Здравствуйте, друзья!
В педагогической группе на ФБ "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИГРОПЕДАГОГИКА" зашло обсуждение о том, что игра, как форма деятельности все чаще уходит в виртуальное пространство. Есть ли в настольных играх что-то притягательное для нынешнего поколения, или их пора списать в утиль? Я написала в комментариях о своем опыте использования авторских биологических тематических настольных игр в педагогической работе. И получила предложение рассказать об этом подробнее.
Образовательные настольные игры - это работает!
Весь прошлый год я создавала настолки. В общей сложности, спроектировано и апробировано 7 полноценных работающих биологических настольных игр. А две пока зависли в стадии разработки. Игры использовала в рамках своего кружка "Зоология с основами энтомологии", как инструмент обучения, закрепления, продвижения, погружения в тему, укрепления мотивации детей. И дети не только играли, но участвовали в создании игры. Не только моделировали правила, но придумывали элементы, рисовали поля, составляли вопросы и головоломки для викторины.
В ИГРЕ дети учатся естественным образом, и настольные игры становятся незаменимым помощником для систематизации материала, выработки игровой стратегии и формирования взаимодействия друг с другом.
Настольные игры - как способ мотивации к обучению
Детям нравится играть в настольные игры, поэтому я усмотрела в этом действенный инструмент удержания контингента в бесплатном кружке дополнительного образования. Ребята знают, что каждая новая тема даст игровой повод. Они предвкушают.
Для создания игры не требуется много материалов, но это затратная по времени деятельность. Вы никогда не знаете, войдет ли игра в ТОП популярных и любимых игр или ее ждет забвение. Игры не должны быть слишком сложными. Правила должны быть простыми, иначе игра пойдет тяжело.
Играем в зоологическое лото на перевале Бурхат в экологическом лагере. Температура в высокогорье приближается к +8))) Но нас это не останавливает. |
ТОП игр определяется просто - ребята отбирают эти игры для личного первенства на каникулы, в поездки ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ. Например, особой популярностью пользовалось "ЗООЛОТО", которое изначально создавалось, чтобы познакомить юннатов с зоологическими науками, региональными учеными, классификацией животных. На протяжении года в лото добавлялись новые карточки. Именно эта игра побывала с нами во всех экспедициях.
Настольные игры, как способ работы с материалом
Я использовала настольные игры на различных этапах изучения темы. Игра "Зоодомино" - хорошо сработала и при вхождении в тему, и при закреплении.
Игра "Путешествие велеллы" имеет подвижное поле, подвержено штормам, поэтому эффект сюрприза сопровождает игроков на протяжении всего пути. |
Как инструмент изучения темы, использованы игры "Накорми моллюска" и "Путешествие велеллы". Через игру "НАКОРМИ МОЛЛЮСКА" ребята разобрались с пищевой специализацией двустворчатых и брюхоногих моллюсков, их жизненными стратегиями. В силу своей медлительности, моллюски часто питаются друг другом. Поэтому, вероятность того, что твой моллюск может стать добычей для другого, добавило перчинку в процесс.
Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ ВЕЛЕЛЛЫ" познакомила ребят с явлением кормусных организмов. Кормусные организмы - это колонии, которые воспринимаются нами, как отдельный организм. Как если бы у муравейника выросли ноги))) Это явление живой колонии встречается у кишечнополостных. Кормусные организмы сифонофоры дрейфуют в океане, как корабли, и неожиданно становятся субстратом для обитания других организмов. Эти экологические взаимоотношения мы изучали в игре.
Игра "Разнообразные паукообразные" знакомит с особенностями строения различных групп паукообразных от сольпуги до фрина. |
Изучение строения представителей отдельных таксонов (систематических групп) хорошо пошло через игры "ГОНКИ ПРОСТЕЙШИХ" и "РАЗНООБРАЗНЫЕ ПАУКООБРАЗНЫЕ". Необходимость составить вопросы к викторине о простейших, заставила ребят порыться в Интернете, чтобы выискать каверзные заковырки.
ЛЕНТА ОТКРЫТИЙ постепенно выстраивалась в процессе игр "ПУТЕШЕСТВИЕ ВЕЛЕЛЛЫ" и "КАК НЕ СТАТЬ ОБЕДОМ?". История изучения, открытий с именами ученых, превратилась в веселое приключение.
А сложные циклы развития паразитических червей мы закрепляли в игре "КАК НЕ СТАТЬ ОБЕДОМ?". Эту игру я использую и на авторском спецкурсе "Медицинская паразитология" у 8 класса.
Игра "Гонки простейших" с использованием принципов викторины. Если ребенок отвечает на вопрос, он зарабатывает дополнительный ход, и получает преимущество в гонке. |
Энтомологическое домино стоит использовать на закреплении темы. Оно сложновато для восприятия детьми без проработки терминологической базы. Но на закреплении дает возможность показать свои знания и умения во всей красе. Это формирует у ребят вкус к экспертности. Без тяги к экспертности написать научный проект очень сложно.
Настольные игры, как способ сотрудничества
Изготовление игрового поля для игры "Разнообразные паукообразные" |
Я широко использую в играх пластмассовые пробки, бросовый материал намеренно. Вторичное использование ресурса позволяет "мусору" служить на пользу людям долгое время. Пробки мы не выбрасываем, а приспосабливаем к игре. Постепенно у детей формируется экологическое мышление, бережное отношение к материалу, что в итоге сводится к ограничению потребительского отношения к планете.
Образовательные игры могут быть самодельными. Я бы сказала, что это предпочтительней. Ребенку важно почувствовать свою сопричастность к процессу создания игры. Конечно, основная структура продумывается педагогом, однако в игре нужно оставлять пятнышки, которые будут заполняться детьми.
Образовательные игры могут быть самодельными. Я бы сказала, что это предпочтительней. Ребенку важно почувствовать свою сопричастность к процессу создания игры. Конечно, основная структура продумывается педагогом, однако в игре нужно оставлять пятнышки, которые будут заполняться детьми.
Даже простое вырезание и ламинирование частей игры, вызывает у ребенка чувство сопричастности, зарождает партнерские отношения между взрослым и ребенком. Многие педагоги боятся таких отношений, опасаясь панибратства. Но без партнерства с детьми педагогу невозможно создать научный проект, доверительные отношения, сформировать крепкий позитивный коллектив.
Изготовление фишки-велеллы для игры |
Ребята делали фишки (свои маленькие велеллы), рисовали игровые поля, писали вопросы для викторины, дополняли правила своими замечаниями.
В процессе игры ребята учились взаимодействовать между собой. Учились выигрывать и проигрывать, держать "покер-фейс", контролируя эмоции, учились отделять процесс игры от личных отношений. Например, некоторые ребята не на шутку обижались, когда их паучка сожрала чья-то сольпуга. Но в природе так заведено, что без продуманной стратегии не выжить. Тогда приходилось объединяться в группы взаимопомощи. Социализация в действии.
Не последнюю роль играет в игре удача, поэтому выиграть может каждый, даже тот, кто ни разу ни стратег. Многие дети делали для себя открытие, что совместная игра может быть не менее захватывающей, чем компьютерное одиночное первенство. Мы устраиваем игры на личное первенство на каникулах под чашечку хорошего чая со специями.
Конечно, образовательные настольные игры не слишком подходят для высокой плотности урока, но для внеклассной и кружковой деятельности - это идеальный инструмент.
Современные дети с удовольствием играют в настолки. Им всего лишь не хватает навыков организации в сложное взаимодействие, чтобы прийти к этому самостоятельно. Но взрослые могут им в этом помочь через совместные игры в семье, клубе, кружках, школе.
А эта игра по нюансам питания акул и их биотических связях "33 акулы" еще только появляется на свет. У нее еще все впереди: апробация, коррекция, поклонники.
Некоторые игры рождались из насущных потребностей, когда было необходимо научить ребят осознанному поведению в природе и оказанию первой помощи на выездах в экологических экспедициях. Так появилась игра "ТБ, первая помощь и правила поведения в природе". https://biomagic27.blogspot.com/2020/06/avtorskaya-igra-tb-pervaya-pomoshch-i-pravila-povedeniya-v-prirode.html Ее можно при желании приобрести.
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях, расскажите про "Магию биологии" хорошим людям. Желаю радости открытий!
Ольга, замечательный материал. Самая большая роскошь, как известно, - это роскошь человеческого общения. Поиграть с друзьями в настольную игру для детей любого возраста - занятие привлекательное и увлекательное, тем более, что биологическая игра повышает интеллектуальный уровень. Для создания подобной игры требуется много времени и энтузиазм неравнодушного человека. Вы - увлеченный человек и неординарный, и это сразу видно.
ОтветитьУдалитьМне очень понравилась идея.
Елена, благодарю!
УдалитьДа, Вы правы, создание игры, которая бы охватила и систематизировала материал - это затратная штука по времени и упорству. Но я обожаю строить алгоритмы, придумывать схемы и системы, поэтому это та ниша, в которой я себя чувствовала хорошо.
Ольга Александровна! Вы сами создаете настольные игры! Интересно! Дети с удовольствием играют и общаются.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо!
УдалитьДа, я создаю игры. Это захватывающее занятие для меня самой)))
Ольга Александровна, Браво! Вы очень увлеченный человек и всех заряжаете своей любовью к биологии. Спасибо Вам
УдалитьАнна Борисовна, благодарю за добрые слова!
УдалитьОлечка ты Волшебница!!! 😍
ОтветитьУдалитьЯ уверена, что настольные игры никогда не потеряют свою активность. Боьее того замечаю, что в детских магазинах их становится всё больше и больше. Наверное, спрос растёт так как многие взрослые (я предполагаю) мечтают оторвать своих чад от компа и сами хотят оторваться от смартфона...
С наступающими !!! 🎄
Спасибо, Женя!
УдалитьКонечно, дети нацелены на активную коммуникацию, это нормальное явление в их возрасте. Игры настолки - замечательный способ.
Здравствуйте, Ольга Александровна! Замечательные игры! А мне вот подумалось о том, как повезло ребятам, с которыми Вы работаете...У меня (да и у моих детей) в свое время не было такого увлеченного педагога по биологии. Встречи с настоящим учителем в нашей жизни играют огромную роль.Успеха вам и любознательных учеников!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Анатольевна!
УдалитьСпасибо за отзыв! У меня тоже не было увлеченного педагога по биологии. Только однажды у меня был такой опыт в жизни - яркий увлеченный учитель ИЗО Светлана Александровна. Я даже научилась расписывать деревянные изделия на УПК благодаря ей, и рисовать.
Ольга, как психолог, поддерживаю каждое ваше слово! Вы невероятно тонко чувствуете детей и их потребности, при этом умея заинтересовать их биологией. Причем детей разных возрастов, а это очень трудно. Как фанат настольных игр я просто в восторге от вашей фантазии и в целом подхода к самодельным настолкам !
ОтветитьУдалитьАлена, благодарю!
УдалитьИз уст профессионала очень приятно слышать в свой адрес подобные слова.
Настолки превратились в хороший стратегический инструмент. Но когда приходит слишком много детей, в них играть сложновато. Оптимально до 8-10 детей. Думаю как решить эту проблему. Кроме как делать дубликат настолки и делить на группы детей в голову ничего не пришло. Потому что минигруппы, которые играют за одну фишку - не сработали.