вторник, 2 мая 2017 г.

ПОЧЕМУ ЛЕС НАЗЫВАЮТ ПРИРОДНОЙ ГУБКОЙ?

Здравствуйте, друзья!

Сегодня в качестве почемучек выступает целая группа "Звездочки" детского сада "Солнышко" (ХМАО-Югра, Кондинский район, гп. Мортка). Вопрос прислала воспитатель Татьяна Доля




Раздается колокольчик с поляны, значит, все уже собрались. Поспешим и мы на призыв.


Глава 1. В БиоТОПе появляется эндемик


Слониха: Объявляю заседание БиоТОПа открытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Слониха: У нас новенький в составе комитета!
Гепард: Это мой кандидат! Галапагосский альбатрос! Летит быстрее, чем я бегу - 130 километров в час.
Галапагосский альбатрос: Здравствуйте!
Сурикат: Мы очень Вам рады! А Вы только на Галапагосских островах живете?
Галапагосский альбатрос: Даже не на всем архипелаге, а только на одном вулканическом острове Эспаньола. На нем нет людей, и хищников. Все мои предки возвращались в эти места, где появились на свет.


Галапагосский альбатрос, слон, гепард, пальчиковый театр, магия биологии
Крылья альбатроса на брадсах, могут менять положение
Орангутан: Так Вы эндемик!
Сурикат: Кто?
Орангутан: Эндемик - вид, который проживает на ограниченной территории в одном месте на планете.
Сова: Редкая птица, значит!
Кафрский ворон: Друзья, нас ждет вопрос - "Почему лес является природной губкой". Я тут пригласила гостя.
Осьминог: Я как раз с морских глубин поднял губку. Вот она у меня в аквариуме находится. 
Сова: А зачем это вы туда  посудную губку затолкали, да еще и не очень чистую?
Осьминог: Ну что Вы, уважаемая Сова! Это такое донное животное. Самый примитивный многоклеточный организм.

На поляну вбежал небольшой крабик, горько причитая, заметался из стороны в сторону.
Краб: ААА! Потерял, потерял! Я её обронил! Гол, гол как сокол!


Глава 2. Что такое симбиоз?



Илистый прыгун: Отставить истерику! Кто будете, и что потеряли?
Краб (стыдливо прикрываясь клешнями, сорвал листок и прикрыл им панцирь): Краб Сэр Дромия! К вашим услугам!Доспехи свои потерял. Какой же я теперь рыцарь без доспехов-то?


пальчиковый театр, магия биологии, краб, илистый прыгун, лист, аквариум
У краба кроме центрального отверстия в спинке снизу полые клешни,
что позволяет работать пальцами.
Глазки на проволоке подвижны, также как и последняя пара ножек.

То, что произошло дальше, было форменной неожиданностью. Крабик, сбивая всех на своем пути, ринулся к аквариуму. Выхватил почивающую там губку и вырезал с портновской ловкостью из нее кусок, который оказался по размеру его панциря. Остатки губки затолкал обратно в аквариум. А вырезанный кусочек приладил на спину, поддерживая задними ножками. Листок откинул прочь за ненадобностью.

Краб Дромия (с облегчением): Фух! Уж думал, опозорился...
Сурикат (подбегая к аквариуму и заглядывая в него): Но бедная губка! Вы ее убили! Искромсали на части! Живодёр!
Краб Дромия (махая клешней): Пустяки! У нее все восстановится через неделю. Губка - почти бессмертна.
Орангутан: И это абсолютная правда. Ученые даже растирали губки разных видов в порошок, смешивали порошки, и помещали в воду. Через какое-то время кусочки притягивались к друг другу и собирались в новую губку. Причем частички притягивались к частичкам именно своего вида. Через пару недель в воде снова было две губки.

Сурикат: Как в кино про терминатора! 
Галапагосский альбатрос: Сэр Дромия, а зачем Вам губка? 


Задние ножки из пушистой проволоки поддерживают губку на спине краба

Крабик приосанился и запел:


ПЕСНЯ КРАБА ДРОМИЯ
(Автор: Астраханцева О.А.)

Я Сэром Дромия зовусь -
И это неслучайно!
Кирасой пористой горжусь
Своей чрезвычайно!

Парализуют, отпугнут, 
ГубчАтые доспехи -
Я цел и сыт! Меня ведут
Удачи и успехи!

Когда коварно подплывет
Меня схватить рыбешка,
В шлейф ядовитый попадет,
И прочь умчится крошка!

А если глупый червячок,
Под ту струю попал.
То вышел жизни бренной срок,
И я его поймал!

Для губки - я отличный друг,
Нам вместе хорошо!
Мечтают губки все вокруг
Чтоб крабик их нашел!

Я мир малютке покажу, 
Проветрю поры ей.
И на себе перевезу,
За тридевять земель!

Поделка "Губка для краба"

Материалы: Шаблон с изображением краба, желтая или оранжевая бумага, дырокол (можно взять фигурный для скрапа), клей, цветные карандаши или краски.

Скачайте шаблон для поделки симбиоза краба и губки, 
кликните на изображение, чтобы открыть в полном размере
Помогите Сэру Крабу Дромия обзавестись губкой.
1. Раскрасим краба в красноватые оттенки.
2.Вырежем из желтой или оранжевой бумаги круг чуть больше диаметра тела краба. Сложим круг в 8 частей (пополам, еще пополам и еще пополам).
3. В полученном свернутом круге с помощью дырокола сделаем дырочки как можно ближе друг к другу.
4. Надрежем круг по радиусу и приклеим губку внахлёст на панцирь краба, чтобы придать объем.


Орангутан: Выходит у вас с губкой симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество! Губка защищает краба и снабжает его едой своими выделениями, через себя фильтруя воду, а краб - переносит неподвижную губку и расселяет ее по морскому дну! Хитро!
Краб Дромия: Иногда губка становится боевым метательным орудием. Если ситуация становится критической и враг настигает, я ею бросаю в преследователя. Пока хищник разбирается, что к чему, и разглядывает губку, я убегаю, завернувшись в водоросли.
Осьминог: Вы прямо как я! Только я выбрасываю чернильную бомбу, которая дезориентирует врага. А вы - губку бросаете.
Сурикат: А как это губка фильтрует?


поделка краб и губка из бумаги, пальчиковые игрушки галапагосский альбатрос, сурикат, краб дромия
Поделка "Губка для краба" от Магии биологии


Глава 3. Как губка фильтрует воду?


Осьминог: Губка часто похожа на стаканчик или мешочек. Отверстие вверху называют устьем. В теле губки проходят каналы, через них она накачивает, втягивает воду из моря, а вместе с водой мелкие съедобные частички (бактерии, микроскопических рачков, органические крупинки). Эти частички задерживаются в теле губки, она их кушает, а лишнюю воду выбрасывает через устье.
Орангутан: Это легко понять на опыте. Вот я покрашу воду вокруг губки пищевым зеленым красителем. Смотрите! Губка поглотила окрашенную воду и выбросила через устье. Видите?


Сурикат: Вот это здорово! Я понял почему вода вокруг губки ядовитая! Яд попадает в поток из ее стенок!
Орангутан: Верно! Губки не могут убежать от врагов, поэтому они защищаются неприятным запахом, вкусом или ядом. Но некоторые животные их все равно едят.
Сурикат (трогая губку лапкой): Она оказывается вовсе не мягкая! А я думал, что все губки как мочалки для мытья посуды.



Глава 4. Почему одни губки твердые, а другие - мягкие?



Осьминог: У губок есть скелет. Он состоит из маленьких игл - спикул, различной формы, которые склеены спонгином. Иглы бывают из различного материала: известковые, роговые.
Когда губки погибают иглы оседают на дно, их подбирают некоторые животные и делают из них панцирь.
Галапагосский альбатрос: Столько раз я видел губки, когда нырял за рыбой, но никогда не видел игл! 
Осьминог: Не удивительно, ведь иглы можно увидеть, только под микроскопом.
Сурикат: Хоть одним бы глазком взглянуть на них!
Орангутан: А ведь мы можем увидеть как выглядит под микроскопом бодяга! Бодяга - пресноводная губка, которую применяют в лечении ревматизма, поэтому продают ее порошок в аптеке. 


Скелетные иглы пресноводной губки бодяги под микроскопом

Сурикат: А у мягкой губки - нет таких иголок?
Орангутан: Верно! Ее поддерживает переплетение эластичных волокон спонгина.


задания по теме "губка"
Добавьте скелет для губки, выбрав тип игл, заполняйте ими стенки 
(центр оставляем свободным). 
В каждой камере стенки должно быть не меньше трех элементов.

Слониха: Все это хорошо, но какое имеет отношение подводные губки к нашему вопросу?
Осьминог: Прямое!


Глава 5. В чем сходство между лесом и подводными губками?


Осьминог: Лес состоит из деревьев. Так?
Слониха: Ну, так.
Осьминог: И каждое дерево имеет длинные корни, которые глубоко проникают в почву, и порой достигают подземных вод. 
Сурикат: А разве бывают подземные реки?
Орангутан: Сколько угодно! В таких местах копают колодцы, и достают воду.
Осьминог: Так вот. Корни как губка впитывают и накачивают вовнутрь себя воду, и вода поднимается по сосудам -трубочкам из корня в ствол, и потом по жилкам в листья. А в листьях есть много много пор (устьиц) и лишняя вода через них испаряется. Это напоминает работу распылителя. Вода распыляется в маленьких капельках и увлажняет воздух в лесу. 


распылитель, пальчиковый театр, осьминог, илистый прыгун, сурикат

Осьминог продемонстрировал работу распылителя. Сурикат и Илистый прыгун весело прыгали под осыпающимися каплями.


Орангутан: А я только сейчас увидел еще одно сходство между губкой и деревьями! Листья содержат ФИТОНЦИДЫ. Это такие пахучие вещества, которые убивают микробы и грибки. И они их выделяют вместе с водой через устьица. Как губки выделяют свои активные вещества.
Осьминог: А ведь верно, коллега! 
Сова: А чем докажите, что листья выделяют воду? Сколько в лесу живу, а меня ни разу не намочило рядом с листьями.
Орангутан: Устьица очень маленькие, и видны только под микроскопом, и вода выделяется как влажный пар. Такой же, как при нашем дыхании. Если подышать на зеркало, то оно запотеет.

Сурикат стал дышать на зеркальце микроскопа и рисовать на нем смешные рожицы.

Слониха: Прекратите хулиганить, Сурикат! Вы испортите оптический прибор!
Сурикат: Простите! Я больше не буду. Я не знал, что это вредно.
Орангутан: Уважаемая Сова, сейчас мы докажем, что листья выделяют воду в воздух.
Нам потребуется целлофановый мешок, растение с большими листьями. Поливаем горшок с цветком Одеваем мешок на листья и завязываем снизу. Надо будет подождать, чтобы увидеть эффект. 

ПС: Лучше всего капельки воды будут заметны на следующий день, поэтому опыт можно поставить заранее, чтобы посмотреть эффект в процессе занятия.


опыт по испарению воды устьицами листа, пальчиковый театр, сова, осьминог, сурикат

Осьминог
: Видите, уважаемая Сова, эти капельки на пакете? Это осела вода испарившаяся из устьиц листа. Одно дерево березы прокачивает за сутки до 60 ведер воды, испаряя ее через поры в листьях.  И эти маленькие капельки поднимаются вверх и собираются в тучки на небе. Точно так же как было на пакете - это конденсация. Капли становятся крупнее и тяжелее и падают вниз, тогда идет дождик над лесом. И корни снова поднимают воду из земли, а листья испаряют в воздух. Получается круговорот воды в лесу.


Сурикат: Но зачем деревья столько испаряют воды зря?
Орангутан: Вовсе не зря! Деревья так охлаждаются, спасаются от перегрева. Они ведь не могут спрятаться от жары. Чем жарче, тем больше дерево испаряет воды.
Илистый прыгун: А что будет, если деревья вырубят и не будет леса?


Глава 6. Что будет, если леса не будет?


Орангутан: Это будет зависеть от того, как близко находятся к поверхности подземные воды. Близко залегают грунтовые воды.
Проведем эксперимент. Представим, что распылитель - это наш лес. Вода в бутылке - это подземные воды. А трубочка с распылителем - деревья. Вот мы начинаем распылять воду. Распыляем, распыляем, распыляем! Что происходит с водой в бутылке?
Гепард: Ее количество уменьшается.
Орангутан: Правильно. Но пошел дождь, вот я доливаю воду в бутылку, и вода снова вернулась в подземные воды. А теперь лес вырубили - уберем трубочку с распылителем. Вот прошел дождь. Я доливаю воду в бутылку. Что происходит?
Гепард: Уровень воды поднимается.
Орангутан: А теперь еще и снег растаял. И воды стало столько, что она...
Гепард: Льется через край.
Орангутан: Верно! Вода появляется на поверхности земли.
Испарять ее активно будет некому и возникнет болото.



Илистый прыгун:
Болота я люблю, ведь мангровые болота - моя родина! А снег не люблю. И холод не люблю, я лето жаркое люблю! И мерзну, если плюс 21 градус. Я люблю когда плюс 30.

Сурикат: И я люблю, когда тепло.

Гепард: А если подземные воды залегают глубоко? 
Орангутан: Тогда может образовываться пустыня. Почвенный слой выдувается ветром и разрушается, рассыпается в прах, в песок. Когда-то на месте пустыни Сахары был влажный тропический лес. После вырубки тропических лесов часто приходит пустыня...
Сурикат: Жаль... Хотя и в пустыне жить возможно.
Орангутан: Можно жить и в пустыне. Но ведь, лес еще и кислород выделяет! Без кислорода мы не можем обойтись даже в пустыне.  

Орангутан взял клубок ниток в руки и попросил встать животных БиоТОПа в круг.

Орангутан: Предлагаю передавать клубочек друг другу, удерживая нити, называть по одному факту о значении леса. Весь кислород в воздухе произведен растениями и цианобактериями. И леса вносят огромный вклад в производство кислорода! Лес называют лёгкими нашей планеты. 

Орангутан передал клубочек Осьминогу.

Осьминог: А ведь из кислорода формируется защитный озоновый экран планеты от губительного солнечного ультрафиолета высоко-высоко в небе. Он защищает всех и каждого. 

Слониха (принимая клубок от Осьминога): Лес притягивает воздух с моря, обеспечивая сезоны дождей. Животные погибли бы от засухи без муссонов.

Илистый Прыгун (получая клубок от Слонихи): Лес - это мой дом. Для множества животных лес - единственный дом. Без леса им некуда деваться. Они обречены умирать.

Сурикат (принимая клубок): Лес участвует в круговороте воды, связывает подземные воды и небо.

Сова (принимая клубок от Суриката): Лес не дает земле разрушаться и превращаться в пустыню.

Кафрский ворон (принимая клубок от Совы): Лес сохраняет климат планеты, перерабатывая углекислый газ. Он не дает развиваться парниковому эффекту.

Гепард (получая клубок от ворона): А это означает, что лес препятствует повышению температуры планеты и сохраняет от таяния ледники. Он сохраняет среду обитания для животных полюсов - белых медведей, тюленей, пингвинов... А для людей - запасы пресной воды, скрытой во льдах.

Галапагосский альбатрос (принимая клубок от Гепарда): А это значит, что лес предотвращает очередной планетарный потоп! Ведь куда денется вода? Она хлынет в моря и океаны. И многие острова и многие страны уйдут под воду. И мой остров тоже! Значит исчезнут многие виды, живущие только на этих островах.


Пальчиковый театр -магия биологии- осьминог, орангутан, галапагосский альбатрос, краб, кафрский ворон, сурикат, сова, слон

Краб Дромия
(растеряно глядя на клубок от альбатроса): Постойте! Получается, если лес сдерживает таяние ледников, то он и сохраняет соленость в морях и океанах! Ведь если вода из ледников попадет в океан, он станет не таким соленым, и многие морские животные погибнут! Рыбы смогут уплыть, а как быть донным обитателям? Выходит лес защищает таких как я, и таких как подводные губки? А я то всегда презирал сушу! Глупец!


Сурикат: Жаль люди не понимают как важен лес для всей планеты, для всех живых существ, включая их самих....

Орангутан: Посмотрите, друзья! У нас получилась сложная сеть взаимосвязей из нитей! Все связано со всем! Мы живем в паутине жизни, где каждое звено важное. Смотрите, что произойдет, если вдруг я выпаду из этого круга.

Орангутан отпустил нить. И общая сетка провисла и покосилась.

Орангутан: А если еще кто-то выпадет из этой сети?

Гепард выпустил нить и отошел. Перекос усилился. По одному стали выходить участники из круга, а сеть проседала все сильнее и сильнее. Осталась одна Слониха с перепутанными на полу нитками.

Осьминог: Людям стоит задуматься над этим. Даже наш огромный председатель не может удержать все нити паутины жизни. Не справиться с этим и человеку. Он зависит от всех живых существ на земле. И от леса, который нещадно вырубает. Человеку пора принять ответственность за планету. Поскольку у него больше всего могущества из всех нас.

Из-за деревьев на поляну вышел Человек.

Человек: Здравствуйте, друзья! Я уже давно стою и наблюдаю за вашим кругом. Как замечательно вы показали взаимные связи. Хочу сказать лишь, что многие, многие люди на вашей стороне и на стороне леса. Экологи, биологи и добрые люди обеспокоены будущим нашей планеты. Чтобы выжить, человек должен перестать себя вести как смертельный вирус на планете, должен ценить Жизнь больше чем деньги. Восстанавливать лес после вырубки, использовать экологически чистые источники энергии, вводить разумное производство. А иначе его ждет исчезновение с лица Земли.



Сурикат
: А давайте, попробуем вырастить какие-нибудь деревья!

Человек: Можно попробовать вырастить дубки из желудей. Насобирать осенью, положить в холодильник на пару месяцев, а затем поместить под влажную марлю. Как оболочка треснет, пора им в землю. А если берете желуди по весне, то их уже в холодильник складывать не нужно. Сразу высаживайте!
Сурикат: Тогда мы можем пойти и поискать желуди для посадки прямо сейчас!

Человек: Верно! Только когда землю будете готовить для желудей, примешайте немного земли, с того места, где дуб растет. Это обогатит ее нужными микроорганизмами, которые вступят с корешками дубка в симбиоз.
Сурикат: А я благодаря крабу сэру Дромия, знаю теперь что такое симбиоз! Это взаимовыгодное сосуществование. Дружба такая!
Человек: Правильно, милый Сурикат! Грибы образуют вокруг корешков шубку из своих нитей, и дубок не замерзнет зимой и не высохнет летом. Такая шубка называется микориза.
Слониха: Тогда вперед! За желудями! Объявляю заседание БиоТОПа закрытым!
Кафрский ворон: БоиТОП! БиоТОП! Полетели!



Благодарю Татьяну Доля за вопрос и за поддержку рубрики для почемучек БиоТОП. Всей группе "Звездочки" вручается сертификат почетных почемучек.


pochemu-les-nazyvajut-prirodnoj-gubkoj

А герои биологического театра ждут с нетерпением вопросов именно от Ваших почемучек! Поверьте, даже если вопрос кажется очень простым, у него есть двойное или даже тройное дно! Пишите мне на почту или в комментариях к БиоТОПу http://biomagic27.blogspot.com/p/blog-page_31.html.


Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.

Желаю Вам радости открытий! 


 





Яндекс.Метрика






14 комментариев:

  1. Надо же сколько понятий открыла для себя! Удивили свойства губки, особенно собирание частиц воедино, и листьев - увлажнять воздух. Наверное, мы учили в школе?..
    Мы очень благодарны Вам, Ольга, за столь подробное и глубокое освещение вопроса, Андрей теперь не засыпает без "Магии биологии"))
    Рады появлению новых героев! Вчера просвещали папу во время прогулки - Он удивленно наблюдал за зарисовками сына в блокнот и его знаниями. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Валерьевна!
      Невероятно приятно, что Андрей увлекся БиоТОПом и "Магией биологии". Отрадно, что сын применяет знания на практике!
      Благодарю за эту обратную связь! Это очень вдохновляет!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга!

    Игра с клубком - очень сильное место сегодняшнего рассказа. Мы живём в эпоху массового вымирания всего живого, и впервые в истории планеты виноват в нём всего лишь один вид животных - человек. Страшно представить, что случится, когда все выйдут из круга и нити падут. Их не удержит даже такой сильный и добрый великан, как слон. Да и сами слоны сейчас на грани исчезновения.

    Беда ещё и в том, что если не станет живой природы, с человеком на нашей планете ничего не сделается. Большинство даже не заметит. Сколько людей выращивают молодые дубки из жёлудей? А сколько других видят в дубовой роще лишь место, где жарят шашлыки? Честно говоря, я был бы рад, если бы человек навсегда исчез с лица Земли. Наша планета только похорошела бы от этого.

    Но что проку в грусти, сделать уже ничего нельзя. Лучше покажу, как выглядит настоящая живая губка бодяга. Порой их можно найти на берегу реки, выброшенных вместе с субстратом, к которому губка крепилась. Эту губку я нашёл на берегу Южного Буга:

    https://goo.gl/photos/y3A6o4oSbesuQjrg9

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анатолий!
      Спасибо за фотографию бодяги. Интересно, что зеленый цвет ей придают застрявшие в ней клетки зеленых водорослей. Любопытная находка. У меня бодяга хранится в измельченном состоянии в сероватых кристалликах.
      Да, к сожалению, наша планета лысеет, леса становится все меньше. Но человеку не выжить без живой природы, как бы он не старался от нее откреститься. Людям предстоит очень важное осознание своего места на планете. Человек стал ведущим фактором эволюции. Он или эволюционирует в человека экологически разумного, либо очень сильно сократиться в численности и выродится. Поскольку сокращение численности влечет за собой обеднение генетического разнообразия, без которого невозможно выживание. И здесь никакая медицина не поможет, и набитые до отказа деньгохранилища.
      Увы, в человечестве сильна алчущая статусная обезьяна, и государственное устройство очень сильно напоминает обезьянью иерархию в группе, как не заворачивай все это в культурологические фантики. Немногие способны подняться над своим животным началом. Но я все таки верю в таких людей. Их немного, но они существуют. И именно они приходят в "Магию биологии" в качестве ПЧ.

      Удалить
  3. Ольга Александровна, спасибо. Чем дальше, тем интереснее. Надеюсь, дочка с внученькой тоже заинтересуются Вашими публикациями (чуть-чуть подрастет Милаша)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо!
      Я тоже очень хочу, видеть Миланочку среди моих читателей и игрателей!
      И жду не дождусь ее почемучкиного возраста.

      Удалить
  4. Ольга, какая же Вы мудрая затейница! Школьная биология теперь совсем не страшна будет! А видео-блога у вас нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо!
      Надеюсь, что любовь, которая зародится у детей в "Магии биологии" позволят пережить школьную биологию без особой потери этой любви))) К сожалению, школьная биология - это сплошные тесты сегодня. Плотность программы и терминологии зашкаливает. Но практическую отработку времени нет, поскольку теорию не успеешь отработать, а она вся будет в итоге в тестах.

      Видео-канала у меня нет. На это уже не хватает сил. Да и сам формат меня не очень привлекает.

      Удалить
  5. Как интересно!! Про свойства губки - тоже открытие.
    Нам досталась такая интересная планета, а мы ее, к сожалению, не очень бережем... Ольга, ваши истории помогают увидеть, что наша планета уникальная и неповторимая, и как важно ее сберечь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина!
      Для меня очень важно донести эти мысли до сердец людей. Наша планета живая. И она нуждается в нашей любви.

      Удалить
  6. Ольга, спасибо! Как много всего нового и полезного можно узнать на страницах Вашего блога! Читаю Ваши статьи, смотрю фотографии, читаю стихи - талантливый человек талантлив во всем! Спасибо, что делаете биологию интересной и увлекаете детей волшебным миром живой природы. Судя по комментариям, у многих уже и специальные блокноты есть, и специальные исследовательские наборы. А это самое лучшее доказательство и признание Вашей работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо за такой теплый отзыв!
      Да, успешность педагога можно измерить только интересом и вовлеченностью детей в процесс. И я рада, что блог читают мамы, бабушки, которые погружают своих детей в мир живой природы. Это вдохновляет и поддерживает, не позволяет все бросить и сдаться.

      Удалить
  7. Невероятно, так красиво и понятно представить материал. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Семен!
      Леса - это земные органы. Жаль люди не понимают всех взаимосвязей.

      Удалить