ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 5 августа 2024 г.

ЮННАТСКИЙ СЛЁТ НА РЕКЕ КАРАКАН И ПЕДАГОГИКА ДОВЕРИЯ - ЧАСТЬ 1

 Здравствуйте, друзья!

Сбылась моя мечта побывать в смешанном лесу. Хочу поделиться своими заметками о стационарном исследовательском экологическом лагере на реке Каракан Новосибирской области. В эту экспедицию мы попали благодаря подписанному меморандуму о сотрудничестве между нашей усть-каменогорской  "Школой -лицеем 34" и новосибирским "Лицеем 130 имени Лаврентьева" в рамках реализации международного  образовательного  проекта «Этапы непрерывного профессионального развития педагога: школа – вуз – институт повышения квалификации». Мы - это я и две моих ученицы София и Ульяна.

Экспедиция, подобная этой, проходят уже 28 раз. Отцом-основателем такого действа является Батурин Сергей Олегович, кандидат биологических наук, ученый, уникальный педагог и многогранный человек. Когда-то он начинал в одиночку, с группой юннатов, а сейчас это превратилось в большое движение энтузиастов, любящих природу. СЮН - станция юных натуралистов является филиалом Института цитологии и генетики, именно из этой организации и происходит когорта участников. Уже много лет среди организаторов экспедиции - Стекленева Анна Игоревна (руководитель лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН). Сергея Олеговича и Анну Игоревну поддерживают педагоги 130 лицея, бывшие юннаты, которые выросли, но не утратили дух романтики, родители нынешних юннатов, сотрудники института, преподаватели СЮН. Формируется душевная компания родственных душ, влюбленных в Живое.

Житьё-бытьё

Мы приехали чуть раньше, за день до открытия смены, на рассвете. Нас встретил добрейшей души человек - Афиногенов Анатолий Зосимович. Увлеченный пчеловод, энтомолог, лепидоптеролог (специалист по бабочкам) по большей части. Так как сразу к месту сбора было ехать рано, он пригласил нас в свой дом на чай. Там мы увидели его коллекцию беспозвоночных - и это просто ВАУ! А еще посмотрели улья и зимовочное помещение для пчел. И медоносный огород. Уже тогда мы поняли, что нас ждет нечто интересное в этом путешествии. 

https://youtube.com/shorts/Fkt4cYRXP0g?feature=share

Затем мы отправились на станцию юннатов, где уже вовсю шла загрузка продуктов и оборудования. Прошлись по живой лаборатории и музею перед отъездом. Затем отправились на место лагеря экспедиции.

Нас высадили на поляну по пояс заросшую травой, с двумя невразумительными палками на окраине. И мы были свидетелями как разрастается настоящий туристический город всего за пару дней: от пары кольев до инфраструктуры с удобствами (туалетные кабинки МЖ, умывальники с зеркалами и душ), лабораторией, библиотекой и костровой столовой. И никто никого не понукал, не указывал, что делать, лагерь словно живая система самоорганизовывался и прирастал.

Начало строительства лагеря (было)

Жизнь в эколагере построена в следующем режиме. Подъем был в 8.00. Завтрак - в 8.30. После завтрака наступает время планерки и распределения участников по маршрутам. С 10.00 до 13.00 работа на маршрутах, сбор материала.  В 13.30 был обед, после обеда начиналось время камеральной обработки материала до 17.00. Затем был полдник. И наступало свободное время. В 19.30 - ужин и в 22.00 второй ужин - вечерний чай с печенькой. Никто голодным спать не ложился. Отбой 22.30. У педагогов после детского отбоя была планерка, на которой обсуждались события дня и планировался следующий день. 

Пища готовилась на костре. Кухня была в руках педагогов Лицея №130 - Елены Вадимовны (учитель английского языка) и Ольги Ивановны (учителя химии), им помогали бывшие юннаты, нынешние студенты. И несколько дежурных среди ребят. Мальчики учились быть костровыми  и рубить дрова. Девочки помогали с нарезкой овощей, мытьем посуды.

Интернета и связи не было. Чтобы позвонить, нужно было забраться на далекую горку. За ключевой водой и продуктами ежедневно ездили в ближайшее село Рождественку.

Фишечки эколагеря: взаимопроникновение исследований

У лагеря есть свой флаг. Каждый цвет имеет свою символику связанный с круговоротом энергии в экосистеме. Голубой - цвет небес, в котором светит солнце, отдавая свои фотоны для процесса фотосинтеза (зеленый цвет). Продуцированная биомасса движется по пищевым цепям, пока не обнуляется редуцентами (белый цвет). Право поднять флаг досталось новичкам, тем, кто впервые приехал в лагерь. Под овации бывалых юннатов.

Сергей Олегович Батурин рассказывает о символике флага

https://youtu.be/70yooiQaY20

Самым классным было взаимное проникновение в исследования друг друга у детей. Мы расспрашивали, чем занимаются ребята и прислушивались, присматривались к методикам, которые используют. Мы искренне интересовались работами других детей, а они - нашей. Это исключительный, обогащающий этап общения. Дети помогают друг другу с определителями, приносят нужные объекты со своих маршрутов. Камеральная обработка становилась интеллектуальной площадкой для общения по интересам.

Установка для фильтрации речной воды.

Лев под руководством студента химического факультета Максима и Натальи Сергеевны с помощью установки пытаются отследить микропластик в воде и субстратах. И в воде реки Каракан он был найден на момент нашего отбытия. Микропластик повсюду. И в наших телах. Причем накапливается он больше всего в половых железах. И хотя микропластик химически инертен, это не значит, что он не оказывает на нас влияния.  Мы даже не представляем, в каком невольном мировом эксперименте сейчас участвуем. Быть может это аналог мышьяковистых обоев, радиевых бокалов и экскурсий на полигон с ядерным взрывом. 

Зоя работает с живоловками по отлову мелких грызунов под руководством Фёдора Леонидовича. Но по факту, мы узнавали видовой состав благодаря кошкам Сергея Олеговича и его дочери Натальи Сергеевны (она тоже ученый, учитель биологии 130 лицея). Так как местные грызуны не интересовались приманками (морковкой, хлебом с сыром, собачьим кормом). Я привезла с собой семена казахстанского подсолнечника в место экспедиции, и они сиротливо пролежали нетронутыми. Такого местная фауна не видывала, а что попало они не едят. В ВКО же массово выращивают эту масличную культуру. Удивительно, но наши восточно-казахстанские животные очень хорошо знакомы с семечками на уровне инстинкта и с удовольствием их поедают. Вероятно, у животных есть свои региональные списки приемлемой и неприемлемой еды.

Артур под руководством Фёдора Ленидовича изучает подземных обитателей у корней берез и использует особые пластинки с отверстиями для учета, которые нужно обмазать особым составом, а затем размещать под деревьями. А Лера изучает условия произрастания берез. Каким образом конкуренция, влажный режим и состав почв влияет на рост дерева. Александр под руководством Анны Игоревны искали кладки непарного и соснового шелкопрядов, осматривая деревья в тронутом пожаром лесу.

Все эти березы одного возраста, но выросшие в различных условиях.

Обгорелые в низовом пожаре сосны привлекательны для личинок жуков-дровосеков, изучением их состава под руководством Сергея Олеговича занимался Влад. Дина изучала очень спорную систематическую группу - миксомицетов. Их относили в разные царства - сначала к грибам слизевикам, а сейчас выделяют в особую супергруппу амебозоев - простейших.

Ратибор изучает водяных клопов под руководством Кристины Васильевны, а Варя - личинки стрекоз под руководством Натальи Сергеевны. Между ребятами происходит активный обмен объектами, когда они осматривают свои сачки. Нельзя всех отправлять в одно ведро. Хищные массивные личинки стрекоз рода Cordulla съедают других, в том числе и менее крупных личинок стрекоз стрелок, красоток. 
Денис под руководством Анны Игоревны ловил рыбу с берега, с лодки, с сетями, производил измерения, устанавливал видовой состав. Коршуну потом перепадало угощение мелкой рыбёшкой. А еще достается рыбка насекомым некрофагам (разлагающим мертвую органику), которых изучала Александра под руководством Натальи Сергеевны. Но большую часть рыбы после промеров Денис отпускал обратно в Каракан.

Река Старица

Лиза изучает хищное растение пузырчатку. Считает пузырьки с добычей, а содержимое будет оцениваться уже под мощными стационарными микроскопами по приезду. Саяна изучает ряску. Все эти ребята ходят на болотистую речку Старицу с Сергеем Олеговичем, стойко перенося укусы местных гематофагов (мошки, слепней, дождёвок и комаров). 

Другая группа под руководством Сергея Олеговича изучала склоны увала с лугово-степной растительностью. Катя изучала эфедру, разбивая склон на метровые площадки и подсчитывая плотность популяции. Арина изучала горичник Морисона, который составляет основу высокого яруса растений на увале. Виктор изучал семенную продуктивность земляники. А Дмитрий - изучал шмелей.

У каждого юнната в лагере была своя исследовательская тема и свой маршрут. Мы же приехали без тем. Моя задача была определиться по месту с такими биологическими объектами, которые мы могли бы изучать в точке на реке Каракан Новосибирской области и в точке окрестностей Усть-Каменогорска Восточного Казахстана с целью сравнения. Вот здесь то мне и пригодились километры опыта натуралиста в изучении родной природы. Несмотря на то, что климат Новосибирской области похож на наш, но по влажности у нас значительные различия. Поэтому разница присутствует значительная. 

Продолжение следует...

Спойлер - вторая часть расскажет о том, что выбрали мы в качестве объектов изучения, о чудесных наблюдениях и неожиданных выводах.

Желаю вам радости открытий!


Комментариев нет:

Отправить комментарий