пятница, 17 марта 2017 г.

СТРОЕНИЕ ВЕНЧИКА

Здравствуйте, друзья!
Сегодня продолжаю разговор о венчике. Для Вас я подготовила свой оригинальный обзор данного вопроса.

При всем многообразии типажей венчиков, их можно разделить на две группы по принципу срастания лепестков. Венчики со свободными лепестками (сурепка, шиповник, мальва) и венчики со сросшимися в различной степени лепестками - сростнолепестные

Эволюционно сростнолепестные венчики появляются позже, на основе венчиков со свободными лепестками. Они имеют множество интересных форм, которые мы и рассмотрим ниже.


palchikovyj-teatr-feechki-gloksinija-fioletovyj-cvet
Цветки глоксинии


Сростнолепестные венчики


Среди сростнолепестных венчиков мы тоже можем увидеть различную симметрию и выделить группы правильных (актиноморфных) и неправильных (зигоморфных) цветков. Как легко и весело в игре с зеркальцем научиться их различать, читайте ЗДЕСЬ http://biomagic27.blogspot.com/2017/03/blog-post-simmetrija-cvetka-stroenie-lepestkov.html.

Примечательно, что срастаться лепестки могут не только в основании, но и верхушками, образуя колпачок (калиптру). Например, у цветков винограда, эвкалипта. Когда бутон распускается, колпачок опадает. Хотя чаще срастание происходит на уровне ноготков лепестков, у основания.


Строение сростнолепестного венчика


Типичный сростнолепестной венчик напоминает  трубу граммофона.
Сросшиеся основанием лепестки образуют трубку (см. схему ниже). Трубка может быть широкой, как у колокольчиков, или узкой, как у цветков сирени; короткой, как у цветков барвинка, или длинной, как у цветков душистого табака.


схема-строения-типов-венчика


Широкая часть сростнолепестного венчика - отгиб. Отгиб может быть выраженным, как у цветков флокса, или не выраженным, как у серединных трубчатых цветков подсолнечника. 

В отгибе лепестки могут срастаться целиком, как у цветков вьюнка, или быть свободными, как у цветков барвинка. Отгиб может быть смещен в сторону, как у язычковых краевых белых цветков ромашки, которые часто ошибочно называют лепестками.


palchikovyj-teatr-feechki-barvinok-fioletovyj-cvet
Цветки барвинка

Место перехода отгиба в трубку мы называем зев. Зев может быть широким, как у яснотки, шалфея, или же узким, как у цветка сирени.

Сочетание признаков трубки, зева и отгиба, позволяет выделить несколько типажей среди сростнолепестных венчиков. 

Например, цветки с длинной узкой трубкой, узким зевом и широким колесовидным отгибом имеют ГВОЗДЕВИДНЫЕ сростнолепесные венчики. В этом описании можно узнать цветок сирени. 


floksy-cvetok
Флокс


Рамка-находилка для классификации стростнолепесных венчиков


Немного об истории идеи. Среди иностранных блогов популярна идея использования рамок-находилок. Например, для облаков. Подобные рамки вы могли видеть у Татьяны Пироженко в блоге "Это интересно". 

Использовать такую рамку-находилку можно для чего угодно. Довольно удобный формат для игры. Я решила применить данный принцип рамки-находилки для удобства в классификации биологических объектов, в частности, сростнолепестных венчиков. Идею слегка адаптировала под потребности юного натуралиста в стиле волшебных феечек.


shema-stroenija-tipov-venchika

Феечки дарят такую рамку для юных исследователей. Чтобы скачать картинку, кликните на нее - изображение откроется в полном формате. Распечатайте рамку на плотной бумаге, сделайте внутри пустое окошко и заламинируйте для долговечности. 

Рамку можно брать с собой на прогулку и классифицировать венчики в режиме реального времени. Мы можем превратить рамку в полевую записную книжку. На ламинированной поверхности можно писать маркером, отмечая находки, и потом стирать надписи. На рамку с обратной стороны можно наклеить стикеры, и делать на них пометки и зарисовки простым карандашом. Стикеры потом легко перенести в стационарный дневник натуралиста.


palchikovyj-teatr-feechki-ramka-klassifikacii-venchika


Задания для дневника исследований



Феечки дают свои задания для юных исследователей.

1. Отправляйтесь с рамкой-находилкой на ботаническую охоту в сад или парк. Отмечайте галочками найденные типы венчиков. Определите каких венчиков оказалось больше?

2. Сделайте фото-подборку своих находок. Если позволят условия, можно сделать тематический гербарий.

3. В процессе исследований, могут встретиться цветки другой формы, не указанной в схемах рамки. В рамке представлены самые популярные типы венчика, но в природе есть и другие. Сфотографируйте и зарисуйте такие венчики. Измерьте их величину. Опишите особенности строения их трубки, зева и отгиба. Длинные или короткие, широкие или узкие, срастание полное или частичное. Найдите типы венчиков в рамке, на которые похож цветок.


palchikovyj-teatr-feechki-ramka-klassifikacii-venchika


Биомоделирование венчика эвкалипта


Феечки предлагают заняться биомоделированием. У меня уже давно лежит без дела нитка-травка. Наконец-то я ее придумала куда применить! А еще, предлагаю биомоделирование соединить с фитотерапией, поскольку делать мы будем цветки эвкалипта.

Венчик у эвкалипта необычный. Красота его цветков слагается не за счет лепестков, а благодаря тычинкам. Тычинки, к слову, могут быть различного цвета - желтые, белые, красные, розовые. А лепестки срастаются верхушками, образуя богатырский шлем-колпачок. Мы уже знаем, что такой тип сросшегося венчика называют калиптра.

1. Изучаем запах эвкалипта


Предлагаю познакомить ребенка с запахом эвкалипта. Если у ребенка нет аллергии, можно использовать эфирное эвкалиптовое масло. Хорошо зажечь ароматическую лампу с маслом эвкалипта для атмосферности. Для приболевшего ребенка, эта процедура будет лечебной, а для здорового - профилактической. Если масла эвкалипта найти не удалось, то есть назальные капли "Пиносол", в составе которого масло эвкалипта и мяты.

palchikovyj-teatr-feechki-cvetkti-jevkalipta


2. Изучаем листья эвкалипта


Кроме того, в аптеке можно купить листья эвкалипта. Если нет ароматического масла, можно понюхать сушеный эвкалиптовый лист. Запах довольно выраженный. Быть может, вам повезет найти в коробке целые эвкалиптовые листочки. Или сложить из половинок пазл. Обратите внимание на их форму. Можно обвести их в дневник исследования, или приклеить. 

Можно позавидовать черноморскому побережью, где есть свои эвкалиптовые аллеи, и, конечно, австралийцам. К эвкалиптам можно прогуляться, и наблюдать деревья в живую. 

Листья у эвкалипта, словно серебряные полумесяцы.
Чтобы определить форму листьев, воспользуемся классификатором простых листьев, который у многих моих постоянных читателей уже есть, особенно у тех, кто стал обладателем книги "БЕГАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ". Но и отдельные таблицы можно скачать бесплатно  ЗДЕСЬ -  http://biomagic27.blogspot.com/2016/10/blog-post11stroenie-listev-uchimsja-igraja.html


3. Моделируем цветок эвкалипта



palchikovyj-teatr-feechki-cvetkti-jevkalipta

Материалы: упаковка из-под бахил, синельная проволока, зеленая коктейльная трубочка, нитки-травка, ватный диск, ножницы, ручка.

3.1 В донышке упаковки в центре проделать отверстие ножницами, чтобы можно было вставить проволоку. 

palchikovyj-teatr-feechki-cvetkti-jevkalipta

3.2 Обведем ручкой донышко от упаковки бахил на ватном диске. Вырежем кружок по диаметру донышка, в центре сделаем отверстие. Вложим вкладыш на дно.

3.3 Выведем проволоку на 7-8 см через отверстие в донышке и вкладыше. 

3.4 Обмотаем проволоку ниткой травкой, в подобие ёлочной мишуры.

palchikovyj-teatr-feechki-cvetkti-jevkalipta

3.5 Свернем обмотанную часть в спираль, но не плоскую, а приподнятую, чтобы она упиралась в крышечку упаковки и помогала выталкивать ее при открывании.

3.6 Нанести капельку эвкалиптового масла на вкладыш из ватного диска и закрыть колпачком. Запах, благодаря колпачку, сохранится долго.

3.7 Если синельная проволока не зеленого цвета, ее можно поместить вовнутрь зеленой трубочки для коктейля. Можно сделать несколько цветков, отгибая трубочки в стороны, поскольку эвкалиптовые цветки собраны в группы, чтобы быть заметными для опылителей.

palchikovyj-teatr-feechki-cvetkti-jevkalipta

3.8 Играем с раскрыванием цветка эвкалипта. Аккуратно приоткрываем крышечку и отпускаем. Крышечка соскакивает, иногда выстреливает. А цветок пахнет ... эвкалиптом. Добавьте к веточкам вырезанные из бумаги листочки эвкалипта, на которые приклеены кусочки настоящих сухих листьев из аптеки.


ЗАГАДКА ПРО ЦВЕТОК ЭВКАЛИПТА 
(автор: Астраханцева О.А.)

Толкались на ветке
В шапочках детки.
И так нарезвились,
Что шапки свалились!

Теперь сидят на ветке,
Не деточки, а деДки.
И душистой бородой,
Завлекают пчелок рой.


Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.

Желаю Вам радости открытий! 



 

11 комментариев:

  1. Ольга Александровна, здравствуйте!
    Я не просто познаю биологию, читая Ваши сообщения, я еще и наслаждаюсь наглядными пособиями, фотографиями. Вы очень творческий человек. С Вами интересно познавать, и мотивирует на исследования и открытия :) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Спасибо за добрые слова!
      Мир вокруг прекрасен, восхитителен и пронизан жизнью и любовью к жизни. А я лишь немного навожу фокус, помогаю смотреть и видеть.

      Удалить
  2. Как же красиво, ярко, красочно!!! Я в восторге, представляя, какое наслаждение испытывают юные любители биологии, познавая вместе с Вами окружающий мир

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна!
      Очень надеюсь, что мои идеи обретут жизнь в руках многих мальчиков и девочек. И они будут видеть чуть больше и чувствовать чуть больше в природе. Тогда и у живого на нашей планете будет больше шансов в продолжении.

      Удалить
  3. Ольга, спасибо большое! Как интересно!
    Мне и самой захотелось поиграть с рамкой, выполнить Ваши задания. Вы через блог сможете кого-то из детей так увлечь, что и сомнений, с чем будет связана будущая профессия не останется.
    Включила Вас с большим удовольствием во второй обзор Галереи. Это сообщение не успела, к сожалению, но обязательно начну с него Третий обзор.
    Спасибо, что есть такие увлеченные люди!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо!
      Рада, что приглянулись идеи. Так или иначе, мы связаны с биологией всю свою жизнь, как живые существа. Биология учит тому, что все собрано в круговороты, и все посланное в мир, так или иначе возвращается: расчистка родника или захоронение ядерных отходов, добро или зло.

      Спасибо за возможность участия в галерее воображаемых игр.

      Удалить
  4. Ольга Александровна, здравствуйте!
    Согласна с предыдущими комментаторами. Мой сынок подрастет, и я в Ваш блог буду открывать, как учебник. К сожалению, не всегда есть возможность комментировать, да и статьи бывают всеобъемлющие, так что и комментировать уже нечего, но я поражаюсь, как же интересно Вы обо всём рассказываете. Я по жизни несостоявшийся хирург (очень хотела, медициной просто бредила), но до сих пор сохранила интерес к таким наукам, как биология и анатомия, ботаника и медицина, зоология - т.е. то, что касается растений, животных и человека. Через Ваш блог я имею такую уникальную возможность - прикоснуться поближе к природе, понять, из чего она состоит. Спасибо Вам большое! С нетерпением жду нового и интересного, а что касается природы - это всё там неисчерпаемо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Благодарю за теплые слова!
      Мне очень приятно.
      Очень рада, что сынок будет изучать частичку мира вместе с Магией биологии.
      Очень жду от него почемучных вопросиков!

      Удалить
    2. Скоро отбоя от вопросиков не будет))) Буду помогать отбиваться)))

      Удалить
  5. Вот это да!))) праздник эвкалиптового цветочка!🍃 🎉 🎊 фотографии феечки - сказочные 🌠🌌⭐

    ОтветитьУдалить