Здравствуйте, друзья!
Феечка Солнышкина, снова с вами. Сегодня мы снова будем изучать одуванчик. В прошлый раз мы получали в нашей лаборатории экстракты из цветков одуванчика. У нас получились разные оттенки желтого. Подробнее, читайте ЗДЕСЬ.
Для сегодняшних опытов вам понадобится:
ОПЫТ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛОСКИ ЦВЕТОНОСА ОДУВАНЧИКА РАЗЛИЧНЫМИ РАСТВОРАМИ
Цель: сравнение результатов воздействия на полоски цветоноса одуванчика различными растворами.
Ход работы: 1. Приготовим растворы. Возьмем 3 емкости и нальем в них по 30 мл воды (чтобы лучше растворялись вещества, воду лучше взять теплую).
В первую добавим половину чайной ложки соды пищевой.
Во вторую ёмкость - половину чайной ложки лимонной кислоты. В третью - добавим кубик сахара рафинада.
2. Налейте в плоские емкости (крышки) различные растворы соды пищевой, лимонной кислоты, сахара, и чистой воды. Все емкости подпишите.
3. Возьмите трубчатый цветонос одуванчика, отсеките часть около 5 см. Разрежьте участок вдоль на тонкие полоски ( у вас должны получиться полоски шириной 2-3 мм, а длиной 5 см).
4. Сразу после нарезки, полоски необходимо опустить в растворы. И дальше остается только наблюдать! Полоски станут себя по разному вести в различных растворах.
4. Вот, что мы наблюдали с Феей Солнышкиной.
В емкости, где была вода, полоска будто ожила!
Конечно, мы с вами использовали этот же эффект, когда создавали кудряшки у куколок из одуванчиков, купая надорванные цветоносы в луже))))
В содовом растворе полосочка выгнулась дугой наружным слоем вверх. Сформировав, через какое-то время, кренделек в стиле брецеля.
А в растворе лимонной кислоты, полосочка изогнулась дугой в противоположном направлении - наружным слоем вниз. Изгиб здесь не столь явный, как в случае содового раствора, остался в форме радуги.
А вот в растворе сахарозы полоска почти не согнулась, и осталась относительно без изменений.
Что же произошло с полосками? Почему они так по разному ведут себя?
Позволю себе немного заумного объяснения. Все дело, в водном потенциале клеток. Клеточные оболочки свободно пропускают молекулы воды. А вода движется всегда по градиенту концентрации, то есть туда, где ее содержится меньше. Чтобы наглядно это представить, я привожу детям пример с лужей воды на столе и сухой кухонной губкой. Если губку положить в лужу, то вода из лужи устремиться во внутрь губки, именно по правилу градиента.
Водный потенциал измеряется единицами давления (Паскали), мы понимаем под ним термодинамический показатель воды. Чем он выше, тем больше кинетической энергии. Самый высокий водный потенциал у чистой воды. А у любого раствора он будет ниже, и в клетках цветоноса он будет ниже.
Вот почему в воде полосочка очень быстро сворачивается в колечко. Водный потенциал выше в воде, и ниже в цветоносе. Если вы помните, то в статье об ОДУВАНЧИКЕ, под микроскопом были показаны структуры цветоноса. Наружная часть представлена мелкими толстостенными клетками, а внутренние - более крупные и тонкостенные. Вода устремляется внутрь клеток эпидермиса с тонкими стенками (внутреннего слоя), те разбухают сильнее и быстрее клеток наружного и полоска сворачивается.
В растворах щелочи и кислоты, полоски тоже свернулись, потому, что водный потенциал раствора оказался выше водного потенциала клеток полоски.
А вот раствор сахарозы оказался максимально приближен по значению водного потенциала к клеткам полоски, поэтому полосочка осталась без изменений.
Я надеюсь вам понравились весенние опыты Феечки Солнышкиной, несмотря на серьезность объяснения причин полученных результатов. Этот материал можно адаптировать под любой возраст. С малышами - оставив все на уровне фокуса, а со школьниками, можно уже попробовать объяснить научно.
Феечка Солнышкина, снова с вами. Сегодня мы снова будем изучать одуванчик. В прошлый раз мы получали в нашей лаборатории экстракты из цветков одуванчика. У нас получились разные оттенки желтого. Подробнее, читайте ЗДЕСЬ.
Плоские ёмкости для раствора (можно взять полиэтиленовые крышки для банок), 4 стаканчика для приготовления растворов.
Одуванчики (цветоножка)
Скальпель (нож или бритва)
Лимонная кислота 0,5 чайной ложки
Сода пищевая 0,5 чайной ложки
Сахар (1 кубик рафинада) или 0,5 чайной ложки
Вода
Одуванчики (цветоножка)
Скальпель (нож или бритва)
Лимонная кислота 0,5 чайной ложки
Сода пищевая 0,5 чайной ложки
Сахар (1 кубик рафинада) или 0,5 чайной ложки
Вода
Цель: сравнение результатов воздействия на полоски цветоноса одуванчика различными растворами.
В первую добавим половину чайной ложки соды пищевой.
Во вторую ёмкость - половину чайной ложки лимонной кислоты. В третью - добавим кубик сахара рафинада.
2. Налейте в плоские емкости (крышки) различные растворы соды пищевой, лимонной кислоты, сахара, и чистой воды. Все емкости подпишите.
3. Возьмите трубчатый цветонос одуванчика, отсеките часть около 5 см. Разрежьте участок вдоль на тонкие полоски ( у вас должны получиться полоски шириной 2-3 мм, а длиной 5 см).
4. Сразу после нарезки, полоски необходимо опустить в растворы. И дальше остается только наблюдать! Полоски станут себя по разному вести в различных растворах.
4. Вот, что мы наблюдали с Феей Солнышкиной.
В емкости, где была вода, полоска будто ожила!
Конечно, мы с вами использовали этот же эффект, когда создавали кудряшки у куколок из одуванчиков, купая надорванные цветоносы в луже))))
В содовом растворе полосочка выгнулась дугой наружным слоем вверх. Сформировав, через какое-то время, кренделек в стиле брецеля.
Полоска цветоноса одуванчика в содовом растворе |
Полоска цветоноса одуванчика в растворе лимонной кислоты |
Полоска цветоноса одуванчика в растворе сахарозы |
Позволю себе немного заумного объяснения. Все дело, в водном потенциале клеток. Клеточные оболочки свободно пропускают молекулы воды. А вода движется всегда по градиенту концентрации, то есть туда, где ее содержится меньше. Чтобы наглядно это представить, я привожу детям пример с лужей воды на столе и сухой кухонной губкой. Если губку положить в лужу, то вода из лужи устремиться во внутрь губки, именно по правилу градиента.
Водный потенциал измеряется единицами давления (Паскали), мы понимаем под ним термодинамический показатель воды. Чем он выше, тем больше кинетической энергии. Самый высокий водный потенциал у чистой воды. А у любого раствора он будет ниже, и в клетках цветоноса он будет ниже.
Вот почему в воде полосочка очень быстро сворачивается в колечко. Водный потенциал выше в воде, и ниже в цветоносе. Если вы помните, то в статье об ОДУВАНЧИКЕ, под микроскопом были показаны структуры цветоноса. Наружная часть представлена мелкими толстостенными клетками, а внутренние - более крупные и тонкостенные. Вода устремляется внутрь клеток эпидермиса с тонкими стенками (внутреннего слоя), те разбухают сильнее и быстрее клеток наружного и полоска сворачивается.
В растворах щелочи и кислоты, полоски тоже свернулись, потому, что водный потенциал раствора оказался выше водного потенциала клеток полоски.
А вот раствор сахарозы оказался максимально приближен по значению водного потенциала к клеткам полоски, поэтому полосочка осталась без изменений.
Я надеюсь вам понравились весенние опыты Феечки Солнышкиной, несмотря на серьезность объяснения причин полученных результатов. Этот материал можно адаптировать под любой возраст. С малышами - оставив все на уровне фокуса, а со школьниками, можно уже попробовать объяснить научно.
Ольга, это восхитительно! Впервые вижу такой простой и наглядный опыт, где можно воочию наблюдать осмотическое давление! Как полоска в спираль сворачивается - как живая! Я всегда представлял себе осмос как что-то медленное :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анатолий!
УдалитьА про скорость осмоса припомнилось
мы с девчонками играли в куколки из спички, голову насаживали от облетевшего одуванчика, цветонос надрывали длинными полосками и опускали в лужу - получались кудри моментально))) Так что осмос корнями из детства))) Объяснить мы этого не могли, но эффект был сногсшибательный.
Обязательно поставлю этот опыт: у нас как раз расцвели одуванчики! Только вчера шёл по дорожке парка и удивлялся, откуда их столько!
УдалитьОднажды в детстве набрал полный бумажный пакет пушинок одуванчиков, и развеял их их на поляне в лесу. Лишь спустя несколько лет вернулся к тому же месту. Даже забыл, что засевал там одуванчики. Идя по тропинке издалека увидел золотистое чудо: в полумраке густого леса между деревьями будто вспыхивало одуванчиковое солнце. Выйдя на поляну остолбенел: сколько же там одуванчиков, никогда прежде не видел столько! Жёлтого было больше, чем зелёного. И лишь потом вспомнил, что сам когда-то их и принёс туда.
Непередаваемое чувство своей сопричастности к маленькому чуду! Мы с сыном тоже засаживали полянки с одуванчиками.
Удалитьда, вот кукольные кудри из одуванчика - это из самого детства!
ОтветитьУдалитьА про все остальное было интересно почитать! Спасибо, Оля!
Спасибо, Марина! Ностальгия по одуванчиковым кудрям))) А вы с девочками можете таких куколок сделать на прогулке. Думаю им будет интересно.
УдалитьОчень хороший фокус для малышей получится)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана! Все можно наблюдать и зарисовывать, а потом еще на основе изогнутостей полосочек дорисовывать сказку, вроде той, как феи получают детали для своего жилища))))
Удалитьчудеса! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо! Чудеса рядом!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга! Я тоже помню эти кудрявые одуванчиковые косы. Веночки из одуванчиков - у внучки сейчас это любимое занятие. И очень интересно было узнать про опыты. Это было, конечно же, неизвестно.Спасибо о чудесах своими руками.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Ивановна! Рада, что вам понравилось. Надеюсь покажите своим внучкам такие опыты, им понравится!
УдалитьОльга, спасибо Вам за то, что возвратили на мгновение в детство, только о науке тогда никто и не помышлял. Кудряшки очень любили делать, как лакомство для наших кукол...
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваши опыты и такие простые обяъснения
Спасибо, Анна Борисовна!
УдалитьМакароны из цветоноса одуванчика - это замечательное угощение для кукол.
Феечка Солнышкина! Ну фокусница! :-D
ОтветитьУдалитьОля, чем дальше, тем чаще задумываюсь,а не пошить ли мне таких же феечек для своего карапуза? ^_^
В дальнейшем я буду использовать эту методику! Уж очень она эффективна и интересна:)
Спасибо, Женя! Ну конечно же надо пошить таких волшебных феечек.
УдалитьОй ! Как же я могла забыть про кудряшки из одуванчиков?! Это же так интересно! Своим детям так ни разу и не показала... Буду исправляться! Может где-то еще остались одуванчики? Надо поискать. Ольга, спасибо за очередную дозу знаний и воспоминаний!
ОтветитьУдалитьЯ рада, что пост натолкнул вас, Анна, на приятные воспоминания. А одуванчики, конечно же есть. У нас они цветут и образуют белые шары семян до сентября, но конечно, не так массово как в мае.
УдалитьУра!!! Нашли 3 штуки! Ох и не легкая задача для моего младшего разъединять ножку так, чтобы не оторвать полосочку совсем. Даже и не думала, что это вызовет трудности. Все получилось!
УдалитьОчень рада! Анна, вот обнаружился дополнительный эффект у опыта - еще мелкую моторику развивает, когда отделяешь полосочку.
УдалитьОльга, спасибо! У нас тоже все полянки пожелтели наконец-то. Попробуем повторить ваши "фокусы".
ОтветитьУдалитьАнастасия, надеюсь, что фокусы впечатлят сына!
УдалитьУра! Теперь я знаю, секрет куколок из одуванчиков! Спасибо, Оля, очень интересный и простой эксперимент!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня!
УдалитьРада, что информация пришлась кстати.
Оля, спасибо - "фокус" получился. :))) Более серьёзно пока не стала объяснять - пока не для нас, но само экспериментирование доставило удовольствие. :) Гарри Поттером себя почувствовали. :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Катя!
УдалитьМаринке это просто не могло не понравиться!
Можно теперь смело кудри для куколок из спички крутить)))
здравствуйте! Спасибо за подробное описание опытов! Как жаль, что пропали фото из этих замечательных постов с опытами. Можно ли где-то еще их увидеть?
ОтветитьУдалитьУ меня у самой не всегда все в блоге открывается. попробуйте через ВПН
Удалить