ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

пятница, 8 января 2016 г.

СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ: ГОД КРАСНОЙ ОБЕЗЬЯНЫ, ПРАТЧЕТТ, АРТ-ТЕРАПИЯ МЕТАФОРОЙ

Здравствуйте, друзья!

Уже немного осталось до вступления в права года Красной обезьяны. И хочу в Новом 2016 году продолжить знакомство с любимым сквозным персонажем ПРАТЧЕТТА и символом наступающего года - орангутаном и Главным Библиотекарем Незримого университета. Сегодня - пятый эпизод.

В ЭПИЗОДЕ 1 - ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНИКА и ИГРА "ПОЙМИ ОРАНГУТАНА". 
ЭПИЗОД 2  расскажет о спасении волшебных книг,и о том как можно сделать по настоящему Волшебную книгу для ребенка.
О родословной приматов поведает ЭПИЗОД 3.
В ЭПИЗОДЕ 4, Главный Библиотекарь играет на оргАне, и я приглашаю Вас поиграть в забавную игру с ударениями в словах. 


Авторская иллюстрация к эпизоду №5 по произведению Пратчетта "Дамы и господа"


"С другими освоенными человеком землями Ланкр соединяется мостом через Ланкрское ущелье, где протекает мелкая, но убийственно быстрая и коварная речка по имени Ланкр[1].[1] Ланкрцы не перетруждались, придумывая географические названия.
Достигнув обрыва, карета остановилась.
Дорогу перегораживал шлагбаум, небрежно раскрашенный красной, белой и черной красками.
Кучер потрубил в рог.
— В чем дело? — осведомился Чудакулли, высунувшись из окна.
— Троллев мост.
— Ничего себе.
Через некоторое время из-под моста донесся грохот, и через парапет перелез тролль. Впрочем, для обычного тролля на нем было слишком много одежды. Кроме обязательной по закону набедренной повязки он носил еще и шлем. Изначально шлем предназначался для человеческой головы, поэтому на башке тролля он удерживался лишь при помощи шнурка. В общем, тролль именно «носил» его.
— Что такое? — спросил проснувшийся казначей.
— Там, на мосту, тролль, — ответил Чудакулли, — но он под шлемом, стало быть, он скорее всего какой-нибудь местный чиновник. Так что вряд ли он будет нас есть. Ты, главное, не бойся…
Казначей хихикнул — разум его быстренько взял ноги в руки и помчался куда глаза глядят.
У окна кареты появился тролль.
— Добрый вечер, ваши светлости, — поздоровался он. — Таможенный досмотр.
— Что вы, что вы, мы совершенно не больны, — пролепетал уже совершенно счастливый казначей. — Тем более этим. Я имею в виду, то есть, мы волшебники, поэтому, э-э, нам нельзя…
— Я спрашиваю, — сказал тролль, — не провозите ли вы случайно пиво, крепкие напитки, вина, галлюциногенные растения или книги непристойного или распутного содержания?
Чудакулли оттащил казначея от окна.
— Нет, — ответил он.
— Нет?
— Нет.
— Уверены?
— Да.
— А не желаете ли приобрести?
/..../— Понятненько, — покачал головой тролль. — Кажется мне… — И тут он заметил Казанунду. — Ага! — воскликнул он. — Контрабанда гномов.

— Не говори чепухи, — возразил Чудакулли. — Контрабанды гномов не существует.
— Неужели? Тогда кто это у вас здесь?
— Я — настоящий гигант. В определенном смысле, — сказал Казанунда.
— Гиганты, знаешь ли, побольше ростом.
— А я болел.
При этих словах тролль несколько растерялся. Для него это была неразрешимая задача. Но тролль явно нарывался на неприятности — которые и обрел на крыше кареты, где принимал солнечные ванны библиотекарь.
— А это что за волосатый мешок?
— Это не мешок. Это библиотекарь.
Тролль потыкал в кучу рыжих волос.
— У-ук…
— Что? Макака?
— У-ук?!
Минутой спустя путешественники, перегнувшись через парапет, задумчиво рассматривали протекавшую далеко внизу речку.
— И часто с ним такое? — наконец спросил Казанунда.
— В последнее время не очень, — ответил Чудакулли. — Против… этой, как ее… не попрешь. Эй, Тупс, как там эта штука называется, ну, когда размножаешься и детям своим передаешь?
— Эволюция, — ответил Думминг. Волны все еще бились о берега.
— Она самая. Допустим, у моего отца был жилет с вышитыми фазанами, и он оставил его мне, и теперь я им владею. Это, стало быть, наследственность, а…
— На самом деле все не так… — начал было Думминг, впрочем не особенно надеясь на то, что Чудакулли станет его слушать.
— В нашем Анк-Морпорке разницу между МАКАКОЙ И АНТРОПОИДОМ усвоили почти все, — продолжал Чудакулли. — Эволюция, брат… Очень трудно, знаешь ли, размножаться, после того как тебя отвозили по мостовой.
Рябь на воде исчезла.
— Как вы думаете, — поинтересовался Казанунда, — тролли плавать умеют?
— Нет, они просто тонут, а потом выходят на берег, — объяснил Чудакулли. Он развернулся и оперся на локти. — Эх, а знаете, это напомнило мне прошлое… Я имею в виду старую, добрую реку Ланкр. Здесь такая форель водится… Руку целиком откусить может.
— Судя по всему, здесь водится не только форель, — заметил Думминг, наблюдая за показавшимся из воды шлемом.
— А выше по течению — прозрачные заводи… — продолжал Чудакулли. — Полные… неизбывной прозрачности. И залитые водой луга, полные… воды, представляете? И цветы, и все такое прочее. — Он вздохнул. — Ведь именно на этом мосту она сказала мне, что…
— Он уже вылез из реки, — сообщил Думминг. Но тролль не слишком торопился, поскольку заметил, что библиотекарь с самым беззаботным видом выворачивает из моста огромный камень.
— Именно на этом мосту я спросил ее…
— Какая большая у него дубина, — произнес Казанунда.
— Да, именно на этом мосту я почти…
— Ты не мог бы держать этот камень чуть менее вызывающе? — спросил Думминг.
— У-ук?
— Это нам не помешало бы.
— Если кому-нибудь интересно, именно на этом мосту вся моя жизнь…
— Может, поедем дальше? — предложил Думминг. — Тролль еще долго будет там ковыряться.
— И вообще, ему сильно повезло, что у нас нет времени здесь торчать! — поддакнул Казанунда.
Думминг развернул библиотекаря и подтолкнул его к карете.
— В действительности на этом самом мосту…
Чудакулли обернулся.
— Ты ехать собираешься? — осведомился Казанунда, взяв в руки вожжи.
— Я только что пережил мгновение ностальгических воспоминаний, — с укором произнес Чудакулли. — Но вы, сволочи, ничего, конечно, не заметили.
Думминг держал дверь открытой.
— Есть такое высказывание, аркканцлер: нельзя войти дважды в одну и ту же реку.
Чудакулли в недоумении уставился на него.
— Думаешь, второй раз библиотекарь его туда не зашвырнет?" Т. Пратчетт "Дамы и господа"

В данном эпизоде сэр Терри Пратчетт подшучивает над процессом эволюции, выставляя Главного Библиотекаря  ее фактором отбора в Анк-Морпорке.  Эпизод - отличный эпиграф, чтобы перейти к изучению терминологического аппарата темы "Эволюция". 

Однако, сегодня мне бы хотелось поговорить о развитии метафорического мышления. Когда метафора становится с одной стороны арт-терапией, а с другой возможностью развития познания, чувства юмора. Развитие речи, расширение лексикона будет обеспечено легко и просто. 

Фридл Дикер-Брандейс является основательницей направления арт-терапии. Будучи в концентрационном лагере Освенцима, в ожидании газовой камеры, она создавала свою арт-систему, позволяющую выходить за рамки травмирующих обстоятельств. Ранее она работала с детьми из детских домов, переживших немало трудностей, и вот перед лицом смерти, она помогала детям концлагеря, используя те же принципы.

Она придумала давать детям смешные задания, глупое высказывание, шутку, которые нужно было нарисовать. Это раскрепощает и высвобождает человека, даже в самых невыносимых условиях, дает возможность не пасть духом.

Все в твоих руках
Выделенная фраза Пратчетта, является одним из инструментов работы с метафорой, идиомой. Фразеологизмы и пословицы украшают речь образностью, являют собой коды ситуаций. Однако с ними можно весело играть. Если мы начинаем понимать фразеологизмы, идиомы, пословицы буквально, это может повеселить. И стать отличной идеей для творчества.

У нас с сыном был период, когда мы творили иные смыслы метафор, названий, пословиц. Тему подсказал сам ребенок. Однажды в коридоре из моих туфлей-лодочек, сын сотворил кораблики для перевозки мелких игрушек. Как буквально! Я лишь подхватила интересное направление действий. Пару недель мы играли с выражениями. 
Васильковые глаза

Наряжали картошку в бумажный мундир, наклеивали глаза на стебельках - Анютины глазки, губки были бантиком, когда галстук-бабочка зажимался зубами, а у кота на фотографии были васильковые глаза. Пытались прыгать выше головы, и работать спустя рукава, надевать штаны через голову. Было весело, наглядно и познавательно. 

Прием буквального понимания идиом - замечательный способ развития креативного мышления, им часто пользуются художники. Например, Виктория Кирдий, часто рисует свои милые акварели, пользуясь этим приемом. Интересно обыграно выражение "Клятва Гиппократа". У нее можно почерпнуть идеи использования идиом для творчества вместе с ребенком. 


В. Кирдий. "Гиппократ клянется своей мамочкой"  
Источник: http://kirdiy.com/catalog/watercolor/gippokrat-klyanetsya-svoey-mamochkoy
Когда берете высказывание для игры, то не спешите знакомить ребенка с его истинным значением. Самое главное, позвольте ребенку придумывать, пусть он выдвигает свои версии, помогайте их воплощать. А потом, расскажите, что же на самом деле скрывается за той или иной фразой. Это позволит ребенку навсегда запомнить значение, и он с удовольствием будет использовать обороты в своем лексиконе.

Это нехитрый способ снятия стресса и для взрослого, и для ребенка - изобразить метафору по своему. Это может быть рисунок, фотография, скульптура, коллаж - все что угодно! Желаю Вам полезных игр и творчества. Изобретайте свои веселые способы прыгнуть выше головы.  И помните, что ВСЁ в ваших руках!

Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.


18 комментариев:

  1. Ольга Александровна, здравствуйте. Очередной эпизод и опять такая интересная подводка к основной теме сообщения. Метафора - это понятие, действие или ситуация в переносном смысле слова и ее чаще всего не только называют, но и изображают. Психологи часто этот прием используют в своей работе, рекомендуют к нему обращаться. Обучаясь по курсу менеджмента, на практических занятиях мы часто играли, ох как это помогает взять себя в руки.
    Спасибо, Ольга за очередную иллюстрацию и напоминание об арт-приеме

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, приветствую!
      Спасибо!
      Да, метафоры позволяют создавать новую реальность.

      Удалить
  2. Ого, как интересно!! Замечательный прием. Не зная, что это арт-терапия, я в студенческие годы рисовала всяческие смешные картинки с такими выражениями, типа, "сцепились языками", "журнал бросился в глаза", пр. :)) Очень мне это нравилось! Где-то они лежат, надо будет просмотреть :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина!
      Да, забавные должно быть иллюстрации - зацепившиеся языками)))) Я бы с удовольствием взглянула.

      Удалить
  3. Ольга, спасибо огромное за такой полезный и забытый мной арт-прием!!! Буду воплощать:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена!
      Да, что-то забывается, а потом происходит толчок из реальности, значит приходит время делать какие-то вещи, именно, сейчас.

      Удалить
  4. Ольга, как всегда Вы глубоки и так умны....Спасибо Вам! С Новым годом и Рождеством! Пусть все сбудется о чем мечтается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, благодарю! Спасибо за пожелания! И Вас с праздниками! Пусть год принесет счастье!

      Удалить
  5. Ольга Александровна, очень интересные идеи, - спасибо большое! С Вашего позволения добавлю прием буквального понимания идиом и пр., в свой пост "Развиваем чувство юмора у детей", с указанием ссылки на Ваше сообщение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, и Вам - спасибо! Добавьте, конечно, этот замечательный прием! Ох, как с ним можно поиграть. Особенно среди научных терминов есть где разгуляться. Помню, как веселились мои подружки, когда услышали от меня про руководящие ископаемые)))) На самом деле - это мелкие ископаемые организмы-маркеры, в больших количествах встречающиеся в пластах пород определенных исторических эпох. Для мезозойской эры, где господствовали динозавры, руководящими ископаемыми будут вовсе не кости гигантов, а окаменелости аммонитов и белемнитов - моллюсков, в больших количествах населявших моря. Так, что при изучении темы эволюции, я использовала прием работы с понятиями, как и с идиомами, отталкиваясь от буквальности. И дети усваивали эти основы палеонтологии на 100%.

      Удалить
  6. Не знаю, что написать, но очень хочется... В который раз чувствую себя ущербной... Когда встречаю людей, которые всегда на высоком уровне знаний, а я где-то копошусь в яслях... после этого и возвращаться в свой блог не хочется - примитив. Оля, БРАВО!
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, вот я чувствую себя крайне неловко, после Ваших слов. Просто я тяготею к привычке ко всему подвести теоретическую базу)))) Ваши знания тоже на высоком уровне, но Вы работаете совсем в другой возрастной категории, в практике нет Вам равных. Просто мечта- какой Воспитатель! И блог Ваш очень полезный и позитивный. Всегда с удовольствием захожу поумиляться Вашим замечательным воспитанникам и поудивляться Вашим креативным способам использования казалось бы бросовых материалов.

      Удалить
  7. Оля, здорово! Люблю такое очень!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна!
      Не сомневаюсь, что с Вашей то креативностью, данный прием заиграет необычными подходами в реализации.

      Удалить
  8. Оля, большое спасибо за позитив! Невероятно красивая иллюстрация, а идея игры просто восхитительная! Нужно обязательно воспользоваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! С удовольствием посмотрю что нарисуют твои детишки, играя в идиомы))))

      Удалить
  9. Интереснейшая заметка!))) Думаю теперь, как адаптировать эту игру под возраст Мартына..))))
    Иллюстрация буквально волшебная! :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Женя, за отзыв!
      Рада, что примеряешь опыт на себя!

      Удалить