ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

вторник, 23 февраля 2021 г.

РАБОТА С БИОЛОГИЧЕСКИМ РИСУНКОМ В ОБУЧЕНИИ

 Здравствуйте, друзья!

Сегодня хочу поговорить о важности работы с биологическим рисунком в обучении. Эту тему я затрагивала уже неоднократно блоге. Решила обобщить мысли по данному вопросу с точки зрения обучения биологии.

Когда мне было 4-5 лет, то в мои руки попали тетради по биологии моей тети Иры. И я старательно нарисовала в ее тетради очень похожую нервную систему плоского червя. Он был хорош, мой рисунок))) Биологически достоверен. Конечно, получила на орехи за рисовальную самодеятельность в неустановленном месте. Но страсть моя к рисованию биообъектов не угасла))) Я рисую. А работа с биологическим рисунком - важный предметный навык.

биологический-рисунок-магия-биологии-акварель-красно-серая-полевка
Иллюстрирование своей статьи в журнале "Юный натуралист"

Почему рисунок, а не фото?

Фотография позволяет быстро и точно запечатлеть все детали. И ключевым тут будет слово "ВСЕ". Рисунок позволяет выделить, сместить фокус на одну деталь или комплекс, отделяя важное, перемещая внимание на себя. В этом неоспоримое преимущество биологического рисунка. 

  • Рисунок - это предметный профессиональный навык биолога. 
  • Это развитие наблюдательности.
  • Это анализ, синтез, сравнение.
  • Это постановка вопросов, которые выводят на исследования.
  • Это пространственное мышление.
  • Это работа с особенностями нашего зрительного анализатора, понимание иллюзий и искажений, которые предоставляет нам живая оптическая система.
  • Это внимательность к мелочам, которые приводят к некоторым закономерностям.
  • Это независимость от капризов техники, невозможности зарядить аппарат в длительных экспедициях в природу.
  • Это способ осмысления и визуальной формы запоминания информации.

-магия-биологии-акварель-хлопчатник-арт-дневник-натуралиста

Многие люди думают, что они не умеют рисовать и очень стесняются этого. Но это заблуждение, поскольку рисунок - навык, это результат упорства и тренировки, а не какой-то мифический безусловный талант. Даже если получается не шедевр, но несет в себе информационный смысл, то эти закорючки становятся очень ценными. Это я пытаюсь донести и до своих учеников. 

Биологический конспект и зарисовки

На дистанте, я прошу конспектировать детей основные идеи, схемы, прошу делать зарисовки. Это позволяет подключать моторную память в процесс обучения. 
У кинестетиков руки при деле, опять же. 
Для аудиалов - я голосом объясняю тему в видео, они не очень любят писать конспекты, поэтому сокращают максимально, значит, оттачивают навык выделять главное. 
А для визуалов красивые конспекты - это и вовсе праздник. 
Кое-какие немногие странички детей сохраняю себе на память, как сорока-визуал.

-магия-биологии-конспекты-биологии

А схемами дети потом пользуются для подготовки к контрольным срезам. Это подключает творчество к изучению тем. И мы не должны забывать, что наш мозг мыслит образами. на каждое слово в нашем мозге хранится картинка. Иногда очень неожиданная.
Я прошу их сохранять тетради до 11 класса, если вдруг внезапно захотят сдавать биологию.


Биологический скрайбинг, комикс, кино и листовки

Один из самых действенных способов, дать выход навыку рисования - это биологический скрайбинг. Зарисовка в стиле "палка-палка-огуречик", как иллюстрация к объяснению, позволяет преодолеть страх карандаша. Если мы находимся очно в классе, то доска и мел с тряпкой, позволяющей убирать лишнее и несовершенное, вносит нотку своей уместности в режиме здесь и сейчас. 

-магия-биологии-кино-комикс-биологический

Зарисовки киноленты-комикса, в котором нужно рассказать о судьбе заболевших, поскольку они нарушали меры профилактики.
Листовка, в которой содержится социальный призыв или мини-история.

-магия-биологии-листовки-биология
Листовки, содержат призыв, критерии, стимулируют творчество.

Еще разрисовать помогают раскраски. Раскрашивание черно-белого рисунка, по зонам в различные цвета помогает незаметно втянуться в работу с биологическим рисунком.

-магия-биологии-раскраска-мозг-рисовальная шпаргалка
Раскраска биологическая, рисовальная шпаргалка

Постепенно ребята начинают активно пользоваться рисунком, преобразуя сложную информацию с помощью рисунков. Они перестают бояться рисовать.

магия-биологии-кино-комикс-биология

Биологическое рисование с натуры

Рисование с натуры - этот тип рисования я практикую на экскурсиях и на спецкурсах при изучении некоторых тем. 
На уроках биологии навык рисования с натуры востребован при работе с микроскопом.

магия-биологии-рисование- с-натуры-не-глядя
Рисование с натуры в технике "не глядя"

Отдельным навыком считается слепой анималистический рисунок. Когда смотришь на животное и рисуешь, не глядя. Мы практиковали такой подход в экобиоцентре. Лучше всего в этом жанре получаются змеи. 
Но если не привязываться к качеству, то через "рисунок не глядя", можно передать динамику, движение.
Масштабирование - рисунки в натуральную величину. Это волшебство, которое помогает представлять реальные размеры существ, или их частей.

магия-биологии-масштабирование-реальных-размеров
Масштабирование зуба мегалодона  в натуральную величину

Биологический реалистичный рисунок

Этим летом я добралась до рисования на акварельном ботаническом и зоологическом скетчинге. Работа с акварелью занимает время. Поэтому только на каникулах можно не спеша посвятить этому процессу себя. Во время учебного года у меня не получается регулярно рисовать. 

магия-биологии-акварель-бенгальский-тигр

Следующим летом я хочу продолжить совершенствоваться в этом жанре.
Рисунки я использую в качестве иллюстраций на уроке. Рисующий учитель - лучший пример для освоения навыка. За хорошей иллюстрацией стоят часы времени.

магия-биологии-акварель-бархатцы

Моя коллекция книг для вдохновения

Меня вдохновляют книги по ботанической и анималистической иллюстрации. 
Я обожаю рассматривать канонические иллюстрации ботанической живописи 17-19 века. Просто эстетическое наслаждение и идеал. В книге «Удивительные редкие создания. Как познавался мир» Дэвида Аттенборо, еще и о развитии рисунка в естествознании и бумажных музеях.

биологический рисунок-магия-биологии-книги

Книги Билли Шоуэлл "Ботанические портреты", "Акварельные портреты цветов", "Портреты фруктов и овощей" - своеобразные руководства, для выхода на следующий уровень.
Книги Анны Мэйсон "Волшебный мир Анны Мэйсон, рисуем природу акварелью, все секреты реалистичной живописи", "Основы ботанической живописи акварелью. Практические рекомендации и пошаговые описания".
"Ботаническая иллюстрация цветными карандашами. Пошаговое руководство" - Энн Свон. "Ботаническая иллюстрация" Венди Холендер. 

Все эти книги хороши, но это, прежде всего, художники, без биологического образования. Поэтому все очень красиво, композиция и достоверность, с точки зрения правильной живописи, но сам формат биологического исследовательского рисунка ускользает.

Если бы не ужасный антибиологический перевод, я бы могла назвать среди любимчиков "Искусство рисования животных" Тима Понда, но редакция сэкономила на научном редакторе и на биологических рисунках появились чудовищные переводы обывателя, который не отличает мотыльков от васильков. У муравья внезапно появляются кости скелета. Не надо так делать, уважаемая редакция.

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Лоуз

Но настольной моей книгой в биологическом рисунке является "Дневник художника натуралиста" Джона Лоуза. Это чудесная вещь. Лоуз в себе воплотил и биолога, и художника, поэтому его рисунки исследовательские и смысловые, а не просто достоверно красивые. Хочется найти много времени, чтобы рисовать в режиме наблюдения, как Лоуз.

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Лоуз-дневник

А на 8 марта я сделала себе подарок - альбом с зарисовками А. Н. Формозова "От Мурмана до Амура: путешествия художника-анималиста" с иллюстрациями автора, которые публикуются впервые. Это человек-легенда среди племени биологов. На его "Спутнике следопыта" выросло ни одно поколение. С удовольствием путешествую вместе Формозовым в 1927, 1929 году по северным берегам Мурмана и Амура. 

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Формозов

Он рисовал по большей части цветными карандашами. У него не было хороших материалов, бумаги, красок и кистей, но все такое настоящее. Подмечены такие мелочи, которые не видны простому человеку, потому как он бы просто не смог их выделить и заметить. Формозов не был художником, он был самоучкой в рисунке, но он был биологом, поэтому зарисовки у него пронизаны духом исследовательского подхода. Я в восторге от этого альбома, хотя цена у него та еще, но не жалко. 

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Формозов
Дневники Формозова подарили много материала для проблемных вопросов и изучения фактора в природе

Раньше я отдавала предпочтение цветным акварельным карандашам в поездках, однако акварельный скетчинг качнул выбор в сторону красок. Изучая работы Формозова, я снова вспоминаю о карандашах. На тонких скетч-листах для набросков можно было бы работать.

А потом еще вспоминается анималистическая работа в карандаше на одном из МК, где я рисовала белку, мне это не понравилась, как техника. Это очень долго и кропотливо. Пока я буду так шерстить одного зверька, я ничего не успею больше увидеть в природе. Акварелью быстрее работается. Интересно, если бы у Фомозова была браш-кисть и хорошего качества бумага, не выбрал бы он эту технику для своего рисунка?

Мои рассуждения подвели нас к главному выводу, что рисовать может каждый. И самоучкой можно добиться хороших результатов, была бы практика. А в биологическом рисунке важнее интересоваться биологией, и быть исследователем, задаваться вопросами, чем быть просто профессиональным художником. РИСУЙТЕ И ПРАКТИКУЙТЕ!

биологический рисунок-магия-акварель-филломедуза

Статьи блога вам в помощь:
1. МК КАК НАРИСОВАТЬ БОТАНИЧЕСКУЮ ИЛЛЮСТРАЦИЮ С ДЕТЬМИ И ФОТОЗАГАДКА ОТ ФЕЕЧКИ
2. 3 СПОСОБА ДЛЯ БОТАНИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ: КЛЕНОВЫЕ КРЫЛАТКИ

ПС: при использовании материалов, не забывайте ссылаться на автора.
Если статья была полезной, поделитесь с друзьями! Желаю вам здоровья и радости открытий!



   

Яндекс.Метрика

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга.

    Да, биологический рисунок это всегда интересно, любопытно и познавательно.;))
    Я относительно недавно стала вести дневник природы. Конечно мне иногда сложно рисовать, так как прочно сидит художественный критик, хотя в своё время я около года серьезно занималась на курсах рисунка и брала уроки у заслуженного художника... я поняла, что это реальная психологическая проблема - отдаться творчеству, несмотря на свои каракули. Это важно. И конечно же в детские годы у меня такой критики не было. Были радость и удивление!

    Как же я люблю такую литературу! Книга Джона Лоуза это тонна вдохновения! Очень люблю его стиль! И Формозова для себя открыла год назад, тоже с покупкой данной книги. Насколько же он был наблюдательным, одаренным, верным своему делу! Потрясающие природные и этнографические зарисовки! А ведь он активно использовал свои работы на лекциях, благодаря чему занятия становились оживленнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, спасибо!
      Да, это абсолютно чудесный мир.
      Жаль в детстве у меня таких книг не было. Иначе, я бы рисовала чаще и больше)))
      Хочу еще теперь Формозова «От Двины до Мургаба. Пути и тропы художника-анималиста».

      Удалить
    2. У меня есть в электронном виде книга "От Двины до Мургаба...". Если нужна, то могу прислать по электронной почте ;)) К сожалению, в печатном виде так и не смогла ее найти...

      Удалить
    3. Спасибо, Юлия. Было бы здорово.
      Я тоже пыталась найти печатный вариант, но похоже - тираж был очень маленьким.

      Удалить