ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

воскресенье, 30 сентября 2018 г.

ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ И ПРАТЧЕТТ

Здравствуйте, друзья!
В первое воскресенье октября празднуют День учителя. Я поздравляю коллег с этим праздником. Желаю свободы творчества, радостного процесса, удовлетворение результатом и времени, чтобы успевать жить свою жизнь.
«Чтоб жили вы в интересные времена».
Одно очень древнее проклятие.
"Интересные времена" Т. Пратчетт
Мы живем в интересные времена. Современная школа, как система, агонизирует. Реформы ее обескровили. Что-то хорошее и светлое, что может происходить в школьных стенах, происходит только благодаря человеческому фактору. Благодаря Личности Учителя. Таких немного, ибо закон Парето работает и здесь, но они существуют в природе. Часть из них несут свет через свои блоги в мир.  И перед ними я снимаю свою волшебную шляпу.

Сегодня я хочу поговорить об образе учителя в произведениях Терри Пратчетта в цикле о Плоском мире. Если Вы давно читаете мой блог, то Вам известно о моем пристрастии к юмористическому фэнтези этого автора, настолько, что я иллюстрирую его произведения СИЛУЭТНЫМ СЮЖЕТНЫМ ВЫРЕЗАНИЕМ.




"Вскоре с легким ужасом она осознала, что ей нравится возиться с детьми. Может, это семейное? Ее волосы теперь словно сами собой укладывались на затылке в аккуратный пучок. Неужели то, чем она сейчас занимается, и есть ее призвание?" Т. Пратчетт "Санта-Хрякус"


В ряду произведений мое внимание привлекли два детально прописанных образа - Сьюзен Сто Гелицкая (приемная внучка Смерти) и Профессор Рональд Спасли (учитель, ставший частью Серебряной Орды стариков героев-варваров, под предводительством Коэна. Орда его ласково нарекла Проф). Университетские волшебники Пратчетта - не в счет, это уже особенности высшей школы, далеко не работа с детьми.
Оба учительских образа Пратчетта мне близки. Сьюзен по душе своим отношением к преподаванию, собственной педагогической концепцией, не вписывающейся в традиционную систему. А Проф - своим выбором с пользу настоящей жизни, выбором пути героя. Как-то неожиданно эти образы отозвались и срослись во мне.


Сьюзен Сто Гелицкая

"Домашняя работа была еще одним Устаревшим Обычаем, против которого безрезультатно возражала директриса. Но ни одна собака еще не съедала домашнего задания учеников мисс Сьюзен, потому что в мисс Сьюзен было что-то, что оставляло на ее учениках свой след; вместо этого собака приносила им ручку и не спускала с них умоляющего взгляда до тех пор, пока задание не было выполнено. Казалось, у мисс Сьюзен было безошибочное чутье на лень и старание. Вопреки указаниям директрисы, мисс Сьюзен не разрешала детям делать то, что им хотелось. Она разрешала им делать то, что хотелось ей. Оказалось, что для всех это намного интереснее."
Творческая педагогическая свобода оказалась для меня базовой ценностью. Мне важно верить в то, что я делаю. И делать то, во что я верю. Я формирую логически системно мыслящих детей, для которых интеллектуальное творчество - это ценность, быть профессионалом - ценность, расти над собой - ценность. И Жизнь - ценность. И свобода выбора.  Я даю возможность развиваться в соответствии со своей индивидуальной идентичностью. Увы, мое видение процесса не совпадает с трендами современной обновленной системы образования. Я преподаю детям так, как хотела бы, чтобы учили моего сына. Конечно, моя принципиальность не помогает мне жить, не встречает понимания среди коллег, плывущих по течению, но без нее я не была собой.

Иллюстрация к книге Т. Пратчетта "Вор времени"
 А теперь, представляю проиллюстрированный эпизод в силуэте.
"Мисс Сьюзен подняла картонные часы и спросила:
— Кто может сказать мне, что это?
Вверх взметнулся лес рук.
— Да, Миранда?
— Это часы, мисс.
Мисс Сьюзен улыбнулась и, старательно избегая руки, которой размахивал мальчик по имени Винсент, издающий вдобавок громкие и неистовые: "ууу, ууу, ууу", выбрала того, кто сидел за ним.
— Почти правильно, — сказала она. — Да, Сэмюель?
— Это картон, который сделали похожим на часы.
— Верно. Всегда надо видеть то, что есть на самом деле. И они хотят, чтобы я научила вас определять который час с помощью этого. — Мисс Сьюзен одарила часы презрительной усмешкой и отшвырнула в сторону.
— Может, попробуем по-другому, — сказала она и щелкнула пальцами.
— Да! — хором ответил класс, а затем издал дружное "Аах!", когда один за другим исчезли стены, пол и потолок, а парты взмыли высоко над городом.
В нескольких футах от них находился огромный треснутый циферблат часов на башне Незримого Университета.
Дети начали взволнованно подталкивать друг друга локтями. Тот факт, что под их ботинками находились лишь три сотни футов свежего воздуха, похоже, нисколько их не беспокоил. Странно, но они, видимо, даже не были удивлены . Это была просто интересная забава. Они вели себя как знатоки, видавшие вещи и поинтереснее. Но поскольку они учились в классе мисс Сьюзан, так и было.
— Теперь, Мелани, — сказала мисс Сьюзен, в то время как голубь приземлился на ее стол. — Большая стрелка на двенадцати, а огромная стрелка примерно на десяти, значит, сейчас…
Рука Винсента выстрелила вверх.
— Ууу, мисс, ууу, ууу…
— Примерно двенадцать часов, — произнесла Мелани.
— Молодец. Но тут …
Воздух затуманился. Теперь парты, все так же в идеальном порядке, крепко стояли на мощеной булыжником площади совсем другого города. Вместе с большей частью классной комнаты. Тут были шкафы, Живой Уголок и доска. Но стены все еще запаздывали. Никто на площади не обращал на гостей ни малейшего внимания, но, что странно, никто и не пытался пройти сквозь них. Воздух был теплее и пах морем и болотом.
— Кто-нибудь знает, где это? — спросила мисс Сьюзен.
— Ууу, я, мисс, ууу, ууу. — Винсент смог бы подняться выше, только если бы его ноги оторвались от земли.
— Как насчет тебя, Пенелопа? — сказала мисс Сьюзен.
— О, мисс, — сдулся Винсент.
Пенелопа — красивая, послушная и откровенно недалекая девочка — оглядела заполненную народом площадь и беленые дома с навесами с выражением, близким к панике.
— Здесь у нас была география на прошлой неделе, — произнесла мисс Сьюзен. — Город окружен болотами. На реке Вьюкс. Знаменитая кухня. Много морепродуктов…?
Красивая бровь Пенелопы изогнулась. Голубь спорхнул со стола мисс Сьюзен и, вежливо воркуя на ломанном голубином, присоединился к стае, выискивающей объедки среди камней.
Опасаясь, что многое может произойти, пока все ожидают окончания мыслительного процесса Пенелопы, мисс Сьюзен махнула на часы на магазине на противоположном конце площади и спросила:
— Ну, так кто может сказать мне, сколько времени здесь, в Генуа?
— Ууу, мисс, мисс , ууу…
Мальчик, которого звали Гордон, осторожно предположил, что сейчас три часа, к громкому разочарованию надувного Винсента.
— Верно, — сказала мисс Сьюзен. — Кто-нибудь может сказать мне, почему в Генуа три часа, в то время как в Анк-Морпорке двенадцать?
На этот раз не было никаких игнорирований. Если бы рука Винсента взметнулась вверх быстрее, то сила трения воздуха поджарила бы ее.
— Да , Винсент?
— Ууу, мисс, скорость света, мисс, он идет со скоростью шестьсот миль в час и в тот момент, когда солнце поднимается над Краем рядом с Генуа, значит, в двенадцать часов ему нужно три часа, чтобы добраться до нас, мисс!
Мисс Сьюзен вздохнула.
— Очень хорошо, Винсент, — ответила она и встала.
Пока она шла к Канцелярскому Шкафу, все, кто находился в комнате, внимательно следили за ней. По всей видимости, шкаф путешествовал вместе с ними, и если здесь и сейчас был бы кто-нибудь, кто замечал подобные вещи, он увидел бы бледные линии, обозначающие стены, окна и двери.
Внутренняя часть шкафа также наличествовала, и в этом темном, пахнущем бумагой тайнике она хранила звезды . Они были золотые и серебряные. Каждая золотая звезда стоила трех серебряных.
Директриса, конечно, не одобряла этого. Она говорила, что они поощряют Соперничество. Мисс Сьюзен пояснила, что в этом и смысл, и директриса крайне поспешно удалилась, пока не получила Взгляд.
Серебряные звезды присуждались нечасто, а золотые — реже, чем раз в две недели, и за них, естественно, конкурировали.
Сейчас мисс Сьюзен выбрала серебряную звезду. Довольно скоро Винсент-Знайка будет владельцем собственной галактики. Но надо отдать ему должное, пареньку довольно безразлично, что за звезду он получил. Количество, вот что ему нравиться. /.../
Мисс Сьюзен прошла обратно к своему столу и провоцирующе положила звезду прямо перед собой.
— И еще один дополнительный вопрос, — сказала она с некоторой злокозненностью. — Означает ли это, что «тогда» — там, в то время как «сейчас» — здесь?
Рука остановилась на полпути.
— Ууу… — начал Винсент, а затем остановился. — В этом нет смысла, мисс.
— Вопросам не обязательно иметь смысл, Винсент, — сказала мисс Сьюзен. — В то время как ответам обязательно.
Что-то типа вздоха послышалось со стороны Пенелопы. К удивлению мисс Сьюзен, лицо, которое, несомненно, однажды заставит ее отца нанять телохранителей, отвлеклось от своих обычных счастливых мечтаний и погрузилось в обдумывание задачи. Ее алебастровая рука тоже поднималась.
Класс выжидающе наблюдал.
— Да, Пенелопа?
— Везде…
— Да?
— Везде всегда сейчас, мисс?
— Совершенно верно. Отлично! Хорошо, Винсент, ты можешь получить свою серебряную звезду. А для тебя, Пенелопа…
Мисс Сьюзен вернулась к шкафу со звездами. То, что Пенелопа спустилась с небес достаточно надолго, чтобы ответить на вопрос, заслуживало награды, а за подобное философское изречение, несомненно, ей нужно было дать золотую.
— Я хочу, чтобы вы все открыли тетради и записали то, что нам только что сказала Пенелопа, — громко сказала она, садясь в кресло." Т. Пратчетт "Вор Времени"

Как и Сьюзен, предпочитаю изучению теоретической науки - практическую. Школьной биологии - настоящую. Если есть возможность обратиться к живой природе, а не к медиа-продукту или картинке, я обращаюсь, даже если будет затратно по времени, ресурсу. И на занятиях у меня тоже случается почти волшебство, формируется особая аура, в которой есть место эмоциям удивления, восхищения, творчеству, вовлечению в процесс и собственным выводам. 
У меня тоже есть свой канцелярский шкаф, который перемещается со мной с кружка на кружок. Это потрепанная, но совершенно волшебная обувная коробка, внутри которой обитают цветные карандаши и фломастеры, ножницы, стикеры, клей, степлер, скотч, цветные клубки и скрепки всех мастей, точилки, бумажный нож, пластилин, а порою и сухие макароны. Все, что нужно для творчества и биомоделирования. А поскольку я двигаюсь сейчас в направлении игрового педагога, то в канцелярском шкафу лежат игральные кости, фишки, рулетка. А изучение основ игрофикации и возможности внедрения на занятиях, заставляет задумываться о золотых и серебряных звездах. 
"Книжные сказки были слишком скучными, поэтому Сьюзен, как правило, излагала собственную версию событий. Что только приветствовалось.
– …А потом Джек срубил бобовый стебель, добавив убийство и экологический вандализм к уже упомянутым краже, обольщению несовершеннолетней и незаконному вторжению на чужую частную собственность, но избежал наказания и жил долго и счастливо, не испытывая никаких угрызений совести по поводу свершенного. Это лишь еще раз доказывает: если вы – герой, вам все сойдет с рук, потому что никто не будет задавать неудобные вопросы. Ну а теперь, – сказала она, закрывая книжку, – пора спать." Т. Пратчетт "Санта-Хрякус".
Это тоже почти мой формат повествования. Одних  ФИЛОСОФСКИХ РАССКАЗОК накопилось уже прилично))) Или взять пальчиковый театр БиоТОП...

Профессор Рональд Спасли


Проф оказался высоким, похожим на палку человеком с дружелюбно-рассеянным выражением лица и легкой бахромой белых как снег волос, благодаря которым сверху он очень напоминал ромашку. Его облик определенно не соответствовал общим представлениям о кровожадном разбойнике – даже несмотря на то, что одет он был в слегка великоватую кольчугу, а со спины у него, закрепленные ремнями, свисали огромные ножны. Меча в них, впрочем, не было. Вместо меча из ножен торчали разнообразных размеров свитки и кисти. Кольчужная рубаха Профа была снабжена нагрудным кармашком. Из кармашка выглядывали цветные карандаши в кожаном чехольчике.

/.../– Знаешь, для варвара ты выражаешься очень интеллигентно, – заметил Ринсвинд.
– Право, я ведь начинал вовсе не как варвар. Раньше я был профессором, преподавал в разных Школах. Поэтому меня и зовут Проф.
– И что ты преподавал?
– Географию. А еще меня очень интересовала ариентология[1]. Но я решил бросить преподавание и зарабатывать на жизнь мечом.
– После того как всю жизнь учил детишек?
– Согласен, это потребовало некоторого изменения перспективы.
– Но как же лишения, ужасные опасности, ежедневная близость смерти? Наверное, ты тоскуешь по прошлому…
Глаза Профессора Спасли радостно заблестели.
– Так ты тоже участвовал в учебном процессе?
[1] Ариент – принятое в Анк-Морпорке название Противовесного континента и близлежащих островов. Дословно означает: «место, откуда происходит золото». Т. Пратчетт "Интересные времена"

Это особенный персонаж из книги Пратчетта "Интересные времена". Он мне близок тем, что проживает, так называемый, профессиональный кризис. В Профе есть та самая сила, которая позволяет начать новую Жизнь после жизни. Это невероятно сложно, особенно, когда ты уже не молод. Но у него получилось. Рональд встал на свой путь героя. Многим из нас не хватает на это смелости. Одной из ценностей учителей и врачей является стабильность. Это очень смелый шаг - выйти из системы в неизвестность. И я знаю цену этому шагу, как и любой профессионал, сделавший в системе карьеру, но решивший все поменять.
Не случайна и фамилия Спасли. Он спас Серебряную Орду, психологически и физически помог старикам-героям, растерявшим смысл жизни, вновь обрести его в невероятной авантюре. 
Волею судеб, жизнь Профа была принесена Пратчетом в жертву сюжету. Но лишь для того, чтобы показать, что Учитель - это не профессия, это самоидентификация личности, диагноз, если хотите. Уж если ты педагог, то в любом другом деле преподавательский дух себя проявит. И тут уж не важно кого учить - детей или стариков. Рональд Спасли остается учителем несмотря ни на что. Он учит Серебряную Орду этикету, цивилизованному общению и грамотной речи. И Орда внемлет ему, ибо им не чуждо уважение к Учителю. Они ведь люди прежней эпохи, когда учитель что-то да значил в социуме.

И даже смерть не может изменить Профа. Учитель повсюду остается учителем.

Силуэтная иллюстрация по Пратчетту "Интересные времена".

"– Слушай, давай быстрее, я не могу тебя весь день ждать! Шевели ногами! 
Повернувшись на голос, Профессор Спасли увидел какую-то женщину верхом на лошади. Лошадь была весьма крупной – с другой стороны, женщина тоже была немаленькой. На ней – на женщине, разумеется, – были доспехи, шапка с рогами и грудные латы, над которыми, должно быть, не меньше недели трудился опытный кузнец. Женщина смотрела на Профессора Спасли не без дружелюбия, но в ее жестах ощущалось нетерпение. 
– Прошу прощения? – не понял он. 
– Мне сказали – Рональд Спасли, – сказала она. – Но какой ты Спасли? 
– В каком смысле «какой»? 
– Всех, кого я забираю, – женщина чуть наклонилась в седле, – обычно зовут как-нибудь вроде Кто-то Какой-то. Как твоя кличка? 
– Прошу прощения, я вроде бы как профессор… 
– Ладно, запишем тебя как Рональд Вечно Извиняющийся. Ну давай, запрыгивай, грядет война, мне некогда засиживаться на месте, надо ехать. 
– Куда? 
– Туда, где вечные пирушки, попойки, где швыряют топоры в косы девушкам… Во всяком случае, так у меня тут записано. 
– Э-э, пожалуй, это было небольшое преуве… 
– Слушай, старик, ты едешь или как? 
Профессор Спасли оглянулся по сторонам, посмотрел на бескрайнюю черную пустыню. Он был один-одинешенек. Смерть уже успел отправиться по своим, как всегда, срочным делам.Профессор позволил женщине втащить его на лошадь и усадить сзади. 
– А там библиотека есть? – с надеждой в голосе спросил он, когда лошадь взмыла в черное небо. 
– Кто ее знает. До сих пор никто не интересовался. 
– Ну, или вечерняя школа? Можно мне там вести вечерние классы? 
– И какой именно предмет ты хочешь преподавать? 
– Гм, в принципе, мне все равно. Допустим, правила поведения за столом. Это разрешается? 
– Наверное, да. Хотя до сих пор никто ни о чем подобном не спрашивал. – Валькирия повернулась в седле. – Слушай, ты уверен, что попал в нужную загробную жизнь? 
Профессор Спасли все тщательно взвесил.– Думаю, да, – произнес он наконец. – Во всяком случае, я попробую влиться в коллектив."
Я желаю, чтобы в Вашей жизни встречались настоящие Учителя, которые не бояться идти своей дорогой, которые в состоянии быть вне системы, даже находясь в самом ее сердце.
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях, расскажите про "Магию биологии" хорошим людям. Желаю радости открытий!




   



Яндекс.Метрика



10 комментариев:

  1. Оляяяяяяя, скоро-скоро можно будет тебя с профессиональным праздником поздравлять! А пока - с наступающим! Нынешняя система образования во многом осложняет жизнь учителей. Дети-то проще приспосабливаются. Но, как многомама, вижу - не перевелись и верю - не переведутся настоящие учителя, те, кто по призванию. ...Будущее человечества в руках учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за поздравления!
      Я с тобой целиком и полностью согласна.

      Удалить
  2. Ольга, очень интересно!
    Я вообще после 6-ти лет сидения дома с ужасом думаю про коллектив, систему, образовательную бюрократию.. но, надеюсь, когда-нибудь, я всё-таки "попробую влиться в коллектив"! ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена!
      Да, по началу будет нелегко, но человек привыкает ко многому. У Вас все получится.

      Удалить
  3. Спасибо за рассказ об интересной книги. У Терри Пратчетта я только читала "Кот без прикрас".

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Рада, что Вам понравилось.
    Цикл о Плоском мире Пратчетта - лучшее юмористическое фэнтези. Задумывалось как пародия на героическое фэнтези, но разрослась в свой самостоятельный и неповторимый мудрый мир. Это сказки для взрослых.
    "Кот без прикрас" стоит особнячком. И по своему хорош. Я тоже с него начинала.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Ольга. Познакомилась с вашим блогом. Много интересной информации. Прекрасный дизайн. Становлюсь постоянным читателем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Александровна!
      Рада, что блог Вас привлек материалами. Спасибо за высокую оценку. Благодарю, что стали моим ПЧ.

      Удалить
  6. Еще не знакома с творчеством Терри Пратчета, но думаю, что стоит почитать. Оттуда можно чепать вдохновение, как и из ваших публикаций! Иллюстрации получились просто чудесные! Такие живые!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, благодарю!
      Пратчетт чудесен, особенно, если Вы любите юмористическое фэнтези и сказки.
      Если решите начать знакомиться с его произведениями, то выбирайте цикл про ведьм и про Тиффани. Еще хорош цикл про стражу. Есть много аудиоверсий. Люблю Пратчетта в исполнении Капитана Абра, Игнатьева Дмитрия (digig), DrLutz.

      Удалить