четверг, 28 августа 2014 г.

ВДОХНОВЕНИЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Здравствуйте, друзья!

Идеи, способные вдохновить на развитие творческого потенциала могут приходить неожиданно. Мы многому можем научиться у самих себя, если вспомним наше детство.

Многие предметы становятся порталами к нашим счастливым воспоминаниям. На стене над кроватью в старом дачном домике висит репродукция сюжетной картины Карла Брюллова "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя". Когда мне было 5-6 лет, я любила ее рассматривать, в послеобеденную сиесту, когда все ложились отдохнуть в жаркий денек, после окрошки. Но мне спать не хотелось, а нужно было вести себя тихо, потому что меня были согласны вести купаться на котлованы только после небольшого сон-часа)))) И тогда я рассматривала эту картину. 


магия биологии картина Брюллова

Внутри картины



Она казалась мне окном в прошлое Итальянского или Испанского королевства, картинка будто оживала, и чудилось, что я ее слышу и ощущаю - звук бубна, крик ослика, чувствовала прохладу виноградной тени в парящий зной и запах виноградных ягод, я представляла себе на вкус сочный арбуз под головой у девушки, а потом вдалеке начинали петь, звучать отдаленные голоса, журчала вода... И мухи тоже жужжали. Это весьма несправедливо - не нарисовать мух, они там точно были, только летают слишком быстро, и поэтому не видны!


И это были абсолютно правильные мысли ребенка, умеющего наблюдать. Ведь в саду полно насекомых. И как оказалось, именно эта группа является самой многочисленной среди животных на Земле. но много ли картин, где художники обратили внимание на сей факт?

Прием  "Оживление картины" очень помогает развивать воображение. Я просто не могла пройти мимо этой методической находки, и заставила его служить на благо моей креативной педагогике. Виноградники - хороший пример для обсуждения темы искусственного биоценоза, позволяет дополнить слепую картину биологическими нюансами. Если есть виноград, то есть и вредители. В любом биоценоз построен на пищевых цепях.  И это такая великолепная интеграция искусства и биологии! В конце концов, дети запоминают названия шедевров и их авторов. 

Чем пахнет солнце?



А еще, разглядывая картину Брюллова, я думала, о том  как пахнет солнце. Вот правда, как?

Я, поразмыслив, решила, что солнце пахнет тем, через что проходят его лучи: виноградными листьями, подорожником, розовыми лепестками. Так рождалась игра - "Запах солнца" в моей голове (я потом в нее честно играла, перенюхав все растения в округе)))))  И мое солнце пахло свежестью мяты, и терпким ароматом полыни, тонким запахом листьев черной смородины, и сладковатым  - от дружных  флоксов, а еще пряным укропом и любистоком.


А ведь я была права уже тогда! Солнце - источник фотосинтеза - и растения существуют за счет запасенной солнечной энергии через хлорофилл. И эфирные масла, дающие аромат, тоже производные солнечного луча.

В такую игру я играла потом со своим сыном на прогулках. И это было здорово!
Важно помнить, что каналы познания мира разнообразны, и чем больше мы их задействуем, тем больше возникает межнейронных связей в мозге. Эти связи, позволяют нервному импульсу быстрее добираться до пункта назначения.  А значит, мы быстрее решаем поставленные задачи, обрабатываем поток информации и становимся  интеллектуально состоятельнее. 

В своей креативной биологии я применяю прием "Познание". Например, выдаю детям веточку мяты, и прошу описать ее как можно более точно. Сначала ребята  описывают веточку, используя визуальный канал. Затем начинают ее трогать руками, и чувствуют опушение на листочках, то есть в дело пускают кинестетику. Далее обнюхивают, описывают запах. Некоторые, даже пробуют на зубок. 

Затем мы пытаемся понять, почему мята пахнет. Рассматриваем под микроскопом. И обращаем внимание на волоски. Под микроскопом, они кажутся такими мощными.... Затем рождаются вопросы: а зачем нужны волоски?  А зачем мяте именно такой запах? А обладает ли мята лекарственными свойствами?  

Рождение таких вопросов и является смыслом обучения.  На какие-то вопросы я отвечаю, а на какие-то прошу найти ответы самостоятельно.  Так рождается устойчивый познавательный интерес к моей науке.

6 комментариев:

  1. Чем пахнет солнце - это по-нашему))). Я вот ходила фотографировать ветер. Радостно вас читать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада вас видеть у себя, Светлана. Мне очень нравится ваш блог, и ваши завораживающие стихи.

      Удалить
  2. Какая Вы замечательная!!!! Два часа ночи, а я не могу оторваться от написанного, хочется все перечитать....Спасибо за блог, думаю, что очень многое узнаю и расскажу детям!

    ОтветитьУдалить
  3. Яна, СПАСИБО, за добрые слова. Если о том, что я написала, хочется рассказать детям, значит, блог я завела не зря.

    ОтветитьУдалить
  4. какой интересный вопрос
    и ответ на него самый что ни на есть романтичный

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алиса Сергеевна!
      Рада видеть Вас среди постоянных читателей.
      Я все еще продолжаю отвечать на этот вопрос. Весной, летом, осенью, зимой - запах солнца всегда разный.

      Удалить