Здравствуйте, друзья!
19 апреля в нашем лицее прошел День науки. Он проходит всегда по отдельному расписанию. Если вы давно читаете мой блог, то знаете мое пристрастие к БИОМОДЕЛИРОВАНИЮ. В этом году мы с ребятами, посещающими мой авторский спецкурс, сделали формат коридорного интерактивного музея "Тайны простейших". По многочисленным просьбам коллег, делюсь закулисьем процесса, как это было сделано.
Этап 1. Подготовка моделей
Теория - начало всякой практики. Нужно было изучить строение, нрав и жизнь простейших животных. Для изучения строения мы взяли простое биомоделирование-сборку, где создавая каждую часть, мы называли ее и наделяли ролью-функцией. И было нам нужно всего-то скотч, ножницы, нитки, цветная бумага и трафареты простейших для обводки. Модель получается объемная. Эта идея моделирования - моя разработка, специально для игрового спецкурса.
А уж изучение нравов простейших, мы делали через тайны. Например, вот ТАЙНА КРОВАВОГО ДОЖДЯ И СНЕГА, о котором уже рассказывала на страницах блога.
1. Ребята выбирали простейших, чьи модели они бы хотели сделать.
2. Затем изучали внешний вид (морфологию), их способы передвижения. Смотрели видео.
3. Далее разрабатывалась модель и выбирались материалы для нее из вторичного сырья.
Модель трипаносомы, вызывающей сонную болезнь |
4. У нас был пакет-копилка с пластиковыми бутылками, крышками, упаковками. Ребята брали основу в копилке, а если модель требовала специальных материалов, приносили их из дома. Кроме всего прочего, в доступе был скотч всех мастей, толстые нитки, пластилин, клей-пистолет.
5. Для единой коллекции музея, мы остановились на черном фоне для образцов.
6. Затем модели изготавливались, в соответствии с задумкой автора, и монтировались на черный картон.
Этап 2. Зашифровка тайн и ответов
Следующий этап - это подготовка тайн и ответов к ним в QR - кодах на сайте генераторе - http://qrcoder.ru/. Мы шифровали текст. И в этом была наша ошибка. Оказалось, что не все программы сканирования QR - кодов считывают тексты более 32 слов. Возможно, стоило бы кодировать текст, как картинку. Хотя и здесь было бы невозможно предсказать читаемость. В следующий раз вопрос будем писать словами.
Чтобы не путать между собой ответы и вопросы, мы распечатывали их на полях разного цвета, разного размера. Вопросы были на оранжевом поле, а ответы на розовом.
Одна из стадий малярийного плазмодия (мерозоит) из перегоревшей лампочки |
Этап 3. Составление цепочек маршрута
Вопросы мы размещали на первом этаже, на дверях учебных кабинетов. Ответы на - втором, а модели - на третьем этаже. Чтобы разгадать тайну, нужно было построить цепочку "Вопрос - ответ - модель". У нас было 11 тайн, поэтому мы построили 11 цепочек движения.
Модель дизентерийной амёбы |
Возле каждого кода мы размещали загадку/шараду/задачку решение, которой приводило к номеру кабинета, где располагалось искомое звено. То есть, нам нужно было зашифровать 22 перехода. 11 заданий для перехода с первого на второй этаж к ответам и 11 заданий для перехода со второго на третий этаж к моделям.
Цепочки мы выписали в таблицу, которая затем легла в основу маршрутных листов.
Этап 4. Развеска и навигация
Следующим этапом стала развеска моделей простейших и кодов с заданиями по этажам. Чтобы не перепутать коды и места, мы все точки развески подписали с обратной стороны.
Инфузории: трубач и дидиний |
Некоторые модели оказались слишком тяжелыми, падали. Двойной скотч не удерживал объекты на картоне. Пришлось их в процессе подклеивать термопистолетом. Мы сделали вывод, что при монтаже моделей на картон необходимо обязательно использовать термопистолет с клеем и леску для крепежа крупных деталей с помощью иглы.
Снежная хламидомонада |
При изготовлении моделей, необходимо стараться сделать их легкими. А так, у нас отвалился гематококкус и сгинул в пучине коридоров. Остался лишь пустой черный фон...
Для удобства передвижения по цепочкам, мы сделали маршрутные листы. Их можно было взять на вахте в свободном доступе.
Для получения обратной связи, на третьем этаже, разместили ватман, к которому прикрепили на толстых нитях фломастеры, чтобы дети могли оставить отзывы.
Жгутиконосцы из кишечника термитов |
Затем пробежались вместе по маршрутному листу. У нас все сработало. Но позже мы убедились, что некоторые приложения по сканированию кодов в телефонах ребят никуда не годятся. И работают только на ограниченное количество знаков. И картинки не считывают.
Но наши лицеисты вышли из положения - передвигались маленькими группками за тем, у кого был хороший сканер кода.
Этап 5. Запуск
Этот этап я прошляпила. Потому что проводила МК по микроскопированию для 9 классов, и не могла отлучится от процесса, чтобы понаблюдать за реакцией посетителей музея. Поэтому, весь основной ажиотаж, я пропустила. Но сделала 9 классу рекламу, чтобы они прошлись по музею. А они мне в ответ: "А мы уже! Прикольно!" А тайна, которая зацепила - про амёбу-мозгоеда. И вот именно ее фотографии не получились...
Но все же мне удалось застать группы интересующихся лицеистов, которые, как и я, были заняты с начала дня. Им я показала один секрет - у простейшего ночесветки, если нажать на кнопочку внутри, загорается фонарик. О пасхалочке знали по секрету только те, кто ходил на спецкурс.
Подкрадываюсь к ватману с отзывами, на нем группа шестиклассников что-то приписывают. Читаю, что понаписали. Некоторые отзывы были не лишены юмора, как то: "Спаси и сохрани!". А ведь верно. Многие простейшие могут убить человека или изуродовать его. Но врага надо знать в лицо, и мы теперь знаем. Вот еще плюсик в пользу того, чтобы заниматься биологией.
Лейшмания, паразит, вызывающий пендинскую язву |
Резюме: такое мероприятие масштабно, оно требует длительной и основательной подготовки, координации и вовлечения большого количества участников. Может быть использовано как форма зачета на спецкурсах, как альтернатива - тематическим выставкам, как вариант оформления к методическим неделям.
Если проводить тип коридорного музея в системе, можно активизировать познавательную и организационную деятельность, как тех ребят, кто участвует в подготовке, так и тех, кто отгадывает.
К примеру, возмущенный отзыв, об отвалившемся гематококкусе. "А где гематококкус? Пришлось искать изображение в Интернете!"
ПС: Если Вы будете пользоваться моим материалом, не забудьте упомянуть мое авторство и сделать активную ссылку на статью.
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях, расскажите про "Магию биологии" хорошим людям. Желаю радости открытий!
Очень здорово! А самое главное - наглядно и интересно для ребят!
ОтветитьУдалитьЕкатерина, спасибо!
УдалитьДа, это действительно интересно. причем, для тех, кто создавал тоже. Многие ребята участвовали на каком-то из этапов, и им было неожиданно увидеть всю картину целиком.
Оля, вот это масштабы! на три этажа! Супер! Очень понравились объемные модели, и то, что сделаны они из подручных материалов!
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо!
УдалитьДа, мы не привыкли мелочиться))) И решили невидимое сделать хорошо видимым)))
Все идет в ход. Браво, Ольга Александровна. У Вас на все 100 получается увлечь детей
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо!
УдалитьПока самой интересно, интересно и детям.
Боже, какой творческий подход! Оля, Вы - волшебница, таких - единицы!!! Каждый раз восторгаюсь идеям, поиску, новым решениям задач, на уже известные ответы. Вот бы все учителя были такие креативные.
ОтветитьУдалитьу сына в гимназии есть любимый учитель химии - молодой мужчина; сын все время о нем рассказывает, и о нем, и о химии. О других предметах реже...
Жанна, спасибо!
УдалитьРоль личности в истории никто не отменял))) Обучение - это же отношения. Учителя с учеником, ученика с учителем, учителя с предметом , ученика с предметом. Если у учителя в отношениях с предметом любовь, то оно переползает к детям, как этакая хорошая зараза)))) А я свой предмет дюже как люблю и планету. У детей нет ни шанса укрыться от такого натиска)))
Шучу, конечно. Но соглашусь, хорошо, когда на пути встречается Учитель.