среда, 28 сентября 2016 г.

ПОЧЕМУ НА ОГОРОДЕ МОРКОВЬ ВЫРОСЛА ФИОЛЕТОВАЯ, А КЛУБНИКА - БЕЛАЯ?

Здравствуйте, друзья!

Сегодня счастливый день осени. 16 лет назад я стала мамой. Сын - самый большой подарок судьбы, изменивший жизнь. Желаю ему Быть Счастливым Человеком.

И сегодня новый вопрос для БиоТОПа от почемучки Марины, который прислала ее мама, автор блога "Кабинет детского психолога" - Детский психолог Екатерина Белова. Тема вопрос уж очень сезонная, ведь она касается урожая! Уже звенит колокольчик, и на поляне все собрались. Хотя, не вижу Мартышку... Где же она?

Магия биологии


Кашалот: Заседание БиоТОПа объявляю открытым! 
Птица Секретарь: БиоТОП! БиоТОП!
Кашалот: Я не вижу Мартышки? И Человек куда-то запропастился. Им разве не сообщили?
Стрекоза: Уважаемый председатель, я, кажется, вижу Мартышку на краю поляны! У нее полные лапы зеленых мячиков, которые все время выскальзывают! Мне кажется, ей нужна помощь. 
Рак: Быстрее вас, милый Геперд, ей никто не поможет.
Гепард: Конечно, конечно! (срывается с места и уносится на край поляны, как пятнистый ураган)
Рак: Надеюсь, Мартышка нас не заставит играть в футбол.


Глава 1. Каков арбуз - таков и вкус


Появляются Мартышка и Гепард.

Кашалот: Здравствуйте, Мартышка! Что это Вы несете?
Мартышка: Здравствуйте! Уважаемый председатель! (Мартышка сделала книксен в сторону Кашалота и возмущенно затараторила) И вовсе я ничего не несу! Я даже еще слова не сказала, а вы уже "Чего, Мартышка, несете?!"
Сова: Председатель интересуется, что в лапах - то держишь?
Мартышка (гордо задрав нос): Арбузы! Из самой Африки тащу. Я же была в гостях там. 
Рак: Чего-то маленькие арбузы? Размером с апельсин. Может это и не арбузы вовсе?
Мартышка: Арбузы, арбузы! Только дикие. Там полно арбузов, растут среди песка! Сейчас разрежем и попробуем их.

Когда плоды были разрезаны, все уставились на них.
Рак: А Вы, уверены, что это арбузы? Разве они не должны быть красными внутри?
Сова: И к чему там перегородки? У арбуза так не бывает!
Гепард: И они ничем не пахнут.
Мартышка: Это дикий арбуз!


Пальчиковый театр, Селекция, Мартышка, кашалот, сова, гепард

Мартышка схватила половинку плода и откусила. Тут же стала отплевываться.
Мартышка: Он же ужасно горький!
Гепард: А у меня арбуз вполне терпим на вкус. Хотя сладкого вкуса я бы все равно не различил.
Сова: Это еще почему?
Гепард: Кошки не воспринимают сладкое, потому что у них нет нужных вкусовых сосочков на языке.
Мартышка (пробуя арбуз Гепарда): А ведь и правда! Этот арбуз не такой горький!

Увлеченные спором, никто не заметил появление Человека.
Человек: Здравствуйте, друзья! Что за шум, а драки нет?
Кашалот: Здравствуйте, уважаемый Человек. Мартышка нас угощает какими-то горькими плодами, называя их арбузами. Но они вовсе не АРБУЗЫ! Ни размером, ни цветом, ни запахом, ни вкусом  - не похожи! Проясните ситуацию!

Человек: Это колоцинт. Раньше его считали предком культурного арбуза, но сейчас доказано, что у арбуза и колоцинта был общий предок. Вероятно, тыква тсамма.  У нее тоже были гнезда, как колоцинта, а цвет - как у арбуза, и мякоть была почти не горькая. На картинах средневековья, можно увидеть натюрморты арбуза с гнездами.

Мартышка (выпалила с досадой): А я то тащила колоцинты из Африки, думая, что это маленькие дикие арбузы! А потом у меня порвалась сетка, и все плоды укатились. Я их собирала по всей поляне! Хорошо Гепард помог докатить их. А выходит, что зря тащила!
Стрекоза: Ах, не огорчайтесь, милая Мартышка! Нам очень приятна Ваша забота и внимание.
Удильщик: Да, не расстраивайтесь, Мартышка! Ведь без Вас мы никогда не узнали что такое колоцинты и каковы они на вкус! 


Пальчиковый театр, Мартышка, стрекоза

Рак: А почему один плод такой горький, а другой - не слишком?
Сова: Это у них как у мух дрозофил - в хромосомах написано.
Человек: Верно, уважаемая Сова! Хотя они могли расти в различных условиях. Один получал больше влаги, чем другой плод. Если огурцы плохо поливать в жаркое лето, они будут горчить.
Мартышка: Я их собрала с одного места. Они росли небольшими группами, никому не нужные. И теперь я понимаю почему!
Удильщик: А ведь к нам пришло письмо с вопросом о том, почему на огороде выросла фиолетовая морковь и белая клубника! 
Сова: Морковь должна быть оранжевая! Морковный цвет - ярко рыжий! И никто меня не переубедит в обратном!
Удильщик: Хочу продемонстрировать, вам уважаемая Сова, кое-что! Я ведь все рынки обежал, чтобы найти ее!
Удильщик не без гордости выложил перед всеми морковку.


Глава 2. Морковный фиолетовый цвет



Пальчиковый театр, сорта моркови, сова, удильщик


Рак: Сова неверующая...
Мартышка: Разноцветная морковка!
Человек: И ведь неудивительно! Морковка привычного оранжевого цвета была выведена в Нидерландах во второй половине 16 века, в честь оранжевого цвета на гербе и знаменах принца Вильгельма Оранского. До этого в Европе ели желтую морковь и фиолетовую.
Рак: А если бы у этого Прынца были флаги другого цвета, например, зеленые. То вывели бы зеленую морковь?
Гепард: Они бы маргеланской зеленой редькой обошлись!

Сова: Интересно, а по вкусу морковки различаются? 
Человек: А давайте проведем эксперимент! Кто будет испытателем?
Рак (подталкивая Гепарда в бок): Уважаемый Гепард в подопытные не годится. Он сладкое не чувствует и цвета не различает.
Мартышка: Я хочу быть морковкоиспытателем! 
Человек: Давайте нарежем морковь кружочками.
Рак (щелкая клешнёй, по морковке): Это я мигом!
Человек: Как вы думаете, Мартышка, какая морковка самая вкусная? 
Мартышка: Мне кажется, вот эта, самая рыжая! А самая невкусная - белая.
Человек: А теперь я завяжу Вам глаза и буду давать кусочки на пробу. Между кусочками надо будет полоскать рот водой, для чистоты эксперимента.

ПС: сделайте такое исследование и Вы вместе с детьми. Побудьте на месте дегустатора и экспериментатора. Результаты будут индивидуальны, и, возможно удивят.

Человек: Ну как, Мартышка? 
Мартышка: Я особой разницы не почувствовала. Но второй образец показался мне самым сладким и сочным.


Пальчиковый театр, сорта моркови, Мартышка, ученый, рак
Морковь представляет собой, тоже пальчиковые игрушки.

Стрекоза
: Но как люди получают разные цвета моркови? Или белую землянику?



Глава 3. Лучшее - враг хорошего


Человек: Существует целая наука по выведению организмов с нужными качествами. Она называется селекция. Сначала человек брал какие-то виды растений или животных из природы, и размножал те, которые были самыми полезными. 
Мартышка: Это как?
Человек: Милая Мартышка, Вы принесли на поляну несколько плодов колонцита. Какой из них Вам понравился больше?
Мартышка: Никакой! Но тот, который был у Гепарда. Он оказался не таким горьким.
Человек: Значит, для посадки мы бы взяли его семена. А когда получили новый урожай, то он был бы менее горьким. Из полученной партии плодов, мы бы вновь выбрали самый не горький. И с каждым урожаем у нас получался все менее горький плод.

Мартышка: И с животными было также?
Человек: И с животными. Размножая животных с нужными качествами, человек изменил облик домашних животных до неузнаваемости.
Гепард: Волк стал собакой, а дикий кот - домашней муськой.
Человек: Если раньше человек довольствовался случайными естественными мутациями - изменениями организмов, то сейчас он может этим процессом управлять, перемещая гены в хромосомах. 

Мартышка: Я хочу быть селекционером! Научите меня, дорогой наш Человек! Я весной посадила грядку перца. Я посеяла разные сорта. На пакетиках было написано, что перец будет сладким и сочным. А в результате весь перец оказался горьким и жгучим! 
Кашалот: Это возмутительно! Надо отправить жалобу в магазин и запретить продавать пакетики с семенами, на которых написана неправда! А тех, кто врет, заставить съесть их "сочный и сладкий перец"!


Пальчиковый театр,Кашалот, Мартышка, перец


Человек
: Не торопитесь, милая Мартышка, уважаемый Председатель! Дело в том, что при выращивании перца была нарушена технология. Если посадить разные сорта на одной грядке, они переопыляются. У Мартышки сладкий перец переопылился  с горьким. 


Рак: А как же они переопыляются? Перцы не умеют ходить.
Человек: Это делают насекомые, они переносят пыльцу с цветков другого сорта, и перец получается совсем с другими свойствами. 
Гепард: Получается, что первыми стихийными селекционерами были насекомые-опылители?

Человек: Верно подмечено, уважаемый Гепард.
Мартышка: А что же делать? Не будешь же отгонять насекомых от перца?
Человек: Для начала, нужно разделить сорта перцев в пространстве. Горький посадить на одном конце участка, а сладкий - на другом. Сорта сладкого тоже лучше садить отдельно друг от друга, на расстоянии. А между ними высаживать другие овощи, например, томаты.

Рак: А почему тогда перец не переопыляется с помидором?
Человек: Опыление происходит только тогда, когда растение распознает свою пыльцу. Пыльца имеет свой код доступа, ключик, который подходит к замочку завязи. Перец и томат относятся к одному семейству, но это разные виды, далекие родственники. А перцы - близкая родня, у них одинаковые ключики и замочки. Хотя сейчас человек научился переопылять и дальних родственников.

Удильщик: Получается, чтобы сохранить сорт, нужно управлять процессом опыления! Я кое-что придумал! Я сейчас!
Удильщик удалился.

Глава 4. Белая клубника под моим окном 


Сова: А чего эта клубника-земляника белая? 
Рак: Дожили! Сладкая, ты моя, ягодка блондинка! 
Стрекоза: И среди ягод есть свои Мерлин Монро!
Рак: Ее, что перекисью поливали? 
Гепард: Или это мутант альбинос?

Человек (смеется): Нет, никто перекисью эту землянику не поливал. Это гибрид двух видов земляники, которые росли на разных континентах. Чилийской - из Южной Америки и виргинской земляники из Северной Америки.  Получилась пайнберри - ананасовая ягода. Сочетание их генов, выключило ген производства красной окраски. 

Мартышка: Это как "выключило"?
Человек: Как бы Вам объяснить, чтобы стало понятнее? Представьте пианино с клавишами. И ноты на бумаге, в которых записана музыка. Клавиши, можно сравнить с генами, а ноты - с программой организма. Но чтобы получилась музыка, не достаточно, нотного листа и пианино, нужно нажимать на клавиши. Тогда получается музыка. Согласны?
Мартышка: Да! Я здорово нажимаю на клавиши и могу сыграть собачий вальс! Па-па-па-Па-Па...

Пальчиковый театр, сорта моркови, сова, стрекоза, гепард, рак, пайнберри


Человек: Нажимают на клавиши особые гены регуляторы. Когда виды земляники скрестили, то ген регулятор выпал из хромосомы, и нажимать на клавишу, дающую красный цвет, стало некому. Вот и получилась - белая ягода.
Мартышка: Я теперь понимаю! 

Стрекоза: А как узнать, что ягода созрела? У клубники ведь незрелые ягоды беловатые. 
Сова: Так по семенам, что в мякоти торчат! У незрелой земляники они зеленые, а у зрелой - бордовые. Но вот чего не пойму, зачем такая бледная немочь нужна? Красную то издалека видать, а белую еще поискать придется.
Человек: Оказывается, красный пигмент земляники вызывает аллергию у людей. Но белая земляника - не вызывает. Поэтому пайнберри безопасна для них.

Мартышка (почесывая живот): А еще, у людей бывает аллергия на шерсть...
Сова: И что, они будут выводить лысых животных?
Гепард: Ага! Вывели уже породу лысых кошек. Еще сфинксами их обозвали. Глаза б мои не смотрели! И еще вывели породу лысых кур. Второе изобретение мне нравится больше, чем белая клубника или лысая кошка.

Возвратился Удильщик и принес пластиковые бутылки , ножницы, сетку от комаров, веревочки, кисточку.

Удильщик: Я придумал сделать специальные домики для цветков, чтобы опылители к ним не подлетали.
Рак: А как же тогда получатся плоды, если их некому будет опылять?
Удильщик: А мы сами будем опылителями! Возьмем кисточку и перенесем пыльцу нужного нам растения на нужный нам цветок.
Сова: И что это даст?
Удильщик: Мы будем управлять опылением, и если повезет, получим свой сорт!

Человек: Браво, Удильщик! Вы додумались до принципа, который используют в селекции - изолировать цветки от случайного опыления! Иногда селекционеры даже делают операцию цветку, удаляя тычинки, чтобы исключить самоопыление. Это ювелирная работа. Любопытно посмотреть, что придумали Вы, уважаемый Удильщик!


ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕЛЕКЦИОННЫХ ИЗОДОМИКОВ


1. Вырежем квадратик из сетки или марли 35 на 35 см.

2. Из средней части бутылки, высотой около 10-15 см, изготовим каркас, с вентиляцией, прорезав окошки. Вентиляция нужна, чтобы предотвратить образование плесени.



3. Наденем каркас на растение с бутонами. Сверху положим сетку и подвяжем ее снизу бутылки веревочкой, закрепив на стебле.

4. Такая конструкция применима для растений с прочными стеблями. Если стебель тонок, то можно добавить подпорки из палочек. Или использовать парник для выращивания.

5. Домик-сетка лучше обычного подвязывания марлей, поскольку цветок контактирует с материей и не повреждается.

6. Когда растения зацветут, можно перенести с помощью кисточки нужную пыльцу. Если вам нравится сорт, то лучше сохранять его, перенося сортовую пыльцу. Можно попробовать опылять пыльцой от другого сорта и посмотреть что получится в итоге.


селекция, изодомики своими руками, пальчиковый театр, удильщик

Человек
: Очень интересные усовершенствования, Удильщик!

Рак: Наше вам с кисточкой. Не только художникам кисточки нужны, но и селекционерам!
Мартышка: А у меня вырос еще гигантский  огурец. Целых 70 сантиметров! Я хочу оставить его на семена.
Человек: А у Вас сохранился пакетик из-под семян, милая Мартышка?


Глава 5. Сорт или гибрид F1?


Мартышка: Да! Он в корзинке. с другими семенами.
Человек: Дайте ка взглянуть! Хм... Я так и думал! Этот огурец - не сорт, он гибрид F1.
Мартышка: А разве это плохо? Вот пайнберри - тоже гибрид, а все ее выращивают!
Человек: Понимаете, милая Мартышка, важно не путать сорт и гибрид F1. Если вы соберете семена с сортового растения, то у вас вырастет растение со свойствами этого сорта. Сорт более устойчив. Особенно, если воспользуетесь изодомиками.

Мартышка: Это я уже поняла! Вы про F1 расскажите.
Человек: А гибрид F1 - это уникальное явление, когда у двух непримечательных родителей вдруг рождается дитя вундеркинд. Просто сочетание генов получилось удачным. Это явление называют гетерозисом. 
Сова: Гетры - чего?

Человек: Гетерозис - переводится как "сила потомства". Но если взять семена от гибрида F1, то из них чаще вырастают ничем не примечательные родительские формы. Поэтому у вас не получатся такие большие огурцы, милая Мартышка!
Гепард: Вот где природа не отдохнула на детях!

Рак:Так, это экономический трюк! Сортовое растение покупать выгоднее. Купил РАЗ и РАЗ-множай сколько хочешь! А за гибридом F1, придется ходить в магазин снова и снова!
Сова: Вот везде надурят простого покупателя!
Человек: Это не совсем так, уважаемая Сова! Подбор и разведение гибридов F1, дело затратное, но оно себя оправдывает. 

Мартышка: А если я все-таки соберу семена гибрида и посажу семена, получу родительские формы, а потом их снова переопылю. У меня получится снова гибрид F1, большой огурец?
Человек: Гипотетически такое вполне возможно. Попытайтесь, милая Мартышка! Тогда Вам можно будет присваивать звание заслуженного селекционера БиоТОПа!

Кашалот: И все-таки сорт - выгоднее брать. Он дает стабильный урожай из года в год. А с F1- сплошные сюрпризы!
Мартышка: Что Вы! Уважаемый председатель! F1 - это же весело. (Мартышка забралась на крышу изодомика и запела)


селекция, изодомики своими руками, пальчиковый театр, Мартышка, сорта моркови

ПЕСЕНКА КОВАРНОГО СЕЛЕКЦИОНЕРА МАРТЫШКИ
(Автор: Астраханцева О.А.)

Примером всем желаю стать, 
Кто держит огород!
Хочу на грядках создавать
Селекционный плод!

Возьму домишки для цветков,
И опылю букет!
А от дремучих простаков,
Укрою свой секрет.

Я пошучу, что волшебство
Умею сотворить!
Сортов полезных множество
Сумею наплодить!

А если славы захотят, 
В селекции вершин,
То вместо сорта на подхват,
Им выдам "эф один"!

Сова: Все бы нашей Мартышке над кем-нибудь подшучивать!
Удильщик: А ведь нам пора переходить к БиоТОПУ селекционных игр!

ТОП идей биологических игр в селекцию.


1. Игра "Слепой дегустатор"
Поиграйте в слепого дегустатора и протестируйте различные сорта плодов. Выясните насколько совпадает внешний вид плода и вкус.

2. Изучаем сортотипы у морковки. 
Сорта моркови различаются  по форме и размеру, цвет для нее - вторичный признак. Для Вас я нарисовала как выглядят различные сорта морковки в натуральную величину. Откройте в полном размере картинку, скачайте. Теперь можно распечатать на А4, раскрасить, вырезать и поиграть. 

  

2.1 Сравниваем. Располагаем морковки по размеру, по форме и размеру. 
2.2 Измеряем. Чтобы узнать длину корнеплодов, можно их измерить линейкой и написать значение с обратной стороны.
2.3 Пишем. На морковках можно подписать названия сортов.
2.4 Определяем, соотносим. Определим к какому сортотипу относится настоящая морковка, которая есть в вашем доме.

сортотипы моркови магия биологии

3. Где у морковки находятся почки?

  • Возьмите три стаканчика с землей, пронумеруйте их.
  • Разрежьте корнеплод на три части (верхнюю, среднюю и нижнюю). 
  • Посадите их вертикально в разные стаканчики, так, чтобы над землей возвышалась верхняя часть. Полейте. 
  • Наблюдайте за изменениями.  По ним сделайте вывод о том, где находятся почки новых побегов у морковки. 



Теперь вы сможете ответить на вопрос: что происходит с морковкой, если при выдергивании она обламывается пополам.

4. Изучаем средневековые натюрморты с фруктами и овощами. 
Замечательный способ познакомиться с художниками, живописью, а также с тем, что ели люди в те времена. Как выглядела капуста, морковка, арбуз на столе человека в 15-16 веках, и как изменились они сейчас.


средневековые натюрморты, магия биологии

5. Изодомики для сортового опыления.

Запланируйте на следующий сезон сделать изодомики для экспериментов на огороде. Потренируйтесь их завязывать с ребенком.


Кашалот: Считаю, что вопрос исчерпан! Заседание закрывается!
Птица Сектретарь: БиоТОП! БиоТОП!

Что еще почитать:
1. Смирнов А.В. Мир растений: рассказы о культурных растениях. - М., 1988.
2. СИНЯЯ КАРТОШКА, БЕЛАЯ МОРКОВЬ//http://www.nkj.ru/archive/articles/859/ 
3. Павлова Н.М. Желтый, белый, лиловый.- М., 1954.
4.  Кувыкина О.В. Клад на подоконнике: Секретные материалы садовода. - М., 2007
5. Ивченко С.И.Занимательно о ботанике. - М, 1972.

Остается вручить сертификат почемучки Марише. 



Пишите вопросы Ваших почемучек на почту oaastra@gmail.com или  в рубрике БиоТОП: БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ. Не забудьте указать имя и возраст детей! 

Желаю Вам радости познания!



 







Яндекс.Метрика





22 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Я в восторге от биоТОПа, потрясающе интересно!
    Поздравляю Вас с рождением сына! Будьте счастливы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Я очень рада, что сценарии вызывают такие эмоции!
      Спасибо за поздравления! Очень приятно!

      Удалить
  2. Ольга Александровна, спасибо за столько подробный, интересный и увлекательный ответ на вопросы. Заседание прошло на высшем уровне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, СПАСИБО!
      Стараюсь вкладывать в сценарий смысл и придумывать интересные игры и приемы в практическом применении.

      Удалить
  3. Спасибо, Ольга Александровна! Очень интересно. Я сразу вспомнила КОАПП - радиопередачу из моего детства. Там тоже рассказывали примерно такие истории.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валерьевна!
      Да, заседания БиоТОПа - это дань памяти КОАППу Константиновского. http://biomagic27.blogspot.com/2016/03/blog-post_11.html
      Очень хочется возродить интересный формат повествования. Сначала он задумывался просто как театр зашифрованной сказки, но потом герои захотели жить своей жизнью и появился формат ответов на вопросы почемучек. В нем свои нюансы, которых не было в КОАППе, но очень надеюсь, что БиоТОП - достойное продолжение традиции.

      Удалить
  4. Олечка, СПАСИБО тебе за такой ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ подарок!!! Мы с Маринкой прочитали, рассмотрели, и я получила запрос: "хочу такой театр" :)))) Ну, а грамота на неё произвела особенное впечатление - когда я увидела эффект, то в который раз убедилась, как для ребёнка ценно, важно поощрение. :) Ты - ЧУДО - педагог!!! Учусь у тебя. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И забыла, но очень хотела отметить перемены в блоге - очень здорово!!!

      Удалить
    2. Катя, я очень рада, что и тебе, и Марише понравилось!
      И мне приятно, что Марина оценила сертификат.
      Конечно, такой театр очень нужен! Я буду подкидывать идеи для игр с ним. А еще можно слушать радиопередачи Константиновского. Просто включать аудио, и давать возможность ребенку двигать персонажами. Мой сын так постоянно играл, прослушивая аудиопроизведения.
      И спасибо, Катя, что отметила плюсы в дизайне! Приходите с вопросами еще! А уж с меня - история!

      Удалить
  5. Ольга, как интересно! И даже зная многое о селекции и огороде, нашла для себя что - то новенькое. А уж как материал подан - просто фантастика! И столько идей для того, чтобы заняться необычным интересным делом на даче следующим летом вместе с дочкой. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Евгения!
      Рада, что оценили подачу.
      Многие игры придумываются по ходу написания сценария. Что-то компилируется, что то формируется совсем новое. Например, конструкция изодомиков - усовершенствование обычного способа завязывания марли. Или слепая дегустация сорта - тоже выдумалось на ходу)))

      Удалить
    2. Кстати, Евгения! Жду вопросов и от Вашей почемучки)))
      Например, заседание о гороховой плодожорки яп исала по мотивам вопроса девочки восьмиклассницы http://biomagic27.blogspot.com/2016/08/blog-post_14.html
      Поэтому буду рада, если Настя тоже задаст мне какой-нибудь вопрос.

      Удалить
  6. Оля, огромное спасибо! Невероятно интересно! А я вот не видела фиолетовой моркови, впрочем белую клубнику только на фото). Нужно посадить такую). Отдельное спасибо за идею с картинами, мне и самой стало интересно). Гастрономический экскурс в историю и искусство))). С Днем рождения сынули, какой уже взрослый! Пусть жизнь его будет наполнена приятными впечатлениями, увлекательными событиями, достижениями и любовью! И с обновлением внешнего вида блога тебя, красиво получилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, благодарю!
      Спасибо за поздравления!
      Рада, что дизайн понравился.
      Да, очень интересно изучать историю через картины. Я люблю рассматривать картины Арчимбольдо, Босха, Котана, можно очень много интересно обнаружить. И на картинах русских художников я люблю рассматривать не людей, а окружающее пространство.

      Удалить
  7. Просто потрясающе! Зачиталась! Так увлекательно и интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, БОЛЬШОЕ спасибо!
      Я рада, что Вам понравилось.
      Мне очень приятно!

      Удалить
  8. Ольга Александровна, спасибо огромное! Столько нового и интересного!
    Уже хочется поиграть в селекционеров. Но придется дождаться весны ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина!
      Рада, что понравилось!
      В селекционеров можно играть и с комнатными растениями)))

      Удалить
  9. Ответы
    1. Ирина, большое спасибо!
      Очень рада, что понравилось!

      Удалить
  10. Спасибо Марише за такой интересный вопрос! Столько нового для себя открыла. Оля, спасибо за увлекательное заседание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мила!
      Маришин вопрос замечателен! Обожаю вопросы от детей, крутить-вертеть и раскрывать с различных сторон. Буду ждать вопросов и от твоих детишек!

      Удалить