Здравствуйте друзья!
Скоро наступает лето. Это пора активного соприкосновения с живой природой. Дети будут смотреть во все глаза, познавать, замечать, задавать вопросы.
И блог "Магия биологии" подготовился к лету по своему. Обновлением рубрики "Вопросы Василисы Премудрой".
Открывается станция "БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ", где у Ваших детей и воспитанников появилась возможность задать биологический вопрос.
Кроме того, я сделала для Вас небольшой подарок - сборник с неожиданными вопросами от шестилетней девочки Василисы, который можно скачать бесплатно на странице "БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ" или "МОИ ПРОЕКТЫ".
А в сообществе "Блоги мам", вышла моя статья "КАК ВОСПИТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ", которая посвящена важности работы с вопросами ребенка в том числе.
Рубрика обновляется не случайно. Она пронизана важным моим убеждением в необходимости дать ребенку свободу в познании мира. Есть слова, которые вплетаются в наше мировоззрение, становясь путеводной звездой.
Для меня такими словами стало высказывание Галины Анатольевны Соколовой. Гениального учителя-биолога, которая не только первая открыла биологические классы в СССР, но и создала свою биологическую станцию на Белом море "Наш дом". Ежегодно она вывозила туда детей и проводила вместе с ними исследования.
Однажды в одном из интервью у нее спросили о том, как ей удается добиваться удивительной дисциплины и организации от такой массы детей? На что она дала ответ, который навсегда поселился в моем сердце.
Интуитивно, я придерживаюсь разумной системы ненасилия в воспитании своего ребенка. Рамки, конечно, присутствуют, но более гибкие, на основе альтернативного выбора.
Передо мной возник вопрос: возможно ли воспитать успешность в ребенке? Где лежат истоки этого процесса? В моем семейном архиве есть интересная фотография. Сейчас, когда я смотрю на нее, мне кажется, что я смотрю на метафору формирования успеха. Предыстория фотографии такова: нам хотелось немного ограничить пространство передвижения сына, безопасной территорией. Мы попытались закрыть проход в коридор ко входной двери перегородкой, у нас не было там двери.
Как известно, входной коридор - это самая грязная часть дома, даже если вы беспрестанно в нем убираете. Там находится уличная обувь, которую не хотелось бы мыть после каждого выхода из квартиры, и вы просто протираете подошву влажной тряпкой. Там висит верхняя одежда, на которой может быть сосредоточено определенное количество опасных микробов. Люди заходят в это пространство с немытыми руками после проезда в общественном транспорте. ______ Подставьте свое обоснование))) Кроме того, из нашего коридора выходила дверь в совмещенный санузел.
Мне было необходимо больше находится на кухне, так как намечалось торжество. Мы соорудили перегородку в потенциально опасную зону, чтобы пока мама заходила на кухню, выпуская из вида на пару минут малыша, это не обернулось неприятной неожиданностью.
Новый предмет, в виде загородки, привлек внимание сына. Он стал его изучать, позабыв-позабросив все игрушки. Ему не понравилось его свойство - ограничивать свободу передвижения. И ребенок, решил отнестись к этой преграде, как к задаче.
В итоге, полуторогодовалый малыш ее разобрал. Это означало, что нужно было одновременно (!) открутить резьбу на двух трубках и вытащить из паза опору. Пока он был занят решением исследовательской задачи, я занималась кухней. Цель была достигнута, хотя и другим путем. Дети учат своих родителей гибкости в принятии ситуации.
В тот момент я поняла, что у ребенка заложено правильное отношение к преградам. Он рассматривает их как задачи, которые он в состоянии решить. Если бы я отгоняла его от этой перегородки, наказывала, запрещала, авторитетно давила, то формировала бы состояние вынужденной беспомощности.
Это фотография маленького успеха, исток для реки большей успешности. Это момент, когда я поняла, что состояние выученной беспомощности - это не про моего сына. И я на правильном пути. Базис заложен.
Сейчас сыну почти 16. Ему нравится процесс познания, он успешен в обучении и общении. Это, безусловно, мультифакторный результат, но я убеждена, что огромную роль сыграл фактор развития исследовательской способности в условиях свободы познания.
Я желаю Вам прекрасного лета, радости открытий и свободы творчества! Надеюсь, сборник Вам понравится и вдохновит записывать вопросы за Вашими детишками. Мне будет приятно узнать ваши отзывы на страничке "БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ" или "МОИ ПРОЕКТЫ".
Скоро наступает лето. Это пора активного соприкосновения с живой природой. Дети будут смотреть во все глаза, познавать, замечать, задавать вопросы.
И блог "Магия биологии" подготовился к лету по своему. Обновлением рубрики "Вопросы Василисы Премудрой".
Биосекретики для почемучки
Открывается станция "БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ", где у Ваших детей и воспитанников появилась возможность задать биологический вопрос.
Кроме того, я сделала для Вас небольшой подарок - сборник с неожиданными вопросами от шестилетней девочки Василисы, который можно скачать бесплатно на странице "БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ" или "МОИ ПРОЕКТЫ".
А в сообществе "Блоги мам", вышла моя статья "КАК ВОСПИТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ", которая посвящена важности работы с вопросами ребенка в том числе.
Свобода познания мира
Рубрика обновляется не случайно. Она пронизана важным моим убеждением в необходимости дать ребенку свободу в познании мира. Есть слова, которые вплетаются в наше мировоззрение, становясь путеводной звездой.
Для меня такими словами стало высказывание Галины Анатольевны Соколовой. Гениального учителя-биолога, которая не только первая открыла биологические классы в СССР, но и создала свою биологическую станцию на Белом море "Наш дом". Ежегодно она вывозила туда детей и проводила вместе с ними исследования.
Однажды в одном из интервью у нее спросили о том, как ей удается добиваться удивительной дисциплины и организации от такой массы детей? На что она дала ответ, который навсегда поселился в моем сердце.
«-Могу ответить иносказательно? Когда я стала заниматься эмбриологией, то увидела поразительную вещь. На каком-то этапе формируется такой шарик, клетки в нём начинают двигаться, складываются три зародышевых листка, получается очень сложная конструкция. И там очень точно всё происходит. Вот если – упаси Господь! – эти клетки сжать, тогда они перестают развиваться, и всё это замирает или может выродиться в жуткого урода, который жить не будет. Клетки едва касаются друг друга, и этого касания достаточно, чтобы понять, куда им двигаться дальше. Они могут развиваться только в состоянии свободы. Это всеобщий закон жизни. Если что-то стиснуто, оно не сможет жить.» Г. А. Соколова.По себе я знаю, что начинаю буквально задыхаться, когда попадаю в условия жесткой структуры. Жесткие тесные рамки - самый большой враг гениальности, познания, развития и творчества. Это деформация структуры личности ребенка, которая происходит в самом раннем детстве, благодаря усилиям родителей приучать детей к порядку в ключе насилия и ограничений. В результате возникает состояние выученной беспомощности (в статье для "БЛОГИ МАМ" я подробно рассказала, что это такое).
Интуитивно, я придерживаюсь разумной системы ненасилия в воспитании своего ребенка. Рамки, конечно, присутствуют, но более гибкие, на основе альтернативного выбора.
Возможно ли воспитать успешность в ребенке? - история одной фотографии, с далеко идущими выводами.
Передо мной возник вопрос: возможно ли воспитать успешность в ребенке? Где лежат истоки этого процесса? В моем семейном архиве есть интересная фотография. Сейчас, когда я смотрю на нее, мне кажется, что я смотрю на метафору формирования успеха. Предыстория фотографии такова: нам хотелось немного ограничить пространство передвижения сына, безопасной территорией. Мы попытались закрыть проход в коридор ко входной двери перегородкой, у нас не было там двери.
Как известно, входной коридор - это самая грязная часть дома, даже если вы беспрестанно в нем убираете. Там находится уличная обувь, которую не хотелось бы мыть после каждого выхода из квартиры, и вы просто протираете подошву влажной тряпкой. Там висит верхняя одежда, на которой может быть сосредоточено определенное количество опасных микробов. Люди заходят в это пространство с немытыми руками после проезда в общественном транспорте. ______ Подставьте свое обоснование))) Кроме того, из нашего коридора выходила дверь в совмещенный санузел.
Мне было необходимо больше находится на кухне, так как намечалось торжество. Мы соорудили перегородку в потенциально опасную зону, чтобы пока мама заходила на кухню, выпуская из вида на пару минут малыша, это не обернулось неприятной неожиданностью.
Новый предмет, в виде загородки, привлек внимание сына. Он стал его изучать, позабыв-позабросив все игрушки. Ему не понравилось его свойство - ограничивать свободу передвижения. И ребенок, решил отнестись к этой преграде, как к задаче.
В итоге, полуторогодовалый малыш ее разобрал. Это означало, что нужно было одновременно (!) открутить резьбу на двух трубках и вытащить из паза опору. Пока он был занят решением исследовательской задачи, я занималась кухней. Цель была достигнута, хотя и другим путем. Дети учат своих родителей гибкости в принятии ситуации.
В тот момент я поняла, что у ребенка заложено правильное отношение к преградам. Он рассматривает их как задачи, которые он в состоянии решить. Если бы я отгоняла его от этой перегородки, наказывала, запрещала, авторитетно давила, то формировала бы состояние вынужденной беспомощности.
Это фотография маленького успеха, исток для реки большей успешности. Это момент, когда я поняла, что состояние выученной беспомощности - это не про моего сына. И я на правильном пути. Базис заложен.
Сейчас сыну почти 16. Ему нравится процесс познания, он успешен в обучении и общении. Это, безусловно, мультифакторный результат, но я убеждена, что огромную роль сыграл фактор развития исследовательской способности в условиях свободы познания.
Я желаю Вам прекрасного лета, радости открытий и свободы творчества! Надеюсь, сборник Вам понравится и вдохновит записывать вопросы за Вашими детишками. Мне будет приятно узнать ваши отзывы на страничке "БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ" или "МОИ ПРОЕКТЫ".
Ольга!Какая замечательная фотография успеха Вашего сына! Как здорово, когда родители понимают как нужно мягко воспитать своего ребёнка сохраняя и оберегая его качества и желание познания!
ОтветитьУдалитьЖелаю удачи Вам в проекте!!Обязательно соберу вопросы своих девчонок!
Спасибо, Татьяна, за пожелания! Мне тоже нравится эта фотография.
УдалитьЯ буду ждать вопросов от Ваших девочек!
Ольга Александровна, Вы правильно воспитываете своего сына. Фактор успешности ребенка во многом зависит от воспитательной позиции родителей. Вы не ограничиваете познание мира.
ОтветитьУдалитьХороший летний проект!
Спасибо, Виктория Александровна! Ваше мнение как практикующего психолога для меня ценно. Вся жизнь с их успехами и проблемами детей проистекает из семьи. Надеюсь, что рубрика будет работать не только летом)))
УдалитьОтличный проект! Никогда бы не подумала, что стоит запоминать вопросы, но в этом году я их буду записывать))))
ОтветитьУдалитьСпасибо, ReadMam! Я очень хочу обратиться к Вам по имени, но не нашла его на Вашей странице.
УдалитьДа, за детьми надо записывать. И смешные истории, и слова, и вопросы. Это забывается со временем, если не записать. А когда записываешь - то это становится семейной летописью. И с годами ценность этого только растет.
Буду рада вопросам!
было интересно, Вы молодец
ОтветитьУдалитьСпасибо, Семён!
УдалитьОчень хороший и пример, и статья!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алёна! Рада, что понравилось!
УдалитьОльга Александровна, как интересно! Подпишусь и прочитаю статьи. Позже планирую купить для сына всякие книги про почему и потому (есть "Большая книга почемучек" и "Почемучки и потомучки" - как-то так).
ОтветитьУдалитьА насчет свободы я с Вами полностью согласна: на прогулке даю сыну возможность (хоть увы не всегда) познавать, трогать, изучать. А как иначе он поймет, что его окружает? Спасибо!
Спасибо, Светлана!
УдалитьБуду рада биологическим вопросам от Вашего сына.
Окружающая среда обладает большим потенциалом для развития, и чем она шире, тем более быстрыми темпами идет развитие.
Зададим обязательно, как только сможем! А то недавно сын пытался мелом нарисовать на червяке черточку)))
УдалитьЧервячки - очень привлекательны в изучении для ребенка)))
УдалитьБуду ждать интересные вопросы.
Оля, какая ты мудрая мама! Это очень-очень важно - давать свободу.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня!
УдалитьДа, свобода - это условие развития. И ты, как никто, это реализуешь в своих детях на полную катушку, потому так люблю твой блог.
Представила, как ребёнок затих, разбирая перегородку) Вспомнила несколько похожих случаев из детства своего сына) Спасибо, Ольга!)
ОтветитьУдалитьДа, Оксана! Затих)))
УдалитьГоворят самое страшное в доме где есть дети, когда внезапно наступает тишина))) Но на самом деле, это повод хватать фотоаппарат и снимать процесс.
Рада была вызвать улыбательные воспоминания)))
Большое спасибо за статью, возобновление рубрики и за ссылки!!! Отличный подарок!))))
ОтветитьУдалитьФото - прелесть)))))) Малыш и мама - молодцы :-) Познавательная история!!!
Женя, благодарю! Надеюсь сборник порадует и рубрика.
УдалитьПонемногу, блог становится печатным)))) пусть и на самиздате.
И я люблю это фото. Тогда фотоаппараты были еще пленочные, подумать только!Каждый раз улыбаюсь, когда смотрю на изображение.
А как без свободы познавать мир?)) Главное, все можно, если это безопасно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьАбсолютно согласна.
Спасибо, очень полезная информация! .. Я задумалась над вопросом свободы в воспитании, все же она должна быть разумной?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена!
УдалитьБезусловно, разумность - это наше все.
Не стоит путать свободу познания со вседозволенностью. Вседозволенность - это попустительский стиль воспитания, приводящий к весьма плачевным результатам.
Рамки нужны, но они должны быть гибкими, с альтернативой выбора для ребенка. Родитель должен находится рядом, мягко направлять, контролировать, но не подавлять. Это постоянный поиск золотой середины.
Родитель должен ненавязчиво объяснять, что в жизни нужно играть по правилам. Миссия всех игр с правилами - объяснить именно этот фактор. В садике, в школе, общественных местах - свои правила игры.
Спасибо!
УдалитьОля, спасибо! Действительно порой сложно сдержаться, запретить-то проще... А им столько всего нужно узнать, потрогать!
ОтветитьУдалитьИдем после дождя в сад, кругом просто вся дорога покрыта дождевыми червями, у нас так всегда после дождя почему -то. Ника с восторгом хватает то одного, то другого, Я ей - Ника, брось! А она - мама, но я же так люблю чевячков! Ну, договорились, что "чевячков" в сад не понесем - им домой надо.
Спасибо, Марина!
УдалитьКакой замечательный эпизод с червячками! И правильный подход в смещении акцента - червячкам домой надо)))
А в сборнике с вопросами как раз есть ответ на вопрос почему червячки появляются после дождя.
Ах, как правильно! Запреты - это для нас, воспитанных в соцсистеме очень характерно. А вот в Израиле дети в садике уже знают "у каждого есть СВОЕ мнение" (цитирую своего старшего внука в возрасте 5-ти лет). Вспоминаю рассказ воспитательницы из "вечерней русской школы", где детей готовили к первому классу. Она сетовала, что бабушек, сопровождающих своих чад, ей приходится выставлять из класса и запирать дверь, чтобы они не хватали своих внуков за руки и не подсказывали что и как им делать ПРАВИЛЬНО, а то и сами стремились написать за учеников ответы и выполнить задания. Вот так нас с детства "зашоривали": этого нельзя, это стыдно, так запрещено, не трогай - сломаешь...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Яна!
УдалитьДействительно, очень характерная картина.
Я еще захватила период, когда привязывали левшам их ведущую руку, чтобы переучить писать правой. Это ужасная вещь, когда работает прокрустово ложе системы.
Наши дети даны нам, чтобы воспитывать себя))) Чем раньше это понимаешь, тем лучше результат.
Здравствуйте Ольга Александровна! Познавательная и поучительная статья по воспи - танию - хороший пример из жизни. Думаю, что многие воспользуются. И я возьму себе на заметку как прием для внучки, когда она бывает наездами у меня. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Ивановна!
УдалитьСпасибо за отзыв! Рада, что нашли для себя полезное сведения в статье.
Ольга Александровна, сыночек у Вас какой светловолосый был!) А сейчас - брюнет, как мама?
ОтветитьУдалитьВопрос о свободе в воспитании всегда существовал, я - за разумную свободу, исключающую потенциальную опасность.Спасибо за Ваши мудрые размышления!
Да, Ольга Анатольевна, разумная свобода, с ориентацией на безопасность - это ключ в к успеху.
УдалитьА сын у меня сероглазый блондин. Конечно, волосы у него сейчас чуть темнее стали, но он светленький.