ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

воскресенье, 7 октября 2018 г.

ОСЕННИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Здравствуйте, друзья!
Хочу пригласить вас к участию в небольшом осеннем исследовании листьев вместе с детьми. Зайду издалека и загадаю загадку. Как считаете, что объединяет все элементы на расположенной ниже картинке? Придумайте хотя бы 5 версий, прежде чем читать дальше. Чем больше предположений, тем лучше. Поскольку ответ будет несколько неожиданный.


osennij-ehksperiment-i-lenta-vremeni-magiya-biologii


Жизнь продолжает удивлять тематическими событиями, которые слагаются в единый узор. В этом году я вернулась к преподаванию курса по формированию исследовательских умений в лицее. Впереди изучение новой темы, в которой я интегрирую внимание на понятиях новизны исследования, различии  между открытиями и изобретениями, а так же на навыке построения ленты времени, которая пригодится при анализе истории изученности проблемы. 
В проведении этого занятия не хватало мне хорошего и простого примера, который бы дополнил тему элементом сторителинга. То есть каким-то случаем из жизни. Этой осенью мне повезло.
Вы готовы узнать, что объединяет все эти изображения? 

Случайности неслучайны

Любая случайность — всего лишь часть замысла более высокого порядка.

"Ночная стража" Т. Пратчетт
На иллюстрации изображены химические открытия и изобретения из разряда случайных и непреднамеренных. 
Йод был открыт в 1811 году французским монополистом Б. Куртуа, при производстве селитры из морских водорослей в результате нарушения технологии. Когда залили водоросли серной кислотой над чаном взметнулось фиолетовое облако газа, а на дне образовались черные кристаллы. Куртуа их изучил, и понял, что это новый элемент, он нарек его "фиолетовым" - йодом. 



В 1835 году Луи-Жак Дагер работал над улучшением качества зарождающейся фотографии, она была слишком бледной. Однажды Луи-Жак оставил фотопластину в лаборатории, забыв ее помыть перед недельным отъездом, а когда вернулся, увидел идеальное изображение. Это стало возможным благодаря ртути. Новый метод фотографии назвали дагеротипией. Он продержался в применении до 70-х годов 19 века, пока  не нашли более безопасные способы получить фотографию. 
В 1844 году дантист Гораций Уэллс заметил на банкете, что человек, поранивший ногу, не почувствовал боли, поскольку был под действием закиси азота. Вещество тогда  использовали как опьяняющее средство на вечеринках. К сожалению, дантист не учел дозировку при демонстрации открытия для широкой публики, и эффект был подпорчен болью для пациента. Публичного позора он не пережил и покончил с собой. Возможно все вышло бы иначе, если бы Уэллс выдержал правила научного исследования, перепроверив  данные. Лишь в 1864 году за ним посмертно признали открытие анестезии. Операции стали возможны без боли. А в медицине появилась профессия анестезиолога.
В том же 1844 году был получен патент на изобретение вулканизированной резины Чарльзом Гудъером. Он случайно пролил каучук с серой на плиту, и получил резину, которая не расплавилась вопреки ожиданиям. Оказалось, что такая резина не тает на солнце и не крошится на холоде. Началась эра производства резиновых вещей.
В 1856 году 18-летний Вильям Перкин хотел найти синтетический аналог хинина, лекарства от малярии, а получил синтетический анилиновый пурпурный краситель. С него началась новая отрасль промышленной химии.
А в 1928 году  Александр Флеминг случайно открыл  антибиотические свойства грибка пеницилла. Он не помыл вовремя чашки Петри с культурой бактерий, а когда все же решил прибраться, отметил в образцах закономерность, что колоний бактерий нет там, где был грибок. Это открытие спасло жизни миллионам людей.


Эти случаи учат нас внимательнее смотреть по сторонам и замечать не очевидные сигналы. Это определяется как серендипность, то есть интуитивная прозорливость. Способность делать выводы из случайных наблюдений. Но чтобы сделать хоть какое-нибудь открытие, даже случайное, нужно быть погруженным в тему и владеть научными методами исследования. А поможет нам окунуться в пучину материала - лента времени.

Зачем нужна лента времени в исследовательском проекте?


Вхождение в тему исследования начинается с обзора научных материалов, с анализа, что было сделано до нас. Чтобы систематизировать информацию, я применяю прием построения ленты времени. 
Лента времени выстраивает линейно развитие идеи  и хронологических событий. Такая схематизация позволяет качественно проиллюстрировать свое выступление на защите проекта. Кроме того, знание истории изученности проблемы, позволяет выделить в ней белые пятна и пятнышки, которые возможно заполнить выполнением исследования. 



К тому же, лента времени позволяет не повторять в исследовании уже известные моменты. И наконец, это познавательно. Хорошая идея для квеста или для творческого комикса. 
Ленты могут быть длинными и короткими. Мы делали длиннющую ленту времени по эволюции на веревке, прикрепляя найденные листы с эрами и их характеристиками прищепками, протягивая ее через весь школьный коридор. Для изучения темы о вирусах, короткая лента собиралась на магнитах. 
С помощью ленты времени можно изучать биографию ученых, писателей, восстанавливать события войн и переворотов.
Но причем же здесь листья? Это тоже неслучайная случайность, которая произошла со мной.


Приглашаю к осеннему эксперименту!


Золотая осень, это не только очей очарование, но и возможность  запастись материалом для творчества. Для меня это тоже актуально, поскольку одна из моих групп на кружке - продленка с малышами. Я набрала красивых листочков в пакет и убрала на балкон, чтобы сделать  позже гербарий. А потом под лавиной начала учебного года, я об этом забыла. Вспомнила лишь на 5 день про собранные листочки. Когда я высыпала их из пакета, то оказалось, что они потемнели, покрылись коричневыми пятнами. Но что интересно, испортились не все листочки, а лишь некоторые.  

osennij-ehksperiment-i-lenta-vremeni-magiya-biologii


Приглашаю Вас провести такой же эксперимент вместе со мной! Ленту времени мы строить не будем, а пойдем гулять. Надеюсь у вас сохранились исследовательские дневники с прошлого ОСЕННЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МАРАФОНА?
Начните осенний эксперимент сейчас, а я через недельку опубликую, какие закономерности мне удалось обнаружить. Вы со мной? Тогда приступим к эксперименту. Он будет прост.

1. Отправляемся на исследовательскую прогулку. Собираем в отдельный пакет разнообразные осенние листочки, по цвету и фактуре: вяза, ивы, ясеня, дуба, граба, березы, тополя, клена татарского, девичьего винограда и другие. Берите шершавые и гладкие, красные и желтые, оранжевые и зеленые листья.


osennij-ehksperiment-i-lenta-vremeni-magiya-biologii

2. Затем отправляем пакет на балкон на 4-5 дней. 
3. А затем изучаем, что получилось, высыпав содержимое пакета. Рассмотрите листья. Отметьте, какие листья пострадали сильнее. Сфотографируйте листочки. Можете сделать гербарий испорченных листьев. 
На самом деле, мы увидим собственными глазами частичку тайны, что происходит с листочками после листопада. Спешите успеть исследовать ускользающую осень вместе с "Магией биологии"!
Результаты эксперимента и объяснения ЗДЕСЬ.
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях, расскажите про "Магию биологии" хорошим людям. Желаю радости открытий!

   



Яндекс.Метрика

16 комментариев:

  1. Как же повезло Вашим детям, Олечка!!! Восхищаюсь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, благодарю!
      Я восхищаюсь вашими разработками не меньше. На днях думала про Вас и про проект о Снежной королеве. Как я могла забыть про интерпретацию этой истории у Пратчетта "Вольные мальцы." Это та история которая мне действительно нравится в линейке мифа о снежной королеве.

      Удалить
  2. Ольга, спасибо большое!Очень интересные исторические факты. Знала только про пенницилин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, благодарю! Буду рада, если присоединитесь с Эндрю к эксперименту.

      Удалить
  3. Ух ты!!! Сегодня после садика обязательно насобираем листиков! У нас листопад в самом разгаре! Оля, спасибо за новое приключение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я очень рада, что ты присоединишься с девочками к эксперименту! Ура!

      Удалить
  4. Ольга, привет!
    Ну как всегда! Просто блеск! Спасибо за такие рассказы и факты. Огромное спасибо! Попробуем с Ваней присоединиться. Вечером идем за листьями в лес....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветик, Алена!
      Рада, что заглянула. Будет здорово, если с Ваней поучаствуете в осеннем эксперименте!

      Удалить
  5. СпАААСибо, огромное, Ольга Александровна

    ОтветитьУдалить
  6. Интересные открытия и исследования!

    ОтветитьУдалить
  7. Оля, как интересно!! Я опоздала с совместными участием, хочу теперь провести эксперимент и не знаю, можно ли прочитать следующий пост или сначала листья собрать и дождаться срока?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, если хочешь для себя сюрприз, без ожидания, что должно получится так, а не иначе, то можно и не читать))) А можно почитать, а Лёве не рассказывать. Главное, чтобы когда будешь листья закладывать на эксперимент - в пакете было влажно.

      Удалить
    2. Хочу сюрприз!)
      Оля, и спасибо большое! Возможно, Лёва будет участвовать в конференции с проектом, пока плохо представляю что это, но уже вижу, что даже в этом твоём посте есть помогающие нам сведения. И, конечно, предложение поучаствовать как положительная отметка Лёвиных работ по Окружающему миру - заслуга Магии биологии!) Но главное - это неизменный вдохновляющий притягивающий мир, который раскрывается для нас благодаря тебе!

      Удалить
    3. Катя, большое тебе спасибо! И Лёве!
      Желаю удачи в проектировании!

      Удалить