четверг, 11 февраля 2016 г.

КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ 5: СИРЕНЬ И УСЛОВИЯ ОПЫТА

Здравствуйте, друзья!

В последнее время отвратительно работает Интернет, поэтому у меня не все Ваши блоги открываются. И мои комментарии к Вашим постам часто теряются из-за медленной скорости. Поэтому я читаю посты через раз, а комментирую через два))) Вы уж не обижайтесь.

Сегодня я расскажу о том, насколько важно правильно составлять описание лабораторных и практических работ. Работая в лицее мне приходилось писать ежегодно программы к авторским спецкурсам, когда на них еще выделяли часы. Одним из требований к составлению - соотношение теории и практики 50/50. Это очень правильное соотношение. 

Но только где взять столько практики? Приходилось придумывать свои лабораторные работы и творческие проекты. Поэтому накопился кое-какой опыт в правильном описании и подборе условий. Нужна предельная четкость и предупреждение ошибок. 


ОПЫТНАЯ СЧИТАЛКА
(Автор: Астраханцева О.А.)

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем опыт начинать!
Раз, два, три, четыре!
Опыт проведем в квартире.

И раз, и два, и три!
На условия смотри!
Раз-два! Раз-два!
Подготовим все сперва.

Получается на РАЗ -
Об открытии рассказ!





В предыдущем посте была предложена ФОТОЗАГАДКА, которую разгадали Таня Павлова и Алёна Решетова.  На фотографии мы видим семена сирени и ее открывающиеся коробочки-листовки. Внутри каждой листовки 4 гнезда, в каждом сокрыто по одному семени размером 5-8 мм. Сирень - наш сегодняшний герой. Пришла пора сделать опыт с ветками сирени. 

В литературе описывается такой прием, как стимуляция распускания почек с помощью теплых ванн. Технология простая. Ветки нужно погрузить в теплую воду на 10-15 часов, используя при этом термос, или термостат, для поддержания постоянной температуры. 

И вот она, субъективная величина - "теплая вода". Это сколько градусов? В некоторых источниках уточняется температура от 30 до 45 градусов. Ничего себе разбег величины! С точки зрения обывателя, может это и немного, но с точки зрения биохимика - это катастрофическая разница. 

Почему? А потому, что предел работы белков-ферментов, редко выдерживает отметку в 40 градусов. Белки попросту сворачиваются, теряют свои свойства.  Научно это явление называется денатурация ("де" - разрушение, удаление, а "натура" - природа, естество). Поэтому берем воду только 30 градусов и не более того.



Исходя из подобной неточности в описании условий опыта, мы получим совсем иные результаты. Но почему бы не использовать эту неточность для создания принципиально нового опыта, с помощью которого, мы сможем изучить воздействие на ветку различных температур. Это уже вариативность.

Распространенной ошибкой в постановке опыта является разнородность материала. Мы можем сравнивать только однородные объекты. Для опыта мы должны взять не просто ветки сирени, а ветки сирени с одного куста. Потому как соседний куст, может оказаться кустом другого сорта сирени, с другими качествами, в том числе и в отношении скорости распускания почек. 

Но опять же, из несоблюдения этого условия, может родиться совсем другое исследование, направленное на выяснение того как реагируют ветки различных сортов сирени на выгонку цветков зимой. Но для этого, еще весной необходимо отметить кустики с разными сортовыми качествами, которые будут сравниваться зимой. 



Хорошо бы иметь представление о названии сорта, но это бывает весьма затруднительно, поэтому необходимо описывать какие-то важные признаки сорта. Например, белая сирень, махровая, сирень с острыми кончиками лепестков, крупноцветковая.

Предлагаю сделать опыт с ветками сирени на изучение условий, влияющих на распускание ее почек. На прогулке соберите 5-6 веточек сирени с одного куста.  В дневнике наблюдений отметим дату сбора.



ОПЫТ ПО ИЗУЧЕНИЮ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАСПУСКАНИЕ ПОЧЕК СИРЕНИ

Цель: изучение факторов, влияющих на скорость распускания почек веток сирени.

Материалы и оборудование: 
5-6 веток сирени с одного куста, 
термос, 
термометр водный, 
трёхлитровая банка с водой, 
три баночки на 200-250 мл, этикетки для них, 
осенние почки ивы (мы заготавливали их ЗДЕСЬ), 
фарфоровая ступка и пестик,
фильтровальная бумага (салфетка),
воронка и сосуд для фильтрата



Ход работы: 1. Поместим две ветки в термос и зальем почти полностью водой, температурой около 45 градусов. Используйте для измерения температуры воды детские спиртовые термометры (для измерения температуры воды в ванночке) их шкала захватывает до 50 градусов. 

ВНИМАНИЕ! Можно воспользоваться медицинским, что менее желательно. Хуже, если будете делать опыт на глазок. Если температура воды превысит 50 градусов, то ветки вовсе заварятся. Если температура будет градусов 37, то нужного эффекта не получится.

2. Остальные ветки поставим в трехлитровую банку с водой, затопив веточки, почти полностью. Придвинем банку вплотную к батарее. 

3. Ветки в термосе и в банке оставим на 10-15 часов в покое.



4. Тем временем приготовим водный экстракт из почек ивы. Сухие почки насыпаем в фарфоровую ступку и растираем пестиком. Добавляем понемногу воды, продолжая растирать почки. На столовую ложку почек добавляем 50 мл воды.

5. Отфильтруем жидкость через воронку и фильтр. Таким образом, у нас получится около 40-45 мл водного экстракта ивовых почек.



6. Промаркируем баночки этикетками. Первая баночка будет называться "Контроль". В ней будет находиться ветка сирени из трёхлитровой банки в обычной воде. Вторая баночка - "Теплая ванна (термос)". Третья баночка будет содержать водный экстракт ивовых почек, подпишем ее соответственно. Все баночки наполним отстоявшейся водой, лишь в третью банку выльем полученный экстракт.

7. Извлечем ветки из банки и термоса. Подрежем их кончики косым срезом. В банку  с контролем поместим ветку из трехлитровой банки. Такую же ветку или пару веток поставим в третью баночку с экстрактом почек ивы. Во вторую банку поместим ветки из термоса. 



8. Сфотографируем ветки. Отметим отличия веток из термоса и из банки. Мы можем видеть, что ветки из термоса выглядят более темными по сравнению с ветками из банки. Ветки из банки фактически не изменили своей первоначальной окраски.

Теперь нам необходимо наблюдать за развитием веток в воде. Отмечайте изменения, которые будут происходить с ветками. Заметите ли вы разницу?

Продолжение следует....

Ранее мы уже познакомились с некоторыми тайнами деревьев:
КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ: ИССЛЕДУЕМ ПЕРИОД ПОКОЯ 1 - опыты по изучению содержания крахмала в ветках.
КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ: ИССЛЕДУЕМ ПЕРИОД ПОКОЯ 2 - опыты по изучению воздействия низких температур на различные вещества растений.
КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ 3: ИЩЕМ ЧЕЧЕВИЧКИ - Вы побываете на увлекательной зимней экскурсии.
КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ 4: ЧИТАЕМ ВЕТКУ - Вы научитесь извлекать информацию по ветке яблони.

14 комментариев:

  1. С удовольствием буду следить за экспериментом и развитием событий

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Развитие будет)))

      Удалить
  2. Ответы
    1. Спасибо, Виктория Александровна! Рада, что посты откликаются у Вас интересом!

      Удалить
  3. Оля, жаль, что не заготовила я почек ивы - далеко было идти... Попробуем следовать за тобой по упрощённому варианту, только с температурой - благо растут перед домом. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего страшного, Катя, если опыт будет рассматривать только один фактор. Это, кстати, даже лучше с точки зрения восприятия. Отдельно рассматривать воздействие физических и химических факторов.

      Удалить
  4. Ольга, спасибо за интересность и доступность информации!

    ОтветитьУдалить
  5. Не знала, что и температура воды сказывается на распускании почек. А это характерно только для сирени или для любых веток?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нелли, за вопрос! Это характерно почти для всех веточек. Но липа, будет сопротивляться до последнего)))

      Удалить
  6. Ольга Александровна, интересный эксперимент! Буду ждать продолжения наблюдений!
    Ваши посты мотивируют совсем иначе воспринимать природу, как будто открывается "внутреннее" зрение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Анатольевна, за отзыв! Природа источник очень мощного энергетического ресурса, она дает все и каждому. И лирику и физику.

      Удалить