Здравствуйте, друзья!
Сегодня я хочу погрузить вас в мир креативной педагогики в изучении биологических объектов. Ребята начинают изучать биологию в 6 классе, некоторые темы данного курса остаются для них отстраненными. Вот, например, тема микробиологии о строении бактерий. Тема дается весьма трудно. С одной стороны, это обилие научной терминологии, с другой - сложности восприятия в связи с масштабами. Под школьным микроскопом бактерии выглядят черточками и малюсенькими пузырьками, и трудно поверить, что эти малыши способны вызывать болезни.
Чтобы поддержать интерес, предлагаю ребятам сделать крупные модели бактерий, крупные, сантиметров на 20. Каждый вытянул номерок, за которым была закреплена бактерия и вызываемое ею заболевание. Всего 25. Ребятам, неведомы эти названия. Им предстоит осуществить научный поиск, чтобы собрать модель.
Следующий шаг - это разработка критериев к модели. Без этого нельзя. Иначе, мы можем получить искажения научной истины. Кроме того, участвуя в обсуждении и разработке критериев, ребята принимают ответственность за выполнение работы.
Разбираемся в понятии "модель". Ребята отмечают, что это не точная копия, а скорее схематическая. Приходим к решению, что в ней мы можем играть со цветом, фактурой, но сохранять существенные признаки, такие как форма и выросты.
Критерии выписываются на доску, и каждый ребенок фиксирует их в тетради:
1.Размер крупный от 20см, настольный вариант.
2.Структура, строение.
3.ОПИСАНИЕ: крупно на 1/3 страницы А4.
•Название бактерии
•Название заболевания
•Очень кратко симптомы
•Смертность
•Автор, класс
Сегодня я хочу погрузить вас в мир креативной педагогики в изучении биологических объектов. Ребята начинают изучать биологию в 6 классе, некоторые темы данного курса остаются для них отстраненными. Вот, например, тема микробиологии о строении бактерий. Тема дается весьма трудно. С одной стороны, это обилие научной терминологии, с другой - сложности восприятия в связи с масштабами. Под школьным микроскопом бактерии выглядят черточками и малюсенькими пузырьками, и трудно поверить, что эти малыши способны вызывать болезни.
Лептоспира |
Чтобы поддержать интерес, предлагаю ребятам сделать крупные модели бактерий, крупные, сантиметров на 20. Каждый вытянул номерок, за которым была закреплена бактерия и вызываемое ею заболевание. Всего 25. Ребятам, неведомы эти названия. Им предстоит осуществить научный поиск, чтобы собрать модель.
Следующий шаг - это разработка критериев к модели. Без этого нельзя. Иначе, мы можем получить искажения научной истины. Кроме того, участвуя в обсуждении и разработке критериев, ребята принимают ответственность за выполнение работы.
Хеликобактер (язва желудка) |
Разбираемся в понятии "модель". Ребята отмечают, что это не точная копия, а скорее схематическая. Приходим к решению, что в ней мы можем играть со цветом, фактурой, но сохранять существенные признаки, такие как форма и выросты.
Критерии выписываются на доску, и каждый ребенок фиксирует их в тетради:
1.Размер крупный от 20см, настольный вариант.
2.Структура, строение.
3.ОПИСАНИЕ: крупно на 1/3 страницы А4.
•Название бактерии
•Название заболевания
•Очень кратко симптомы
•Смертность
•Автор, класс
+ 4. КРЕАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Легионелла |
Ребята с удовольствием включаются в процесс, поскольку в прошлом году, мои теперешние семиклассники делали выставку моделей вирусов. Выставка пользовалась живым интересом. И когда я предложила сделать модели бактерий, то услышала восторженные "УРА!".
На идею создания 3Д-моделей микромира меня вдохновили работы Люка Джеррема, который создавал модели бактерий и вирусов из стекла. Я показала это детям и сказала, а давайте.... И они не просто согласились, а радостно побежали делать модели.
Итак, мои шестиклассники стали бороздить просторы интернета в поисках информации. Самым сложным для них оказалось создание описательной карточки. Ведь нужно было выделить самое главное, а сказать хотелось так много!
На День науки мы открыли двери выставки "Экспериментариум: портреты бактерий" для детишек начальной школы. На выставке принимали участие 42 модели. Все работы шестиклассников получили оценку отлично. Но я приготовила для них еще один бонус - традиционное голосование за лучшую модель. Ребята, которые посещали выставку, прикрепляли стикер к номеру понравившейся модели. Модели, набравшие наибольшее количество голосов, принесли своим создателем дополнительную пятерку!
Стрептококки, вызывающие рожистое воспаление |
А выбрать было из чего! Ребята подошли к решению задачи создания моделей с выдумкой. Здесь были фактуры из папье-маше, шариков и ниток, из пластиковых флаконов и бутылок, из пушистого валика для побелки, коктейльных трубочек, бархатной бумаги, пенопласта, пластилина, проволоки, и даже сплетенные из резиночек!
Но вся магия выставки начала работать, когда пришли дети 3 и 4 класса. Я повела рассказ об интересной науке микробиологии. Показала им бактерию и сказала, что если бы бактерии выросли до такого размера в 20 сантиметров, то я бы стала ростом до луны!
Потом мы стали с малышами говорить о том, какой формы бывают бактерии. Они оглядели коллекцию и заявили, что на сосиски похожи, и на шарики.
Те, которые, похожи на сосиски, называют бациллами, что переводится как "палочка". А вот те, что как шарики, называются кокки. А потом ребята перекатывали в руках шарик золотистого стафилококка, и пробовали на вкус новое слово. Это же удивительно, что слово состоит всего из 4 букв, и три из них "К". А если убрать одну "К" в конце слова, то бактерия превратится в морского повара - в кока!
А бактерии, похожие на кудряшки, называют спириллами.
А бактерии, похожие на кудряшки, называют спириллами.
А потом мы поговорили об эпидемиях. О тех, что уносили миллионы людских жизней - об эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии. О том, что если бы не успехи медицины, то половина людей умирала бы еще в первые годы своей жизни. Открытие антибиотиков (пенициллина) в 1928 А. Флемингом, спасло миллионы жизней.
Просматривая фотографии, посмеялась, что у нас с детьми везде открыт рот. У меня, потому, что я рассказываю, а у детей, потому что слушают.
А потом мы обсудили профилактику бактериальных заболеваний. Сошлись на том, что от бактерий спасают прививки, мытье рук и соблюдение гигиены, свежая пища, и кисло-молочные продукты, обогащенные полезной микрофлорой, позволяющей нам бороться с плохими бактериями. Под номером 42, была представлена полезная лактобактерия.
Ребята узнали, что после приема антибиотиков, которые убивают и полезные, и болезнетворные бактерии без разбору, нужно пить кефир с бифидобактериями, живые йогурты, и препараты, восстанавливающие микрофлору кишечника.
Пришла пора голосования. Ребята с удовольствием дарили свои голоса лучшим моделям. Предпочтения были отданы номеру 42 - полезной лактобактерии (маленькие дети голосуют за добро), номеру 3 - розовой бактерии чумы из пушистого валика и номеру 25 - развертке кишечной палочки.
А я сфотографировала еще те модели, которые на мой взгляд, обошли вниманием: модель бактерии лептоспироза, язвы желудка, кишечная палочка на подставке, стрептококки рожистого воспаления, легионелла. А вы бы за какую проголосовали? Хочу еще пятерку поставить (просьба выбрать какую-то одну) .
Ставлю себе зачет по проведению данного мероприятия. Итогом было громкое "СПАСИБО" на выходе от малышат. А одна девочка сказала: "Скорей бы 6 класс и биология".
Ольга, спасибо и... Браво! Ничего подобного в своей педагогической деятельности не встречала. Начинаю понимать,, почему не была дружна с биологией
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, благодарю за отзыв! Очень приятно получить от вас высокую оценку реализации идеи.
УдалитьВот это размах! Ольга, как интересно вы выстраиваете свои занятия! Я с таким восхищением и интересом рассматривала все эти бактерии, наверное тоже рот был открыт. Голосую за Хеликобактер. Спасибо, было очень интересно!
ОтветитьУдалитьАнна, спасибо!
УдалитьРада, что поддержали одну из моделей бактерий, а за одно и ребенка!
Голосую за Легионелла))).
ОтветитьУдалитьВообще все работы шикарные и просто безумно интересные, оригинальные. Ребята на 100% молодцы! Идея зацепила меня очень. Оля, мы не справимся с 42 бактериями, но очень хочется познакомить детей с этим микромиром. Посему очень прошу тебя, самый чудесный из всех преподаватель биологии(!), дай и нам задание. Штучек 10 самых часто встречающихся и интересных бактерий))).
Аня, спасибо, за поддержку модели!
УдалитьЕсли брать модели бактерий, то можно оттолкнуться от бактериальных эпидемий. Эпидемии уносили много жизней в прошлом, но сейчас с эпидемиями более или менее успешно справляются.
1. Чумная палочка (Yersinia pestis) вызывает чуму
2. Дифтерийная палочка - дифтерия.
3. Вибрион холеры - холера.
4. клостридиум тетани -столбняк (тетания)
5. туберкулез - палочка Коха
Теперь самые часто встречающиеся
1. Золотистый стафилококк (шарики собраны в виноградную гроздь) - гнойные воспалительные инфекции.
2. Стрептококк бета-гемолитический (шарики выстраиваются в цепь, как бусы) - ангина
3. Кишечная палочка Escherichia coli - Эшерихиоз (расстройство пищеварения, пищевые отравления)
4. Сальмонелла - сальмонеллез
Буду ждать приключений в микромире семьи Игнатеня, с нетерпением)))
Оля, огромное спасибо! Я себе копирую список, буду искать фото и продумывать идеи. Займемся после майских).
УдалитьА я за Лептоспира! У нас в школе тоже был очень хороший учитель по биологии, но такого мы не делали, конечно... Представляю восторг малышат и гордость 6-классников.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анастасия, за ваш голос!
УдалитьНачальным классам и правда понравилось)))
Стрептококки такие симпатичные) Думаю, что теперь ребята точно будут в бактериях разбираться)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана! Я учту ваш голос за стрептококки.
УдалитьКак мне хватало таких моделей!!! :*)
ОтветитьУдалитьХочу в 6й класс!)))) Я голосую за легионеллу :-) хотя все остальные тоже ну ОЧЕНЬ классные!)))))
Спасибо, Женя!
УдалитьГолос принят! На фотографии не видно, но у этих бактерий легионелл фактура из бархатной бумаги.
Восторг и ужас). Мой страх болезней упал в обморок и мешает голосовать. Но организация занятий!! я в восхищении!, Оля, как детям повезло).
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо!
УдалитьКогда знаешь врага в лицо, то с ним можно справиться. Бактериальные заболевания можно лечить. И с каждым годом мы накапливаем все больше знаний о том как устроены бактерии и функционируют. Появляются новые подходы решения старых проблем.
Оля, мои возгласы: "Ох и Ах" Возьми меня в 6 класс! Саше обязательно покажу. Вдруг и он загорится.
ОтветитьУдалитьОтдаю свой голос лептоспире.
Спасибо, Юля!
УдалитьТеперь два лидера в голосовании: лептоспира и легионелла)))