Здравствуйте, друзья!
Освещение средневековых представлений о животных было вложено в уста священнослужителя средней руки - дьяка. Это метафизическая точка зрения. Средневековые знания о животных зачастую базировались на позднеантичном произведении "Физиологусе" из 48 глав. Как правило, животные, упоминаемые в этом опусе, касались североафриканской и среднеземноморской фауны.
Первым взят на карандаш
Дьяк средневековый.
- Это истинный шабАш!
Слёт чертей бесовый!
- Я не видел там чертей.-
Возразил ребёнок,
- Это просто слёт зверей! -
Выдал дошколёнок.
-Из версий двух отчетных
Малыш был ближе к правде.
Собрание животных,
А не зверей. Исправьте!
Третья точка зрения принадлежит ученому, который оперирует биологической терминологией. В стихах отражены существенные биологические признаки, фактический материал.
1. Там лежал Левиафан,
На гору похож! (дьяк)
2. Чудо-Юдо было там. (ребенок)
3. Как человек ученый,
Дам описание данных.
По центру серо-черный -
Крупнейший плотоядный.(ученый)
В недавних выпусках "Магии Биологии" была загадана БОЛЬШАЯ СКАЗКА Майлена Константиновского о КОАПП (Комитете Охраны Авторских Прав Природы). К ней и будет сегодня мое неоднократное обращение. Очень порадовало то, как читатели справились с отгадыванием непростой загадки. Татьяна Павлова была первой в догадках, а Анатолий Будак дал исчерпывающий анализ загадки с уникальными дополнениями относительно загаданных существ. Спасибо моим читателям за мозговой штурм! Спасибо и тем, кто заочно поучаствовал в разгадывании, но не писал в комментариях.
Загадочный кашалот
При шифровке сказки о КОАППе я воспользовалась приемом интеграции различных точек зрения на одни и те же объекты, восприятия с позиций эпохи, убеждений и жизненного опыта.Освещение средневековых представлений о животных было вложено в уста священнослужителя средней руки - дьяка. Это метафизическая точка зрения. Средневековые знания о животных зачастую базировались на позднеантичном произведении "Физиологусе" из 48 глав. Как правило, животные, упоминаемые в этом опусе, касались североафриканской и среднеземноморской фауны.
Данные "Физиологуса", искажались в энциклопедиях средневекового формата - бестиариях. Бестиарии имели выраженную идейную религиозную направленность. Реальные факты обрастали легендами, мифами, ложными суждениями.
Кстати, этот же прием используют современные креационисты, пытаясь лживо интерпретировать и искажать научные факты. И если у человека не сформировано критическое мышление, если отсутствует элементарная логика в оценке суждений, то он легко принимает на веру лженаучные "доказательства".
Однако, вернемся к загадке. Животные средневековым духовенством делились на угодных Богу, и служителей Дьявола, без полутонов. Поэтому, многие экзотические животные, имеющие необычную внешность, автоматически заносились в круг темных сил. По той же причине среди названий щедро раздаваемых животным в средневековье, будет встречаться ряд эпитетов "чёртовый, дьявольский, сатанинский".
Первым взят на карандаш
Дьяк средневековый.
- Это истинный шабАш!
Слёт чертей бесовый!
Вторая точка зрения в загадке принадлежит современному ребенку. Ребенок живет сразу в двух пространствах - в метафорическом и научном. С одной стороны, он находится в мире пословиц, сказок, анимационных шаблонов в образах и характерах животных. С другой стороны, он получает представление о научной картине мира через энциклопедии, фотографии животных, научно-популярные фильмы.
Возразил ребёнок,
- Это просто слёт зверей! -
Выдал дошколёнок.
В уста ребенка вложена распространенная ошибка, связанная с биологической систематикой, когда слово "звери" приравнивается к слову "животные". Звери - это млекопитающие. А "животные", это обобщающий таксон, включающий в себя классы "звери", "птицы", "рыбы", "насекомые", "ракообразные".
-Из версий двух отчетных
Малыш был ближе к правде.
Собрание животных,
А не зверей. Исправьте!
Третья точка зрения принадлежит ученому, который оперирует биологической терминологией. В стихах отражены существенные биологические признаки, фактический материал.
Парад КОАПП: Кашалот
Разрешите начать парад, представление членов КОАПП. Это мой новый пальчиковый театр. В процессе его создания, мне хотелось сделать героев очень близкими к реальному облику.
Самой значительной и крупной фигурой собрания на поляне, является Кашалот. Он начинает заседание, звонит в колокольчик. Не даром у Майлена Константиновского Кашалот является председателем КОАППа.
1. Там лежал Левиафан,
На гору похож! (дьяк)
Левиафаном называли морское чудовище, которого Бог лишил самки, дабы предотвратить размножение, так оно было ужасно. В средневековье Левиафана иногда отождествляли с одним из образов Сатаны. В целом, отдавая дань внушительным размерам кита и особенностям поведения. Левиафан, по приданию, топил корабли и проглатывал людей. В описаниях Левиафана можно узнать кашалота. В честь Левиафана был назван ископаемый кашалот - Livyatan melvillei.
Теоретически, кашалот - это единственное животное, способное проглотить человека целиком. Но все свидетельства такого гипотетического факта относятся к 19 веку (примерно в одно время), и за последние 100 с лишним лет не было достоверно зарегистрировано ни одного подобного случая. Поэтому случаи 19 века логично отнести на обычные журналистские уловки в погоне за газетным рейтингом и сенсацией.
2. Чудо-Юдо было там. (ребенок)
3. Как человек ученый,
Дам описание данных.
По центру серо-черный -
Крупнейший плотоядный.(ученый)
В описаниях дьяка, малыша и ученого отражен важный существенный признак - размеры. Самцы кашалота достигают длины 20 метров, весом в 50 тонн, а самки весят в два раза меньше и будут помельче - 15 метров. Кашалот - самый крупный зубатый кит и самый крупный ныне живущий хищник на планете.
В пальчиковом театре отразить масштаб размера довольно сложно. Размер - это уязвимое место пальчикового театра, ведь сами пальцы имеют небольшую разницу в объеме и длине. Поэтому Кашалот хоть и крупнее остальных персонажей КОАППа, по получившимся габаритам, он ближе к своему родичу карликовому кашалоту. Вышел, скорее, ладошковый вариант куклы.
Голова у Кашалота большая, прямоугольная. Именно, за нее, кашалотов так назвали. В переводе с португальского "кашалот" - "большая голова" и значит. В голове зверя находится спермацетовый мешок, заполненный воскоподобным веществом, которое используется в эхолокации и является приспособлением для ныряния животного на большие глубины.
Зубы кита располагаются только на нижней челюсти. Часто можно видеть в мультфильмах ошибку, когда кашалот щеголяет с зубами и на верхней челюсти. Плохо знают биологию мультипликаторы))) В верхней челюсти, они хоть и закладываются, но остаются внутри десны.
Плавник кашалота в области хвоста симметричный, располагается в горизонтальной плоскости, в отличие от рыб, у которых он расположен вертикально.
Цвет выбран для Кашалота самый ходовой - серо-черный. Хотя в природе встречаются кашалоты с синим оттенком, и черные. Изредка рождаются альбиносы. Кашалот альбинос увековечен в произведении "Моби Дик" Г. Мелвилла.
На шкуре кашалота видны рубцы от присосок гигантского кальмара. Этими шрамами кашалоты обзаводится в юности, пока кожный покров не огрубеет, а потом кальмары уже не в состоянии оставить след на их броне. Кожа кашалота покрыта шрамами и от сражений между самцами за самку. Шкура взрослого кашалота грубая и морщинистая, за это английские китобои прошлого прозвали кашалота "чернослив".
Игры с пальчиковой игрушкой Кашалотом
Можно поиграть в игру "Чернослив", добавив на коже кашалота морщинки за счет движения. На видео показано изгибание тела кашалота с помощью двух рук. Это не так просто, как может показаться! Замечательная тренировка в развитии мелкой моторики. А если попробовать пальцами одной руки? Это еще сложнее!
А вот Вам исследовательская задачка. С этими рубцами вышел небольшой конфуз в прошлом. Измерив, диаметр шрамов, который оказался 20 см, люди стали подсчитывать, каких размеров должен был бы быть гигантский кальмар. Ведь у особей гигантских кальмаров, с присосками диаметром в 5 см, размер от кончиков щупальцев до кончика плавника - почти 17 метров. То есть, кальмар, с которым сражался кашалот должен был бы быть больше в 4 раза! Так родилась вера, в Ужасного Кракена, который восстает из глубин и затягивает в морскую пучину корабли. Но кальмара длиннее 16,5 метров до сих пор не обнаружили. В чем же дело? Как объяснить шрамы диаметром в 20 см на кашалотах? Придумайте, как это можно легко продемонстрировать?
На Кашалоте можно катать других животных. Предусмотрено два посадочных места. Для этого я оставила не прошитые участки на спине (взяла принцип, который использовала в пальчиковой сказке "КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ" В. Бианки).
Еще место, которое осталось не прошитым, находится на носу Кашалота. Сделала я это для игры, которая называла "Фонтанчик". У кашалота имеется особенность в выпускании излишней воды через дыхало. У всех зубатых китов только одна левая ноздря. У кашалота она располагается таким образом, что фонтан при выдохе бьет вперед под углом в 45 градусов. Такой фонтан есть только у кашалота. У других китов фонтан бьет вертикально. Этот факт тоже не учитывается в мультфильмах.
Для игры "Фонтанчик" пригодится коктейльная соломинка с гофрой, позволяющей ей изгибаться. Для детей постарше можно обыграть факт выбрасывания фонтана под углом в 45 градусов. Появляется возможность освоить транспортир, чтобы изогнуть соломинку под нужным углом для Кашалота.
Когда соломинка будет в нужном положении, можно поиграть в водный фонтанчик! Можно направлять фонтанчик по каким-то целям, развивая глазомер. Упражнение полезно для мимической мускулатуры, для дыхания.
Характер Кашалота у Константиновского
Кашалот Константиновского обладает характером типичного начальника-чиновника советского периода: консервативный, падкий на лесть и награды, но не лишенный мудрости, способности принимать решения в ответственный момент. Предлагаю Вашему вниманию выпуск РАДИОПЕРЕДАЧИ КОАПП периода 60-х годов.
КОАПП не прощается с Вами! Продолжение парада участников ждет Вас в ближайшее время. Желаю Вам успешного решения задачки от Кашалота!
Другие пальчиковые сказки можно увидеть ЗДЕСЬ!
Оля, спасибо за продолжение о КОАППЕ, мне очень интересно! А про задачку... может шрам растягивается по мере роста самого кашалота? Если он приобретает их в юночти. то кожа продолжает сохранять эластичность еще какое-то время... а значит и шрамы "растут" вместе с их хозяином, так?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Таня! Да, предположение верное! Осталось только смоделировать процесс)))
УдалитьОля, а смоделировать нужно на пальчиковой игрушке? Или в целом привести пример на чем-либо?
УдалитьТаня, на чем угодно))) Чтобы ребенок понял.
УдалитьОля, а может быть на примере теста? Или "лизунчика". была раньше такая игрушка, частенько в ней делалась дырка, и когда его растягиваешь, дырка, естественно, тоже увеличивалась. Ну а с тестом проще простого... из лепешки(шарика) сделать бублик, если его потянуть, то"дырка" от бублика увеличится. Вот пока и все, что мне в голову взбрело. Более наглядного примера буду ждать от тебя, чудесные идеи приходят в твою голову, я как всегда в восторге!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга и Татьяна! Можно взять в качестве модели воздушный шарик. Нарисовать на нём фломастером кольцевые следы от присосок гигантского кальмара. А потом шарик надуть. Следы тоже вырастут, вместе с шариком. Лучше всего взять шарик в форме кашалота.
УдалитьНа самом деле многие люди носят на плече такой же "след от присоски". Белое пятнышко - след от прививки против оспы, который делается после рождения. Маленький след от иглы у взрослого человека будет больше сантиметра в диаметре.
Таня, замечательные идеи моделей! Взято изменение отдельной детали и эластичный материал.
УдалитьЗдравствуйте, Анатолий!
УдалитьВаша по модель совпадает с моим видением. Я бы тоже использовала воздушный шарик для демонстрации процесса.
Спасибо за пример с увеличением шрамов от прививки. Очень наглядный!
Интересный рассказ о кашалоте, пример пальчикового театра и познавательные игры - все это очень важно для привития интереса к предмету и всесторонненго развития личности ребенка
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьДа, жажда познания, утоляется практикой. Игра - это естественный способ познания мира для ребенка. И решение исследовательской задачки с моделированием - это замечательный способ постановки мышления.
Какой кашалотистый кашалот, Оля! Самый настоящий! Мне так твои игрушки пальчиковые нравятся! и за рассказ про кашалота огромное спасибо, так интересно! только левая ноздря, и фонтанчики под разными углами, и шрамы... А может присасываются несколько кальмаров рядом?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина! В моей задумке было создание пальчиковых игрушек без стилизации, с максимально близкими к биологическим прототипам признаками. Жаль, что с размером это выразить сложновато.
УдалитьКашалот частенько заглатывает по несколько кальмаров сразу,это правда, но размер присосок связан не с этим фактом.
Даже не стану гадать, сколько раз пыталась разгадать Ваши загадки, Ольга Александровна, всё мимо :)
ОтветитьУдалитьА вот история про кашалота очень понравилась и познавательные игры с ним!
Спасибо, Виктория Александровна! Мне очень нравится придумывать игрушки и игры с ними, несущие на себе познавательный потенциал.
УдалитьОльга Александровна, добрый вечер!) Наверное шрамы увеличиваются вместе с ростом самого кашалота, растягиваются, я так думаю.
ОтветитьУдалитьИгрушки получились симпатичные, и как всегда - познавательно, - вот не так давно читала "Моби Дик" Г. Мелвилла, сколько там информации о китах!Правда, учитывая время написания 1851 г, автор утверждает, что кит - это огромная рыба.
Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
УдалитьВы правы, шрамы растут вместе с их обладателем. Осталось придумать только модель, которая бы позволила наглядно детишкам это продемонстрировать.
Да, Мелвилл очень подробно описал китобойный промысел, поскольку он несколько лет ходил в море на китобойном судне. Это взгляд изнутри. Я плакала в подростковом возрасте, когда читала книгу, мне было жаль китов. Если бы не придумали керосин, то китам угрожало бы полное уничтожение.
Оля, какие великолепные игрушки!!! Возвращалась несколько раз полюбоваться! Такие реалистичные, особенно кашалот приглянулся.
ОтветитьУдалитьБлагодарим за участие в Детской галерее.
Жанна, спасибо! Кашалот - председатель КОАППа, центральный персонаж, можно сказать. Да с точки зрения устройства, у этой игрушки самый высокий игрательный потенциал. Еще не раз герои КОАППа придут в Детскую галерею.
УдалитьТеатр ну ооочень крутой получился!!! Оля - мастерица!!!! Жду продолжения с нетерпением!!! Рада, увидеть видео)))) К слову, делюсь своими "мультиками" - про Хрюню: первый https://www.youtube.com/watch?v=yT9sZT9Drkw и второй - https://www.youtube.com/watch?v=2asnj16iGAI ;))) Потенциал видео мультиков огромный!!! ;-)
ОтветитьУдалитьЖеня, спасибо!
УдалитьХрюня в видео чудесная! Хрюпельсин - замечательный фрукт)))
Спасибо ^о^
УдалитьОля, как невероятно интересно! Какой чудесный проект ты задумала, столько работы, столько удивительных пальчиковых игрушек! Задалась вопросом, а как организовать процесс выдувания из соломинки фонтанчика? То есть как набрать воды? Просто в рот, а потом дуть? Или? Может я к вечеру немного слабовато соображаю)))). Про причину больших шрамов уже написали, и про моделирование. Я бы точно взяла воздушный шарик))).
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня!
УдалитьДа, в игре надо поступать как кашалот: набирать воду в рот и пускать фонтанчик через трубочку.
И да, шарик- очень удобная модель для ростовых процессов.