Здравствуйте, друзья!
Вернулась из традиционной поездки на БУХТАРМУ. Гвоздем поездки стали ночные наблюдения. Мы с сыном испытывали фонари с УФ и красным светом. А еще на вершине горы, в ночи, натянули белую простыню. С подсветкой, она парила над ландшафтом, как дикое "симпатишное" приведение.
Издалека, в ночи, для непосвященных - зрелище жутковатое. Однако, мы не глумились над неокрепшей психикой, а проводили энтомологические наблюдения в горно-степном ландшафте, с ленточным сосновым бором.
О странности методов энтомологических исследований
"Вечером Рустам натягивает на двух шестах простыню, надевает темные очки, включает ультрафиолетовую лампу и направляет ее на полотно. Странный, пронзительный свет. Начинается вакханалия. Бабочки — совки, пяденицы и сатурнии, муравьиные львы и множество других насекомых вьются вокруг простыни, садятся на нее, и Рустам осторожно складывает все нужное в морилки. Появляются фаланги; эти
охотники пользуются случаем — сколько добычи.
Потом, разбирая собранное, мы со смехом вспоминаем историю, приключившуюся в Молдавии. Известный энтомолог (академик Молдавской Академии наук!) Яков Иванович Принц таким же образом ловил ночью бабочек на пригорочке недалеко от Кишинева.
Ночь была душной, наш коллега разделся до трусов.
Недалёко дорога, проезжают машины. Кто-то бдительный увидел, что голый человек пляшет на фоне ярко освещенной простыни, и сообщил в милицию. А там было известно, что из психушки накануне сбежал пациент.
Свистнули в «скорую», те обрадовались и примчались: «Кто вы такой?»
— «Я Принц».
— «Ах, принц? Ничего, у нас и короли бывали!»
— «Я академик Принц!»
— «Ах, еще и академик? Дело ясное. Хватай его, обездвиживай!
Наутро, разобравшись, беднягу привезли обратно....» В. Танасийчук "Цокотуха ли муха?: записки старого энтомолога"
Некоторые методики исследования животных выглядят странностью в глазах обывателей. Немало курьезов хранят в себе различные способы исследований. Для суеверных и малообразованных людей, это выглядит ведьмовством. Они не только крутят у виска, но еще и сплёвывают через плечо.
Только вокруг ведьмы собирается вся живность побережья, выстраиваясь в очередь, чтобы она ее сфотографировала. Издалека людям хорошо виден фотообъектив и животные, но плохо - семечки, которые ведьма привезла в большой сумке, чтобы угощать гостей каждый день своего прибывания на природе. Живи я на тройку веков пораньше, меня бы наверняка сожгли на костре.
Но сейчас, мы с сыном в сумерках карабкаемся на вершину ближайшей горки, чтобы устроить световую ловушку для насекомых. В сумке лежат фонари, белая простыня, прищепки, покрывало, чтобы присесть неподалёку для наблюдений, карандаш, записная книжка. Мы выбираем плоскую скалу, на которой, очень кстати, растет сосна, с очень удобной веткой, под которой есть кустик спиреи.
С помощью простыни и прищепок, сооружаем белый экран. На ветке закрепляем фонарь, снизу ставим дополнительный УФ-свет. Небольшой ветер раздувает подсвеченную простынь, как парус. Мы, словно на борту Летучего Голландца, зловещим светом призрака, скользящего по небу. Эксперимент начинается.
Ловля насекомых на УФ-свет
Мы запланировали эксперимент на час. Для его успешности нужно, чтобы экран не конкурировал с другими источниками света вокруг. Нет смысла устраивать ловушку среди фонарей и костров, или на фоне огромной луны. Наша конструкция была самой простой, с использованием возможностей ландшафта.
Энтомологи не просто приманивают насекомых, они их ловят, умерщвляют, чтобы затем определить их систематическое положение, составить представление о численности. Однако, у меня такой цели не было. Я за прижизненные наблюдения за животными, без классического умерщвления.
Мы не уничтожали насекомых, а фотографировали. Это было непросто в ночи. Поэтому определение, прилетевших на свет, было примерным, до рода и семейства, а не видовое.
Мы старались фиксировать и считать более или менее крупных насекомых, без причинения им вреда.
Почему насекомые летят на свет?
На самом деле, до конца неясны причины лёта на искусственный свет ночных насекомых. Есть версии об ориентации в пространстве на луну и звезды. Но я пришла к выводу, что это остаточный рефлекс из эволюционного прошлого. Все ночные насекомые были когда-то дневными. А для дневного насекомого, если оно попадает в темноту, естественно лететь на источник света, потому что там находится выход.
Насекомые, летящие на свет, получили название ФОТОКСЕНЫ. Бабочек на простыни было 75% от всех посетителей, но были и другие группы насекомых - жуки, наездники, мошки, комары, кузнечик. Самым интересным и крупным из них была самка кузнечика. Она сидела на полотне около 5 минут, а потом ушла.
Бабочки были представлены молями, листовертками, пяденицами и совками. Я, признаюсь, ждала еще коконопрядов увидеть, надеялась на сатурнию, но не сложилось. Самая крупная бабочка из наблюдаемых - совка.
Почему этих бабочек называют совками?
Совки, потому что ночные бабочки. Их еще ночницы называют. Окраска скромная, как у сов, да еще и пушистые волоски на грудном отделе бабочек придают дополнительное сходство с перьями. Летают они в сумерках, пользуются эхолокацией, а днем сидят где-нибудь в укромном местечке. А еще у них большие глаза, выстланы светоотражающим слоем.
Совки привлекли летучих мышей, они кружили неподалеку от простыни, собирая вновь прибывающих. Совки, в присутствии летучих мышей, вдруг внезапно падали в траву, и маленьким мохнатым истребителям в зубы не давались.
Итоги наблюдений за ночными насекомыми
Насекомые на простыне располагались по размеру. Более крупные насекомые садились на простынь с изнанки, со стороны фонаря, а мелкие - с лицевой стороны.
Эксперимент проходил с 21.00 по 22.00, 28 июля 2019 года. Мы фиксировали каждые 5 минут изменения на полотне. Сначала на простынь сели мелкие насекомые, а ближе к окончанию эксперимента насекомые становились все крупнее. На полотне по окончании эксперимента находилось помимо множества мелких мошек и молей еще 16 более-менее крупных насекомых (от 1 см). Из них 12 бабочек, 2 цветочных комара, 1 божья коровка, 1 наездник.
А в перерывах между наблюдениями мы смотрели на звездное небо и придумывали собственные СОЗВЕЗДИЯ. Было захватывающе интересно. В будущем, сделаем такое исследование и в других ландшафтах. Возможно, стоит увеличить и саму длительность наблюдений до пары часов.
Эти наблюдения состоялись в рамках наших ЛЕТНИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НАТУРАЛИСТОВ.
Ольга, интересный эксперимент!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена! Попробуйте с Юрочкой тоже понаблюдать. Очень захватывает.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга!
ОтветитьУдалитьСамое увлекательное занятие энтомолога – дежурить возле светоловушки. Особенно, когда лёт массовый, а умерщвлять насекомых не надо, можно смотреть и фотографировать. Из своего опыта скажу, что лучше всего светоловушка приманивает насекомых… в дождь. Как это ни странно звучит, но в дождливые ночи прилетали самые интересные и редкие экземпляры. Хотя, казалось бы, какой может быть полёт под дождём? Но летают, причём куда лучше, чем в обычные ночи.
Ещё любопытная деталь – жуки, особенно жужелицы, добираются до ловушки пешком, хотя могли бы долететь. А вот жуки-навозники предпочитают именно полёт. На чертежах световых ловушек не зря нижний край стелится по земле: там собираются очарованные светом «пешеходы».
Ловушку стоит держать включённой всю ночь. Многие насекомые отправляются в полёт глухой ночью. Если продержать ловушку включённой до утра, можно заметить, как постепенно сменяется видовой состав. Возможно, и сатурнии появились бы. А ещё мне кажется, что многие привлечённые светом бабочки не садятся прямо на простыню, а устраиваются на деревьях вокруг. Время от времени видно как промелькнёт в свете фонаря крупная бабочка, но не задерживается, тут же растворяется в темноте. Если подержать её включённой подольше, рано или поздно неторопливые гости тоже подтянутся поближе.
Здравствуйте, Анатолий!
УдалитьСпасибо за подробный комментарий. Конечно, если бы ловушка была заряжена на всю ночь, мы бы увидели больше интересного, и жужелицы до нас успели добежать. Но это было довольно проблематично в наших условиях. Да и фонарь помощнее нужен
Интересное замечание о дождливых ночах. Надо будет проверить.
О бабочках, не садящихся на простынь, знали летучие мыши))) Они летали вокруг нас и простыни. Совки сначала тоже летали вокруг, а потом стали садиться на простынь. Вероятно, это было одно из самых безопасных мест для них от летучих мышей.
Мы когда-то на отдыхе ночью светили фонариком в пустоту и наблюдали настоящие звёздные хороводы, так представлялись нам летающие в луче насекомые. Даже фотографировали эту красоту. Вообще на природе в нашей местности с наступлением темноты становится слишком неприятно, насекомые просто облепляют, кусают, зудят, это и комары, но и неизвестные мне, врезаются, летают и мельтешат (тут и потное в духоте тело, я помню твои посты о том, что это привлекает комаров, и разные фонари и источники света). Так что подобный эксперимент представляется сложно осуществимым, мы и без источника света сами как простыня, причём облепленная гудящим войском. Но понаблюдать с чувством и пониманием здесь у тебя было очень интересно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, Катя, если вокруг куча комаров, то как-то грустно становится, и в простыню, хочется самому завернуться.
УдалитьНо у нас этих кровососов было немного, а на горе и вовсе не было. Кого там кусать-то? Не каждый день люди с простынями по горам ходят))) Так далеко им лететь невыгодно.