ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

пятница, 26 декабря 2014 г.

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ: АПЕЛЬСИН И ИНФУЗОРИИ 2

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я хочу продолжить с вами прогулку по садам гесперид (если вы пропустили, то начало путешествия ЗДЕСЬ).

Итак, приглашаю вас  в увлекательный мир биологических опытов, чудить мы будем с апельсином. Сегодня мы начнем изучать его фитонцидные свойства.


В 20 годы 20 века Борис Петрович Токин ввел понятие "ФИТОНЦИДЫ". 
Если мы разложим понятие на терминоэлементы, то нам сразу станет ясно его значение: "ФИТО" - означает растение, "ЦИДО" - убийство.  

То есть под фитонцидами мы понимаем летучие вещества, убивающие  микроорганизмы (бактерии, микроскопические грибы, простейших).

Фитонциды имеют многие растения: лук, чеснок, сосна, черемуха, эвкалипт, и, конечно же, цитрусовые.
Наиболее удобная модель  для изучения эффекта воздействия фитонцидов - простейшие, поскольку, с точки зрения биологии, они являются одноклеточными животными, а значит, они способны к движению. А как известно, именно движение, является одной из характеристик жизни, как явления.

На биологических факультетах  обычно используются для изучения воздействия фитонцидов  -  инфузории. Инфузории достаточно крупные и их хорошо видно в микроскоп, кроме того обладают хорошей подвижностью.

Но чтобы получить инфузории для опыта, нам нужно  повторить  то, что делал ученый Антони ван Левенгук в 1675 году, перед тем как открыть этих замечательных простейших. В те времена в Европе очень ценились пряности. Левенгук заинтересовался, чем обусловлен жгучий вкус красного перца.



Он взял сухой стручок и залил его холодной кипяченной водой, но по какой-то причине сосуд простоял нетронутым около недели. Через неделю на поверхности образовалась пленка, когда Левенгук рассмотрел ее в свой чудный микроскоп, то увидел мелких существ, которых  окрестил "анималькули", то есть мелкие зверушки. Это с его легкой руки инфузории получили свое название, ведь "ИНФУЗИО" - переводится как настой.


Справедливости ради, стоит заметить, что опыт с перцем не всегда удается, иногда вырастить культуру инфузорий не получается, это зависит от активности капсициана, содержащемся в перце. Поэтому наряду с этим опытом, на всякий случай, я использовала на 100% успешный способ получить множество инфузорий - поставила луковицу в стакан с водой. Затем нужно было подождать около 10 дней, чтобы инфузории как следует размножились. Воду не меняем, можно подливать понемногу, если жидкость испарилась.


Возьмем каплю с поверхности настоя и рассмотрим под микроскопом и мы увидим быстро передвигающихся простейших - это инфузории. Далее я предлагаю мое маленькое видео, чтобы вы могли увидеть их в движении.



Вот  теперь все готово и можно приступить к опытам.  Нас будет интересовать фитонцидная активность различных частей гесперидия (плода цитрусовых).  

Но об этом мы поговорим в следующий раз, а сейчас мне бы хотелось предложить вам идею замечательного новогоднего подарка для детишек постарше.

Подарите своему ребенку микроскоп, и вы откроете для него целый мир, который сокрыт от нашего взора за своими малыми размерами.

Сейчас наступило замечательное время когда можно в свободном доступе приобрести хорошую оптику. Ах, если бы в моем детстве у меня был микроскоп! Микроскоп является атрибутом развивающей среды для ребенка, это отличный повод заинтересовать его научными исследованиями.


Люди бегут в кинематограф, а между тем микроскоп может открыть перед нами целый мир красоты и чудес, чего не может дать кино, и при том мир заключен тут же в саду, перед домом, или в соседнем парке, в цветочном ящике у окна, или даже в цветочном горшке, если нет нет ничего другого. (Л. Бербанк.)
А еще это отличная возможность поговорить с ребенком о том, что не все можно увидеть глазами, что наш мир - это нечто большее. 

Чудеса поджидают нас повсюду, надо только быть повнимательнее.

Мы существуем в параллельных и наслаивающихся друг на друга реальностях. И у каждого из нас своя реальность: у людей - своя, у кошек - своя, и у инфузорий  - тоже. И все эти реальности имеют право на существование. 

Это позволяет перейти к вопросу о личностной реальности и воззрениях, а также здоровой человеческой толерантности.

А еще это наглядно демонстрирует ребенку, почему не стоит пить воду из  стоячих водоемов и непроверенных источников)))



Продолжение следует.....
Желаю Вам счастья! Будьте здоровы!


ПС: Для тех, кто попал ко мне с форума littleone. Если у Вас есть вопросы, пишите в блоге, на форуме я ответить не смогу, потому что один из ваших модераторов дал мне бан навеки вечные)))) за то, что я дала там ссылки на свой блог.

12 комментариев:

  1. Оля, спасибо за идею! я уже купила маленький микроскоп, скорее его модель, совсем не настоящий. Дочке только 4 года и есть ещё младшая любопытная сестренка. Поэтому настоящие приборы можно будет позже домой приобретать.
    Очень интересно, что там дальше будет в этом опыте, чтобы было что показать дочери. Скорее всего я тоже поставлю лук в воду. Правильно ли я поняла, что надо почищенный лук просто на неколько дней положить в воду?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за вопрос!
      Лук чистить не надо. Луковицу ставьте в воду с шелухой, как на перо. но поглубже опускайте, заодно и зеленый лучок получится)))

      Удалить
  2. А у нас есть микроскоп! Самый настоящий!!! (Моя мама подарила ещё, когда дочери было лет 10, а теперь пользутся Андрей). Очень любопытно рассматривать... особенно, когда принес из школы педикулёз...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, что значит, иметь бабушку биолога!
      Мы рассматривали блох))) Тоже любопытно.

      Удалить
  3. Оля, как интересно вы рассказали! И почему нам в школе не рассказывали, что так легко можно увидеть этих простейших?... К следующему празднику обязательно подарим детям микроскоп (а заодно и себе :) ) тем более, что эта идея уже давно посещает меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, я рада, что вам понравилась статья.
      И еще я больше радуюсь за ваших детей, ведь у них появится возможность познавать мир на практике!
      Надеюсь у меня в блоге вы найдете интересные заметки по части микроскопирования.

      Удалить
  4. Оля, и у нас для среднего внука (сейчас ему 9,5 лет) в прошлом году купили настоящий микроскоп с комплектом учебных примеров разных: и луковые пленки, и нога мухи, и ещё что-то там есть. Сын с внуком очень увлеклись пока все изучали, а сейчас немного остыли к этой науке - нет времени свободного. Думаю, что чтение ваших постов и рассказы про настоящие опыты пробудят новый интерес к экспериментам. Спасибо заранее. И с наступающим Новым Годом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бабочка Яночка, очень хорошо, что у ваших внуков есть микроскоп. Ко мне пришли шестиклассники в этом году, изучать биологию, но ни у кого на параллели не было домашнего микроскопа, некоторые в письмах к Деду Морозу попросили этот научный прибор. Буду рада, если мои посты вдохновят на исследование ваших внучат!

      Удалить
  5. Как, оказывается, просто разводить простейших))) Мы как раз прочитали книгу Охотники за микробами, одна беда только - микроскопа нет, но мы уже на него копим) Спасибо, Ольга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я очень рада за вас! Вы прочитали очень хорошую книгу. Моя мама подарила такую на день рождения своему однокласснику, и он стал доктором наук в области микробиологии, когда вырос.

      Удалить
  6. Оля, я так давно хочу микроскоп, детей уговариваю, а они особого интереса не проявляют, теперь поняла свою ошобку, надо купить не спрашивая, начать все исследовать и они, не смогут удержаться, присоединятся! Спасибо за такую интересную статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, очень рада, что вам пригодилось!
      И вы, абсолютно правы, они присоединяться.

      Удалить