пятница, 29 января 2016 г.

СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ: ГОД КРАСНОЙ ОБЕЗЬЯНЫ, ПРАТЧЕТТ, и ЗВУЧАНИЕ ВИРУСОВ

Здравствуйте, друзья!

Продолжаем знакомство с любимым сквозным персонажем ПРАТЧЕТТА и символом наступающего года - орангутаном и Главным Библиотекарем Незримого университета в новом шестом эпизоде.

Начало читайте в ЭПИЗОДЕ 1 - ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНИКА и ИГРА "ПОЙМИ ОРАНГУТАНА". 
ЭПИЗОД 2  расскажет о спасении волшебных книг,и о том как можно сделать по настоящему Волшебную книгу для ребенка.
О родословной приматов поведает ЭПИЗОД 3.
В ЭПИЗОДЕ 4, Главный Библиотекарь играет на оргАне, и я приглашаю Вас поиграть в забавную игру с ударениями в словах. 
В ЭПИЗОДЕ 5 Главный Библиотекарь выступает в роли фактора естественного отбора Анк-Морпорка и мы играем в увлекательную игру с идиомами через арт-терапию.


Авторская иллюстрация к эпизоду №6 по произведению Пратчетта "Последний континет"


— Ну, как он?— Не слишком хорошо, — отозвался декан.Библиотекарь был очень, очень болен.
Закрытые ставни быстро залепило снегом.Перед камином с ревущим там пламенем громоздилась куча одеял. Время от времени по одеялам пробегала дрожь. Волшебники встревоженно наблюдали.
Профессор современного руносложения лихорадочно листал книгу.— Мы ведь даже не знаем, стар он или молод! — вдруг воскликнул он. — В каком возрасте орангутан считается старым? К тому же он еще и волшебник. И вдобавок все дни проводит в библиотеке. То есть постоянно подвергается магической радиации. Ясно одно: его морфогенетическое поле сейчас крайне ослаблено из-за простуды. Но что это за простуда, которая влияет на морфополе?!
Библиотекарь чихнул.Форма его тела изменилась.Волшебники с болью в глазах взирали на нечто напоминающее удобное кресло, которое зачем-то обтянули рыжеватой шерстью./.../— С утра он был столом. Рыжего дерева, если мне не изменяет память. По крайней мере, своего натурального цвета он более-менее придерживается.Профессор современного руносложения со вздохом захлопнул книгу.
— Итак, он утратил контроль над своими морфогенетическими функциями. Да это и неудивительно. Изменившись однажды, в дальнейшем морфополе изменяется все легче и легче. Хорошо известный факт.
Взглянув на окаменевшую улыбку аркканцлера, профессор современного руносложения вздохнул еще раз. Наверн Чудакулли славился своим умением не вникать в проблему, если рядом был кто-то, способный сделать это за него.
— Изменить форму живого существа довольно трудно, но только в первый раз. Потом это становится все легче и легче, — перевел он.— Гм-м?— До того как стать орангутаном, библиотекарь был человеком. Припоминаешь?
— О! Конечно, — закивал Чудакулли. — Подумать только, я и в самом деле так привык к его нынешнему облику… Но наш юный коллега Думминг утверждает, что люди и приматы — близкие родственники.
На лицах остальных волшебников не отразилось ровным счетом никаких эмоций. Думминг, напротив, скривился.
— Он мне даже показывал невидимые писания, подтверждающие эту теорию, — пояснил Чудакулли. — Удивительная вещь.Нахмурившись, старшие волшебники воззрились на Думминга Тупса. Так обычно смотрят на человека, которого поймали за курением на фабрике фейерверков. Что ж, теперь понятно, кто во всем виноват. Тот же, кто и всегда…/.../— А вот у меня, по-моему, никаких родственных связей среди приматов нет, — задумчиво произнес главный философ. — Иначе бы я точно знал. Получал бы приглашения на свадьбы, крестины и прочее. И родители объясняли бы мне: «Не обращай внимания, дядя Чарли и должен так пахнуть». А по стенам висели бы портреты…
Кресло чихнуло. После нескольких неприятных мгновений морфогенетической неопределенности тело библиотекаря приняло свою прежнюю форму. Волшебники в ожидании новых превращений внимательно наблюдали./.../Несколько секунд все скорбно молчали. Главный философ, наклонившись, поднял вялую чернокожую лапу библиотекаря и ободряюще ее похлопал.
— А в книжке ничего не говорится насчет того, какой у обезьян должен быть пульс? — спросил он. — И какой у них должен быть нос — холодный или теплый?
Раздался еле слышный звук, как будто полдюжины человек разом затаили дыхание. Волшебники стали бочком отодвигаться от главного философа.На несколько долгих секунд воцарилась тишина, нарушаемая лишь потрескиванием пламени в камине да завыванием ветра за окном.Волшебники тихонько вернулись на свои места.
Главный философ, который и сам был предельно изумлен тем фактом, что руки-ноги его по-прежнему целы, медленно снял остроконечную шляпу. Следует отметить, волшебник делает это лишь в самых печальных и торжественных обстоятельствах.
— Ну что ж, значит, это конец, — сказал он. — Похоже, бедняга направляется домой. В большую небесную пустыню.— Скорее, в небесные тропические леса, — уточнил Думминг.— Может, госпожа Герпес сварит ему свой знаменитый горячий питательный суп? — предложил профессор современного руносложения.
Склонив голову набок, аркканцлер Чудакулли подумал о горячем питательном супе университетской домоправительницы.— Да. Либо убьет, либо вылечит, — пробормотал он. — Держись, приятель. — Он осторожно похлопал библиотекаря по плечу. — Скоро опять встанешь на ноги и будешь вносить свой неоценимый вклад.
/.../Волшебники покинули помещение. Некоторое время из коридора, постепенно затихая, доносились их голоса:— Кстати, вы заметили ту бледность в области подголовника?— Должно же быть какое-то средство его вылечить…— Без него все станет не так, как прежде.— Да уж, второго такого не найдешь.
Оставшись один, библиотекарь осторожно натянул одеяло на голову обхватил бутылку с горячей водой и чихнул. Бутылок с горячей водой стало две — вторая была гораздо больше и в чехле из покрытого рыжей шерстью медвежонка.
Эскиз к эпизоду №6 по произведению Пратчетта "Последний континет"

В данном эпизоде Пратчетта Библиотекарь подхватил какое-то заболевание, с необычными магическими эффектами. Но судя по остроте симптомов заболевания, природа у него вирусная. Вирус, мутировал под действием магического излучения, что выдало такую странную картину заболевания. Скорее всего, этот вирус является строго специфическим по отношению к своему хозяину, и поражает исключительно орангутанов, которые раньше были людьми.

Был велик соблазн начать рассказывать о профилактике вирусных инфекций, но мысль пошла в другом направлении. Сегодня я расскажу о кусочке своего открытого урока по вирусам. В принципе, довольно часто дети работают в группах по интересам. Ведь гораздо приятнее выполнять задание, которое интегрировано с областью интересов ребенка. 

Один из принципов моего обучения - интеграция. Посмотреть на объект с различных точек зрения, областей знаний. Пропустить объект через различные  каналы восприятия. 



Например, канал визуализации и кинестетики - изготовление моделей вирусов. Более подробно рассказано о процессе в статье "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БАКТЕРИЙ, И ДЕНЬ НАУКИ" - тема, ставшая весьма популярной среди моих коллег. Выискивались различные соприкосновения с другими науками - размножение вирусов и математическая прогрессия, вирусы и литература, вирусы и история, вирусы и этимология названий.

Но это достаточно простая задача - раскрыть области интеграции наук, а вот как насчет аудиализации вирусов? Это задание выполняли ребята увлеченные информатикой. 

Когда я открыла для себя эту возможность, я поразилась!Оказывается, есть целый ряд онлайновых проектов, которые позволяют перекодировать последовательность аминокислот белка или нуклеотидов ДНК в музыкальные фрагменты, своеобразная аудиализация молекул. А проще говоря, можно любой генетический код можно перекодировать в музыку!

Генетический код записывается несколькими нуклеотидами (аденин, тимин, цитозин и гуанин), и их последовательность определяет состав аминокислот и белков. А что есть музыка? Это тоже своеобразный код из 7 нот! Появилось новейшее направление музыки - генная или генетическая.

Я выложу здесь алгоритм, который получили ребята, а вы попробуйте повторить действия. 
РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ

1. Зайти на сайт Протеин NCBI, посвященный определению последовательностей аминокислот в белке или нуклеотидной последовательности в нуклеиновых кислотах по ссылке http://www.ncbi.nlm.nih.gov/protein?cmd=search&term=

2. В строке поиска сайта (маленькое окошко вверху слева) выбираем значение «protein», а в строке поиска на английском языке набираем названия нужных нам веществ (для этого воспользуйтесь сайтом-переводчиком) и нажать кнопку Поиск = Search
Интерферон
ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) HIV
аденовирус


3. Выбрать первый вариант поиска. Отправиться в самый низ страницы и скопировать всю последовательность нуклеотидов после пункта «ORIGIN»

4. Зайти на сайт PROM - Protein Music Composer – страничку для создания музыкальных фрагментов по первичной структуре белков в формате mid. по ссылке http://amas.cz3.nus.edu.sg/music/samples.htm
5. Вставьте в большое белое поле последовательность нуклеотидов нужного вещества и нажмите кнопку Submit, чтобы получить на выходе звуковой файл.
6. Поставьте музыкальную запись на паузу. Вкладку не закрывайте.

7. Проделайте манипуляции для аудилизации остальных веществ из списка:
Интерферон
ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) HIV
аденовирус
8. Познакомьте ребят с процессом и принципами своей работы.
9. Сопровождайте соответствующими спецэффектами выступления групп «О ВИЧ» и группы «Биотеатра» 


Понятно, что группа работала в режиме "здесь и сейчас". И их работа дополняла, в итоге, деятельность других групп. К сожалению, по прошествии пары лет сайт PROM - Protein Music Composer оказался недоступным. Я не смогла на него попасть. Но у меня сохранились аудиозаписи, полученной кодировки.

Аденовирус (простуда, ОРВИ)

Cкачать Вирус Аденовирус бесплатно на pleer.com

Белок интерферон, помогающий бороться с вирусами. На фотографии выше в круге показана его модель. Этот белок оповещает соседние клетки о вторжении вируса, и в них блокируется его размножение. Об интерфероне было целое театральное представление по составленному группой сценарию. Интерферон в небольших дозах содержится в клетках, но при вторжении вируса начинается его массовая выработка. Стимуляцию выработки этого белка вызывает употребление чеснока, имбиря, цитрусовых.


Cкачать Белок интерферон Интерферон бесплатно на pleer.com

ВИЧ, вызывающий СПИД


Cкачать Вирус ВИЧ бесплатно на pleer.com


Сейчас в генетической музыке происходит становление ритма, усложняются  формы чтения в кодировке последовательностей. Вот, например, так звучит гормон роста соматотропин:


Cкачать Гормон Соматотропин бесплатно на pleer.com

Я желаю Вам сталкиваться с вирусами только в теории или в творчестве! Будьте счастливы и здоровы!

Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.


9 комментариев:

  1. Любой вирус - это страшно, пусть каждого из нас он минует. Спасибо, Ольга Александровна за Ваши научно-познавательные истории. Представляю, как школьникам интересно с Вами заниматься разными экспериментами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! На самом деле, вирусы могут приносить пользу. Например, лечить. Бактериофаги - вирусы бактерий, способны уничтожать бактериальные инфекции, против которых антибиотики уже не помогают, при этом они не имеют никаких вредных эффектов для организма человека, поскольку могут проникать только в клетки стафилококка. А антибиотики имеют много побочных действий.
      Надеюсь, что мои ученики вспоминают мои уроки с позитивом.

      Удалить
  2. Оля, я уверена, что твои уроки запомнятся навсегда. :) Тема очень актуальная на сегодняшний день... Меня даже впервые охватила какая - то паника... Но твои рассказы увлекают. :) И хорошо бы, да, знакомиться с вирусами вот так, окунаясь в творческую мысль. Ну, надо же - музыка! Магические "7 нот" заполняют своим звучанием, похоже, весь мир... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! Да, в вирусах скрыто разрушающее порядок начало. Но без них не было бы движения вперед. Благодаря им, во многом, идет эволюция. Но мы сумели им противостоять, благодаря прививкам, наша иммунная система обучается распознавать и реагировать на вирусы. Они служат биотехнологии, спасают жизни миллионов. Например, каждый диабетик, получающий инсулин, живет за счет вирусов. Потому что, человеческий инсулин вырабатывают бактерии, внутрь генного кода которых, вирус вшил последовательность ДНК, кодирующую гормон поджелудочной железы человека. Да, и они звучат, как и все живое. И мы звучим. Наша ДНК - это ритм, это музыка жизни. И у каждого своя музыка, потому что мы неповторимы.

      Удалить
  3. Оля, это что то невероятное! Как говорится, не верю своим ушам))) на самом деле я послушаю позже (сейчас с телефона сижу, интернет не тянет). Сама идея гениальная. Кто знает, может

    ОтветитьУдалить
  4. ...может от такой методики можно ожидать терапевтического эффекта?)))
    Силуэтное вырезание - как всегда на высоте! Очень красивая иллюстрация :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя!
      Думаю, что вполне закономерен терапевтический эффект. Наверное, музыкотерапия так и работает - сонастройкой с нашей ДНК. Этим вполне можно объяснить эффект песнопений мантр, тибетской исцеляющей музыки, колокольный звон. Все имеет свои вибрации и свой ритм. И ДНК тоже.

      Удалить
  5. Оля, так невероятно интересно! Про генную музыку не слышала, спасибо за знакомство! Правда, так как страдаю отсутствием слуха, в первых трех мелодиях не заметила особых отличий))). Но если сравнить с более современным усовершенствованным вариантом, то весьма интересно. Вообще, сама идея вот такой перекодировки очень даже увлекательна. Иллюстрация чудесная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! Действительно, наука охватывает все новые и новые горизонты. А мелодии первые очень похожи, потому как не учтены интервалы музыки. Даже есть отдельные концерты генной музыки))) в современном прочтении.

      Удалить