среда, 26 ноября 2014 г.

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ: ТАЙНЫ ИМБИРЯ 2

Здравствуйте, друзья!

Сегодня на страницах блога вас ждет  продолжение рассказа об имбире.  Чуть ранее, мы уже выяснили, почему  не стоит говорить "корень имбиря". И мы установили, что данное растение можно выращивать на подоконнике.

В этом выпуске речь пойдет о клеточном и тканевом составе  имбиря. 



Буквально, на прошлой неделе, я сотворила небольшое внеклассное  мероприятие для шестиклашек, которое было посвящено исследованию имбиря, с точки зрения всех пройденных тем с начала года. Это было так интересно, а  времени маловато оказалось.



Ребята, сумели доказать, что корень имбиря вовсе и не корень, а корневище, находили под микроскопом различные типы тканей у имбиря, и даже  рисовали гербы для этих тканей, согласно основным принципам геральдики, а еще участвовали в викторине. 

Они справились с этой архисложной задачей применения биологических знаний на практике, а многие поняли одну очень важную вещь - то, что продуктивная и творческая практика возможна только в опоре на хорошую теорию, и что скучные термины могут пригодится и в повседневной жизни. Вот какой оказался воспитательный потенциал у имбиря!



Немного процесса игры в исследования сегодня я и вам покажу, а заодно ненавязчиво затрону некоторые ботанические темы.

Сначала ребята отломили себе  в команду по кусочку имбиря и по жребию выбрали растительную ткань, которую нужно было представить в виде герба.  Самыми простыми для идентификации оказались две ткани, которые были очень хорошо видны на разломе.



Покровная ткань и опорная очень хорошо видны на данном образце. Сверху любой орган растения будет  обнаруживать покровную ткань. У имбиря это омертвевшие, опробковевшие  ткани, образующие светло-коричневую  кору на корневище.
Ребята аккуратно сняли тонюсенький кусочек покровной ткани и рассмотрели его под микроскопом, и что же они увидели? А вот что!



Они увидели плотно расположившиеся клетки с толстыми стенками, которые заполнены воздушной пустотой. Клетки располагаются с несколько слоев, и это придает слегка коричневатый цвет покровам корневища. Плотное расположение и воздух внутри мертвых клеток, является серьезной преградой на пути различных микроорганизмов, ведь для их жизнедеятельности необходима влага, которая содержится в цитоплазме живых клеток, поэтому чтобы проникнуть в растение, микроорганизмам должно очень повезти: они должны найти повреждение покровов.



На засыхающих срезах корневища мы будем обнаруживать эту ткань - опорную. Ткань хорошо видна на разломе  корневища - это жесткие волокна опорной ткани, в виде нитей, пронизывающие его  через определенное расстояние. Ткань  тоже имеет очень толстые клеточные оболочки, и ее клетки плотно прилегают к друг другу, но но по форме будут вытянутыми, длинными и узкими. Это помогает придать корневищу прочность, создает своеобразный каркас для других более мягких тканей.



Свой герб создали ребята на мотивы механической или опорной ткани и объяснили почему:
" Мы выбрали девиз: "Каркас и опора - органам прочность и силу вверяет". Мы  нарисовали дельфина, потому что в геральдике он является символом силы, и тело у него вытянутое, как клетки механической ткани.  Для герба мы выбрали зеленый, черный  и синий цвет, потому что в геральдике черный это символ постоянства, синий - верности растению в опоре, а  зеленый мы просто взяли как символ растений, процветания"




Работали шестиклассники в режиме "он-лайн", им были даны маршрутные листы с объяснением правил геральдики и популярных символов, а они должны были соотнести символы и функции той или иной ткани. Получилась великолепная интеграция наук. А ребята применили сразу множество умений - работа по алгоритму, метафорическое мышление, работу в команде, рисование, речевые навыки в представлении герба. Но все это было бы не возможно, если бы они не знали функционального значения биологической ткани. 



Вот еще один герб - герб проводящей ткани. Ребята взяли за основу образ муравья, который образует подвижные цепочки, а в геральдике обозначается как символ трудолюбия.  Ведь по сосудам ксилемы (древесины) происходит подъем огромного количества воды. Например,  одно растение подсолнечника проводит по сосудам за сутки до 2 литров воды. Проводящая ткань - большая трудяжка! А вот по флоэме будут распределяться органические вещества, образовавшиеся в результате фотосинтеза.

Обнаружить, где находятся  запасы, образованные в результате фотосинтеза было не просто. Но опять помог йод. ребята капали на свежий срез раствор йода и заметили, интересную закономерность: что в молодых отростках в темный цвет окрашивалось только кольцо, а в старых - целиком вся сердцевинная часть. Окрашивание показывает наличие запасного вещества - крахмала. Запасы складирует особая ткань - основная запасающая (основная ткань бывает еще фотосинтезирующей и ребята обнаружили ее в зеленых почках имбиря).



Вот здесь мы с ребятами решили уточнить, какие корневища  будут образовывать почки интенсивнее, и какие нужно брать для вегетативного размножения. Старые или молодые? И почему? Вы ведь уже догадались тоже?

Конечно, больше почек дают, те корневища, в которых больше питания для их роста и развития, то есть того самого крахмала - старые корневища. Вот их то мы и будем использовать для размножения. Зато молодые корневища будут гораздо ароматнее! А почему?

А потому, что в них располагается в больших количествах выделительная ткань! Она то и будет придавать аромат, вкус и обуславливать лечебные свойства этого растения (подробнее об этом, я расскажу позже). Ребята взяли пробу из молодого корневища и рассмотрели под микроскопом. И вот, что они там увидели:



Это желтоватые  капли эфирных масел, которые располагаются в межклетниках. Именно за счет этого масла так замечательно пахнет имбирь и горчит. Эфирные масла являются второй системой защиты от микроорганизмов, они их уничтожают и подавляют в развитии. А более крупные организмы, к примеру, растительноядных  животных, своим резким, жгучим  вкусом отпугивают от чрезмерного поедания. 

Вот небольшой кусочек из нашего с ребятами исследования имбиря, надеюсь и вам понравилось! 

Впереди еще есть у меня информация о лекарственных свойствах этого растения. До встречи!

11 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо, Оксана!
      И я бы походила на такие уроки, когда была 6-классницей)))

      Удалить
  2. Я Вас обожаю!!!)))) Вы - гений!)))))
    С нетерпением жду пост о лекарственных свойствах имбиря!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, вы меня засмущали))))
      Конечно, скоро будет продолжение об имбире.

      Удалить
  3. Ольга, уверена, что участие в Детской галерее принесет Вам новых поклонников!

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересно!тем паче,что у меня сын 6-классник.Все собираемся испечь имбирное печенье,а тут еще и такая биологическая база;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, очень приятно, что информация пришлась кстати!

      Удалить