понедельник, 25 января 2016 г.

ИДЕАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Здравствуйте, друзья!

Я очень давно хотела написать этот пост, и сегодня время пришло. Чуть больше года назад я посещала один из самых увлекательных курсов на портале самообразования  "Универсариум"  - "Воспитание Креативности в семье" за авторством А. Гина. А сейчас там начался его новый курс "Точилка для ума".





Необычные энциклопедии для подростков


А. Гин является соавтором замечательной серии книг "Библиотека. Мир.2.0", где в увлекательной форме происходит интерактивная работа с фактами, и подаются не готовый набор энциклопедических знаний, а читатель приглашается к мыслительному процессу, с намеками, подсказками, догадками. Привлечение к активному познанию - основная преамбула формата уникальной энциклопедии.
Интересное оформление, четкая структура, алгоритмы решений, удивительные и волнующие тайны - несомненные преимущества серии книг.





Энциклопедия в содержании построена по принципу интриги. За основу берется решение открытых задач, технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и ПРИЗ (процедура решения исследовательских задач). Изначально формулируется проблема, которую нужно объяснить, затем постепенно раскрываются неожиданные стороны, теневые формы, даются подсказки. Каждая проблема имеет свою степень сложности. Уровень простой, средний и сложный. 




В каждой проблеме, есть структурные отделы:
"Справка" - справочная информация, которая содержит маячки, помогающих в решении задачи.
"Кстати" - дополнительная информация, расширяющая знания по вопросу.
"Подумайте" - еще одна открытая задача, связанная с основной.
"Точка роста" - проблема, которая пока не имеет решения, по крайней мере, научно-обоснованного, единодушного в научной среде.



В энциклопедии идет игра с текстом. Подсказки даны в перевернутом виде, чтобы дать возможность решить задачку без дополнительной наводки. Но само чтение перевернутого текста - тоже искусство. Перевернутыми текстами напечатаны и ответы на вопросы.



Информация интересно оформлена иллюстративно. Даны фотографии, и рисунки, органично сочетающиеся с текстом. И сами проблемы, что поднимаются в энциклопедии очень интересны.



Отделяем мух от котлет



Книга 1 "Объяснить необъяснимое" написана А. Гином в соавторстве с А. Кавтревым. В ней рассматриваются открытые задачи на различные темы, чаще всего связанные с физикой. 

Многие вещи стали для меня открытием. Например, способ борьбы с летающими мухами в средневековой пекарне с помощью муки. 
"В стародавние времена булочник, чтобы справиться с назойливыми мухами, использовал верное средство. Взяв пригоршню муки, он бросал ее в воздух и поджигал. Облачко муки вспыхивало. Пламя, хлопок - докучливых насекомых как не бывало." [с.104]
Как человек, имеющий за спиной магистерскую диссертацию по мухам, этот факт меня очень заинтересовал. Мух в давние времена не увязывали с переносом различных заболеваний. Я помню, как меня поразила книга  ученого Е. Н. Павловского от 1921 года "Мухи. Строение, жизнь, распространение ими заразных болезней, паразитирование у человека и борьба с ними", о столовых начала двадцатого века. 

Считалось нормальным, выловить в супе несколько мух или отделить полдюжины от соуса для котлет. Кто знает, быть может, и знаменитое выражение " мухи и котлеты - отдельно" пошло отсюда. Не боролись тогда с мухами, ибо не понимали всей опасности в распространении заразы. И, конечно, в пекарне средневековья, мухи присутствовали в больших количествах. А почему? Замечательный способ увязать факты истории в интересное повествование!

Ведь содержимое ночных горшков выбрасывалось из окон горожанами непосредственно на улицы города. Правда, перед этим действием горожанин выкрикивал предупреждение, чтобы прохожие остереглись, согласно принятому городскому кодексу. И не связана ли мода на широкополые шляпы  с защитой головы от  содержимых ночных ваз? 

Но как бы то ни было, хлеб горожане предпочитали покупать без примесей в виде мух. И вот булочник, чтобы избавиться от назойливых мух взрывает облачко муки. И делает он это не из соображений гигиены, а из соображений успеха продаж. Ведь если он будет печь хлеб с мухами, у него перестанут его покупать. 



Однако, здесь нужна большая предостерегающая надпись: "НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ЭТО ПОВТОРИТЬ!" 

14 декабря 1785 года в итальянском Турине один неудачливый пекарь взорвал себя и все свое хозяйство. И уже в 1979 году взрыв произошел на мукомольном комбинате в Бремене, 14 человек погибло. 

Так как может мука стать  причиной взрыва? Об этом Вы прочтете  на страницах книги. Хотя из соображений безопасности информации, эту главу я бы как родитель и педагог забраковала. 

А с другой стороны, ТБ рождается из таких примеров. Но на всякий случай, акцентирую Ваше внимание на этой задаче №20, ее лучше разобрать вместе с ребенком, но если Вы опасаетесь за его адекватность в восприятии можно изъять страницы этой задачи из книги. Это сделать легко, ибо каждая задача располагается автономно относительно других.


ПРО УДИЛЬЩИКА ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!

От "Книги 1. Объяснить необъяснимое", я бы отказываться не стала, поскольку там есть много других интересных и не опасных задачек. К тому же лишь в ней дан алгоритм ПРИЗ. 

Оказывается, работа мельника или пекаря не так уж безопасна. А выражение "взрыв на макаронной фабрике" можно понимать весьма буквально.  И не удивительно, что для борьбы с мухами разработаны иные способы борьбы.




Биологические задачки



А вот книги 2 и 3 - с биологической тематикой, они написаны А. Гином в соавторстве с его женой биологом Ириной Андржеевской. "Книга 2. Хищники нападают" повествуют о стратегиях удачной охоты в мире хищных существ."Книга 3. Как не стать добычей" знакомит со стратегиями защиты от хищников. 

Эти две книги я рекомендую, как биолог, детям, родителям и учителям. Замечательные примеры, хороший фактический материал. Даны основные правила и закономерности решения задач по приспособлениям животных.




Есть такие задачи, которые помогают аргументировать, оперируя научными фактами в диспуте. Например, задача "Возразите антидарвинистам". 


В целом, у меня есть несколько особо полюбившихся задачек: "Белки защищаются ... змеёй", "Изобретение против коварства", "По дну на цыпочках", "Ленивый едок", "Волшебные зеркала". Конечно, как биологу, мне были известны некоторые секреты, но сам способ подачи материала, исключительно замечательный. 


Все идет из семьи


Как педагогу, развивающему в свое время, креативность мышления на уроках и осуществляющему постановку мышления детей через концепт исследовательской деятельности, взгляды Анатолия Александровича Гина на правильный образовательный процесс, мне близки.  Мои независимые выводы оказались весьма сходными, равно как и набор техник и приемов, которыми я пользовалась в своей практике.





Однако, не стоит слишком рассчитывать, на школу в вопросах постановки мышления ребенка. Широта и глубина мыслительного процесса закладывается гораздо раньше. Все идет из семьи, от того как к этому вопросу подойдут родители. 

Курс "Воспитание Креативности в семье" доступно объясняет основные принципы постановки мышления ребенка, с опорой на ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), критическое мышление, ПРИЗ (процедуру решения исследовательских задач), мозговой штурм. И это не реклама, это констатация. 

В статье ТАЙНЫ ХИЩНЫХ РАСТЕНИЙ показано практическое применение  технологии ПРИЗ.

Надеюсь и Вам понравился уникальный формат самой полезной энциклопедии, развивающей мыслительный процесс! Конечно, это книги на вырост, для среднего и старшего школьного возраста. Сын был в восторге. Хотя и мне было исключительно интересно их читать!

Желаю Вам хороших и правильных книг!

25 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга! Едва прочитал про борьбу с мухами при помощи муки, тут же захотелось повторить на кухне. И даже отмахнулся от предупреждения "не пытайтесь это повторить". Ну кто же устоит перед этой фразой, которая воспринимается как прямое приглашение поучаствовать в захватывающем эксперименте! Мука есть, спички тоже!

    Но когда прочитал про незадачливого пекаря, передумал. Мух-то сейчас всё равно нет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анатолий!
      Вижу в Вас силен дух пиротехнического авантюризма))) Хорошо, что нет мух, и Вы дочитали статью до конца.... незадачливого пекаря. Рада, что прониклись идеей энциклопедии.

      Удалить
  2. Оля, прочитала твой обзор на одном дыхании! Безумно интересно! Постараюсь эти книги приобрести в обязательном порядке. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! На мой взгляд, такими и должны быть современные энциклопедии, чтобы дети не теряли интерес к познанию. Я ни на мгновение не пожалела о своем приобретении. Очень рекомендую.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна! Недавно познакомилась с Вашим блогом, приятно с Вами познакомиться!
    Прочитала мужу про борьбу с мухами, он тут же захотел так сделать - вернее, не сейчас, а летом. Мух у нас увы! - много.
    Спасибо, интересный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана!
      Рада видеть Вас среди ПЧ! Хорошо, когда материал востребован. Но только не забывайте о правилах ТБ!

      Удалить
  4. Оля! А как мука может так взрываться?! Почему?! Вот повторять не буду - а мучиться любопытством - буду!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина! Взрывается пыль веществ, реагирующих с кислородом. Мука состоит из органики, она способная гореть. Когда муку распыляют в воздухе, она контактирует с кислородом. Мельчайшие частички так быстро сгорают, что взрываются. И сахарная пудра тоже так может)))

      Удалить
  5. Уууух, как интересно!!!! У меня сейчас мухи - это актуально! Зимой их в кухне скопилось штук 20, блин))))С дровами принесли) Мухоловки кончились и вот бегаю как ненормальная за нимим))))Тут после прочтения подумала, а может с мукой рискнуть))))Дочитала и передумала)))))
    А где такие чудо-книжки можно взять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, спасибо! С мукой лучше не рисковать))) Рада, что книги заинтересовали!
      Книжки я брала на казахстанских сайтах. Но есть в Лабиринте http://www.labirint.ru/books/325291/
      http://www.labirint.ru/books/325288/
      http://www.labirint.ru/books/325289/

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Александровна. Очень интересная информация. Мне, как и большинству читателей этого поста, сразу пришло на ум поджечь муку. Как это она вспыхивает или взрывается? Неужели это правда. Хорошо, что дальше идёт предупреждение. Сразу передумала. От греха подальше.
    Есть подобные книги и по математике. Серия "Математические приключения" Дэвида Гловера. Эти книги не читают по порядку - страница за страницей. Порядок будет зависеть от решения задания и выбора ответа. Тоже в своём блоге собираюсь написать об этих интересных книгах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна! Рада, что понравились книги!
      Да у нас есть такая математическая бродилка. Жаль, что сын из нее вырос, и ему не столь интересно решать простые задачки. Купить бы мне такую книгу пораньше года на 4 или 5, было бы 100% попадание. Это тоже хорошая идея - вариативное приключение в изучении темы. Я как-то делала нечто подобное в качестве эксперимента на уроках. Но дошлифовать до метода работы руки не дошли.

      Удалить
  7. Ольга Александровна, спасибо за обзор книг. У Вас всегда это получается увлекательно, познавательно и с большим юмором)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Книги настолько хороши, что грех было бы не познакомить с ними, и не поделиться впечатлением от прочитанного.

      Удалить
  8. Спасибо за очень интересную информацию!
    Сейчас изучаю этот сайт, он прелюбопытнейший :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, рада, что состоялось Ваше знакомство с "Универсариумом", действительно, очень интересный портал. Постоянно радует новинками. Курсы совершенно различные. Хотя есть и откровенно скучные, на них я буквально засыпала. Скажу о тех, которые понравились, кроме Гина - "Умные вещи", "Бизнес-идея", "Домашняя мультстудия". Сейчас в процессе изучения и мне нравится курс "Прочти свой город". Хочу посетить курс - "Сам себе писатель".

      Удалить
  9. Ольга Александровна, здравствуйте! Великолепный анонс, спасибо, книги действительно стоят того, чтобы иметь их в семейной библиотеке.
    Ваша "Магистерская диссертация по мухам" - звучит для меня как что-то из Гарри Поттера))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Рада, что понравился формат энциклопедии.
      Да, современное образование ввело новые категории в академических степенях))) Магистр биологии - официальный мой титул)))

      Удалить
  10. Оля, спасибо, такие книги удивительные! Очень хочется их иметь))). Пока не вижу в продаже, но буду ждать, а еще спрошу в библиотеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! Да, книги хорошие, работающие над постановкой мышления ребенка. Вполне книги могут быть в библиотеке, ведь Гин - твой земляк.

      Удалить
  11. Спасибо за рассказ об интересных книгах, уже начала искать их на сайтах наших казахстанских книжных магазинов, правда цены на них...
    Но все равно считаю, что такие книги обязательно нужны и детям и родителям, сейчас у людей такой напряг с творческим мышлением, что просто диву даешься...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, рада, что тебя это заинтересовало! Цена у них подросла. Попробуй заказать одну книгу, если понравиться возьмешь еще. Но я в восторге от энциклопедии в такой структуре. Может, потому, что это совпадает с моим видением процесса обучения.

      Удалить
  12. Оля, здравствуйте! Так много раз читала на "Блогах мам" восторженные отзывы о вашем блоге,и ни разу не зашла - всё некогда было. А сегодня, благодаря четырём выходным дням,я никуда не спешу и прямо-таки наслаждаюсь вашим блогом, общением с вами! Оля, это такое счастье - прикоснуться к вашему таланту, к вашей насыщенной и увлекательной жизни, к вашему многогранному творчеству! Олечка, вы просто уникальный человек, низкий поклон вам и вашим родителям, которые вырастили такого глубокого, такого увлечённого человека! (Честно говоря, хочется взять у них интервью - как уроки всем родителям по воспитанию детей - интеллектуалов!).
    Оля, уже несколько часов, буквально "открыв рот", гуляю по вашему блогу. Для меня, как для блогера, существует в интернете несколько блогов - образцов "Каким должен быть выдающийся блог". Оля, ваш блог однозначно попадает в этот мой список - как говорить с читателем, чем делиться, о чём рассказывать. Но всё дело в том, что за каждым блогом стоит его АВТОР, и интересен ли блог читателям,зависит от того, интересен ли автор. Оля, вы настолько интересный человек,и ваш блог - это сокровище! Спасибо вам за это!

    Конкретно из этой статьи я узнала про "Универсариум". Сразу перешла туда по ссылке и познакомилась. Даже не знала про такой проект, а теперь буду выбирать для себя курсы обучения! Спасибо вам, Олечка!

    Очень заинтересовалась темой вашего ухода из школы (выбор пути - одно из направлений моей работы психолога с клиентами), пока больше не нашла сообщений на эту тему. Буду искать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья!
      Благодарю за столь вдохновляющий отзыв о блоге! Очень приятно, что Вы присоединились к читателям "Магии биологии". Очень приятно услышать добрые слова в свой адрес и адрес моих родителей. Мама всегда поддерживала мой интерес и мою самостоятельность.

      Рада, что Вы открыли для себя портал самообразования "Универсариум". Он мне очень нравится.

      А насчет ухода из школы - по большей части, это личные семейные обстоятельства. И конечно, изменение внутренней концепции. Школа ушла в тестоподготовку, система становится все более глупой и жесткой, творчество оттесняется на периферию. Собственно, блог возник изначально, как компенсаторный творческий элемент. А потом пришло осознание, что призвание и профессия - это не тождество. Вот здесь http://interesno.co/myself/4221be6845e5 мысли созвучные моим.

      Удалить