ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

воскресенье, 9 апреля 2017 г.

ИГРА - ЭТО...

Здравствуйте, друзья!
Недавно в одной из групп ФБ зашел разговор о критериях идеальной игры. И я хочу изложить свою версию на понимание игры, с точки зрения биологии и своего педагогического опыта.


Играют все!


Как-то, посещая стоматологическую клинику, в ожидании приема, я наблюдала большой аквариум с рыбками. Одна из рыбок, подбрасывала камешек со дна, а потом не позволяя ему опуститься, подбрасывала снова, и снова. Как Вы думаете, что делала рыбка? 






Есть предубеждение, что игра - это сугубо человеческая характеристика. У человека долгое детство, и игры в его жизни присутствуют длительный период. Однако, играют не только люди, но и все животные с развитой высшей нервной деятельностью. Не только звери и птицы, но и рептилии, рыбы, осьминоги и даже некоторые насекомые. И эта рыбка из аквариума стоматологической клиники ИГРАЛА с камешком!


Игра - это репетиция реальной жизни, которая записана в программы безусловного рефлекса. Это древнейший механизм, который появился гораздо раньше человечества. Играть - это безусловный рефлекс! Казалось бы, зная это, легко сделать обучение простым. Однако не все так просто.


Игра в педагогике


Спешу огорчить всех достигаторов от педагогики, ориентированных на результат. Игра - это вид непродуктивной деятельности, ориентированный на процесс, а не на результат. 

Именно поэтому, в кабинетах чиновников игровая педагогика долгое время не признавалась эффективной. И если в начальной школе с горем пополам, этой метод еще используется, то в среднем и старшем звене он находится на периферии. Игровой метод не способствует тестовой подготовке. 

А тесты в современном образовании теперь "наше всё". Если вы достаточно давно читаете мой блог, то знаете как я отношусь к тестам. Как к убийцам мышления.

Педагоги оказались между молотом и наковальней. С одной стороны есть детская потребность играть, с другой - чиновничий формализм. Был изобретен компромиссный вариант - дидактическая игра. Хороший формат.

Хотя и  принимающий иногда нелепые формы. "Дети, к нам сегодня пришел Петрушка и принес примеры. Давайте-ка мы их решим!" - случай из посещения одного из уроков в 5 классе. Учитель искренне считал, что он играл с детьми. 

В 2005 году зоопсихолог, профессор Гордон Бургхардт выделил 5 критериев игры, которые мы можем применять в оценке действия живого существа: 

  • Повторяемость
  • Спонтанность
  • Произвольность
  • Добровольность (удовольствие)
  • Не направлено на выживание (безопасность). Без стресса.

К сожалению, при плотности программного материала и поминутного сценария занятия от звонка до звонка, для игры почти не остается места в современной педагогике. Для себя я нашла компромисс в сублимации игры в творчество регламентированное временными рамками.



Какие бывают игры

Не претендую на полноту игровой классификации, но могу выделить универсальные игровые темы для живых существ. Игры, запакованные в безусловных рефлексах тренируют реализацию базовых программ:

  • как спасаться от опасности
  • как подходить к своим
  • как добывать пищу
  • как драться
  • как побеждать
  • как уступать
  • как прятать, строить, искать
  • как взаимодействовать с другим полом
  • как обращаться с детенышем.



Базовое спасение от опасности - догонялки и прятки. В них играют и животные. Малыши различных видов легко взаимодействуют между собой и начинают играть. Один догоняет, другой убегает, потом меняются ролями. Наш кот Ромашка так играл с сыном.

Если вы окажитесь возле дверей начальных классов, когда прозвенит звонок с урока, то станете свидетелем, как из класса вырывается поток детей, которые начинают носится по коридору. Они бегут, они орут. Не воспитанные какие дети! На самом деле, происходит реализация локомоторной программы. 

Двигательная игра с самим собой - бесцельная беготня, прыжки, барахтанье ради удовольствия. Вспомните, как котята носятся туда-сюда. Щенки бегают за своим хвостом. И дети бегут и орут. Это вовсе не проявление гиперактивности, и отклонение от нормы.

Локомоционные игры направлены на владение своим телом, изучение его возможностей, совершенствование координации, ориентации в пространстве. Игровое поведение участвует в формировании двигательных способностей. Очень печально, когда трёхлетний ребенок умеет читать, но не может поймать большой мяч.


В домике

Строительство убежищ - врожденный рефлекс. Никто не учит детей и не объясняет им, что может стать убежищем. Дети любят сидеть под столом, накрытым скатертью, сооружать домики из стульев. Их притягивают магнитом огромные дупла и пещеры. Это мало чем отличается от поведения кошки забираться в коробку или под диван.


В дошкольном периоде должны реализовываться, прежде всего, игры из базовых рефлексов. А культурологические игры, в идеале должны опираться на базовые, или хотя бы чередоваться с ними.

Одна из ошибок школьной педагогики, на мой взгляд, отрицание использования игр из базового списка и приуроченность определенных культурологических игр к определенному возрасту. Но я не считаю зазорным выдать детскую пирамидку для сбора и одиннадцатиклассникам, при изучении темы трофических связей и построения пищевых сетей в экологии.

Счастливое детство


Родители, озабоченные ранним развитием своего чада, направляют его обучение с пеленок на получение интеллектуальных навыков - чтения, счета, решения математических задач, физике и химии, географии. Дети садятся за парты родительской академии почти в буквальном смысле. 

Мама хочет быть хорошей. А кто такая хорошая мама? Та, которая развивает своего ребенка, используя дорогостоящие игрушки и методики. Сыграть на этом стремлении "быть хорошей мамой" - ход маркетинга. Это бизнес-индустрия, зарабатывающая на детях. Зачем ребенку в 3 года знать все столицы мира? Спросите себя. 

В результате время отведенное на игры рефлекторных программ, безвозвратно уходит, подменяясь программами условного рефлекса. Важный формат принятия тела и изучение его сигналов остается не отработаным. А между тем, тело - это наш дом. Оно будет служить нам всю жизнь.

Так мы получаем проблему, когда ребенок банально не наигрался в детстве. И это еще какая проблема!

Приведу результаты исследований по В. Р. Дольнику (доктор биологических наук, этолог) - без игр детеныши приматов вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на ситуации ошибочны. Им трудно жить в мире с сообществом, выстраивать отношения с брачным партнером, они становятся плохими родителями. То есть БАЗОВЫЕ установки нарушены.  

Конечно, некоторые мамы, будут аргументировать, что это касается зверей, а людей это не касается. Но живое развивается по общим законам.



Сейчас редко встретишь двор, в котором играют дети. В советское время дети много играли, выстраивая естественную коммуникацию друг с другом. Сейчас живое общение стало коммерционализированной  отраслью. Увы.

Между счастьем и игрой есть сходство. И то и другое является наслаждением процессом. Это жизнь в моменте "здесь и сейчас".

И отвечая на вопрос об идеальной игре, я скажу, что идеальная игра - это своевременная игра, выпущенная на свободу, в которой достижение цели - побочный эффект.

Игра - это не панацея, это один из методов формирования гармоничной личности. Не будем забывать, что успешность связана не только с суммой интеллектуальных навыков, не только с нетворкингом и эмоциональным интеллектом, но еще и с волевым показателем.

Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.

Желаю Вам радости открытий! 




 









Яндекс.Метрика





10 комментариев:

  1. Олечка,спасибо огромное!!! Очень своевременная статья! Меня девчонки последнюю неделю просто с ума сводят!!! Носятся, орут... Буду хоть знать,что это- норма... Ну ладно прыгал,бегать и залезать на все подряд... Но орать- то при этом зачем?!!!! Если ты и это знаешь, и мне расскажешь- мне прям жить легче станет!!! А то без корвалола уже никак...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина, за вопрос!
      Вопят дети по той же причине, что и бегут - они испытывают диапазон голосовых возможностей.
      Да, бегать и кричать - заложено природой, наша задача чередовать бурную подвижную рефлекторную деятельность с культурологической творческой. Важно воспитывать не только сумму интеллектуальных навыков, и эмоционального интеллекта, но и волю. Волевой интеллект позволит сформироваться такому навыку как самодисциплина. Без этого компонента не возможен успех в обществе.

      Удалить
  2. С удовольствием поделюсь с друзьями! Точнее, уже поделилась, ещё будучи на четвертом абзаце статьи!))) сказано всё очень верно и точно... Как много умных и развитых молодых людей не видят в жизни смысла! Было ли такое раньше? Наверное, нет, так как все силы были брошены на выживание, однако... В "сытую" эпоху, когда "все всё знают", возможно, людям не хватает умения просто жить в своё удовольствие (без допингов, алкоголя, телевизора и экстрима).
    Мне что-то подсказывает, что маятник скоро достигнет "пика" и начнет движение в обратную сторону. Будем модным ходить без гаджетов, даже среди детей. Со здоровым образом жизни уже так: в тренде здоровый образ жизни и правильное питание. Может, я оптимист? Как думаешь?))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо, что делишься с друзьями!
      Я думаю, что будет дуальность. Как известно, дети либо живут в программах, так как жили их родители, перенимая модель целиком, либо живут с точностью до наоборот. Какая-то часть людей обязательно будет выбирать живую коммуникацию. У живых тренингов всегда больше успеха, чем в сети.
      Людям, лишенным базовых игр в детстве, придется играть в другие более сложные взрослые игры на коммуникативных тренингах и за большие деньги. Так что это профессия будущего - связанная с коммуникацией.

      Удалить
  3. Ольга, здравствуйте!
    Замечательная статья!!! Большое спасибо! Все точно и верно!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна!
      Рада, что понравилось!
      Выстраданная статья. Ибо детям не хватает свободной игры сейчас, как воздуха.

      Удалить
  4. Ольга, спасибо большое за статью! Очень интересно прочитать про игру с точки зрения биологии. Я, как Вы знаете, анализирую игру как социолог (для меня социальное выходит на первый план), и согласна с Вами, когда Вы говорите о важности и необходимости детской игры. Отдельное спасибо за классификацию. Всегда полезно узнать взгляд на тему с точки зрения разных наук!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, благодарю!
      Социальное во многом основано на рефлексах. Мне интересно обращаться к причинности. Становится многое понятным. Расставляются акценты.

      Удалить
  5. Благодарю Вас, Ольга, за просвещение, прочитала с огромным интересом. Теперь мне легче понять детей в группе, особенно новеньких гиперактивных близнецов, Не научившихся играть к 4 годам.
    Есть над чем задуматься...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валерьевна, спасибо! Рада, что вы увидели для себя зерно истины.

      Удалить