому, что феечки приготовили сюрприз. Даже два сюрприза!


prostye-slozhnye-listja-feechka-magija-biologii

Листья -замечательный материал для ИГР И РАЗВИТИЯ.
Листья такие разные, и кажется, что среди них нет системы. Но это только кажется! Их можно разделить на группы, классифицировать. 

Зачем классифицировать листья?


Казалось бы, зачем это делать? Подумаешь, листья! 
"Листья очередные, длинночерешковые, простые, эллиптические или яйцевидные, заостренные, цельнокрайные, голые, темно-зеленые"
В какой-то момент фраза из ботанического определителя зазвучала, как набор слов. На самом деле, это описание листьев стручкового перца!

Листья - важная характеристика ботанического описания. Разбираться в листьях важно, чтобы отличать ядовитое растение от съедобного, а лекарственное растение не перепутать с сорняком. 

Охватить всё в классификации листьев и сразу - это путь к тому, что в голове образуются каша. Осваивать классификацию нужно постепенно.


stroenie-lista-magija-biologii

Строение листа


1. Лист состоит из широкой листовой пластинки (2), в которой есть верхушка (1) и основание (6). Край пластинки может быть ровным (цельным) или изрезанным. Неровность края может быть глубокой - рассеченные листья, или слабой (зубчатые).


stroenie-lista-feechka-list-vjaza-magija-biologii
Зубчатый край листа у вяза

2. Посередине листа проходит главная жилка (4), от которой разбегаются тонкие боковые (3). Жилки - это скелетик для пластинки, которые поддерживают ее мякоть. И жилки - это пучки трубок, по которым движется вода и питание.

ЖИЛКИ
(Автор: Астраханцева О.А.)

На листовой пластинке
Расположились жилки.
Трубок здесь невпроворот,
И по ним вода течет.
А в обратном направлении -
Сахара идет движение.


stroenie-lista-feechka-list-sireni-magija-biologii

3. Главная жилка (4) в основании переходит в черешок (5). Черешок может быть длинным или коротким (по сравнению с размером пластинки). Черешок может вовсе отсутствовать у сидячих листьев.

ЧЕРЕШОК
(Автор: Астраханцева О.А.)

Есть у листика дружок -
Очень вёрткий черешок.
Крутит он пластинкой
К солнцу серединкой.

Черешок поворачивает листок к свету в наиболее выгодное положение, так формируется листовая мозаика. Если смотреть на растение сверху, оно будет казаться сплошным зеленым ковром. Благодаря листовой мозаике, мы можем укрыться под деревом от небольшого дождя, словно под зонтом.


4. Основание листа может содержать прилистники (7). Чаще всего, прилистники защищают почку (8). А иногда выполняют роль лепестков, приманивая опылителей к невзрачным цветкам.

Простые и сложные листья



prostye-listjai-magija-biologii
Простые листья

ЛИСТЬЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ
(Автор: Астраханцева О.А.)

Если в осень, в листопад
Листья с черешком летят,
Значит, листики такие
Называем мы - ПРОСТЫЕ.

Если черешок с пластинкой
Врозь слетают на тропинку -
СЛОЖНЫЙ листик перед нами,
Светит яркими боками.

Деление на простые и сложные листья легче всего дается осенью. Потому что в основу ложится способ отделения листа от растения. Простые листья облетают вместе с черешком целиком. У них одна листовая пластинка и один черешок. Иногда пластинка простого листа может быть глубоко изрезана, как у полыни, и напоминать сложный лист.

slozhnye-listjai-magija-biologii
Сложные листья

Обычно, у сложных листьев на общем черешке прикрепляются несколько листовых пластинок. Например, у листьев ясеня, рябины, акации. Пластинки легко отделяются от черешка, и облетают независимо друг от друга. У лимона, листья кажутся простыми, однако пластинка опадает отдельно от черешка, поэтому листья лимона относят к сложным. 

Подарок фей


Сегодня феечки дарят Вам классификацию для простых листьев. Она организована в 4 полоски 29 см в ширину и на 8 см в высоту. Полоски можно нарезать на отдельные карточки. Или закрепить полосы на брадсах в виде веера. 


klassifikacija-prostyh-list'ev-magija-biologii

Я вырезала трафареты листьев, оставив главные жилки, и заламинировала. Ламинирование позволяет брать карточки с собой на осеннюю прогулку и использовать их в определении листьев на месте. Получилось пособие, помощью которого можно узнать о форме листьев, которые были собраны в вашу коллекцию. Для пособия выбраны 28 схем наиболее типичных цельных листовых пластинок. 

ВНИМАНИЕ! При использовании схем, мы игнорируем изрезанность края листовой пластинки. Восстанавливаем форму пластинки по крайним зубчатым точкам. Так, у дуба, форма листьев будет отражать схему продолговатых или обратно-яйцевидных листочков.


klassifikacija-prostyh-list'ev-magija-biologii

Скачать классификатор можно бесплатно, заполнив форму:


КЛАССИФИКАТОР ПРОСТЫХ ЛИСТЬЕВ

28 схем наиболее типичных цельных листовых пластинок.
Ваш email:
email рассылки

Моя маленькая тайна

– Знаешь, как заинтриговать? 
– Как? 
– Завтра скажу. 
(Фильм "Укрощение строптивого", А. Челентано)

Открою страшную тайну. Я готовлю свой первый коммерческий продукт, посвященный игре с листьями. Однако, сделаю я его только к концу октября. И боюсь, что уже будет поздно и листьев на деревьях не останется. И тогда он будет ждать своего часа до следующей осени. А тема, как минимум необычная и, конечно, биологическая. Но всех секретов открывать не буду, разве только одним поделюсь.


ЛИСТОБЕГ И ЛИСТОПРЫГ

(Автор: Астраханцева О.А.)

Как у феечек в саду 
Вырос куст чудной!
В гости я к нему иду.
Ты пойдешь со мной?

Разным листьям на ветвях
Кустик дал приют:
Вяз, береза и сумах
Проживают тут.

К ним я руку протянул,
Чтобы с веток взять.
Только листья – караул! 
Бросились бежать!

Листобег и листопрыг!
Я открыл явление!
Отчего же он возник?
Нужно объяснение.

Я испытываю много сомнений. Будет ли это интересно? А надо ли это кому-то? И быть может, я зря все затеяла? Решила у Вас спросить. Буду благодарна комментариям.

И призываю вас к участию в КОНКУРСЕ "ОСЕННЯЯ СКАЗКА В СЕНСОРНОЙ КОРОБКЕ"! Осени осталось не так много!

Желаю Вам радости познания!


 

27 комментариев:

  1. Оля, а как узнать, не проверив? Надо дождаться конца октября.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Света! Ты права. Буду проверять, хотя время играет против меня.

      Удалить
  2. Ольга Александровна, как всегда всё интересно, просто и доступно! Если бы мне так ботанику в школе преподавали, может я бы к ней потеплее относилась :) А так сейчас навёрстываю...

    ОтветитьУдалить
  3. Удачи Вам во всех начинаниях! Лучше всё же попробовать, чем потом жалеть об упущенном.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя, за Ваши пожелания!
      Школьная биология - это грустная песня. Практика нулевая. И весь последний интерес детей исчезает в череде отработок на пришкольном участке. А все самое интересное можно увидеть в природе на маршруте, на пустыре, в лесу, а не на стриженном газоне)))

      Удалить
    2. У нас и отработок на участке не было. Только заунывный учебник с кучей латинских терминов. В 11 лет это казалось не слишком увлекательным чтивом ))

      Удалить
    3. Учебники в любом возрасте не кажутся увлекательным чтением)))
      В Казахстане учебники бывают еще и с орфографическими и фактическими ошибками)))
      Мы даже устраивали такую штуку на уроке как то - "найди ошибку"))) Правда, в перевыпуске учебников косяки исправили, но факт остается фактом.

      Удалить
  4. Заинтриговали, Ольга Александровна))) Но, в любом случае, я думаю, что Ваш проект будет интересен!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Я буду стараться оправдать ожидание.

      Удалить
  5. Оля, конечно будет интересно! Как и все, что ты делаешь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина!
      Это вселяет надежду, на то, что получится то, чего я задумала)))

      Удалить
  6. Ольга, удачи! Очень хочу чтобы проект был востребован! Вы - талантище!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна, за добрые пожелания и поддержку!
      Хочется сделать что-то достойное.

      Удалить
  7. Олечка, я так соскучилась по твоим статьям! И по феечкам!! И по стихотворениям!!!))))
    Насчёт коммерческого проекта мое мнение однозначно - давно пора!!! Возможно, мнение это сформировано на идеалах"американской мечты", но если глядеть правде в глаза... Всё что мы считаем достижением было когда то: 1) придумано, 2) продано. Твои творческие продукты должны продаваться! Не ради твоей выгоды - это нужно целому поколению. Я с нетерпением жду"продукт" и знаю, что это только начало.
    И ещё: мне кажется нужно ориентироваться не только на русскоговорящий мир. В идеале - все материалы перевести на инглиш. Со стихами, конечно, сложно... Однако стоит осваивать англоязычный рынок. Больше шансов, что оценят! Плюс, важно помнить, что не у всех ещё листья пожелтели)))) у кого-то Очень еще впереди:) или по крайней мере ещё в самом разгаре ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, СПАСИБО большое!
      Ты знаешь как вдохновить.
      Очень ценю твою поддержку! насчет англоязычного рынка - мне такое даже в голову не приходило)))
      Женя, у тебя эмпативный талант. Твоим пациентам очень повезло.

      Удалить
    2. Спасибо большое за комплимент! ^_^
      И желаю тебе реализовать свой творческий потенциал в ближайшее время!!! ;))))

      Удалить
    3. Благодарю, Женя! Буду стараться!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Александровна! Я по природе любознательна, поэтому в детстве с вниманием рассматривала листья. К сожалению, практики у нас тоже не было, а ведь как преподавать биологию без практики?! Это всё и об английском могу сказать. Вопиющие учебники с ошибками, есть ужасные программы, рассчитанные только на то, чтобы ученик как можно быстрее возненавидел английский, а потом на всех углах пел, что "в школе ничему не научат". При этом, Москва почему-то имеет право выбирать такие учебники, по которым хочет заниматься. Ну это так, грустное отступление.
    Огромное спасибо за схемы!!! Это очень удобно. Положу пока в сундучок на будущее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Да. В написании учебников нелегко соблюсти баланс. Если их пишут вузовские преподаватели, то они настолько академичны, что нужен переводчик учебника на простой язык. Если их пишет учитель, то ему может не хватать научности в фактическом материале. А еще хуже, когда на сцену выступает переводчик, без знаний предмета. У нас учебники были написаны на казахском, а потом переводились на русский. Мама дорогая! Неужели не нашлось биолога со знанием русского и казахского языка во всем Казахстане? Такие учебники просто опасны для образовательного процесса.

      Спасибо за отзыв о схемах! Надеюсь они пригодятся в будущем. Схемы неплохо развивают навык обобщения и классификации.

      Удалить
  9. Конечно проекту быть! У Вас, Ольга, не может быть неинтересно! Спасибо, что делитесь с нами своими знаниями в доступной и увлекательной форме!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена!
      Мне очень приятно слышать слова поддержки в свой адрес!
      Постараюсь оправдать ожидания.

      Удалить
  10. Ольга, я не очень сильно интересуюсь биологией! И на блог к Вам не очень часто заглядываю, признаюсь честно. Но эта статья, и информация, которую Вы так бережно в ней сложили, и стихи, и столько всего полезного очень интересно! Это нужно сидеть, изучать, ставить в закладки, чтобы снова изучать! Восхитительный проект! Мне он очень нравится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо!
      Я рада, что Вы нашли для себя нечто полезное в блоге!
      Тема будет развиваться в ближайшее время. Приходите еще!

      Удалить
  11. Оля, как интересно! Классификатор замечательный, а проект очень нужен!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня!
      Надеюсь, что проект получится интересным, игрательным и полезным.

      Удалить
  12. Оля, а мы применили твое объяснение при подготовке к урокам биологии!!! Спасибо тебе огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мила, это необыкновенно приятно знать, что информация из блога идет в жизнь. Спасибо, очень меня порадовал твой комментарий!

      Удалить