Здравствуйте, друзья!
Сегодня первый день осени. День знаний. Начинается учебный год. Дети с букетами спешат в школу и детские сады. Пусть процесс познания будет радостным! Пусть учителям и воспитателям, их ученикам и воспитанникам взаимно повезет друг с другом. Пусть учителя, родители и дети двигаются в едином направлении, сотрудничая между собой.
Нашла свое учительское эссе, с заданной темой по афоризму Сенеки "Уча, учусь", написанное на один из многочисленных конкурсов, которыми так любит изводить министерство образования. Решила поделиться с моими читателями. И хоть я уже второе 1 сентября не встречаю на школьной линейке, но слова в эссе оказались неожиданно актуальными для меня и сейчас.
«Уча, учимся» - этот великий афоризм Сенеки красной нитью проходит через судьбу каждого настоящего педагога. Знания учителя находятся в постоянном движении, их можно сравнить с костной тканью человека: это только на первый взгляд кажется, что кость это нечто стационарное и неживое, на самом деле – кость живая, и ежесекундно происходит миграция элементов, слагающих сей прочный орган. Вся жизнь учителя подчинена процессу самообразования и самосовершенствования, ибо чтобы научить другого, нужно знать, как научиться самому.
Чтобы успешно учиться, человек должен очень хорошо знать свои психофизиологические особенности. Ведь, зная особенности работы памяти, индивидуального стиля познания, человек может эффективно управлять процессом усвоения знаний и необходимых навыков.
Сегодня первый день осени. День знаний. Начинается учебный год. Дети с букетами спешат в школу и детские сады. Пусть процесс познания будет радостным! Пусть учителям и воспитателям, их ученикам и воспитанникам взаимно повезет друг с другом. Пусть учителя, родители и дети двигаются в едином направлении, сотрудничая между собой.
Нашла свое учительское эссе, с заданной темой по афоризму Сенеки "Уча, учусь", написанное на один из многочисленных конкурсов, которыми так любит изводить министерство образования. Решила поделиться с моими читателями. И хоть я уже второе 1 сентября не встречаю на школьной линейке, но слова в эссе оказались неожиданно актуальными для меня и сейчас.
«Уча, учимся» - этот великий афоризм Сенеки красной нитью проходит через судьбу каждого настоящего педагога. Знания учителя находятся в постоянном движении, их можно сравнить с костной тканью человека: это только на первый взгляд кажется, что кость это нечто стационарное и неживое, на самом деле – кость живая, и ежесекундно происходит миграция элементов, слагающих сей прочный орган. Вся жизнь учителя подчинена процессу самообразования и самосовершенствования, ибо чтобы научить другого, нужно знать, как научиться самому.
Чтобы успешно учиться, человек должен очень хорошо знать свои психофизиологические особенности. Ведь, зная особенности работы памяти, индивидуального стиля познания, человек может эффективно управлять процессом усвоения знаний и необходимых навыков.
Это позволяет легко извлечь нужную информацию, расфасованную на полочках нашей кладовки памяти, что в разы проще, чем искать данность в необработанных фактах. Процессу сортировки информации тоже нужно учиться, помечая её яркими ассоциациями, пользуясь мнемотехникой.
Пример учителя «заразителен» для ученика и остается важным элементом учебно-воспитательного процесса, но прежде, чем стать образцом, педагог должен учиться сам. Таким образом, процесс самопознания становится неотъемлемой частью успешного обучения других.
Одной из самых любимых мною притч является притча о кругах познания:
Данная притча отражает очень важный аспект, движущий процессом самообразования: новые знания вплетаются в общую систему педагогических представлений, с установлением взаимопроникающих связей, открывая недоступные ранее возможности. Например, в межпредметной интеграции.
Одной из самых любимых мною притч является притча о кругах познания:
Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником.
- Скажи мне, спросил юноша учителя, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт, ты учился у великих эллинов. Как же так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?
Философ начертил посохом на земле два круга - маленький и большой.
- Твои знания подобны маленькому кругу, мои - большому. Вне этих кругов - неизвестность. Чем шире круг познаний, тем с большей областью неизвестного он граничит. И чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него появляется.
Данная притча отражает очень важный аспект, движущий процессом самообразования: новые знания вплетаются в общую систему педагогических представлений, с установлением взаимопроникающих связей, открывая недоступные ранее возможности. Например, в межпредметной интеграции.
Уже давно изменилось мое восприятие при чтении художественной или научно-популярной литературы: возле книги обязательно лежит карандаш и закладки-стикеры, чтобы успеть пометить мои ассоциации, выделить творческие вопросы, которые я могу использовать на уроке биологии в интеграции с литературой, историей, математикой.
А работая, с латинскими корнями биологических понятий, облегчается задача понимания системы сложных биологических терминов, это достигается через интеграцию с иностранными языками. Воистину, чем разностороннее знания, тем больше путей для достижения цели. И чем будешь больше знать и уметь, тем интереснее жить.
Учитель должен находиться на передовой науки, шагать в ногу со временем. Научно-технический прогресс предоставляет педагогу новые возможности в преподавании дисциплин, однако для этого необходимо освоить новые способы деятельности, а значит - учиться.
Сейчас для педагога открывается множество путей: пойти на курсы или заняться самообразованием, скачав программы из Интернета.
Требования времени к учителю высоки. Педагог должен обладать многогранными знаниями, чтобы создать комфортные условия для обучения ученика, раскрытия его личностного потенциала, и для этого ему самому необходимо учиться непрерывно. Ибо учиться – это все равно, что плыть против течения, как только прекращаешь грести, тебя сносит назад.
Уверена, что прав был Сенека: «Docento disсimus (Уча, учимся)». Я учитель – вечный ученик, расширяющий горизонты своего познания, на уровне рефлекса.
«Уча – учусь» - был прав старик Сенека.
Крылатый афоризм! Что говорить....
В потоке знаний, пополняя картотеку,
Учитель учится в стремлении научить.
Для нового он раздвигает горизонты.
Учение учителя влечет.
В неведомое посылая зонды,
Он интеграции ведет переучет.
Уча учеников, у них учусь я
Со временем шагать свободно в ногу.
И в этом им признаться не боюсь я:
Уча – учусь. И в том моя дорога....
Учитель должен находиться на передовой науки, шагать в ногу со временем. Научно-технический прогресс предоставляет педагогу новые возможности в преподавании дисциплин, однако для этого необходимо освоить новые способы деятельности, а значит - учиться.
Сейчас для педагога открывается множество путей: пойти на курсы или заняться самообразованием, скачав программы из Интернета.
Требования времени к учителю высоки. Педагог должен обладать многогранными знаниями, чтобы создать комфортные условия для обучения ученика, раскрытия его личностного потенциала, и для этого ему самому необходимо учиться непрерывно. Ибо учиться – это все равно, что плыть против течения, как только прекращаешь грести, тебя сносит назад.
Уверена, что прав был Сенека: «Docento disсimus (Уча, учимся)». Я учитель – вечный ученик, расширяющий горизонты своего познания, на уровне рефлекса.
«Уча – учусь» - был прав старик Сенека.
Крылатый афоризм! Что говорить....
В потоке знаний, пополняя картотеку,
Учитель учится в стремлении научить.
Для нового он раздвигает горизонты.
Учение учителя влечет.
В неведомое посылая зонды,
Он интеграции ведет переучет.
Уча учеников, у них учусь я
Со временем шагать свободно в ногу.
И в этом им признаться не боюсь я:
Уча – учусь. И в том моя дорога....
2010 год
И вот что любопытно. Вчера, 31 августа был День блога. Заменим слово "учитель, педагог" в эссе, на слово "блогер" или "профессионал", и смысл не изменится. С двойным праздником!
И вот что любопытно. Вчера, 31 августа был День блога. Заменим слово "учитель, педагог" в эссе, на слово "блогер" или "профессионал", и смысл не изменится. С двойным праздником!
Я вернулась из очередного путешествия на Бухтарму. Получила массу впечатлений, наблюдений, открытий. Я последовательно расскажу позже об этом, поделюсь с вами природными чудесами. Однако, буду сохранять последовательность повествования. Ведь я еще не рассказала всех происшествий прошлой поездки!
Например, у меня есть фотозагадка для Вас. Хотя, может быть, я никого ею и не удивлю. Но все же!
А на сайте "Клуб увлеченных мам Марины Суздалевой" вышел мой гостевой пост о том, как лучше изучать насекомых через сказку "Как Муравьишка домой спешил" http://razvivash-ka.ru/nasekomye-dlya-detej-v-skazke-kak-muravishka-domoj-speshil/
Желаю Вам радости познания!
А на сайте "Клуб увлеченных мам Марины Суздалевой" вышел мой гостевой пост о том, как лучше изучать насекомых через сказку "Как Муравьишка домой спешил" http://razvivash-ka.ru/nasekomye-dlya-detej-v-skazke-kak-muravishka-domoj-speshil/
Желаю Вам радости познания!
Оля, с первым сентября! С началом осени!
ОтветитьУдалитьТвое эссе отправлю почитать сестренке, она еще школьница - нравится, как удивительно доступным языком раскрываешь глубокие мысли.
А фотозагадка познакомила меня с доселе неизвестной эфедрой, это она?
Я разглядела веточки как у хвоща, но плоды меня смутили, гугл выдал на запрос "хвощ плоды" голосеменное эфедра...
Спасибо, Танюша! И тебя с золотой осенью и урожаем!
УдалитьБуду рада, если сестренке будет полезно эссе.
Ты настоящий Шерлок Холмс по разгадыванию загадок))) Ты права на все 100%))) Скоро расскажу чуток про нее. Тем паче, для читателей актуальна тема про лекарственные растения.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьС днём знаний!
Удивительно, как просто Вы и доступно написано о важном и главном. Ольга Александровна, видно министерству образования очень нравится, когда педагог доказывает, что он педагог с большой буквы.
Даже не буду пытаться разгадать загадку, я такие ягоды вижу впервые.
Цветом только похожи на морошку :))))))))
Здравствуйте, Виктория Александровна! И Вас с праздником!
УдалитьДа, министерство образования, оно такое))) Над нашей школой в свое время стояло 6 различных надструктур, которые массово устраивали конкурсы и требовали семинары с обобщением опыта. Один конкурс кончался, другой начинался, и еще три шли параллельно.
Да, ягодки действительно чем-то похожи на морошку. Верно подмечено! Но не они.
Ольга Александровна, спасибо за Ваше эссе - труд настоящего Педагога. Ягоды не знаю, а Ваши публикации всегда жду с большим интересом
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна, за отзыв!
УдалитьМне очень приятно, что Вы читаете мой блог!
Здравствуйте, Ольга Александровна! И, действительно, пока мир интересен нам, мы интересны миру, мы развиваемся и расширяем свой круг. С праздником знаний, новых открытий нам всем!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо!
И Вас с праздником!
Пусть наши круги познания будут большими)))
Оля, рада приветствовать! 😉
ОтветитьУдалитьКак всегда, прочитала на одном дыхании!
Буду ждать отчетов с Бухтармы.😊
Хвощ я узнала, а вот что за "раковинки" на нем обосновались.... Не знаю.
Здравствуйте, Жанна!
УдалитьБлагодарю за отзыв!
Отчеты уже пишу)))
Да, ведь верно, есть сходство во внешнем виде у растения с хвощем! Но ягодки подсказывают, что не он.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьВот уж ягоды интересные! Я такие и не видела никогда!!!
Буду ждать рассказов!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьСпасибо! С праздником! Пусть ваши 10-классники покажут класс, и помогут сплотить дружный новый коллектив.
Уже пишу, пишу рассказы.
Ура! Оля вернулась! Оля, мне твоих постов не хватало!
ОтветитьУдалитьЯ тоже очень рада тебе, Марина! С удовольствием погружалась в мир твоих домовяток и всех событий, пока меня не было столько всего произошло у тебя интересного!
УдалитьОльга. здравствуйте! Всегда приятно читать ваши посты! Что на фото и не знаю...
ОтветитьУдалитьПриветствую, Алёна!
УдалитьСпасибо за добрые слова! Скоро будет пост про это растение. Оно оказалось очень интересным.
Прекрасное эссе, как раз в тему. Спасибо))
ОтветитьУдалитьа конкурсы, отчёты и всекие задания... мне один учитель сказал, что в школе мешают работать дети. Если б их не было, то все сдавалось бы вовремя. конечно, это было сказано в шутку. Но у нас тогда был и так мудрый директор, который пытался не очень нагружать посторонним учитилей
Спасибо, Алиса Сергеевна!
УдалитьКабы не дети, учителя успели бы все бумажки написать в срок)))
Это боль современной школы, наверное, министерство образования решило применить правило 20/80. Что на работу с детьми хватить и 20% времени, а остальное - на отчеты((( Это грустно и не правильно.
Здравствуйте, Ольга Александровна! С Праздниками Вас! Огромное спасибо, что поделились своим эссе. Как всегда, очень воодушевляюще...
ОтветитьУдалитьИзвините, пожалуйста, что стала реже к Вам заходить, всё хотела ответить на вопросы, которые Вы задавали по своему блогу. Не удалось. Но буду ждать Ваши рассказы об этих ягодах, которые мне напоминают мою любимую облепиху, и другие истории!
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Поздравляю с праздниками и Вас!
УдалитьСпасибо за искренний отзыв! А свои пожелания о темах, которые будет интересно почитать на страницах блога, можно написать и в текущих комментариях.
Рада, что понравилось эссе.
Ягодный рассказ уже готовлю)))
Ольга!!! Как мудры Ваши слова! Как здорово, если б такими мыслями обладало большинство учителей в школе!
ОтветитьУдалитьСпасибо за стихотворение!
Как замечательно видеть вашу статью на сайте Марины Суздалевой! Я очень за Вас рада!!!!
Спасибо, Татьяна, за добрый отзыв!
УдалитьДумаю, что в школах много таких учителей.
Все образование держится только на личности учителя, несмотря на все усилия развалить его бесконечными реформами чиновниками. Вся проблема, что в министерстве работают люди, которые никогда не работали в школе, они не специалисты, они далеки от реалий. Поэтому существует извечный диссонанс непонимания.
Ольга Александровна, здравствуйте!Эссе философское - очень понравилось, спасибо!И - с праздником Вас!)
ОтветитьУдалитьРада приветствовать, Ольга Анатольевна!
УдалитьВот и новый учебный год, пусть он будет добрым, интересным и захватывающим!
С началом осени! Спасибо за эссе, всегда с большим интересом читаю ваш блог! Ягодки на фото красивые, но не знаю названия.
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв!
УдалитьСкоро раскрою все секреты этих ягод)))
Оля, очень понравилось эссе. Так все правильно, вот и мы столькому у тебя учимся!... Невероятно просто))) Спасибо тебе огромное! Притча захлестнула... Всего немного, а так точно и полно...
ОтветитьУдалитьПоздравляю тебя и с осенью, и с первым сентября (кстати, можно нескромный вопрос: почему ты не в школе его отмечаешь? Ведь ты - гениальный учитель!) и конечно же с годовщиной блога!!! Он у тебя чудесный! пусть растет и развивается во всех, желаемых тебе, направлениях!
Мила, благодарю!
УдалитьНадеюсь блог будет радовать и меня, и читателей креативными поворотами.
А про нескромный вопрос))) Год назад я ушла из школы, поэтому больше я не школьный учитель и поэтому сейчас линейка школьная не является для меня стартом. Но что-то подсказывает мне, что суть моя не поменялась, а только формат)))