Здравствуйте, друзья!
ПС: Пока писала пост, в голову пришла идея новой настольной биологической игры для кружка, которая поможет показать все экологические связи в агроценозе на примере картофеля. Разобраться, кто друг картофелю, а кто враг. Как можно бороться с вредителями экологически чистыми методами, без применения пестицидов.
А что Вы увидели в проросших клубнях?
Пост родился неожиданно. Уборка на кухне выявила на дне коробки забытые клубни картофеля, которые сморщились и проросли. Но что ни клубень, то диковинный зверь или инопланетянин. Картошка - замечательный инструмент по развитию воображения взрослых и детей!
Как насчет того, чтобы поиграть в ассоциации? Приглашаю в картофельный театр с Кикиморой. Но прежде, посмотрите на фотографию проросших клубней и придумайте свою версию. Зовите детишек к экрану! Им тоже будет интересно. Пока с сыном рассматривали клубни, вдоволь насмеялись)))
КАРТОФЕЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ
(автор: Астраханцева О.А.)
В картонной коробке лежала картошка.
Она проросла и увяла немножко.
Хоть клубень на суп и пюре не годится,
Он может своими ростками гордится.
Вгляделся я клубень, в его ложноножки -
Вдруг вижу избушку! Исчезла картошка!
Перевернул - полетел пепелац.
Моргнул - и в руках у меня ананас.
В другой подувядшей проросшей картошке
Скрывается клещ пылевой толстоножка.
А в этой картошке - рогатый бычок,
Подставил фантазии мятый бочок.
К морю стремится стежка-дорожка,
Там на волнах резвится рыбешка,
Машет клешнею, приветствует краб,
Боком ползет - краб слегка косолап.
Клубень лежит у меня на ладошке,
В остров морской превратилась картошка.
Накрыла меня сомнения тень,
Когда пригляделся. Ведь это олень!
В картонной коробке лежала картошка,
Она проросла и увяла немножко.
Хоть клубни на суп и пюре не годились,
В картофельный театр они превратились.
Пора посмотреть как чувствует себя весенний картофель в ваших закромах. Если у него пока не появились ростки, можно поместить клубни с глазками на пару недель в закрытую картонную коробку, в теплое место, а потом посмотреть, что с ним стало. Порассуждайте с детьми почему картофель стал вялым, почему его размер уменьшился.
Картошку в реальности можно разрисовать маркером, использовать зубочистки и кнопки. Подскажите ребенку, что картошину можно крутить-вертеть, поворачивать в пространстве для поиска ассоциаций.
Или скачайте изображения клубней без преображения, и дайте ребенку порисовать в компьютерной программе, перевести образ в картинку. Это отличное развитие ВИЗУАЛЬНОГО АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Почему картошка нам нравится на вкус?
Картофель имеет большое значение в питании современного человека. Он вызывает ощущение сытости, поэтому клубни добавляют в похлебку и супы. А сколько радости доставляет детям печеная в костре картошка! И картофель - чемпион по содержанию крахмала в продуктах. Поэтому он делает супы наваристыми густыми, добавляет питательную вязкость. Но и это еще не все. Совсем недавно произошла научная революция в оценке вкуса.
Раньше выделяли лишь 4 вкуса - сладкий, горький, соленый и кислый, считая остальные оттенки лишь их комбинацией. Но в 2009 году выделили еще и белковый вкус, который мы ощущаем в рыбе, мясе, яйцах. А в конце 2016 года почти открыт шестой вкус - крахмальный или мучной, характерный для сложных углеводов. Почему почти? Потому что пока еще проводятся исследования и нарабатывается доказательная база. Для полного насыщения нам необходимо ощущать всю гамму вкусов.
Научные развлечения и игры с картофелем
Картофель можно разнообразно использовать в игре и творчестве с детьми. Вырезать из него печати-штампы, изучать наличие крахмала в клубне, устраивать фокусы с окрашиванием бумаги, игру в детективов.
Чтобы сделать фокус с окрашиваем, возьмите белую акварельную бумагу и заранее, чтобы ребенок не видел, на половину бумаги нанесите раствор крахмала, с помощью ватной палочки. Подсушите.
На глазах ребенка разрежьте лист пополам. Себе оставьте крахмальную часть, а ребенку отдайте - необработанную. Разведите в воде немного аптечного йода, вручите кисточку, и попросите покрасить раствором бумагу. Скажите, что знаете секретные слова, которые превращают раствор йода в чернила, произнесите "Фокус-хокус-покус!" и дайте ему вторую половинку, пусть он порисует раствором снова. Конечно, это будет восприниматься ребенком как чудо, но вы все же постарайтесь открыть ему секрет фокуса, ведь он кроется в науке.
Все дело в том, что крахмал при реакции с йодом всегда дает синее окрашивание. Это в химии называется КАЧЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИЕЙ. С помощью этой реакции можно узнать СОЗРЕЛ ПЛОД или нет, не подмешал ли недобросовестный производитель крахмал в томатную пасту или кетчуп. Но самое главное, важно объяснить ребенку, что знания - это сила! И что иногда люди пытаются обманывать других с помощью якобы чудес, используя фокусы, с целью наживы, манипуляции. Если много знаешь, то тебя будет очень трудно обмануть. Только так можно стать настоящим детективом, Шерлоком Холмсом. Смело отправляйтесь теперь на кухню играть в детективов и искать крахмал в продуктах.
Игра в настоящую картошку
Если вы отправились на природу, и не прихватили с собой мяч, можно поиграть настоящей картошкой в "Картошку". Только правила будут немного другими.
Во-первых, стоит поговорить о том, что картошку нельзя бросать в человека с силой. Картошку выбирают маленькую, подбрасывают высоко вверх, выкрикивая имя человека, который должен ее поймать.
Во-вторых, круг делается свободным и очень разреженным. Дети стоят друг от друга далеко.
В-третьих, картошку нельзя ронять на землю, если такое случилось, то человек должен сделать за пределы круга три шага назад.
В-четвертых, у человека поймавшего картошку, есть только три секунды, чтобы вновь подбросить ее и выкрикнуть имя. Если дети пока знают друг друга недостаточно, это позволит, быстрее запомнить имена. Если картошку передержали, то человек получил ожог ладошек и делает за пределы круга 6 шагов назад. Его имя нельзя выкрикивать ближайшие 3 раза.
В-пятых, дети перемещаться из круга могут только при ловле картошки, и при ошибках. Выигрывает тот, кто остается в круге, когда звучит сигнал, или истекает время. Или тот, кто уронил меньше всего картошек.
Игра "Гусеница", эволюция и вариационный картофельный ряд
Это задание на сортировку. И это не просто игра, а настоящее исследование. Расположите картофель по размеру в линию от самого большого до самого маленького, чтобы получилась "гусеница".
У меня получилась ВОЛОСАТАЯ ГУСЕНИЦА)) |
Условно разделите ряд на категории: самые большие клубни, больше среднего, средние, меньше среднего и маленькие. А теперь посчитайте, сколько у вас клубней в каждой категории. Для детей постарше можно усложнить задачу, добавив условие, измерить размер в сантиметрах, тогда разделение на группы будут еще точнее. Тогда получится. что 15 см - 1 картошка, 10 см - 2, 8 см - 4 и т. д.
Если картошин было много, то должна выявится закономерность: средних - больше всего, а больших и маленьких - меньше всего. Это правило вариационного ряда количественного признака, в случае картофеля - размера. Это правило гласит, что легче всего в группе выживают особи со средним показанием признака. Это механизм стабилизирующего отбора, который работает при постоянстве условий окружающей среды.
ПС: Для группового соревнования малышей, можно использовать составление картофельной гусеницы на время, и не вдаваться в подробности эволюции.
Опыт с проросшим картофелем
И последняя рекомендация для маленьких дачников на сегодня. Можно провести опыт и высадить проросший вялый картофель, и обычный с небольшими глазками рядом. Можно еще проверить вырастет ли что-то, если закопать не клубень, а только росток, отломив его.
Одинаково ухаживать за растениями, и наблюдать будут ли отличия в росте, сроках цветения, урожае. На основе наблюдений сделать вывод.
ПС: Пока писала пост, в голову пришла идея новой настольной биологической игры для кружка, которая поможет показать все экологические связи в агроценозе на примере картофеля. Разобраться, кто друг картофелю, а кто враг. Как можно бороться с вредителями экологически чистыми методами, без применения пестицидов.
А что Вы увидели в проросших клубнях?
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Поддержите "Магию биологии", рассказав о ней юным натуралистам. Желаю радости открытий!
Оля, умеешь же ты видеть необычное в обычном! Замечательнейшее качество! А я там где клещ - черепаху увидела!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина! Наш мир полон чудес))) Я их люблю рассматривать.
УдалитьДа, правда, там черепашка!
Такие интересные необычные игры, прелесть! Пепелац очень порадовал))) как и все остальное. Сплошная польза - еще и советы огородникам. Спасибо за статью, Ольга!
ОтветитьУдалитьЕлена, благодарю!
УдалитьПепелац - мой любимчик))
Как же это увлекательно! Спасибо, Ольга Александровна
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Мы с сынком, когда корявые клубни разглядывали - вдоволь посмеялись)))
УдалитьВот точно: надо полазить в подвале - уверена, что там найдутся экземпляры для творчества. :))) Очень понравился материал! Век живи - век учись!:)
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо!
УдалитьДа, весенняя картошка - чудесный материал для творчества)))
Оля, невероятно классная подборка! Я в восторге! Все игры-занятия беру на заметку! Супер, большое спасибо!
ОтветитьУдалитьАня, спасибо! Картошка для нашего человека, не только второй хлеб, но и часть культуры. И как люди раньше без нее жили)))
Удалить