ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 13 июня 2016 г.

ЦВЕТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА

Здравствуйте, друзья! 

Я приглашаю Вас на биологический урок математики. Предлагаю весело осваивать счетные навыки, развивая наблюдательность в природе. Это не обычный урок, а игральный, да к тому же в стихах!


цветущий шиповник, опадающие лепестки


ЦвеТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА
(Автор: Астраханцева О.А.)

Я считаю до пяти,
Не могу до десяти,
Потому что у цветка,
Нет шестого лепестка.
У шиповника - их пять!
Приглашаю посчитать!

Пахнут сладкие цветки,
Раскрывая лепестки.
Убедись - их ровно пять,
Можешь все пересчитать.


цветущий шиповник, цветок розоцветное, пять

Дунул сильный ветерок,
Оборвался лепесток.
Сколько лепестков теперь?
Их количество проверь!



цветущий шиповник, цветок розоцветное, четыре


Жук бронзовка прилетел,
Сесть на тот цветок хотел,
Но со стороны другой,
Жук присел уже, второй.

Стали биться боком в бок -
Оторвали лепесток.
Сколько стало лепестков,
После происков жуков?


цветущий шиповник, цветок розоцветное, три


Сделав над кустом виток,
Шмель уселся на цветок.
А поднялся - не один!
Лепесток слетел за ним.
Стало меньше лепестков,
Счет - на пару пустяков!


цветущий шиповник, цветок розоцветное, два


Вдруг проворный воробей,
Промелькнул среди ветвей.
И крылом задел цветок -
Снова сорван лепесток!
Облетел... Какая жалость!
Сколько лепестков осталось?


цветущий шиповник, цветок розоцветное, один


Тут на небо вышла туча,
Начинает дождь могучий.
Капля на цветок упала,
Лепесточек оборвала.
Нам пора бежать домой.
Лепестков осталось - ноль!


цветущий шиповник, цветок розоцветное, ноль


Но цветок не огорчался,
Что частично осыпался:
Опыляются цветки,
Облетают лепестки!
Смена фаз в цветке идет -
Значит, завязался плод!


Вы можете взять фотоаппарат, и предложить ребенку сделать последовательно снимки цветков шиповника. Отыскав сначала цветок без лепестков, затем - с одним, затем - с двумя, и так далее, доводя до пяти лепестков. Или в обратном порядке, под стихи. 

Скажите ребенку, что перед вами дикий предок всех прекрасных роз. И конечно, обращайте внимание на опылителей цветков. Снимайте их и составляйте коллекцию посетителей кафе "Шиповничек".

цветущий шиповник, цветок розоцветное, опыление

На самом деле, подсчет лепестков, тычинок, пестиков, чашелистиков имеет огромное значение для ботаники. Это вполне серьезный навык, необходимый для любого юного натуралиста. У каждого вида растения цветки, с определенным количественным набором частей. Обычно, семейства растений имеют сходное строение цветка. 

Количественные соотношения частей записываются в формулу цветка. Вот, оказывается как бывает! Формулы  есть не только химические, физические и математические, но и цветочные! Но это очень обширная тема, с которой я познакомлю Вас в будущих постах.

Желаю Вам радости открытий! 

  



Яндекс.Метрика






42 комментария:

  1. Оля, спасибо! Какие чудесные стихи-считалочка!

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Александровна, здравствуйте!
    Красивая математика у Вас получилась. Буду знать теперь сама, какое значение имеют лепестки, например, у растений.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, за отзыв!
      Да, цветок устроен таким образом, чтобы осуществилось опыление. И все его части имеют значение.

      Удалить
  3. Очаровательно! Спасибо за улыбку! У нас кафе "Шиповничек" тоже никогда не пустует, ну разве только в сильный дождь. А про цветочную математику подумалось: есть ещё и сиреневый счёт - тоже до пяти, но пойди найди цветочек с пятью лепестками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо!
      Да, кафе "Шиповничек" я тоже люблю посещать, чтобы увидеть посетителей за столиками)))
      У сирени цветок в виде трубочки, и меньше чем в три лепестка, мне цветки сирени не встречались, зато на отдельных цветках до 20 лепестков можно насчитать.

      Удалить
  4. Замечательные стихи, Ольга Александровна. Красота!
    А вот ещё стихотворение о формуле цветка.

    Сплелись в клубок запутанные трассы
    рабочих пчел, и оводов, и ос.
    Разгул цветов.
    Сплошное буйство красок.
    Неразбериха полная.
    Хаос.
    Но это только кажется снаружи.
    Лишь озарясь познания огнем,
    мы изнутри порядок обнаружим,
    строжайший строй
    в нестройности найдем.
    И станет ясным листьев бормотание,
    и пляска пчел у тесного летка,
    и, разглядев растение, ботаник
    изобразит нам
    формулу цветка.

    Стихотворение Леонида Вышеславского.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, рада, что заглянули!
      Спасибо за замечательные стихи.
      Но глаз биолога сразу определит, что их автор- далек от биологии)))

      Леониду из строки надо убрать овода. Это паразитическая муха, которая на стадии имаго (половозрелого насекомого) не питается. У нее нет ротового отверстия. А питаются только их личинки внутри животных (в дыхательных путях, желудке, под кожей). Голосую заменить оводов на бабочек)))

      Удалить
    2. "Сплелись в клубок запутанные трассы
      рабочих пчел, и бабочек, и ос",- так даже лучше. Спасибо за науку.

      Удалить
    3. Рада, что маленькие нюансы, делают стихотворение безопасным)))

      Удалить
  5. Ответы
    1. Спасибо, Екатерина! Каждый год не устаю рассматривать его посетителей)))

      Удалить
  6. Хех...как здорово! И математика и ботаника и литература)))) Спасибо за позитивную минутку!))

    ОтветитьУдалить
  7. Отличный урок и идея для мам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нина! Рада, что понравилось!

      Удалить
    2. Мне и понравилось и я уже успела посоветовать ваш урок одной маме на детской площадке.

      Удалить
    3. Благодарю за сарафанное радио))) Очень приятно, Нина!

      Удалить
  8. Спасибо, Ольга Александровна за Вашу цвеТОЧНУЮ математику. Будем наблюдать и считать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, благодарю! Милана уже скоро будет все вокруг считать)))

      Удалить
  9. Ольга Александровна, здравствуйте, меня, как филолога, восхитили Ваши стихи! Легкие, простые и заставляющие улыбаться!Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Анна Владимировна!
      Мне лестно Ваше мнение насчет стихов. Огромное спасибо! Детские стихи я стала писать чуть больше года назад. Это оказался очень интересный опыт.

      Удалить
  10. И очень даже хорошие детские стихи получаются!)

    ОтветитьУдалить
  11. Великолепные стихи, Ольга! Стыдно сказать, никогда не обращала внимание на количество лепестков! Теперь при случае будем обязательно с сыновьями пересчитывать! Теперь Вы обязаны издать не только книгу с рассказами о природе, но и сборник стихов о природе для детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Вероника!
      Да, цветки сильны в математике))) постоянным количеством частей. А селекционеры их все время стараются изменить в количестве и качестве)))
      Спасибо, за пожелания! Если сыщется такой редактор, что захочет опубликовать мои зарисовки, я уж постараюсь)))

      Удалить
  12. С удовольствием заучим такой замечательный стих!!! Вдохновения Вам, Ольга! здорово получается у Вас!!! В огороде сегодня разглядим обитателей цветочных кафе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Я рада, что Вы применяете все на практике! Это очень тонизирует меня к дальнейшему творчеству!

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ольга Александровна! Наконец, добралась до Вашего поста и внимательно его прочитала. Спасибо за стихи и идею - буду использовать в логопедии и в будущих занятиях с сыном. Все дети раннего и дошкольного возраста - прирожденные натуралисты, они ведь каждый лепесточек, каждую лапку жука рассматривают. Вот он и есть сензитивный период для развития информации об окружающей среде. Мы с мужем уже давно сына называем биологом или ботаником: листок рассмотрит, шишку, обратит внимание на жучков-паучков. Причем так бережно к ним обращается: подойдет, пальчиком потрогает или просто наблюдает, затем может погладить. А деревья просто обожает. Мимо высокого дерева никогда не проходит: обязательно на него покажет и даст знать: смотрите, мама-папа, не забудьте!
    Вот я и думаю: а почему бы именно в детском саду особое внимание не обращать на биологию? Ведь милое дело в таком возрасте! Конечно, преподавать исходя из возраста, но ведь сколько малыши узнАют уже в таком возрасте, а затем легче будет в школе. Как Вы считаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Рада, что идеи находят отклик.
      Замечательно, когда ребенок получает поддержку от родителей в своих интересах и реализует талант.

      Мне кажется сейчас ведется работа по экологическому воспитанию детей в детских садах. Возможно, как вариативный компонент дошкольная биология была бы интересна. Но воспитателям будет трудновато объять необъятное. А вот для дополнительных биологических занятий в центре - это идея более рабочая. Но сегмент дошкольной биологии не разработан пока в системе. Думаю, сейчас на моем блоге, как раз происходит развитие этого направления)))

      Удалить
  14. Оля, а у нас кафе "Тимьян" :) Гудит целый день! :)
    Спасибо за чудесные стихи и прекрасную биологию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля! Я скоро тоже буду наблюдать куртины тимьяна))) и его опылителей! Это очень ароматное кафе, за счет эфирных масел - дополнительный бонус для здоровья наблюдателя!

      Удалить
  15. Оля, какая чудесная игра! В стихотворение я просто влюбилась! Обязательно попробуем с сыном поиграть и посчитать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Надеюсь считалочка понравится и ребенку!

      Удалить
  16. Не знаю, что случилось с комментариями)) Но несколько отзывов есть на почте, но не отражается в блоге.
    Анна Владимировна Сазонова прокомментировал(а) ваше сообщение "ЦВЕТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА":

    Да Вам книжку пора выпускать!!!
    _____________________________________

    Большое спасибо, Анна Владимировна!

    ОтветитьУдалить
  17. Чудесное стихотворение, просто здорово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, мне очень приятно слышать такой отзыв из твоих уст!

      Удалить
  18. Великолепное занятие-игра! Оля, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! Очень игрательная штука получилась)))

      Удалить
    2. Я помню изумление сына, когда оказалось, что в цветок подсолнуха вписана последовательность Фибоначчи. И шишки, и спиральки молодого папоротника, и расположение листьев на разных растениях имеют под собой математические основания. У меня была статья на пограничную тему, может будет интересно: http://semeynoe.com/magazine/personal/matematika-povsyudu/ спасибо, что оьрашаешь внимание на такие, потрясающе интерксные вещи!

      Удалить
    3. Да, Данна, в природе популярны спирали, золотое сечение, и различная симметрия. Листовая мозаика, годичные кольца, листорасположение почек на побегах- математика повсюду.

      Удалить