Здравствуйте, друзья!
Я приглашаю Вас на биологический урок математики. Предлагаю весело осваивать счетные навыки, развивая наблюдательность в природе. Это не обычный урок, а игральный, да к тому же в стихах!
ЦвеТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА
(Автор: Астраханцева О.А.)
Я считаю до пяти,
Не могу до десяти,
Потому что у цветка,
Нет шестого лепестка.
У шиповника - их пять!
Приглашаю посчитать!
Пахнут сладкие цветки,
Раскрывая лепестки.
Убедись - их ровно пять,
Можешь все пересчитать.
Дунул сильный ветерок,
Оборвался лепесток.
Сколько лепестков теперь?
Их количество проверь!
Жук бронзовка прилетел,
Сесть на тот цветок хотел,
Но со стороны другой,
Жук присел уже, второй.
Стали биться боком в бок -
Оторвали лепесток.
Сколько стало лепестков,
После происков жуков?
Сделав над кустом виток,
Шмель уселся на цветок.
А поднялся - не один!
Лепесток слетел за ним.
Стало меньше лепестков,
Счет - на пару пустяков!
Тут на небо вышла туча,
Начинает дождь могучий.
Капля на цветок упала,
Лепесточек оборвала.
Нам пора бежать домой.
Лепестков осталось - ноль!
Я приглашаю Вас на биологический урок математики. Предлагаю весело осваивать счетные навыки, развивая наблюдательность в природе. Это не обычный урок, а игральный, да к тому же в стихах!
(Автор: Астраханцева О.А.)
Я считаю до пяти,
Не могу до десяти,
Потому что у цветка,
Нет шестого лепестка.
У шиповника - их пять!
Приглашаю посчитать!
Пахнут сладкие цветки,
Раскрывая лепестки.
Убедись - их ровно пять,
Можешь все пересчитать.
Оборвался лепесток.
Сколько лепестков теперь?
Их количество проверь!
Сесть на тот цветок хотел,
Но со стороны другой,
Жук присел уже, второй.
Стали биться боком в бок -
Оторвали лепесток.
Сколько стало лепестков,
После происков жуков?
Шмель уселся на цветок.
А поднялся - не один!
Лепесток слетел за ним.
Стало меньше лепестков,
Счет - на пару пустяков!
Вдруг проворный воробей,
Промелькнул среди ветвей.
И крылом задел цветок -
Снова сорван лепесток!
Облетел... Какая жалость!
Сколько лепестков осталось?
Промелькнул среди ветвей.
И крылом задел цветок -
Снова сорван лепесток!
Облетел... Какая жалость!
Сколько лепестков осталось?
Начинает дождь могучий.
Капля на цветок упала,
Лепесточек оборвала.
Нам пора бежать домой.
Лепестков осталось - ноль!
Что частично осыпался:
Опыляются цветки,
Облетают лепестки!
Смена фаз в цветке идет -
Значит, завязался плод!
Вы можете взять фотоаппарат, и предложить ребенку сделать последовательно снимки цветков шиповника. Отыскав сначала цветок без лепестков, затем - с одним, затем - с двумя, и так далее, доводя до пяти лепестков. Или в обратном порядке, под стихи.
Облетают лепестки!
Смена фаз в цветке идет -
Значит, завязался плод!
Вы можете взять фотоаппарат, и предложить ребенку сделать последовательно снимки цветков шиповника. Отыскав сначала цветок без лепестков, затем - с одним, затем - с двумя, и так далее, доводя до пяти лепестков. Или в обратном порядке, под стихи.
Скажите ребенку, что перед вами дикий предок всех прекрасных роз. И конечно, обращайте внимание на опылителей цветков. Снимайте их и составляйте коллекцию посетителей кафе "Шиповничек".
На самом деле, подсчет лепестков, тычинок, пестиков, чашелистиков имеет огромное значение для ботаники. Это вполне серьезный навык, необходимый для любого юного натуралиста. У каждого вида растения цветки, с определенным количественным набором частей. Обычно, семейства растений имеют сходное строение цветка.
Количественные соотношения частей записываются в формулу цветка. Вот, оказывается как бывает! Формулы есть не только химические, физические и математические, но и цветочные! Но это очень обширная тема, с которой я познакомлю Вас в будущих постах.
Оля, спасибо! Какие чудесные стихи-считалочка!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина! Рада, что понравилось!
УдалитьОльга Александровна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьКрасивая математика у Вас получилась. Буду знать теперь сама, какое значение имеют лепестки, например, у растений.
Спасибо!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, за отзыв!
УдалитьДа, цветок устроен таким образом, чтобы осуществилось опыление. И все его части имеют значение.
Очаровательно! Спасибо за улыбку! У нас кафе "Шиповничек" тоже никогда не пустует, ну разве только в сильный дождь. А про цветочную математику подумалось: есть ещё и сиреневый счёт - тоже до пяти, но пойди найди цветочек с пятью лепестками!
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо!
УдалитьДа, кафе "Шиповничек" я тоже люблю посещать, чтобы увидеть посетителей за столиками)))
У сирени цветок в виде трубочки, и меньше чем в три лепестка, мне цветки сирени не встречались, зато на отдельных цветках до 20 лепестков можно насчитать.
Замечательные стихи, Ольга Александровна. Красота!
ОтветитьУдалитьА вот ещё стихотворение о формуле цветка.
Сплелись в клубок запутанные трассы
рабочих пчел, и оводов, и ос.
Разгул цветов.
Сплошное буйство красок.
Неразбериха полная.
Хаос.
Но это только кажется снаружи.
Лишь озарясь познания огнем,
мы изнутри порядок обнаружим,
строжайший строй
в нестройности найдем.
И станет ясным листьев бормотание,
и пляска пчел у тесного летка,
и, разглядев растение, ботаник
изобразит нам
формулу цветка.
Стихотворение Леонида Вышеславского.
Людмила Геннадиевна, рада, что заглянули!
УдалитьСпасибо за замечательные стихи.
Но глаз биолога сразу определит, что их автор- далек от биологии)))
Леониду из строки надо убрать овода. Это паразитическая муха, которая на стадии имаго (половозрелого насекомого) не питается. У нее нет ротового отверстия. А питаются только их личинки внутри животных (в дыхательных путях, желудке, под кожей). Голосую заменить оводов на бабочек)))
"Сплелись в клубок запутанные трассы
Удалитьрабочих пчел, и бабочек, и ос",- так даже лучше. Спасибо за науку.
Рада, что маленькие нюансы, делают стихотворение безопасным)))
УдалитьКафе "Шиповничек" - здорово!!))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Екатерина! Каждый год не устаю рассматривать его посетителей)))
УдалитьХех...как здорово! И математика и ботаника и литература)))) Спасибо за позитивную минутку!))
ОтветитьУдалитьСпасибо! В интеграции - сила)))
УдалитьОтличный урок и идея для мам.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Нина! Рада, что понравилось!
УдалитьМне и понравилось и я уже успела посоветовать ваш урок одной маме на детской площадке.
УдалитьБлагодарю за сарафанное радио))) Очень приятно, Нина!
УдалитьСпасибо, Ольга Александровна за Вашу цвеТОЧНУЮ математику. Будем наблюдать и считать)))
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, благодарю! Милана уже скоро будет все вокруг считать)))
УдалитьОльга Александровна, здравствуйте, меня, как филолога, восхитили Ваши стихи! Легкие, простые и заставляющие улыбаться!Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Анна Владимировна!
УдалитьМне лестно Ваше мнение насчет стихов. Огромное спасибо! Детские стихи я стала писать чуть больше года назад. Это оказался очень интересный опыт.
Да Вам книжку пора выпускать!!!
УдалитьИ очень даже хорошие детские стихи получаются!)
ОтветитьУдалитьМне очень приятно, Оксана!
УдалитьВеликолепные стихи, Ольга! Стыдно сказать, никогда не обращала внимание на количество лепестков! Теперь при случае будем обязательно с сыновьями пересчитывать! Теперь Вы обязаны издать не только книгу с рассказами о природе, но и сборник стихов о природе для детей!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Вероника!
УдалитьДа, цветки сильны в математике))) постоянным количеством частей. А селекционеры их все время стараются изменить в количестве и качестве)))
Спасибо, за пожелания! Если сыщется такой редактор, что захочет опубликовать мои зарисовки, я уж постараюсь)))
С удовольствием заучим такой замечательный стих!!! Вдохновения Вам, Ольга! здорово получается у Вас!!! В огороде сегодня разглядим обитателей цветочных кафе!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна! Я рада, что Вы применяете все на практике! Это очень тонизирует меня к дальнейшему творчеству!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Наконец, добралась до Вашего поста и внимательно его прочитала. Спасибо за стихи и идею - буду использовать в логопедии и в будущих занятиях с сыном. Все дети раннего и дошкольного возраста - прирожденные натуралисты, они ведь каждый лепесточек, каждую лапку жука рассматривают. Вот он и есть сензитивный период для развития информации об окружающей среде. Мы с мужем уже давно сына называем биологом или ботаником: листок рассмотрит, шишку, обратит внимание на жучков-паучков. Причем так бережно к ним обращается: подойдет, пальчиком потрогает или просто наблюдает, затем может погладить. А деревья просто обожает. Мимо высокого дерева никогда не проходит: обязательно на него покажет и даст знать: смотрите, мама-папа, не забудьте!
ОтветитьУдалитьВот я и думаю: а почему бы именно в детском саду особое внимание не обращать на биологию? Ведь милое дело в таком возрасте! Конечно, преподавать исходя из возраста, но ведь сколько малыши узнАют уже в таком возрасте, а затем легче будет в школе. Как Вы считаете?
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьРада, что идеи находят отклик.
Замечательно, когда ребенок получает поддержку от родителей в своих интересах и реализует талант.
Мне кажется сейчас ведется работа по экологическому воспитанию детей в детских садах. Возможно, как вариативный компонент дошкольная биология была бы интересна. Но воспитателям будет трудновато объять необъятное. А вот для дополнительных биологических занятий в центре - это идея более рабочая. Но сегмент дошкольной биологии не разработан пока в системе. Думаю, сейчас на моем блоге, как раз происходит развитие этого направления)))
Оля, а у нас кафе "Тимьян" :) Гудит целый день! :)
ОтветитьУдалитьСпасибо за чудесные стихи и прекрасную биологию!
Спасибо, Юля! Я скоро тоже буду наблюдать куртины тимьяна))) и его опылителей! Это очень ароматное кафе, за счет эфирных масел - дополнительный бонус для здоровья наблюдателя!
УдалитьОля, какая чудесная игра! В стихотворение я просто влюбилась! Обязательно попробуем с сыном поиграть и посчитать :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила! Надеюсь считалочка понравится и ребенку!
УдалитьНе знаю, что случилось с комментариями)) Но несколько отзывов есть на почте, но не отражается в блоге.
ОтветитьУдалитьАнна Владимировна Сазонова прокомментировал(а) ваше сообщение "ЦВЕТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА":
Да Вам книжку пора выпускать!!!
_____________________________________
Большое спасибо, Анна Владимировна!
Чудесное стихотворение, просто здорово!!!
ОтветитьУдалитьСвета, мне очень приятно слышать такой отзыв из твоих уст!
УдалитьВеликолепное занятие-игра! Оля, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня! Очень игрательная штука получилась)))
УдалитьЯ помню изумление сына, когда оказалось, что в цветок подсолнуха вписана последовательность Фибоначчи. И шишки, и спиральки молодого папоротника, и расположение листьев на разных растениях имеют под собой математические основания. У меня была статья на пограничную тему, может будет интересно: http://semeynoe.com/magazine/personal/matematika-povsyudu/ спасибо, что оьрашаешь внимание на такие, потрясающе интерксные вещи!
УдалитьДа, Данна, в природе популярны спирали, золотое сечение, и различная симметрия. Листовая мозаика, годичные кольца, листорасположение почек на побегах- математика повсюду.
Удалить