Здравствуйте, друзья!
Сегодня я продолжаю животрепещущую тему о синестезии. Начало читайте ЗДЕСЬ.
Мы с ребятами изучали слуховую синестезию. И пришло время графической синестезии. То есть это был второй вариант эксперимента, который предложили провести ребята, отталкиваясь от Набоковских слов о буквах. Это более редкий тип синестезии. И к нему присовокупляется значительный процент ошибки, который можно списать на эмоциональные ассоциации.
Ребята предложили присвоить буквам русского алфавита цвет или вкус. Но потом один из учеников высказал опасение, что у многих буква А будет красной, а на вкус арбузной или апельсиновой, потому что с этой буквы они начинаются. Молодцы, смогли обнаружить тот самый подводный камень логических ассоциаций. Применили принцип стратификации при построении эксперимента (то есть снизили вероятность ошибки в достоверности). И мы уславливаемся, что будем красить буквы, не задумываясь, по наитию.
Если хотите, то тоже можете присоединиться к маленькому эксперименту: присудите буквам цвета, не выискивая связи, не анализируя. Цвета могут повторяться.
А теперь, внимание - интрига! Я выдаю им распечатанные алфавиты, с символами, которые им не знакомы. Они в них угадывают древние руны. И я прошу добавить и к ним цвет.
Если вы присоединились к эксперименту, то и вам я предлагаю выполнить те же действия.
Уже в процессе ребята начинают задавать вопросы: а зачем мы красим второй алфавит? Между алфавитами есть какая-то связь? И одна девочка догадывается, что мы будем их СРАВНИВАТЬ!
Алилуя! Дети сами выяснили второй принцип эксперимента, который основан на сравнении экспериментального образца с контрольным. В такие моменты сердце учителя поет. Потому что выстроить все так, чтобы ребенок сам совершил открытие, через опосредованный анализ - это высший пилотаж.
Ребята считали. Мы условились, что если цвет будет входить в состав сложного, то мы будем отмечать его как 1/2 совпадений. Например, буква О закрашена оранжевым, а руна Опора - красным, мы считаем это за половинку совпадения, поскольку это близкая цветовая гамма.
И получилось следующее сразу по двум классам:
11 совпадений -1 человек
8 совпадений - 4 человека
7 совпадений - 4 человека
6 совпадений - 4 человека
5 совпадений - 2 человека
4,5 совпадения - 3 человека
4 совпадения - 3 человека
3,5 совпадения - 3 человека
3 совпадения - 4 человека
2,5 совпадения - 2 человека
2 совпадения - 3 человека
1,5 - 4 человека
1 - 4 человека
Ни одного - 4 человека
Общую статистику подсчитывал уже следующий класс. Мы стали разбираться с ребятами, в том, чтобы составить шкалу оценки графической синестезии.
Высокий уровень мы присвоили параметрам 7-8 совпадений и выше.
Средний уровень - для 4-6 совпадений
Низкий уровень - для 1,5 -3,5 совпадений.
Синестезия отсутствует - для 1 и менее.
Конечно, можно не согласиться с достоверностью такой оценки, она весьма примерна, поскольку настоящую синестезию достоверно можно отследить через томографию мозга, по возникающему возбуждению в зонах, отвечающих за анализ восприятия раздражителя.
НО ребята на этом занятии смогли обучиться очень важным навыкам составляющих эксперимент: планированию, измерению, сравнению с контролем, стратификации (снижение погрешности в ошибке), однородности. И повторяемости. Фиксации и обработки результатов. Но самое главное они получили УДОВОЛЬСТВИЕ от обучения.
Но вот мы подобрались к кульминации нашего небольшого исследования. Отследим насколько подтвердилась выдвигаемая изначально гипотеза. Напомню, что ребята предположили, что около 30-40% подростков будут синестетиками, занимая промежуточное положение между малышами и взрослыми. Если мы посчитаем количество графических синестетиков с высоким показателем и среднем, то получится 45%. Мы были правы))) А вот в отношении цветного слуха эти показатели выше.
А потом дети стали задумываться почему, у кого-то сохраняется такое богатое восприятие, а у кого-то нет? И выясняется, что среди тех, кто имеет высокий уровень синестезии много детей посещающих художественную школу и музыкальную.
И потом, мы ведь не изучали тактильную и обонятельную синестезию. Там нас тоже ждали бы сюрпризы. Может быть танцоры оказались впереди планеты всей.
А еще ребята удивились, что в древнеславянских рунах есть не все буквы современного алфавита. У них появились новые вопросы. Значит, лишние буквы - это заимствованные буквы? Получается, что руны носили имена богов? Значит, письменность была священной?
Результаты исследования породили новые исследовательские проблемы. Это называется перспективой исследования. Если такое происходит на моих занятиях, я считаю их удавшимися. Если ребенок уходит от меня, унося в сердце интересный вопрос, то я достигла своей цели.
Какой простор для творчества! Как прекрасен этот мир! Посмотри, а еще потрогай, понюхай, попробуй, услышь и получи абсолютно новое его понимание через необыкновенное сочетание чувств.
Сегодня я продолжаю животрепещущую тему о синестезии. Начало читайте ЗДЕСЬ.
Планируем эксперимент и постигаем его принципы
Ребята предложили присвоить буквам русского алфавита цвет или вкус. Но потом один из учеников высказал опасение, что у многих буква А будет красной, а на вкус арбузной или апельсиновой, потому что с этой буквы они начинаются. Молодцы, смогли обнаружить тот самый подводный камень логических ассоциаций. Применили принцип стратификации при построении эксперимента (то есть снизили вероятность ошибки в достоверности). И мы уславливаемся, что будем красить буквы, не задумываясь, по наитию.
Если хотите, то тоже можете присоединиться к маленькому эксперименту: присудите буквам цвета, не выискивая связи, не анализируя. Цвета могут повторяться.
А теперь, внимание - интрига! Я выдаю им распечатанные алфавиты, с символами, которые им не знакомы. Они в них угадывают древние руны. И я прошу добавить и к ним цвет.
Если вы присоединились к эксперименту, то и вам я предлагаю выполнить те же действия.
Уже в процессе ребята начинают задавать вопросы: а зачем мы красим второй алфавит? Между алфавитами есть какая-то связь? И одна девочка догадывается, что мы будем их СРАВНИВАТЬ!
Алилуя! Дети сами выяснили второй принцип эксперимента, который основан на сравнении экспериментального образца с контрольным. В такие моменты сердце учителя поет. Потому что выстроить все так, чтобы ребенок сам совершил открытие, через опосредованный анализ - это высший пилотаж.
Наука начинается с подсчета
А теперь, вы уже догадались, что нужно сделать? Правильно: посчитать число цветовых совпадений! Сколько у вас совпало букв с рунами? Максимум 18.Ребята считали. Мы условились, что если цвет будет входить в состав сложного, то мы будем отмечать его как 1/2 совпадений. Например, буква О закрашена оранжевым, а руна Опора - красным, мы считаем это за половинку совпадения, поскольку это близкая цветовая гамма.
И получилось следующее сразу по двум классам:
11 совпадений -1 человек
8 совпадений - 4 человека
7 совпадений - 4 человека
6 совпадений - 4 человека
5 совпадений - 2 человека
4,5 совпадения - 3 человека
4 совпадения - 3 человека
3,5 совпадения - 3 человека
3 совпадения - 4 человека
2,5 совпадения - 2 человека
2 совпадения - 3 человека
1,5 - 4 человека
1 - 4 человека
Ни одного - 4 человека
Общую статистику подсчитывал уже следующий класс. Мы стали разбираться с ребятами, в том, чтобы составить шкалу оценки графической синестезии.
Высокий уровень мы присвоили параметрам 7-8 совпадений и выше.
Средний уровень - для 4-6 совпадений
Низкий уровень - для 1,5 -3,5 совпадений.
Синестезия отсутствует - для 1 и менее.
Конечно, можно не согласиться с достоверностью такой оценки, она весьма примерна, поскольку настоящую синестезию достоверно можно отследить через томографию мозга, по возникающему возбуждению в зонах, отвечающих за анализ восприятия раздражителя.
НО ребята на этом занятии смогли обучиться очень важным навыкам составляющих эксперимент: планированию, измерению, сравнению с контролем, стратификации (снижение погрешности в ошибке), однородности. И повторяемости. Фиксации и обработки результатов. Но самое главное они получили УДОВОЛЬСТВИЕ от обучения.
Общие выводы о синестезии и проверка гипотезы
Но вот мы подобрались к кульминации нашего небольшого исследования. Отследим насколько подтвердилась выдвигаемая изначально гипотеза. Напомню, что ребята предположили, что около 30-40% подростков будут синестетиками, занимая промежуточное положение между малышами и взрослыми. Если мы посчитаем количество графических синестетиков с высоким показателем и среднем, то получится 45%. Мы были правы))) А вот в отношении цветного слуха эти показатели выше.
А потом дети стали задумываться почему, у кого-то сохраняется такое богатое восприятие, а у кого-то нет? И выясняется, что среди тех, кто имеет высокий уровень синестезии много детей посещающих художественную школу и музыкальную.
И потом, мы ведь не изучали тактильную и обонятельную синестезию. Там нас тоже ждали бы сюрпризы. Может быть танцоры оказались впереди планеты всей.
А еще ребята удивились, что в древнеславянских рунах есть не все буквы современного алфавита. У них появились новые вопросы. Значит, лишние буквы - это заимствованные буквы? Получается, что руны носили имена богов? Значит, письменность была священной?
Результаты исследования породили новые исследовательские проблемы. Это называется перспективой исследования. Если такое происходит на моих занятиях, я считаю их удавшимися. Если ребенок уходит от меня, унося в сердце интересный вопрос, то я достигла своей цели.
Какой простор для творчества! Как прекрасен этот мир! Посмотри, а еще потрогай, понюхай, попробуй, услышь и получи абсолютно новое его понимание через необыкновенное сочетание чувств.
Ого, как все интересно: и про цвета букв, и про названия рун в честь богов... Очень интересные исследования. А мир, действительно, прекрасен, важно это уметь почувствовать. Спасибо, Ольга
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Занятие действительно получилось интересным. А руны всколыхнули какие-то внутренние душевные пласты.
Удалить"Люди — интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку,"- эти слова Терри Пратчета всегда приходят в голову, когда читаю о ваших занятиях)
ОтветитьУдалитьОксана, слова Пратчетта ложатся на слух бальзамом))) Люблю это высказывание. Спасибо!
УдалитьСегодня узнала, что Пратчетта не стало. Такая грустная новость.
УдалитьЗабавно, что меня тянуло выкрасить П и П, Р и Р в один цвет, но я отбросила эту затею, решив, что это начертания букв на меня так влияют, поэтому не прислушалась. Итого получила всего 3 совпадения.
ОтветитьУдалитьОля, спасибо за интересный эксперимент, очень любопытно было попробовать на себе.
Аня, я рада, что ты поучаствовала в эксперименте. Мне тоже понравилось отслеживать свои реакции.
УдалитьЭксперимент очень интересный, дети самостоятельно мыслят - без принуждения! Это чудесно! Ольга, Вы волшебница! По роду своей работы часто использую такие приемы, но ваша статья помогла взглянуть на это явление немного с другой стороны, более научной что-ли. Синестезию можно измерить, проанализировать, пощупать? Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна. Рада, что вы открыли для себя новые стороны в явлении синестезии.
УдалитьЕсли честно, это ВЗРЫВ МОЗГА!!!! Как у вас это получается??? Я сижу под впечатлением... Интересно, кем будут ваши выпускники?)))))
ОтветитьУдалитьЖеня, спасибо! Я же работаю в школе для одаренных детей. Я очень надеюсь, что мои выпускники будут умными и добрыми, думающими людьми, которые попробуют сделать этот мир хоть чуточку лучше.
Удалить