Здравствуйте, друзья!
Когда надо делать перерыв на беготню? Дети сами это подскажут. Уровень внимания у них невысокий. Два блока - максимум, потом перерыв. Когда звенит звонок - выпускать продленку в коридор, поучаствовать во всеобщем безобразии. Одного занятия было достаточно, чтобы понять цикл смены фаз.
Теперь у меня есть целая коллекция физминуток с совершенно обворожительным десятиногим ракообразным, роль которого на занятиях зоологией играет пальчиковый Краб Дромия из истории БиоТОПа "ПОЧЕМУ ЛЕС НАЗЫВАЮТ ПРИРОДНОЙ ГУБКОЙ?"
В этом году у меня совершенно новый опыт в педагогической практике. Я работаю с первоклассниками в рамках кружка. Для меня, привыкшей к высокому темпу работы, плотности и интеллектуальной сложности материала - это неизведанная территория. Нужна значительная адаптация зоологической науки и много воздуха движения. Приходится вспоминать, что любил делать сын в семилетнем возрасте. Курсивом я выделила свои ремарки и наблюдения.
Часть первая. Буквы разные писать...
Для начала ввожу элементы квеста по поиску букв. Каждый ребенок нашел свою буковку. Буквы внутри пустые и некрасивые, поэтому их нужно раскрасить. Так решают ребята. Возле буковок стоят цифры. Интересно зачем? Ребята догадливые, бегут составлять из них слово.
И получается слово "зоология". Что же оно означает? Дети вспоминают про зоопарк. Это что-то связанное с животными! Конечно. Вот и первое открытие.
Записываем в тетради "Зоология - наука о животных". Это оказалось непросто. "Жи-Ши" не у всех "написалось" правильно, и буквы кое-где потерялись... А я понимаю, что, под запись буду давать только названия животных. А еще буду отрабатывать и базовые навыки чтения, счета.
Часть вторая. Кто такие животные?
Показываю картинку детям, прошу назвать животных, нет ли кого-то лишнего среди них, кто животным не является. Из изображений дети исключили человека, муравья, простейших, актинию, морской гребешок, червяка. А еще динозавра, поскольку он уже вымер.
Как я и полагала, объем понятия "животные" сформирован не полно. Ведь на рисунке изображены исключительно животные! За исключением ветки, на которой сидит попугай, и рюкзака у человека. Обсуждаем. Понятие "животные" не равно понятиям "звери", "позвоночные".
Вот и второе открытие - "Человек - тоже животное!". А еще и третье - животные бывают одноклеточные, маленькие настолько, что можно их увидеть только в микроскоп. Их называют "простейшие". Ага, как будем со старшими кружковцами изучать простейших, покажу их в микроскопе и малышам.
В этом блоке, мне удалось даже объяснить ребятам, что такое симметрия, с помощью зеркальца. И они узнали, что животных делят на животных с двойной симметрией и лучевой.
Часть третья. Перерыв на беготню
"Если преступность неизбежна, то пусть она хотя бы будет организованной."
(о гильдиях Анк-Морпорка) Т. Пратчетт "К оружию! К оружию!"Когда надо делать перерыв на беготню? Дети сами это подскажут. Уровень внимания у них невысокий. Два блока - максимум, потом перерыв. Когда звенит звонок - выпускать продленку в коридор, поучаствовать во всеобщем безобразии. Одного занятия было достаточно, чтобы понять цикл смены фаз.
Теперь у меня есть целая коллекция физминуток с совершенно обворожительным десятиногим ракообразным, роль которого на занятиях зоологией играет пальчиковый Краб Дромия из истории БиоТОПа "ПОЧЕМУ ЛЕС НАЗЫВАЮТ ПРИРОДНОЙ ГУБКОЙ?"
Радуюсь, что Крабик Дромия дюже похож на персонажа из ролика канала Капитана Краба. Поскольку ролики чудо как хороши! Очень рекомендую их для физминуток.
Часть четвертая. Рисунок-исследование "Мое любимое животное"
Дальше по плану - творчество. Прошу нарисовать детей их любимое животное. Но пока не говорю им, что по результатам рисования будет небольшое исследование. Рабочая гипотеза: дети нарисуют тех животных, с которыми соприкасались в реальной жизни, то есть домашние животные будут в приоритете.
Покажу лишь часть рисунков животных:
Хомяк, павлин, кошки, лев, попугай,волк, ёжик.
Змея, пчела, кошки, собаки, кашалот. |
Кролик, хомяки, петух, кошки, собака, змея. |
Собственно, с учетом остальных работ, гипотеза подтвердилась. На первом месте - кошка, на втором - собака, на третьем - хомяк. С подобного анализа рисунков я и начинаю следующее занятие. Будем учится с первоклашками понимать что такое гипотеза, и почему нужно все посчитать, чтобы гипотезу проверить. Чтобы привить вкус к исследованию, как к чему-то интересному, начинать надо с любимых вещей.
Сурикат отмечен звездочкой, в подсчете не учитывался |
Часть пятая. Поделиться личным
Далее, мне пришлось быть готовой отвечать на вопрос: "А какое у Вас любимое животное?". Познакомила детей со своим любимым животным - сурикатом. Показала про этих забавных мангустов небольшое видео.
Пришлось ответить, и на другой вопрос "Почему я люблю сурикатов?". Я люблю умных, ловких, сообразительных, веселых, любопытных, общительных, быстрых и смелых зверьков. Потом последовал закономерный вопрос: "А у Вас дома живет сурикат?".
И да, и нет. Я познакомила ребят с пальчиковым Сурикатиком.
Дети выстроились в очередь, чтобы погладить игрушку, словно она живая. А мне подумалось, что Сурикатик так часто мелькает в блоге, что стал почти настоящим...
Сурикатик, после презентации, снискал отдельных изображений в рисунках, перекочевав в разряд тоже любимых.
Сурикат, кошка, собаки, попугай |
У меня к Вам тоже есть вопрос, мои читатели, к тем, у кого сейчас семилетние дети. Что нравится им делать? Какие интеллектуальные игры у них работают?
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях, расскажите про "Магию биологии" хорошим людям. Желаю радости открытий!
Здравствуйте, Ольга!
ОтветитьУдалитьОтсутствие элементарных биологических знаний не только у детей, но и у взрослых – настоящая беда. Что говорить о семилетних, когда даже взрослый дядька удивляется, когда узнаёт, что черви или птицы – тоже животные. Ещё и спорит порой. (В таких случаях приходится уточнять, если птица – не животное, то, может, растение?) Каша в головах невообразимая. То, что заяц – зверь, повергает многих в изумление. Чаще всего смешивают животных со зверями, а зверей - с отрядом хищных. А уж то, что человек – это животное, для некоторых звучит, как прямое оскорбление. Даже не догадываются, что альтернатива – растение, бактерия или гриб, ничем не лучше для раздутого самомнения…
Если первоклассники благодаря Вам перестанут путаться в базовых понятиях – это огромный шаг вперёд! Уже ради одного этого стоило организовать такое занятие.
В семь лет мне нравилось играть в школу… И в путешествия, в духе Жюля Верна. Открытия, поиск неведомых стран, редких невиданных зверей... Погружение под воду на большие глубины, спуск в мрак пещер... Но вот что сейчас любят делать семилетние дети – не знаю…
А моё любимое животное – коала!
Здравствуйте, Анатолий!
УдалитьСпасибо за отзыв!
Да, Вы правы, приходится сталкиваться и с таким пониманием и у взрослых людей)))
Работа с первоклассниками у меня теперь постоянная, занятия будут с элементами игры.
Мне кажется, сегодняшние дети другие. Они очень отличаются от моего сына, и уж тем более от нашего поколения)))
Чтение книжки перед сном - было нашим ритуалом с сыном. А нынешние первоклассники признались, что не читают книг с родителями или сами, а смотрят мультики, за исключением небольшой части. Жюль Верн - это для них сильно на вырост))) Не каждый сегодняшний 6-классник знает это имя, что очень жаль.
Коала - чудесное животное, я его тоже обожаю. Но вот как-то пальчикового варианта я пошить не удосужилась))) Не было пока вопроса от почемучек, чтобы вписать в него коалу.
УдалитьВеликолепный опыт! И прекрасный урок. Вспомнила, что в семь лет мне нравилось собирать всякие листики и делать гербарии( хотя это уже не зоология). И жутко боялась всяких жуков, пауковч и червяков... Любимое животное- енот))) Удачи, Оленька!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аленький!
УдалитьЛистики, конечно, тоже будут. Будем их превращать в рыбок, буквально на следующем занятии.
Енотики мне тоже нравятся. У них очень ловкие лапочки. Если нужно ободрать все обои, нужно пригласить в дом енота))))
Оля, читала и улыбалась), близко всё. И физминутки, и мои включения всего во всё (счёт и слова), и предлагать писать мало, поэтому наши дневники на 80% заполнены моей рукой, и то, что Сурикат, конечно, живой. Неужели так будет не всегда..
ОтветитьУдалитьСпросила Лёву - у него любимое животное - красный волк (?) оказывается..
Интересуется сейчас только шахматами и компьютерными играми, которых минимум и не по моей инициативе. И на это времени не хватает, домашние задания выполняем очень долго. Но исследования-наблюдения в своей манере, но ценит. Выбрал для проекта тему "Насекомые", удивил несказанно!! Буду твои посты с насекомыми изучать).
На днях устроили короткое заседание исследовательского клуба, чтобы выяснить чем лягушки от жаб отличаются, это было домашнее задание по окружающему миру, получилось хорошо)
Катя, спасибо!
УдалитьКак здорово, что вы играете в исследования.
Лёва - очень вдумчивый ребенок. Насекомыми он интересовался и в БиоТОПе)))
Шахматы у нас в школе тоже есть. Дети ходят играть с хорошим человеком Надеждой Ивановной, которая уже давно на пенсии, но школу не забывает.А потом прихожу я))) Пока не пробовала игру-настолку, для 10 первоклассников. Думаю, будут ли играть? Кто-то в занятиях участвует с удовольствием, а кто-то не активен. Но я не хочу заставлять. Главное другим, чтобы не мешали познавать.
Красных волков видела в Новосибирском зоопарке. Они длинноногие с пушистыми хвостами.
Он же боится их, насекомых и пауков, и всяких ползучек. Но как и всегда старается страшное изучить, прожить, понять. И всё-таки я не ожидала, что сам назовёт такую тему!
ОтветитьУдалитьА про красных волков вот от Лёвы сейчас узнала)), думала, он выдумал, но ребёнок объяснил).
Ещё спросила, что он хотел бы исследовать и получила ответ - вулканы и травы как мандрагора!)
Как мне нравится ваша школа, Оля! И ты у них есть, и шахматы! Прямо мечта).
Спасибо!
Да, Катя, у нас хорошая школа. Одна из лучших в городе.
УдалитьВулканы - здорово. Можно сделать модель и с помощью лимонной кислоты, красителя и соды устроить извержение из жерла)))
Да, это было одним из событий на Лёвин день рождения). Делала гору из бутылки и солёного теста, теперь у нас есть вулкан)
УдалитьМандрагора - тоже интересно. Ядовитое, лекарственное, волшебное растение. Мифологическое и алхимическое))) И столько подобных растений вокруг. Я даже на такую тему думала делать заезд экологической экспедиции для детей. А потом остановилась на драконах.
УдалитьПравда, интересно! Всё интересно, и драконы, и мандрагоры), если вдруг появится такая тема у тебя, то мы будем рады). А пока надо Лёве прочитать про это растение, не помню, обсуждали ли мы его как-то иначе, кроме как волшебное растение..
УдалитьОля, я хочу к вам на занятия! Это так здорово. В школе мне биология не нравилась совершенно. И сейчас понимаю,что скорее всего из-за скучной подачи материала. Учительница стеснялась говорить даже о размножении майских жуков, что уж там про все остальное. В общем, пепвоклашком повезло,столько интересного их ждёт. У меня пока не семилетки. Но животных очень любят. С Варей, ей 5 мы любим книги читать,разные поделки делать,узнавать о повадках животных,а потом переносить эти знания в активные игры. Например, рассказывала им про горностаев.
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо!
УдалитьУ меня тоже были скучные уроки биологии в школе)))
Да, поделки обязательно будут и у нас на занятиях, творчество и модели тоже. Дети подвижные, как ртуть, на месте их удержать не выходит)))
Здравствуйте, Ольга Александровна!Однажды с ребятами реализовывала проект "Кого бы я хотел защитить?" Детьми были выбраны разные объекты, а из животных белый медведь, крокодил, леопард, собаки, змея. А я, с недавних пор, восхищаюсь жирафами!
ОтветитьУдалитьИз интеллектуальных игр предпочтения отдают играм типа "Танграм", "Колумбово яйцо", "Листик" и т.д
Приветствую, Нелли Анатольевна!
УдалитьСпасибо за отзыв. Жирафы уникальные животные.
Спасибо за подсказку. Танграм и Колумбово яйцо - это функционально, попробую использовать.
Оля, прими очередную порцию моих искренних восхищений! Работа учителя - это подвиг, а уж такого учителя как ты - тут надо орден и памятник сразу при жизни давать! А уж учить биологии малышей первоклашек!
ОтветитьУдалить...Показала картинку с животными своим девчонкам - порадовалась! Они почти всех животных правильно назвали, не забыв и человека! Засомневались с актинией - уж больно на цветочек похожа!:)
Марго сказала, что у нее любимое животное - хамелеон:"хоть он и относится к диким животным, но я бы его мухами кормила ..." Заодно посмотрели и выяснили, что хамелеону не мухи, а тараканы нужны ;)
А Никин любимей - собака, и не любая, а йоркширский терьер, она уже несколько месяцев им бредит... Ох, боюсь, Йорк у нас все же появится...
Мы пока еще не школьники... Но Марго 6 с половиной. Очень любит выполнять задания, и чтобы по правилам! Вообще сейчас для нее важным стало соблюдение правил! Сейчас в ИГ в тыква-марафоне участвуем, так когда задания выполняем, Ника пытается сделать по своему, а Марго чаще скрупулезно следует инструкциям!
УдалитьМарина, спасибо!
УдалитьМолодцы девочки!
Да, дети все разные. Кто-то хочет создавать свое, а кто-то любит следовать инструкции. Я разную деятельность запланировала. Будут у меня и такие задания - с лабиринтом по клеточкам, и раскраской по номерам.
Я больше на Нику была похожа))) Да и собственно, почему была?))))
Я тоже обожаю кошек! Веду даже блог - Блог Кота Васьки!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьКотики - самые любимые зверики у первоклассников. Они лидируют в сердцах и списках.
Читаю, когда есть время про ваших котеек.
Здравствуйте, Ольга) У меня сын первоклассник) с интересом читаю Ваш блог) ждём следующих постов😊😊
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Юлия!
УдалитьРада, что находите блог интересным!
Благодарю.
Ольга, как же здорово, что Вы пошли со своей наукой к малышам! Давно этого ждала, если честно :) И получается у вас так же прекрасно, как и с детьми постарше, и также познавательно, хотя представляю, как непривычно! Дети в таком возрасте еще трудно сосредотачиваются, и требуют частой смены деятельности. А любят, конечно, играть, прыгать, рисовать, играть в карточные игры, любят различные "фокусы" и т.д.
ОтветитьУдалитьКапитан Краб просто прекрасный, и ролики у него хорошие! Удачи Вам!
Алёна, спасибо за отзыв!
УдалитьДа, точно, дети семилетки - особый опыт для меня.
Карточные игры обязательно попробую. Про фокусы тоже думала, как сделать это на поделках, по крайней мере хомяк будет у меня с секретом)))
Огромная благодарность за Ваш блог! Вы показали пример, как просто, в диалоге можно дать детям тему животных, не превращая занятие в сухую лекцию!
ОтветитьУдалитьАлёна, здравствуйте!
УдалитьБольшое спасибо за отзыв!
Да, эвристическая беседа - это очень важный навык. Правильно заданные вопросы, помогают ребенку делать самостоятельные открытия.
не знаю, знакомы ли Вы с ТРИЗ-педагогикой, я только начала её изучать, но подход к занятию -очень похож. Рада с Вами познакомиться!
УдалитьЗдравствуйте, Алена!
УдалитьТРИЗ использую в том числе на своих занятиях. Очень хорошая штука. Есть еще более адаптированный метод - ПРИЗ - https://biomagic27.blogspot.com/2016/12/blog-post-kak-reshat-issledovatelskie-zadachi.html - посмотрите в этом посте.
Но это занятие - классическое исследование с выдвижением гипотезы и ее отработки.
Спасибо! Рада Вам!
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьАлёна, вероятно случайно удалила вопрос в комментарий, но он пришел на почту. Я его восстановлю и отвечу.
Удалить"Спасибо! Есть еще вопрос: у вас на картинке с животными есть в правом нижнем углу, как понимаю одноклеточные или простейшие. Увидела на полях интернета, что простейшие выделяют в отдельное царство и еще появились новые царства, кроме грибов, растений животных, бактерий. Вопрос к вам, как к биологу, так ли это?"
Наука систематика не стоит на месте и развивается. Существует несколько подходов в делении живого мира на царства. В одном из них простейшие получили статус подцарства, а в другом их стали относить со всеми одноклеточными ядерными организмами в парафилетическую группу Протисты.
Парафилетическая группа пренебрегает генетическим родством, то есть в эту группу вошли одноклеточные растения, животные и грибы. Группа носит условный характер по значительному морфологическому признаку. Иногда парафилетическую группу называют царством, отсюда есть некоторая путаница.
Есть еще один подход, когда простейших рассматривают как полифилетическую группу протистов с гетеротрофным питанием(готовыми органическими веществами). Полифилетическую группу еще чаще называют царством, однако, это тоже сборный таксон.
Пока в научном мире творится некоторая недосказанность, мы изучаем простейших в более классическом формате, относя их к подцарству Одноклеточных животных, хотя, конечно, с ними все сложнее. Они совсем непростые эти простейшие.