Здравствуйте, друзья!
12 марта 2015 года ушел из жизни Терри Пратчетт, автор той самой книги, которую я иллюстрирую. Ему шел 67 год. С 2007 года Пратчетту поставили диагноз "болезнь Альцгеймера", но он продолжал работать, диктуя свои книги. Это человек, построивший удивительную вселенную. Он писал сказки для взрослых в жанре юмористического фентези. Видел мир удивительным образом. Это огромная утрата.
Мир его душе...
Я познакомилась с творчеством Пратчетта через прослушивание аудиокниг несколько лет назад. Потом я посмотрела кино. И лишь после этого, я взяла в руки печатные версии. И знаете, в его словесных описаниях есть такая магия, которая теряется в киносюжете, та тонкая игра слов, то очарование неожиданных сравнений, аналогий, сквозняка юмора, что не укладывается в экранный формат.
Такая интересная неожиданная мысль о нашем мозге. И ведь его книги полны таких идей, которые носились внутри вас, но пока вы не сформулировали их словами. Такой он Пратчетт, сказочник взрослого формата.
Но вернемся к сказке "Ведьмы за границей". Эпизод 1,2,3 - ЗДЕСЬ, а 4 - ЗДЕСЬ.
После того как дамы помогли гномам, они отправляются на лодке из подземелья вниз по пещерной реке... Этот эпизод я делала по памяти, не имея перед глазами оригинального текста, поэтому он слегка отличается от оригинала.
Немного странный эпизод, на самом деле характеризует стереотипы мышления. Жаль это существо на бревне, хоть оно и бранилось.
Сколько мне приходиться развенчивать мифов, живущих в головах детей, относительно биологических объектов! Вот, например, жабу видели человек 5 из класса, но все уверены, что от жабы покроешься бородавками. Посвящаю целый блок урока чтобы разрушить миф о жабах. А начинаю, не поверите, со слов Пратчетта.
И дети осуществляют целеполагание, намечают стратегию действий, догадываясь, что будут сравнивать два объекта, докапываясь до сути того, чего не понимала фея. Ищут сходство и различие у жабы и лягушки.
Те, кто видел жабу, назначаются экспертами и объясняют как она передвигается - "ковыляет, ходит, а не прыгает". Вспоминают где и когда встречались им жабы. Оказывается, не видели, чтобы жаба плавала, все замечали жаб далеко от водоема.
Затем мы начинаем объяснять почему у нее бородавчатая кожа. А все потому, что жабы уходят далеко от воды, и чтобы кожа не пересыхала, на ней формируется корочка, которая и слагается в те самые бородавки.
А кто-то говорит: жабы ядовитые, а озерные лягушки - нет. А почему? И дети объясняют, что лягушка может быстро спрыгнуть в воду и спастись от наземных хищников, а жаба медлительная, плохо бегает, ведь кислорода ей достается меньше чем лягушке. Кожа теряет способность к активному газообмену, остается надеяться на легкие, а те - не слишком справляются. Вот и развились у жабы ядовитые околоушные железы, как компенсация за медлительность.
- Значит, все-таки жаба опасна для человека?
А я отвечаю, только в том случае, если будете ее в рот толкать, пытаясь съесть. Жаба не может укусить, у нее нет острых клыков для защиты. Поэтому прибегает к пассивной ядовитости, такому явлению защиты, когда животное становится несъедобным для хищников.
И рассказываю о той пользе, что жабы приносят людям, освобождая огород от слизней и вредных насекомых. О том, что ее яд используют в медицине. Затем ребята делают вывод.
И среди обсуждения один мальчик говорит: "Знаете, я, наверное, теперь даже дорогу жабе уступлю, если снова увижу ее на даче. Оказывается, это мы просто мало знали о ней, считая ее опасным монстром. А на самом деле все наоборот".
Вот и хорошо. Вот и славно. Значит, были достигнуты цели экологического воспитания. Побеждаются стереотипы мышления, сдираются ярлыки с жертв невежества. Слова достигают сердца, открывая в ребенке Человека.
Знание, добытое через сравнительный анализ, опыт наблюдения, научное знание, помогающее защитить невинных, знание, позволяющее ценить и уважать даже то, что кажется безобразным - такое знание обладает неимоверной силой. Ведь жаба - это авантюрист в классе амфибий, бросившая вызов суше, в попытке покорить ее.
Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.
12 марта 2015 года ушел из жизни Терри Пратчетт, автор той самой книги, которую я иллюстрирую. Ему шел 67 год. С 2007 года Пратчетту поставили диагноз "болезнь Альцгеймера", но он продолжал работать, диктуя свои книги. Это человек, построивший удивительную вселенную. Он писал сказки для взрослых в жанре юмористического фентези. Видел мир удивительным образом. Это огромная утрата.
Мир его душе...
Я познакомилась с творчеством Пратчетта через прослушивание аудиокниг несколько лет назад. Потом я посмотрела кино. И лишь после этого, я взяла в руки печатные версии. И знаете, в его словесных описаниях есть такая магия, которая теряется в киносюжете, та тонкая игра слов, то очарование неожиданных сравнений, аналогий, сквозняка юмора, что не укладывается в экранный формат.
У каждого человека имеется амортизатор реальности. Хорошо известен тот факт, что девять десятых человеческого мозга никак не используются, но как и большинство хорошо известных фактов, данное утверждение совершенно не соответствует действительности. /.../ Нет, мозг используется весь. И одной из его функций является превращение чудесного в обыденное и необычного в обычное. Иначе при виде всех тех чудес, которыми так насыщена повседневная жизнь, люди вечно ходили бы с идиотскими улыбочками на лицах — скалясь, словно те самые туземцы, на которых власти иногда устраивают облавы с целью скрупулезной проверки содержимого их пластиковых теплиц. Люди часто восклицали бы «Вау!». И никто бы не работал. Богам очень не нравится, когда люди не работают. Люди должны быть постоянно чем-то заняты, в противном случае они могут начать думать. Якобы недействующая часть мозга существует только для того, чтобы оградить людей от ненужных мыслей. И действует она весьма эффективно. Она способна заставить человека испытать неподдельную скуку при виде самого настоящего чуда. Т. Пратчетт "Мелкие боги"Как это воплотишь на экране?
Такая интересная неожиданная мысль о нашем мозге. И ведь его книги полны таких идей, которые носились внутри вас, но пока вы не сформулировали их словами. Такой он Пратчетт, сказочник взрослого формата.
Но вернемся к сказке "Ведьмы за границей". Эпизод 1,2,3 - ЗДЕСЬ, а 4 - ЗДЕСЬ.
После того как дамы помогли гномам, они отправляются на лодке из подземелья вниз по пещерной реке... Этот эпизод я делала по памяти, не имея перед глазами оригинального текста, поэтому он слегка отличается от оригинала.
Авторская иллюстрация по Т. Пратчетту "Ведьмы за границей". Эпизод 5. |
ЭПИЗОД 5:
"— А знаете, — сказала нянюшка, обследуя укромные уголки корзины, — каждый раз, когда приходится иметь дело с гномами, у меня в голове всплывает выражение «занудный сквалыга».
— Мерзкие маленькие дьяволята. Вы бы видели, сколько они пытаются содрать с меня всякий раз, когда я приношу им в ремонт свое помело, — фыркнула матушка.
— Да, но ты же все равно никогда им не платишь, — заметила Маграт.
— Не в том дело, — отрезала матушка Ветровоск. — Надо вообще запретить им брать так дорого. Это самый настоящий грабеж средь бела дня.
— Не понимаю, при чем здесь грабеж, если ты все равно ничего не платишь? — гнула свое Маграт.
— Я вообще никогда ни за что не плачу, — рявкнула матушка. — Люди просто не позволяют мне платить. Сама посуди, что ж тут поделаешь, если все мне все время всякую всячину суют и к тому же даром? Вот иду я по улице, а люди как посыплются из домов — свежие пироги несут, пиво свежее и всякую одежку, которая почти и не надевана. Прямо так и упрашивают: «Ой, матушка Ветровоск, уж будьте добры, возьмите лукошко яичек». Это называется уважение. Быть ведьмой, — сурово закончила она, — в сущности и означает, что тебе ни за что не надо платить.
— Так, а это что у нас? — спросила нянюшка, вытаскивая из корзины небольшой сверточек. Она развернула бумагу и достала несколько твердых коричневых плоских кругляшей.
— Беру свои слова обратно, — сказала матушка Ветровоск. — Это ж знаменитые гномьи пироги, вот что это такое. Кому попало такие пироги не даются.
Нянюшка постучала хлебцем по борту лодки. Звук получился очень похожий на тот, который раздается, если щелкнуть деревянной линейкой по краю стола.— Говорят, он никогда не черствеет, храни его хоть сколько лет, — добавила матушка.
— А поешь его и будешь сыт много дней подряд, — согласилась нянюшка Ягг.
Маграт протянула руку, взяла один из плоских ломтей, попыталась было разломить его, но наконец сдалась.— И это едят? — удивилась она.
— О нет, вряд ли он предназначается для еды, — сказала нянюшка. — Это скорее…— …Для поддержания сил, — закончила матушка. — Говорят, что…
Она вдруг замолчала. На фоне шума реки и звука падающих с потолка капель они вдруг услышали ритмичное плюх-плюх направляющегося к ним судна.
— Нас кто-то догоняет! — прошипела Маграт.
На краю освещенного круга воды появились два бледных светящихся пятна. Постепенно стало ясно, что это глаза небольшого серого создания, немного напоминающего лягушку, которое гребло к ним, сидя на бревне. Наконец оно нагнало лодку. Длинные влажные пальцы ухватились за борт, и мрачное лицо оказалось на одном уровне с лицом нянюшки Ягг.
— 'Рассьте, — сказала тварь. — У ммммня дддднь рожжжженья.
Все три ведьмы несколько мгновений молча таращились на нежданного гостя. Потом матушка Ветровоск схватила весло и что было силы огрела существо прямо по голове. Послышался всплеск, а потом откуда-то издалека до них донеслась приглушенная брань.
— Мерзкий маленький уродец, — фыркнула матушка, когда они погребли дальше. — От таких, как он, ничего, кроме неприятностей, не жди.
— Точно, — кивнула нянюшка Ягг. — Вот от таких-то скользких все и беды.
— Интересно, что ему было нужно? — спросила Маграт." Т.Пратчетт "Ведьмы за границей"
Сколько мне приходиться развенчивать мифов, живущих в головах детей, относительно биологических объектов! Вот, например, жабу видели человек 5 из класса, но все уверены, что от жабы покроешься бородавками. Посвящаю целый блок урока чтобы разрушить миф о жабах. А начинаю, не поверите, со слов Пратчетта.
"Когда-то давно он был адвокатом. Его превратила в жабу сказочная крестная фея, которая намеревалась превратить его в лягушку, но не совсем ясно понимала разницу между ними." Т. Пратчетт «Шляпа полная небес»
И дети осуществляют целеполагание, намечают стратегию действий, догадываясь, что будут сравнивать два объекта, докапываясь до сути того, чего не понимала фея. Ищут сходство и различие у жабы и лягушки.
Те, кто видел жабу, назначаются экспертами и объясняют как она передвигается - "ковыляет, ходит, а не прыгает". Вспоминают где и когда встречались им жабы. Оказывается, не видели, чтобы жаба плавала, все замечали жаб далеко от водоема.
Затем мы начинаем объяснять почему у нее бородавчатая кожа. А все потому, что жабы уходят далеко от воды, и чтобы кожа не пересыхала, на ней формируется корочка, которая и слагается в те самые бородавки.
А кто-то говорит: жабы ядовитые, а озерные лягушки - нет. А почему? И дети объясняют, что лягушка может быстро спрыгнуть в воду и спастись от наземных хищников, а жаба медлительная, плохо бегает, ведь кислорода ей достается меньше чем лягушке. Кожа теряет способность к активному газообмену, остается надеяться на легкие, а те - не слишком справляются. Вот и развились у жабы ядовитые околоушные железы, как компенсация за медлительность.
- Значит, все-таки жаба опасна для человека?
А я отвечаю, только в том случае, если будете ее в рот толкать, пытаясь съесть. Жаба не может укусить, у нее нет острых клыков для защиты. Поэтому прибегает к пассивной ядовитости, такому явлению защиты, когда животное становится несъедобным для хищников.
И рассказываю о той пользе, что жабы приносят людям, освобождая огород от слизней и вредных насекомых. О том, что ее яд используют в медицине. Затем ребята делают вывод.
И среди обсуждения один мальчик говорит: "Знаете, я, наверное, теперь даже дорогу жабе уступлю, если снова увижу ее на даче. Оказывается, это мы просто мало знали о ней, считая ее опасным монстром. А на самом деле все наоборот".
Вот и хорошо. Вот и славно. Значит, были достигнуты цели экологического воспитания. Побеждаются стереотипы мышления, сдираются ярлыки с жертв невежества. Слова достигают сердца, открывая в ребенке Человека.
Знание, добытое через сравнительный анализ, опыт наблюдения, научное знание, помогающее защитить невинных, знание, позволяющее ценить и уважать даже то, что кажется безобразным - такое знание обладает неимоверной силой. Ведь жаба - это авантюрист в классе амфибий, бросившая вызов суше, в попытке покорить ее.
Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.
У меня Андрей совсем лягушек не боится в руки брать... и ящериц...
ОтветитьУдалитьОлечка, спасибо за чудесный пост и участие в Детской галерее.
Жанна, спасибо! Я в детстве совсем не боялась жаб, лягушек, ящериц, червей дождевых))) Даже у мальчишек отбирала их, когда они пытались меня ими пугать, а потом отпускала животину в кустики.
УдалитьФилософские у вас уроки, Ольга, красивые. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОксана, благодарю за такие слова!
УдалитьОльга, даже мне, взрослой, так интересно про ваши уроки читать... И за знакомство с Терри Пратчеттом спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анастасия! Надеюсь вы полюбите книги Пратчетта.
УдалитьЖаль, адвокаты не всегда такие полезные, как жабы...))))
ОтветитьУдалитьО Пратчетте сказали: "Без него мир стал совсем плоским"... Requiescat in pace!
Да, Женя, в этом есть доля правды.
УдалитьОльга, здравствуйте, иллюстрации, я не профи, но меня все это просто поражает, восхищает и удивляет. Нет цвета, нет красок, а эмоции и душа в этой черноте есть! Спасибо.
ОтветитьУдалитьА жабы, лягушки, брр... Но уважать всех следует -это часть нашей природы
Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо! Я тоже не профи в иллюстрации, и для меня остается все еще загадкой, как силуэты обретают свою жизнь из-под моей руки))) Магия, одним словом.
УдалитьА лягушек благодарное человечество не просто уважает, а даже поставило им памятник, как лабораторному животному, позволившему понять, каким образом работает наша нервная система. Все, что мы знаем о физиологии нервной системы мы знаем во многом благодаря им.
Прекрасный пост памяти Пратчетта. Оля, иллюстрация как волшебная! А про жабу мне очень понравилось, и хоть я ее никогда (как мне кажется) не видела, и была уверена, что про бородавки - это все ерунда, но столько интересного сейчас для себя открыла, что просто восхищена тобой как педагогом! Твоим деткам очень повезло!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня за добрые слова! У Пратчетта много биологических фишек в произведениях, и это еще одна вероятностная причина почему он меня покорил.
УдалитьОля, спасибо за знакомство с творчеством Пратчетта. Я сама до него еще не добралась.
ОтветитьУдалитьА Ваши познавательные уроки, особенно маленькие хитрости для самостоятельного и увлеченного ученического поиска, меня покоряют. Я в детстве тоже с удовольствием все подряд вылавливала, даже головастиков. А сейчас вот насекомых в энциклопедии с сыном не очень рвусь разглядывать...
Татьяна, спасибо! А насекомых лучше рассматривать живых на прогулке)))
Удалить