Здравствуйте, друзья!
Как придать помощи птицам оттенок научности и перевести в плоскость исследований? В науке ценится многолетняя динамика в отслеживании. Если из года в год отмечать одни и те же элементы, мы сможем узнать, как они изменяются во времени, есть ли зависимость от погодных условий. Мы можем судить о путях зимнего кочевья птиц и их численности, как влияет город на выживаемость отдельных видов.
Для удобства пронумеруйте кормушки, нанесите их на схему-карту. Фиксируйте, какие виды птиц посещают различные кормушки. Подсчитывайте количество особей каждого вида.
Эксперимент "Оранжевая ленточка"
Будет хорошо, если вы тоже подсчитаете частоту посещений ваших кормушек различными видами птиц в процентах, выразите наглядно в круговой диаграмме.
В 2018-2019 году на кормушку прилетали ДУБОНОС и поползень, седоголовый ЩЕГОЛ, но не было снегирей, ЧЕЧЕТОК, черноголового щегла, которые были на кормушке в этом году.
СКОЛЬКО ПТИЦ?
(автор: Астраханцева О.А.)
На мою кормушку
Прилетели птушки.
Воробьев десяток -
Маленьких ребяток.
Три щегла их отогнали,
У друг друга корм тягали.
Ох, и громко голосили,
Но кормушку уступили
Двум парам снегирей.
Различи-ка их скорей!
Девочки-самочки -
В сереньких маечках,
Самчики-мальчики -
В алых кафтанчиках.
А за ними три чечетки -
В красных шапочках - красотки,
И четырнадцать синиц.
Подсчитаешь, сколько птиц?
Важно фиксировать не только видовой состав, но и численность вида.
6) Записывайте все интересные истории, даже если они коротенькие.
19 февраля отмечают День орнитолога в России. Но традиция была заложена еще в СССР. Поэтому на всем постсоветском пространстве праздник актуален. В честь Дня орнитолога и будет обобщающий пост о моих гостях на кормушке.
Многие задавались вопросом: как можно организовать системные наблюдения за птицами. Я вывешиваю кормушку за окно ежегодно. Разнообразие видового состава посетителей меняется из года в год, но костяк из синиц, ВОРОБЬЕВ и голубей остается.
Многие задавались вопросом: как можно организовать системные наблюдения за птицами. Я вывешиваю кормушку за окно ежегодно. Разнообразие видового состава посетителей меняется из года в год, но костяк из синиц, ВОРОБЬЕВ и голубей остается.
Как придать помощи птицам оттенок научности и перевести в плоскость исследований? В науке ценится многолетняя динамика в отслеживании. Если из года в год отмечать одни и те же элементы, мы сможем узнать, как они изменяются во времени, есть ли зависимость от погодных условий. Мы можем судить о путях зимнего кочевья птиц и их численности, как влияет город на выживаемость отдельных видов.
Поэтому так важно все правильно зафиксировать в дневник натуралиста, на камеру. Кроме того, мы можем ставить различные эксперименты и проверять гипотезы сериями наблюдений из года в год, что делает наши исследования валидными, то есть с минимальным количеством ошибок.
Советы в наблюдении за птицами на кормушке
1. Чтобы провести исследования, измеряйте один неизвестный показатель.
2. Организуйте условия для наблюдения таким образом, чтобы исключить действие других факторов.
3. Все записывайте в дневнике наблюдений. Чтобы было легче работать с информацией, используйте бланки.
4. Фотографируйте, делайте видео. Используйте вебкамеры для прямой трансляции. Это позволит уточнить виды птиц.
5. Для облегчения определения, найдите список зимующих и кочевых птиц в вашем городе. Обращайте внимание на размер птиц, яркие особенности. Подробная инструкция - ЗДЕСЬ.
Это общий перечень советов, а теперь перейду к конкретным рекомендациям.
2. Организуйте условия для наблюдения таким образом, чтобы исключить действие других факторов.
3. Все записывайте в дневнике наблюдений. Чтобы было легче работать с информацией, используйте бланки.
4. Фотографируйте, делайте видео. Используйте вебкамеры для прямой трансляции. Это позволит уточнить виды птиц.
Это общий перечень советов, а теперь перейду к конкретным рекомендациям.
1. Используйте различные типы кормушек, чтобы выяснить их популярность среди птиц.
Сделайте различные типы кормушек с СОБЛЮДЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ:
Набор кормушек может быть любым. Разместите их в различных местах: за окном на высоте нескольких этажей, в метре от земли на деревьях, во дворе дома, школы, в парке.
- из дерева;
- из пластиковой бутылки;
- тетрапакета;
- керамики;
- металлической сетки;
- сделанные из декоративной тыквы;
- кормушки с автоматической подачей корма;
- стационарные столы-кормушки;
- раскачивающиеся не зафиксированные комушки;
- кормушки-шпажки для сала и кусочков хлеба.
Набор кормушек может быть любым. Разместите их в различных местах: за окном на высоте нескольких этажей, в метре от земли на деревьях, во дворе дома, школы, в парке.
Для удобства пронумеруйте кормушки, нанесите их на схему-карту. Фиксируйте, какие виды птиц посещают различные кормушки. Подсчитывайте количество особей каждого вида.
А что если птицы выбирают точку на местности, а не кормушку? Проверьте это предположение. Через месяц поменяйте кормушки местами. Отмечайте, последуют ли птицы за кормушками, или останутся верны месту.
2. Используйте разнообразную кормовую базу для привлечения большего количества видов
Выясните, как качество корма влияет на видовой состав птиц в кормушке. Попробуйте использовать шпажки для сала и яблок, чтобы привлечь дятлов и свиристелей с дроздами. Сделайте для птиц ПРЯНИКИ ДОБРА, они будут сами по себе кормушки.
ВНИМАНИЕ! Используйте ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ.
Обратите внимание на ЯРУСНОСТЬ. Какие птицы кормятся на снегу, а какие на деревьях. Используйте это наблюдение в размещении корма.
На участке можно вырастить корзинки подсолнечника, и оставить их для птиц.
Сделайте опыт по ПИЩЕВЫМ ПРЕДПОЧТЕНИЯМ СИНИЦ.
3. Проведите эксперимент с яркими метками
В прошлом году я добавила к кормушке яркую ОРАНЖЕВУЮ ЛЕНТУ. И разнообразие посетителей на кормушке возросло. У птиц хорошее цветовое зрение, они различают красные и оранжевые оттенки. Возможно ли, что яркие элементы на кормушке позволяют птицам быстрее находить ее? Или это простое совпадение?
Эксперимент "Оранжевая ленточка"
1) Для чистоты эксперимента нужно размещать одинаковые кормушки в новых местах, где раньше их не было.
2) Крепить столовые нужно недалеко друг от друга, на равном расстоянии от земли, примерно в одинаковых условиях, но на одну из них добавить яркую красную или оранжевую метку.
3) Отмечайте, какую кормушку заметят раньше, и фиксируйте количество посетителей.
4) Проведите серию парных опытов в других местах. Фиксируйте информацию в бланках.
5) Сравните показатели. Сделайте вывод.
4. Фиксируйте видовой состав и количество птиц каждого вида
Когда я была городским методистом в экобиоцентре, то делала сводку частоты посещений видов птиц на кормушках пришкольных участков города Усть-Каменогорска на основании присланных отчетов школами.
Например, для зимы 2017-2018 года, видовое разнообразие было следующим:
Будет хорошо, если вы тоже подсчитаете частоту посещений ваших кормушек различными видами птиц в процентах, выразите наглядно в круговой диаграмме.
В 2018-2019 году на кормушку прилетали ДУБОНОС и поползень, седоголовый ЩЕГОЛ, но не было снегирей, ЧЕЧЕТОК, черноголового щегла, которые были на кормушке в этом году.
СКОЛЬКО ПТИЦ?
(автор: Астраханцева О.А.)
На мою кормушку
Прилетели птушки.
Воробьев десяток -
Маленьких ребяток.
Три щегла их отогнали,
У друг друга корм тягали.
Ох, и громко голосили,
Но кормушку уступили
Двум парам снегирей.
Различи-ка их скорей!
Девочки-самочки -
В сереньких маечках,
Самчики-мальчики -
В алых кафтанчиках.
В красных шапочках - красотки,
И четырнадцать синиц.
Подсчитаешь, сколько птиц?
Важно фиксировать не только видовой состав, но и численность вида.
5. Фиксируйте поведение птиц на кормушке
Птицы интересные существа, со сложным поведением. За ними увлекательно наблюдать. Главное, все зафиксировать, чтобы ничего не упустить. Любая мелочь может стать значительной со временем.
Что важно отметить, наблюдая за птицами:
1) Отмечайте время, когда птицы появляются на кормушках, а когда исчезают.
2) Обратите внимание, когда будете заряжать кормушку кормом, есть ли у птиц постовой, который оповещает других о корме.
Я отмечала постовых у СИНИЦ, воробьев и щеглов. Остальные птицы реагируют на движение в кормушке.
3) Обратите внимание, как выглядят перья птиц в мороз, и когда тепло.
4) Отметьте, делают ли птицы запасы из корма на кормушке. Где они прячут добытое?
5) Как ведут себя птицы по отношению к друг другу? В пределах своего вида, каковы отношения между категориями самец-самка, самка-самка, самец-самец? Выстраивается ли иерархия посещения кормушки между видами?
6) Записывайте все интересные истории, даже если они коротенькие.
Например, в этом году у нас появился кот Ыш. Он отпугивает голубей от кормушки, в то время как в прошлые годы, голуби ломали мои кормушки, пытаясь извлечь из них семечки. Но кормушки не были рассчитаны на прожорливых гигантов. Маленьким пташкам ничего не доставалось. Приходилось голубей отгонять мне. А сейчас это делает кот.
Маленькие птички сначала его тоже пугались, но потом уверовали в силу стеклянного барьера, и перестали на Ыша обращать внимание. Зато голуби кота опасаются. Особенно когда Ыш выпрыгивает из засады, кустов острых перцев, словно черный демон, сверкая глазами.
Маленькие птички сначала его тоже пугались, но потом уверовали в силу стеклянного барьера, и перестали на Ыша обращать внимание. Зато голуби кота опасаются. Особенно когда Ыш выпрыгивает из засады, кустов острых перцев, словно черный демон, сверкая глазами.
Видео истории о птахах и Ыше прилагаю ниже.
6. Выясните, способны ли птицы к обучению
Придумайте сигнал, который будет созывать птиц на обед. Например, звон колокольчика. Проверьте будут ли реагировать на звук птицы? Отметьте сколько времени вам потребовалось, чтобы птицы увязали звук с едой.
Мои птицы слетаются на звук постукивания перевернутой кормушки, когда я высыпаю из нее оставшийся корм на подоконник, чтобы наполнить новым.
Таким образом, правильно организованные наблюдения за птицами на кормушках, могут стать поводом для написания исследовательских проектов. А также у детей появится интерес к рутинному наполнению кормушек. Ведь теперь они будут знать куда смотреть, чтобы видеть. Причем, у каждого может быть в процедуре наблюдения своя цель, а затем все можно собрать в отличный групповой проект.
Желаю вам здоровья и радости открытий!
ПС: при использовании материалов, не забывайте ссылаться на автора.
ПС: при использовании материалов, не забывайте ссылаться на автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий