ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

пятница, 11 марта 2016 г.

РАДИОПЕРЕДАЧА - ДОЛГОЖИТЕЛЬ "КОАПП"

Здравствуйте, друзья!
В недавних выпусках "Магии Биологии" была загадана БОЛЬШАЯ СКАЗКА Майлена Константиновского о КОАПП (Комитете Охраны Авторских Прав Природы). Спасибо моим читателям за мозговой штурм! 



Радиопередача о КОАПП «Репортаж о событиях невероятных!» 
была долгожителем. Начиная с 1964 года, вышло 162 радиопьес. Расцвет передачи пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Сейчас я нахожусь в процессе прослушивания этих небольших драматургических шедевров.

Прослушивание накладывается на посещение уникальных курсов по "Мульттерапии", и я смотрю сейчас на эти постановки через призму получаемых знаний, а не только как биолог и педагог. Мне интересно объяснить для себя успешность проекта с различных позиций. Во многом, мои подходы в креативной педагогике совпадают с тем, что удалось отследить при анализе постановок КОАППа.


https://www.livelib.ru/author/120171

Фактор 1. Разносторонняя личность автора, выбор в пользу призвания

Конечно, важна сама личность Майлена Константиновского. Он родился в 1926 году, 1 мая, и родители его назвали в честь даты и Ленина. Аббревиатурные имена на заре становления Советской власти - явление распространенное. Имя нередко определяет судьбу, но в случае Константиновского вышло наоборот - Майлен наделил судьбой свое. 

Интересно, что писать Майлен стал относительно поздно, с 1962 года. До этого времени, он был инженером-акустиком в НИИ. То есть, кризис среднего возраста привел его на новое поле деятельности, где талант и призвание получили свое развитие и привели к успеху. Развернуть жизнь на 180 градусов и пойти по пути призвания - для этого нужно мужество.

В его сценариях мы видим отражение опыта работы на научных судах: многие выпуски связаны с достижениями бионики в области морских животных. А образ человека из КОАППа, он писал с себя.

У Майлена Ароновича я отмечаю мощный талант драматурга, причем, анимационного направления. Да, не удивляйтесь! Потому что когда слушаешь радиопостановку, ты словно смотришь мультфильм. 

Чего стоит только его футбольный матч между командой ядовитых и не ядовитых змей! Полагаю, что эпизод возник из факта, который Майлен вычитал в книге Талызина Ф.Ф. 'Змеи' - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1963 года. 
"В Западной части Южной Америки обитает удав-мячик, достигающий в длину полутора метров. Эта безвредная, ловкая и сильная змея в минуту опасности с поразительной быстротой свертывается, превращаясь в тугой шар, напоминающий футбольный мяч. В таком довольно неудобном для него положении удав остается до тех пор, пока не убедится в полной безопасности."
Именно, интрига использования в качестве мяча, свернувшуюся в клубок змею, а также выяснение преимуществ ядовитых змей перед не ядовитыми, вылились в спортивный поединок. Очень неплохой драматургический ход, когда змея заползает в ворота соперника и сворачивается в мячик в углу! Это гол! А судьи кто? Болельщики кричат: "Судью - на сало!". 



Анимационные истории  часто пишутся задом наперед. С конца, как это не парадоксально звучит. Придумывается ключевой кадр - финального события, и от него разворачивается завязка с конфликтной составляющей, а далее идет развитие сюжета по нарастающей.  Предлагаю вам послушать один из выпусков о КОАППе (футбольный матч находится за 8 минут до окончания записи).

 

Тут вмешался мой внутренний биолог, который захотел выяснить латинское название удава-мячика из Колумбии. У Талызина упоминается какое-то народное прозвище змеи, без подкрепления латинским названием. Мне даже пришлось посоветоваться с коллегой в определении видового статуса мяча. Скорее всего, это резиновый удав (Charina bottae), хотя с размерами он подкачал

Целесообразнее в истории было бы использовать вместо малоизвестного резинового удава, часто встречающегося королевского питона, ведь у него есть еще одно вполне официальное название -  питон-мяч (Python regius). Однако, катать мячик из резинового удава змеям сподручнее (получился оксюморон).


Фактор 2. Высокий  уровень эмоционального интеллекта автора


Но кроме информационного интеллекта с широкой эрудицией, у Константиновского был развит эмоциональный тип интеллекта. Он был лёгок в общении с различными людьми.  Майлен не был биологом, и когда передача стала набирать обороты, он активно обращался за помощью к экспертам биологам. 

Например, к доктору биологических наук Татьяне Васильевне Потаповой. О своих пересечениях с Константиновским она написала в книге «Семинар нерешенных проблем: век XXI».-М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2009.  А также к главному хранителю Дарвиновского музея Пётру Петровичу Смолину. Летом 2015 года в музее прошла выставка «Внимание! Говорит и показывает КОАПП!». Можно позавидовать тем, кто ее посетил.

Константиновский умел работать в команде. И опирался в своей работе, не только на свои авторские амбиции, но и на мнение других людей. Его постановки озвучивали замечательные актеры театра Моссовета (Юльская Юлия, Цейц Сергей, Погоржельский Михаил, Нарышкина Зинаида, Иванов Борис, Устюгов Константин, Щукин Анатолий). Их голосами раскрывался потенциал характеров героев.




Фактор 3. Уход от стереотипов мышления


"Я писал все передачи для детей с убеждением, что человек бывает самым умным в 7-8 лет, а дальше задача состоит лишь в том, чтобы он не поглупел." М.А. Константиновский.
Увы, Майлен был прав. С возрастом, человек уходит в мир стереотипного мышления. Будучи изобретателем, Константиновский обладал оригинальностью в мышлении, старался отходить от шаблонов и стереотипов. И этот подход во многом обеспечил успех постановок. 

Майлен Арононович писал сценарии, опираясь на мнение своего главного слушателя - ребенка.Через письма ребят, отбирались, действительно, актуальные темы. Это шло не в шаблонном формате "по заказу Гостелерадио", а от его целевой аудитории, от запросов детей.  Принцип обратной связи работал на развитие проекта. Через детей он писал для детей. 

Фактор 4. Ребенок - центр обучающего процесса

Константиновский сделал ребенка своим партнером! Неслыханная вещь для подхода в педагогике того времени, где к ребенку относились, скорее как к недочеловеку, а школа была призвана из него сделать настоящего человека. 

Передача выходила раз в две недели. И ребята с удовольствием слушали, ждали ее выхода. Они рисовали рисунки, отвечали на вопросы. С радостью бежали в библиотеки, чтобы ответить на задачки от КОАППа. Это был удивительный формат интерактивного взаимодействия.

Когда я искала в букинистической лавке тома КОАППа, то у меня состоялся удивительный разговор с продавцом. Женщина вспомнила, что будучи маленькой девочкой, любила слушать передачи КОАПП. Тогда она жила на Украине, в глубинке, но решилась написать письмо с ответом на вопрос, и ее фамилию назвали по радио! А потом еще прислали подтверждение с письмом. 

Это было маленькое ребячье счастье, которое женщина пронесла в отсеках своей памяти через всю жизнь. Сколько детей писали в Москву, выводя на конвертах "Радио. Детская редакция. КОАПП"!


Фактор 5. Явление сериала


Сейчас мы несколько недооцениваем мощь сокрытую в этом факторе успеха. Мы пресытились сериалами. Но если вспомните свои любимые мультики, то среди них наверняка встретятся сериалы "Ну, погоди!", о коте Леопольде, "38 попугаев", "Крокодил Гена и Чебурашка", про Фунтика, про Домовенка Кузю, список можно продолжать.

А радиопьесы о КОАПП были первой ласточкой с повторяющимися героями. Сериал "Ну, погоди!" выйдет только в 1969, то есть спустя 5 лет после начала КОАППа.

Колоритные характеры персонажей членов КОАПП очень полюбились ребятам. Формат сериала позволил рассказывать о них постепенно, раскрывая суть героев. Цикл объединил в себе такие противоречивые параметры, как оправданные ожидания и новизна. Дети понимали, что им ждать от членов КОАППа. Разнообразие в восприятие вносили приглашенные персонажи. Сюжет построен на парадоксе, поэтому всегда было интересно и неожиданно.



Фактор 6. На острие инноваций. Сила интеграции

«Это человек для удобства создал разные науки, а природа не знает деления на науки.» Н.Н. Семенов, лауреат Нобелевской премии по химии
Это моя любимая фраза в защиту интеграции, в которой кроется базис концепции единства мироустройства.

КОАПП задумывался как проект, позволяющий рассказать о новой прикладной науке бионике. Бионика - это интеграция, она возникает на стыке наук биологии, физики, химии, воплощаясь в техническом инженерном ключе. 
Проще говоря - это применение в технике принципов подсмотренных у живых организмов. 

Бионика, как наука оформляется в 1960 году. А в 1964 году появляется передача для детей, рассказывающая о новейших достижениях в этой инновационной области науки. Это настоящий прорыв в популяризации научных знаний. 

В первом выпуске КОАППа слушается дело о воровстве уха медузы. Уникальная завязка для формирования комитета. И предлагается новый термин для детей - юоник, что является конгломератом двух слов юный + бионик. Ответ расхожему термину тех времен - юннатам (юным натуралистам).


Фактор 7. Воспитание в гуманистическом ключе

«Рассказы о волшебных существах – это не увлечение шаманизмом, а один из методов экологического воспитания». Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии" 
Это фраза замечательного сказкотерапевта Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, в которой заключена большая мудрость. Она стала для меня путеводной звездой в отношениях с этической стороной вопроса в биологии.

Одухотворение, антропоморфизация, сотворение  мира животных и растений с индивидуальными чертами характера, приводит к развитию эмпатии и принятия в детях. Влечет за собой гуманное отношение к природе, к людям, к себе.



Если посмотрим на время, в которое возникает КОАПП, то выделим огромный пласт потребительского отношения к природе. Тропа войны, где человек размахивает томагавком собственной мощи (читайте глупости). "Не станем ждать милости от природы! Взять ее богатства - наша первоочередная задача!" - гласили лозунги тех времен. 

И поворачивали вспять реки, распахивали целину и проводили открытые ядерные испытания на полигонах... Место на земле есть только для человека. Наука экология пока только набирает обороты за рубежом. Постулаты Одума и Коммонера еще только формируются. "Все связано со всем" - время этой идеи пока не пришло.

И вот, Константиновский, протаскивает на глазах партийной цензуры, под маской полезности животных для развития техники и оборонной промышленности, идею гуманного отношения к природе. Наделяя своих героев - животных и растения, яркой индивидуальностью, Майлен позволял им проникать в детские сердца,  это взращивало бережное отношение и уважение к живому.
«Сова, извини, что я хотел твою сестру убить в нашем лесу. Больше никогда этого делать не буду». Из письма юоника.

 Фактор 8. Чувство юмора

Одно из моих убеждений - это то, что уровень интеллекта человека находится в прямой корреляции с его чувством юмора.

Майлен Аронович - мастер каламбура, слова его героев становятся афоризмами, он виртуоз ИГРЫ С МЕТАФОРОЙ, ассоциативным рядом, причем, с драматургической ноткой. 

Один из ярких приемов Майлена, достойных возведения в ранг игры, переиначивание пословиц и поговорок, цитат в зависимости от биологических особенностей животных, их образа жизни и поведения. Можно даже составить небольшую самодельную книгу пословиц и поговорок КОАППа.

Ярко проявляется в постановках КОАППа  игра с буквами в словах.
"Мой дятел - самых честных правил" (о том, что дятел делает каждый год новое дупло каждый год)  

"Для гнезд участки дачные - самые удачные" (Гепард, о синичниках)  

"По уставу караульной службы воинственных термитов, часовой в случае опасности обязан поднять тревогу, колотясь головой о стенку термитника. Ясно Вам, как нужно головой работать?"  
"Старый зуб лучше новых двух" (о трансплантации зубов)  
"Гепард: Перед вами предложение "Кот мечтает о сметане". Зачеркните одну букву в слове "сметана". Кем нужно заменить теперь кота, чтобы предложение не потеряло смысл?
Кашалот: То есть надо догадаться, кто мечтает о метане?
Стрекоза: Олимпиада у нас Микробиологическая, значит о метане мечтает микроб, который его кушает!" 
"У меня не надо брать яд, я всегда отдаю его сама - мне это раз плюнуть!" (плюющаяся черношеея кобра)  
"Хорда - это звучит гордо!"
"Вместо строчек, только точки... /Догадайся, мол, Сова!" 
"Если я буду как все, то кто же тогда будет как я?" (из письма слона) 
"Быть может слово "уживчивость" происходит от ужа?" (при разборе жалобы гадюк, о том, что к ним на зимовку присоседились два ужа)


Фактор 9. Верность формату и стилю

У радиопрограммы было продолжение в виде книг и мультфильмов.  Книги сохранили самобытность подхода Константиновского, и были изданы в формате пьес. У целого поколения детей они были любимыми, потому что через страницы текста, пробивались голоса актеров из радиопостановок. Успешными были и инсценировки, выходившие в грамзаписи. 

А вот с мультфильмом вышел провал.  КОАПП переименовали, состав членов комиссии урезали. У сценаристов мультфильма было другое видение. Концепт очень сильно пострадал, утратив волшебство самобытности. Например, режиссер Мария Муат, выступала с резкой критикой Константиновского:
А какие у Константиновского были сценарии? У меня был такой стресс, никогда не забуду. В одной серии у него было про землеройку, которая съедает количество пищи больше её самой. И землеройка должна была петь:«Для вас вредители — ужасная беда./Для нас вредители — прекрасная еда./И не только сами вредители,/Но и дети их, и родители».Это меня просто добило! Спросила у сценаристов: «Мы что, про 37-й год кино снимаем?» Тут они призадумались.
Конечно, время перестройки наложило свой отпечаток на проецирующее восприятие женщины, тогда шло разоблачение шокирующего факта сталинских репрессий. Но зачем же так было вырывать из контекста фразу, обнаруживая свое невежество в области естествознания?

Хочется выступить в качестве адвоката Майлена. Он лишь констатировал прожорливый нрав млекопитающего, которое ест все, что не успело убежать, своего размера. Это научный факт. Ест насекомых, их личинок, куколок, яйца. Потому что если землеройка не будет есть постоянно, то умрет, вследствие необычайно быстрого обмена веществ. 

Майлен всегда строил свои сценарии отталкиваясь от научных фактов. В ключе правды жизни, находя равновесие между анимацией и законами мироустройства.

КОАПП в мультфильме стал куцым, в нем появились слепки анимационных шаблонов и стереотипов, и это не принесло ему успеха радиопостановок и книг. Была утрачена верность стилю и неуловимая магия хождения по краю волшебной и научной реальности. Мультфильм держался только за счет звездного состава его создателей. У него были свои поклонники, в основном из числа тех, кто не был знаком с оригинальной версией.

Верность авторскому стилю - очень важный ингредиент в палитре успеха творца и его детища.

Список факторов я, возможно, еще продолжу, по мере прослушивания выпусков. Сейчас в сети можно найти выпуски радиопостановок о КОАППе, мы можем слушать и погружаться в историю...  (СТАРОЕ РАДИО)

Конечно, Константиновский писал в духе своего времени, поэтому многие вещи могут показаться странными. С другой стороны, можно прочувствовать на тонком драматическом уровне ушедшую эпоху. Изучать историю второй половины 20 века через КОАПП весьма увлекательно.

Желаю Вам хороших историй. Если Вы еще не знакомы с радиопьесами, очень их Вам рекомендую. А КОАПП не прощается с Вами, Вас ждет парад его участников с анализом загадки от меня в самое ближайшее время. 
Ожившие герои продолжают свою жизнь в пальчиковом театре БИОТОП.


26 комментариев:

  1. Оля, я впервые слышу об этом проекте!!! Так интересно!.. Это же целая эпоха... Спасибо, что поделилась с нами этой статьёй, надеюсь в ближайшее время ознакомиться с этими пьесами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, я уверена ты получишь истинное наслаждение от прослушивания радиопередач, как ценитель биологии. Для тебя я настоятельно рекомендую!

      Удалить
  2. Вот смотрю в чате "мульттерапии" и когда вижу Ольгу Астраханцеву, всё гадала Вы или нет :) Оказывается ВЫ :)
    Буду знакомиться с радиопьесами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Виктория Александровна, я тоже Вас вижу на курсах, и Ольгу Анатольевну))) Полезная вещь, расширяющая горизонты.

      Удалить
  3. Ольга Александровна, спасибо за такой подробный рассказ о КОАПП и ссылку на радиопередачи.буду слушать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Анатольевна! Надеюсь Вам понравятся постановки. Очень качественная работа в озвучивании характеров у актеров.

      Удалить
  4. Ничего подобного не слышала, спасибо за рассказ, буду знакомиться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, КОАПП позволит вспомнить атмосферу времен детства. Надеюсь Вам понравится.

      Удалить
  5. О! Я помню эти книжки! У нас они были в читальном зале. а если придти к закрытию - можно было взять на ночь и читать весь вечер дома! Я их с удовольствием читала в раннешкольном детстве! И передачи слушала, не все, правда. А мультик, и правда, какой-то неинтересный получился. и бледный очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Марина! Такие книги были в библиотеке в читальном зале и по записи! Да и то в нашей библиотеке были не все тома. Наверное, это были те самые книжки, которые читатели нипочем не хотели возвращать))) Все-таки сейчас хорошее время можно послушать весь КОАПП, что сохранился в радиофонде.

      Удалить
  6. Как мало я знаю!) Я всегда с восторгом это отмечаю- значит, предстоит новое открытие и может быть даже увлечение. Очень интересно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оксана, меня тоже посещают порою такие мысли. Хорошо, что есть возможность самообразования. И мы можем открывать и открывать для себя миры.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга!

    Любопытно, какие ещё животные могли бы сыграть роль футбольного мяча, когда игроков и болельщиков, наконец, разнимут? Например, почти в идеальный шар умеют сворачиваться броненосцы, но не все представители двадцати одного вида этого семейства, а только два трёхпоясных броненосца, матака и болито, чьё меснрое название собственно и означает "шар". Джеральд Даррелл в своей замечательной книге "Под пологом пьяного леса", подробно рассказал, как здорово эти зверьки умеют принимать шарообразную форму.

    Также в идеальный шар умеют сворачиваться мокрицы. Никакой хищник не сможет найти ни малейшего изъяна в идеально гладком хитиновом панцире. Некоторые пёстро окрашенные мокрицы напоминают миниатюрные арбузики, когда свернутся. Сворачиваются и кивсяки, но не в шар, а в спираль. Кажется, именно их позу иногда повторяют спящие коты: голова к ногам. Но у кивсяков так много ног, что, свернувшись, он застёгивается ножками-крючками подобно змейке-молнии, чего ни одному коту и не снилось. И хищник тоже в недоумении, с какого же конца начать есть кивсяка? Но такое угощение вряд ли обрадовало бы любого хищника: эти многоножки исключительно ядовиты и вырабатывают в своём теле синильную кислоту.

    А многие рыбы-тетрадонтиды не сворачиваются в шар, а наоборот, раздуваются подобно колючему шару, чтобы отпугнуть хищников. Делают они это в мгновение ока: едва почувствуют угрозу, как тут же принимают шарообразную форму. Изредка стремительная акула всё-таки хватает рыбу-шар, и та раздувается прямо у неё во рту. После такого угощения аппетит к рыбам-тетрадонтидам пропадает у хищницы надолго.

    Укол игл рыбы-шара чрезвычайно болезненный: мне случалось уколоться даже чучелом рыбы шара. К тому же, некоторые тетрадоны ещё и ядовиты. Например знаменитая рыба фугу, содержащая в своём теле сильный яд тетродотоксин, убивающий гурмана в считанные минуты.

    В шар умеют сворачиваться и панголины, или как их ещё называют, ящеры, хотя это не ящер, а млекопитающее из отряда неполонозубых. Туда относятся и броненосцы, вместе со своими родственниками муравьедами и ленивцами. Правда, сейчас систематики развели их всех по разным отрядам, сочтя сходство в анатомии конвергентным, а не родственным. Ведь все они, кроме ленивцев, питаются муравьями и термитами, одинаковая диета выработала у всех этих животных схожие приспособления.

    Кто бы ещё мог послужить футбольным мячом на необыкновенном матче КОАППа? Наверняка я забыл многих других животных! Ведь форма шара - одна из самых популярных в живой природе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анатолий!
      Какое замечательное развитие темы! Это как раз в стиле КОАППа.
      Да, шарообразность - это физиологичная форма)))
      Те, кто выбирает шар, обычно имеют плотные покровы (костные пластинки, иглы)
      Вот если открыть кабинет футболоиглотерапии, то в нем, кроме татрадонта в качестве мяча-массажера будет выступать ёж, ехидна и ящерица поясохвост, которая сворачивается в кольцо, кусая себя за хвост (реальный прототип уробороса)))!

      А кустики перекати-поле, тоже могли бы быть массажными мячами)))

      А вот лягушки, как и иглобрюх могут раздуваться. Например, лягушка Баджита (Lepidobatrachus). О ней писал Даррелл, встретив в Парагвае в 1954 "Это было черное, круглое существо с желтовато-белым брюшком; на макушке его широкой плоской головы, напоминающей голову миниатюрного гиппопотама, сидели золотистые глаза. Но больше всего поразил меня рот животного с толстыми желтыми губами, словно в ухмылке растянувшимися от одного края морды (словно изображающей Шалтая-Болтая) до другого... Пока я рассматривал лягушку, она внезапно раздулась, словно резиновый шар, широко раскрыла рот, внутренняя полость которого имела сочную желтую окраску, и снова издала ряд пронзительных трубных звуков." Вот только размером подкачала))) но для пинг-понга сгодилась бы)))

      Удалить
  8. Спасибо большое за пост и ссылку! Передачи суперские, помню с детства, давным-давно их искала. Старое радио - это вообще находка, как я смотрю. Всё подобное, настоящее нужно в копилочки собирать, дабы не поглупели наши дети после 7-8- лет.

    А что за мульттерапия такая? Я тоже хочу :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, я рада, что Старое радио пришлось по вкусу. И ссылочка на КОАПП оказалась актуальной.
      Насчет мультерапии - это профессиональный проект для психологов, педагогов и людей, связанных с анимацией. Очень плотный поток информации идет. Вебинары проходят ежедневно, иногда по два за вечер. Обучение бесплатное, но уже идет с января месяца, будет продолжаться по май. Регистрация была еще в ноябре. Это второй поток. Я не знаю можно ли сейчас записаться на проект, но вот их сайт http://school.multtherapy.ru/ Вдруг заинтересует.

      Удалить
  9. В детстве я читала книги, но вот с радиопередачей не была знакома. Сегодня у нас сохранилась лишь одна книга, мы пока ее не читали. Спасибо за напоминание. И, да, обязательно будем знакомиться с передачей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, надеюсь герои КОАППа понравятся детям. Это интересное погружение в науку. Забавное и серьезное, расширяющее эрудицию.

      Удалить
  10. А я слушала эти радиопередачи по радио, когда они шли "в прямом эфире" - очень хорошо помню! Всегда ждала их. Книг по ним в то время ещё не выпускали, о чем я, книгоглотатель с детства, сожалею.
    Зато для своего сына покупала пластинки: большие диски с красивыми плотными конвертами, на которых были иллюстрации по теме пьесы. Правда, у нас было всего 2 или 3 штуки. Тогда во всем был дефицит и любые стоящие вещи нужно было "доставать" по знакомству. Мне доставалось только то, что удавалось вовремя увидеть, если случайно выкладывали на прилавок для свободной продажи... такие были времена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Яна!
      Вы не дадите мне соврать о популярности этой радиопередачи среди детей!
      А пластинок вышло всего 4. Это замечательные инсценировки, я начала слушать про КОАПП с них. Потом я получила в подарок несколько книг. А затем нашла радиопостановки. Это целый мир, который достоин внимания.

      Удалить
    2. Да, надо сыну послать ссылки на радиопередачи. Пусть сам вспомнит и детям даст послушать. Спасибо за такой интересный обзор, лучше сказать, анализ творчества автора КОАППа, и напоминание о замечательной серии передач.

      Удалить
    3. Рада, что статья вызвала столь теплый отклик у Вас! А Майлен Константиновский для меня - яркий пример того, как может раскрываться человек, который идет по пути призвания.

      Удалить
    4. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить