ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 3 ноября 2014 г.

СТРАШНО! АЖ ЖУТЬ!

Здравствуйте!
В последнее время стремительно набирает обороты популярности праздник Хэллоуин. Отношение к нему весьма неоднозначное, особенно в православной традиции.

Но я буду выступать сегодня в роли адвоката этого заморского праздника. Конечно, эксцентричные карнавальные костюмы молодежи и подростков могут шокировать неподготовленную публику, и подчас это не слишком понятно взрослому населению, выросшему в условиях другого культурного контекста.



Но именно этот праздник скрывает в себе огромный потенциал раскрытия темы детских страхов и смерти, как явления.

Рано, или поздно, ребенок приходит к пониманию собственной смертности. Обычно это случается лет в 5-6. Зарождается страх смерти.

А также зарождается потребность в переживании, проживании этого страха. Поэтому в данный период ребенок будет интересоваться страшилками. Страх – это постоянный спутник человека в нелегком деле выживания. И важно научиться управлять им, иначе он будет управлять нами. Этот навык формируется именно на этапе возраста младшего школьника. 

Именно в этот период  стоит сделать расстановку акцентов над понятием смерти, здесь в арсенале могут быть различные приемы в зависимости от убеждений родителя: научный, мистический, религиозный или использование метода сказкотерапии. 

Как-то моя подруга поделилась со мной проблемой, относительно своего шестилетнего сына: мальчик предпочитает смотреть новости по телевидению про вооруженный конфликт на Украине и про вирус Эбола. А потом прячется под одеяло и боится, боится, что все это дойдет в его город и убьет его, и тех, кого он любит.

То есть, ребенок, сам создает ситуацию, проживания страха. Но эта ситуация из разряда травмирующих, которая даже может перерасти в фобию. Я посоветовала подруге запастись детскими сказками-страшилками. Потому что, через них проблемы страха, решаются терапевтически. Из запасов аудиокниг выдала ей трилогию Георгия Науменко «Дом с приведениями».

Когда мой сын находился в этом возрасте, то это был наш аудиохит. Страшилки там, крепко накрепко переплетаются с юмором, и предлагают модель, как справляться с собственными страхами. 

Идея использования юмора против страха очень хорошо раскрывается в книге Дж. Роллинг «Гарри Поттер и узник Азкабана», где происходит обучение заклинанию «Ридикулус», и страшилище превращается в посмешище!

И вуаля! У вас в руках сказкотерапевтический рецепт борьбы со страхом: берем волшебную палочку и произносим заклинание «Ридикулус». Нет ничего более действенного, чем игра.

И конечно же,  знание причин того или иного явления, часто снимает необоснованные страхи. Как правило, мы боимся  того, чего не понимаем. Например, у Науменко  есть сказка про Бедного Несчастного графа, который услышал, что в его гостиной само заиграло пианино. Он с замиранием сердца приблизился, ожидая встретить призрака, однако когда граф подскочил к инструменту, за клавишами оказался просто маленький гномик, которого не было видно, из-за инструмента. Постулат о том, что возможно, нам не все видно - мощный аргумент против иррационального страха.

Проводя инвентаризацию книжных полок, хочу отметить список среди книг-страшилок, что читал ребенок в возрасте 7-10 лет. С некоторыми пояснениями.

1. Сказки Братьев Гримм. Даже будучи взрослой, я считаю их по-настоящему страшными. У нас на полке стоит сборник сказок еще моего детства. Некоторые из этих сказок жутковатые, и послужили сюжетом не для одного фильма ужасов. «Гензель и Гретель», «Король с золотой горы», «Можжевеловое дерево», «Жених-разбойник», «Бедный мальчик в могиле». Такие сказки можно читать только с соблюдением ТБ. Вместе с ребенком, объясняя контекст, исторические реалии. Например, объяснить, что отношение к детям как к ценности появилось массово в современной цивилизации не столь давно.




Мы ведь порой даже не задумываемся о трагедии детства с исторической точки зрения. Сытых дней в году было немного, жили впроголодь. Детям доставался не лучший кусок. Семьи были многодетные, и лишь половина или треть детей доживали до совершеннолетия. Центром семьи были не дети, а трудоспособные взрослые.

В античности, если родители боялись, что не прокормят ребенка, они могли его убить, или принести в жертву, это стало пресекаться только в 4 веке. Дети работали наравне со взрослыми и часто были товаром – их могли продать, их отдавали в монастыри, подмастерья, «в люди». В богатых семьях дети с родителями фактически не общались, их отдают на попечение кормилице, а затем ссылают в школы, колледжи и университеты, а затем выгодно пристраивают в браке. Детей физически наказывали и избивали, а основной способ воспитания послушания – это запугивание. Гуманистическим воспитание стало только в конце 19 - в начале 20 века.

Моя пробабушка и ее 6 сестер остались без матери, и их отец вновь женился, и от второго брака родились еще дети. Мачехе девочки были не нужны. С 8 лет моя пробабушка была отдана в люди и работала на зажиточную семью за еду, нянькой. Из 7 сестер только одна вышла замуж по любви. А ведь это была первая треть 20 века. Как же мы недооцениваем нашу сегодняшнюю свободу выбора.

А вот сказки на тему страхов Братьев Гримм могут пригодиться «Сказка о том, кто ходил страху учиться», «Королевич, который ничего не боялся». Можно завязать с ребенком беседу на тему страхов и выделить проблемы. А вообще, сказки Братьев Гримм, я бы рекомендовала не детям, а их родителям. Очень любопытно перечитать эти сказки взрослым для переоценки ценности и трудностей реальности.

2. Абсолютный хит – Э. Успенского и А. Усачева «Большая книга ужастиков».  Книга с хорошими иллюстрациями, ребенок ее с удовольствием читал и перечитывал. «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» Э. Успенского. 



И в соавторстве Успенский и Усачев: «Ужастики», «Кошмарные ужасы», «Самые страшные ужасы». Это сборник фольклора пионерских страшилок про Красную руку, Зеленый пистолет, Черные Шторы, Гроб на колесиках. Думаю, мы все их рассказывали и слушали в детстве.

3. Конечно же, все части о Гарри Поттере. Можно почерпнуть защитные заклинания, в том числе «Экспекто патронум». И всяческие волшебные зелья. Практические рецепты волшебного избавления от страхов. Лучшие книги для среднего школьного возраста.

Продолжение следует.....

22 комментария:

  1. Браво, Оля! Пост - великолепный!!!
    И аквагрим... супер! Сколько у Вас идей!
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    А сынок даже в гриме очень похож на Вас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо за отзыв!
      В аквагриме красуется, правда, не мой сынок)))
      Это работа моей ученицы, которая создавала образы для сцены. Но мне результат тоже нравится, поскольку получился очень яркий персонаж, причем без профессионального вмешательства.

      Удалить
    2. Сорри...
      А я почему-то была уверена, что это Ваш сын...

      Удалить
  2. Спасибо большое за интересную информацию! Нам еще ранова-то, но возьму на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я рада, что информация оказалась полезной. Во второй части я продолжу список.

      Удалить
  3. Оля,спасибо! Именно такой взгляд у меня на Хэллоуин. Это как терапия для избавления от страхов, насмешка над ними, расслабление, веселье, раскрепощение. Мои дети обожают этот праздник (ну, ты видела наши 4 сценария), вот скоро новенький выложу, как в этом году было))) Спасибо про напоминание о сказках Братьев Гримм, нужно про страхи почитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, жду вашего нового сценария. Очень мне нравится как вы играете!

      Удалить
  4. "Красная рука" Успенского - это действительно лучший из детских ужастиков! До сих пор помню, как в школе в продленке читали его вслух всем классом. Страшно было - не то слово!
    Мне кажется, каждый ребенок должен пройти через преодоление страхов. это естественно для всех людей. Не зря ведь дети рассказывают друг другу всякие страшилки.
    А что касается сказок, могу посоветовать книгу очень хорошего психолога и психотерапевта Дмитрия Соколова, она так и называется "Сказкотерапия" - прекрасно подходит и для детей, и для их родителей :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Сказкотерапией я тоже увлекаюсь, но мой любимый автор - Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., собственно она основатель СПб института сказкотерапии. Просто обожаю ее.

      Удалить
  5. Спасибо за поднятие такой важной темы - детские страхи. Мы тоже сталкивались и прошли это путем бесед.
    Очень понравилась подборка книг!
    Удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, за пожелание, Юля!
    На самом деле, обсуждение проблем с ребенком - это очень важно, ребенок чувствует поддержку и защиту. Это формирует доверительные отношения.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за статью! И у меня аналогичный взгляд на Хеллоуин. Ведь то, что смешно и забавно (а ведь именно со смехом и хихиканьем дети переодеваются, пытаются напугать взрослых, требуя сладости), не может быть страшно.
    А вот некоторые сказки Гримм я еще не решаюсь прочитать дочке, уж очень она впечатлительная.
    Как средство от страхов, у нас появились дома одни куклы, отношение к которым у современных мама такое же спорное, как и сама суть Хеллоуина. Это Монстер Хай)) - в руках у дочки они превращаются в обычных модниц, в волшебниц, спасающих мир, и просто в мам))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, вы совершенно справедливо подметили, на счет игрушек. На самом деле, игрушки из страшненького сказочного пантеона, нужны для игр. Я помню в детстве у меня в качестве кощея, был большой хрустальный флакон из-под одеколона, на котором пластилином был налеплен скелет, и надета накидка из черного атласа.

      Удалить
  8. Я согласна, что таким способом можно разобраться с какими-то нереальными, надуманными детскими страхами. Но что дальше-то? Как быть с реальными страхами и угрозами? Посмеявшись над смертью, не лишишь ее силы, так же как останется реальной угроза войны или другая человеческая жестокость. Я не говорю, что надо учить ребенка думать об этих вещах или бояться с утра до вечера, просто мне все это кажется довольно поверхностным...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, конечно же вы правы, это не панацея, но обучение навыку того, что страхами можно управлять. И я считаю это важным. Обучение ребенка идет через игру.
      Реальные угрозы и страхи прорабатываются и иными средствами. Это тонкий воспитательный концепт на котором зиждется культура семьи, а может и религия. Так рождается, если хотите, техника безопасности в виде заповедей или табу, направлений детской психологии, а быть может сказок. Просто я выбираю концепцию сказки, а кто-то выбирает что-то еще. И это хорошо, и это правильно, потому что проблему можно решить различными способами.

      Удалить
  9. Пропустила я этот пост... Впрочем, Ольга, Вы мне это, надеюсь, простите, так как не была читательницей. :) Пост очень информативный, полезный. Именно с такой точки зрения я на это и смотрю, и уже три года подряд в детском саду мы на Хэллоуин проводим тренинги с открытым показом для родителей по профилактике детских страхов. Многое из того, что Вы написали, я рассказываю родителям. Да, да и о сказках Братьев Гримм тоже, и про Гарри Поттера. А ещё в контексте этого интересны английские сказки: говорят, что они жестоки, так как главные герои расправляются со злодеями через "закидывание в печь" и т.п. Но, как выяснили исследователи, детскому восприятию такая "активная борьба" со страхами ближе, и именно она помогает сводить к минимуму детские страхи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина! Для меня очень лестно ваше мнение, как практикующего психолога.
      В детстве я читала английские, скандинавские и шотландские сказки, и таки да! Народная сказка очень ценный материал для решения проблем страха.

      Удалить
  10. Мне больше близка другая точка зрения :http://foma.ru/boyatsya-chtobyi-spastis-video.html
    резюмирую:"Избавиться ни от страха, ни от ужаса невозможно, как невозможно отставить в сторону вопрос о смерти. Темные, непросветленные страхи эксплуатируются в фильмах ужасов. Они словно «переводят стрелку», заставляя бояться всяких раскрашенных чудовищ, и вообще пугают внешними угрозами, а не тем, чего единственно стоит бояться и что на самом деле находится внутри человека." Ну как-то так... Ребенка прежде всего надо научить отделять добро от зла и подготовить к смерти. Что довольно сложно сделать в атеистической традиции (ибо смерть здесь - конец всему), и довольно удобно в любой религиозной (ибо смерть после себя ведет к жизни). Хэллоуин же, является не просто праздником всякой нечести, а что гораздо хуже - обманывает ребенка, переводя внутренний ужас души перед неведомой вечностью и местом в ней, в область развлекалок-страшилок. Как-то так))

    ОтветитьУдалить
  11. какая полезная информация... надо купить успенского про ужастики, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна! Рада, что информация оказалась полезной.

      Удалить