ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

вторник, 16 февраля 2016 г.

СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ: ГОД КРАСНОЙ ОБЕЗЬЯНЫ, ПРАТЧЕТТ и ИЛЛЮСТРАТОР ПОЛ КИДБИ

Здравствуйте, друзья!

Уже неделю мы живем по покровительством наступившего года Красной обезьяны. Сегодня я продолжу знакомство с любимым сквозным персонажем ПРАТЧЕТТА и символом этого года - орангутаном и Главным Библиотекарем Незримого университета. Приглашаю  прикоснуться к седьмому эпизоду.


Авторская иллюстрация к эпизоду №7 по произведению Пратчетта "Последний герой"

— Похоже, мы теряем воздух быстрее, чем я предполагал, — сказал гениальный художник. — Но я абсолютно уверен в собственных расчетах. И все же утечка налицо. Кроме того, мы падаем куда быстрее, чем рассчитывал господин Тупс. Э-э… Наверное, это все волшебное поле. Трудно предусмотреть каждую мелочь. Гм… В общем, если мы наденем шлемы, нам, скорее всего, ничего не грозит…
— Но ведь рядом с Диском полно воздуха, — отозвался Ринсвинд. — Почему мы не можем просто подлететь поближе и открыть форточку?
Леонард грустно смотрел на заполнявшие горизонт туманы.
— Мы летим слишком быстро, — медленно произнес он. — И на такой скорости воздух… он… все дело в том, что воздух… Лучше не так. Словосочетание «падающая звезда» — что оно вам говорит?
— А что оно должно нам говорить? — спросил Ринсвинд.
— Гм… А то, что нас ждет чрезвычайно ужасная смерть.
— Ах это… — протянул Ринсвинд.
Леонард постучал пальцем по шкале на одном из баллонов с воздухом.
— Даже не предполагал, что настолько сильно ошибся в расчетах…
И тут в кабину ворвался ослепительный свет.
/…./
— А где мое яблоко? — спросил он.
— Что? — переспросил Ринсвинд, не понимая, с чего вдруг разговор перешел на фрукты.
— Я начал есть яблоко, потом повесил его в воздухе рядом с собой. Куда оно подевалось?
Корабль, поскрипывая, летел через залитое ослепительным солнцем небо.
А мимо Моркоу, плавно переворачиваясь, продрейфовал огрызок.
— Полагаю, на борту нас только трое? — с невинным видом уточнил Ринсвинд.
— Ерунда! — отрезал Моркоу. — Кабина плотно запечатана!
— Значит… твое яблоко само себя съело?
Они одновременно посмотрели на окутанные сетями свертки.
— Можете считать меня параноиком, — сказал Ринсвинд, — но если корабль тяжелее, чем предполагал Леонард, если мы потребляем больше воздуха и у нас внезапно стала исчезать еда…
— Хочешь сказать, за Краем обитает некое чудовище, которое способно прогрызть деревянный корпус? — догадался Моркоу и выхватил меч.
— Об этом я даже не подумал, — признался Ринсвинд. — Молодец.
— Занятно, — сказал Леонард. — Такое существо должно являться помесью птицы и двустворчатого моллюска. Что-то типа кальмара, который при помощи своих струй…
— Спасибо, спасибо, спасибо, да!
Моркоу выдернул из-за сетей рулон с одеялами и внимательно оглядел кабину.
— Кажется, там что-то шевелится, — заявил он. — Как раз за баллонами с воздухом.
Он нырнул под связку лыж и скрылся в тенях.
Потом раздался его громкий стон:
— О, нет…
— Что? Что? — заверещал Ринсвинд.
— Я… нашел тут… что-то очень похожее на кожуру, — раздался глухой голос Моркоу.
— Невероятно, — откликнулся Леонард, торопливо рисуя что-то и блокноте. — Вероятно, это существо, пробравшись на борт гостеприимного судна, сразу видоизменяется и…
Из-за баллонов появился Моркоу с нанизанной на меч банановой кожурой.
Ринсвинд закатил глаза.
— У меня возникла некая весьма определенная догадка… — сказал он.
— И у меня тоже, — сказал Моркоу.
Потребовалось некоторое время, но наконец они все-таки отодвинули в сторону ящик с посудными полотенцами. Больше прятаться было негде.
Из сооруженного за ящиком гнезда высунулось встревоженное лицо.
— У-ук? —сказало оно.
Леонард вздохнул, отложил в сторону блокнот и открыл шкафчик с омнископом. Он постучал по осколку и очень скоро увидел контур чьей-то головы.— Анк-Морпорк, — сказал Леонард, набрав полную грудь воздуха, — у нас орангутан…
Этот эпизод взят из замечательной книги Терри Пратчетта "Последний герой". Мне посчастливилось приобрести эту историю в уникальном художественном оформлении иллюстраций Пола Кидби. Книга большого подарочного формата.



Даже если бы я никогда не слышала о таком авторе, как Терри Пратчетт, я бы купила эту книгу из-за удивительных иллюстраций Кидби. Они представляют собой смешение различных стилей, с креативными подходами в выполнении и неожиданными ракурсами. 
Но особенно меня привлек формат дневниковой записи в подражании Леонардо да Винчи, хотя и без зеркальной шифровки записей. 

Образ этого гениального ученого воплотился у Пратчетта в еще одном сквозном персонаже - Леонардо Щеботанском. И Кидби с успехом использовал воплощение этой связи в иллюстрациях, выдержанных в технике серебряной иглы. 

Во времена Леонардо да Винчи не было простых карандашей, они появятся спустя почти два века. Использовали палочку с острым серебряным наконечником, которым рисовали по бумаге, обработанной костной пылью. Рисунок со временем окислялся и становился коричневым. 

Интересно было бы добиться такого эффекта в рисунке, как в технике серебрянной иглы. Мы с сыном делали имитацию коричневого рисунка с помощью густого раствора кофе и тонкого плакатного пера для работы тушью.

Отдельные страницы дневниковых заметок в книге, представляют собой целостные произведения, сейчас мы бы называли их разворотами артбука гения. Такой  дневник наблюдений - мечта каждого ученого.



Но и само содержание этих записей чрезвычайно любопытно рассматривать, поскольку они связаны с наблюдениями в природе. Например, на основе свойств растения ворсянки, Леонардо Щеботанский разрабатывает несколько разноплановых изобретений. Сковорода для условий невесомости - в целом абсурдное изобретение, но такова природа гения. 

Все его мысли направлены на строительство воздушного корабля "Сокола" для путешествия за край Диска. А ведь принципы, подсмотренные в живой природе и с целью реализации их в технике, изучает отдельная наука бионика.



В процессе исследования Бездны за пределами Плоского Мира, Леонардо Щеботанский описывает новые виды животных, сопровождая описания иллюстрациями в его исследовательском дневнике.  Какая замечательная идея поиграть в неземную биологию, но по правилам развития и закономерностей живых тел! 

А такие иллюстрации, где дано много объектов, сродни ощущениям от таблиц "Жизнь Животных" и "Жизнь растений". Но с таким подходом к изображению драконов, как у Кидби, можно тренировать внимание, память, и очень любопытно познакомиться с систематикой болотных драконов Плоского мира. Юмористические характеристики, перемежаются с их названиями. К примеру, номер 33, по центру "Обидник. Маленький, летать не умеет, живет только в помещениях. Питается курятиной и мебелью."




Не обошел своим вниманием Пол Кидби и Главного Библиотекаря. Я насчитала 5 иллюстраций с его персоной. Ярко-рыжий уверенный и эмоциональный примат.

Поздравляю нас с наступившим годом орангутана! Пусть он принесет Вам счастье Вашего формата.




Начало приключений Главного Библиотекаря читайте в ЭПИЗОДЕ 1 - ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНИКА и ИГРА "ПОЙМИ ОРАНГУТАНА". 
ЭПИЗОД 2  расскажет о спасении волшебных книг,и о том как можно сделать по настоящему Волшебную книгу для ребенка.
О родословной приматов поведает ЭПИЗОД 3.
В ЭПИЗОДЕ 4, Главный Библиотекарь играет на оргАне, и я приглашаю Вас поиграть в забавную игру с ударениями в словах. 
В ЭПИЗОДЕ 5 Главный Библиотекарь выступает в роли фактора естественного отбора Анк-Морпорка и мы играем в увлекательную игру с идиомами через арт-терапию.
В ЭПИЗОДЕ 6  Библиотекарь заболел вирусной инфекцией с магическими эффектами. Как оказалось вирусы можно услышать. В шестом эпизоде есть возможность познакомиться с явлением генной музыки.

Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.

19 комментариев:

  1. Олечка, как всегда очень познавательно и интересно!
    Восхищаюсь твоими иллюстрациями - ты настоящий ХУДОЖНИК!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Марина! Конечно, до художника мне далековато, но процесс вырезания доставляет мне удовольствие)))

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна! Даже если для меня эти углубления в науку малопонятны, то иллюстрации помогают во многом разобраться. С Новым годом Вас и по восточному календарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Спасибо за отзыв и поздравления! Пусть сбываются мечты!

      Удалить
  4. "Питается курятиной и мебелью"- хорошо))) спасибо, Ольга!Как обычно, много пищи для ума.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана! Я тоже улыбаюсь этой фразе о пищевых пристрастиях обидника))) А вот еще - №5 "Весельчак большеносый. Боится лопат." Или №31, недалеко от обидника - "Королевский остроносый. Самый красивый дракон. Ненавидит обувь."

      Удалить
  5. Ольга Александровна, далеко мне до тайн мироздания в такой науке как биология, но каждый Ваш экскурс читаю с большим удовольствием, не переставая восхищаться силуэтными иллюстрациями

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Рада, что нравится силуэтная иллюстрация по Пратчетту, и сопровождающий рассказ.

      Удалить
  6. Хорошая иллюстрация, как всегда) Книжка любопытная - дети любят такие выдуманные миры и их персонажей. Спасибо, Ольга Александровна!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Ольга Анатольевна! Да, дети любят создавать миры. Для маленьких детей это творчество без условий. А вот школьникам, подросткам, можно предложить творить миры с условиями, с оглядкой на общие закономерности природы. Это уже ТРИЗ. Особенно, хорошо получилось бы у старшеклассников, они бы поняли, что на самом деле нет такой науки как физика или химия, биология, все действует в комплексе. Когда мои 11-классники создавали образы животных, которые эволюционировали при переходе из одной среды обитания в другую, они решали массу проблем, использовали множество законов. Например, если слон станет водоплавающим, а дождевой червь станет осваивать наземную среду. Все оказалось очень непросто. В результате, дети сделали вывод, что им не хватило знаний по физике и химии, чтобы разработать правильную модель. Жаль, что не дооценивают в школе роль интеграции наук. Сколько одних и тех же тем есть в химии, физике и биологии, которые можно было бы изучить в интеграции, ослабив часовую нагрузку на ребенка. Образовательному процессу нужен свой Леонардо... Но увы, нет пока такого человека, который бы смог составить универсальную интегрированную школьную программу. Оттого у ребенка не формируется целостной картины мира.

      Удалить
    2. Ольга Александровна, Вы правы, но если бы все дело обстояло только в программе!В нашем образовании столько двойных стандартов и имитаций - увы! А педагоги - готовы ли они работать так творчески? Хватит ли у них компетенций? А наполняемость классов, групп в детском саду? Столько всего...не перечесть! и это я еще опустила наш чиновничий аппарат с вечными срочными отчетами о чем - нибудь, ворохом бумаг, которые раздергивают и выбивают из колеи.
      Я часто возвращаюсь мыслями к книге "Игра в бисер" Гессе, сколько писателей, философов пытались создать идеальную модель общества и системы образования в частности!При этом в реальности - кому-то из детей повезет с педагогом (вот как с Вами), все же личность педагога, на мой взгляд, - решающее звено в этой системе.

      Удалить
    3. Да, система образования отличается отсутствием системы, логики и согласованности. Эх, конечно, дело не только в программе, но и в статусе самого педагога,чего только и кому только он не должен))), в отчетническом бюрократизме, нелогичности проводимого образовательного эксперимента.... Всего не перечислишь. И ведь, да, все образование держится на личности учителя.

      Удалить
  7. Оля, книга действительно невероятная в оформлении! Спасибо за знакомство с нею. Твоя иллюстрация тоже чудесна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! Если бы вышли книги Пратчетта с иллюстрациями Кидби, я бы начала покупать их по второму кругу))) из-за этих шикарных иллюстраций высочайшего класса.

      Удалить
  8. Чуть не пропустила такой пост!!! Вот это да... Я читаю в электронном виде, такого точно бы не нашла!))) вот это исполнение.. Восторг!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя! Книга просто чудесная. Иллюстратор постарался на славу. Жаль, что он не иллюстрировал все книги Пратчетта. Я бы все скупила)))

      Удалить
    2. Очень, очень тебя понимаю!))) я втайне мечтаю собрать все печатные издания Пратчетта, но пока "нет такой полочки, куда бы его всего поставить"))) поэтому сильнее мечтаю о"полочке" :-D

      Удалить
    3. О, полочка в стиле прованс! Это творческий процесс.

      Удалить