ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 23 июля 2018 г.

КАК СОЗДАТЬ СПЛОЧЕННУЮ КОМАНДУ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛАГЕРЕ

Здравствуйте, друзья!
Не успела выложить все посты об экспедиции в Западно-Алтайский заповедник от УИ "Экобиоцентра" города Усть-Каменогорска, а уже накрыло волной новой экспедиции на озеро Язевое в Катон-Карагайском государственном национальном парке. Однако, не единой НАУКОЙ жив человек, и было бы очень скучно и грустно, кабы не организационно-массовая работа, которую мы проводили в тандеме с нашим психологом Светланой Александровной. У нас получилось шикарное сотрудничество, в результате которого мы получили отличный результат в виде сплоченной команды из 10 ребят за неделю.
Три слова, которые легли в нашу разработку мероприятий: весело, интересно, комфортно.


kak-sozdat-splochennuyu-komandu-v-ehkologicheskom-lagere-magiya-biologii
Психолог Светлана Александровна проводит коммуникативный тренинг

Принцип №1. Правила группы

Еще до отъезда мы собрали ребят на ознакомительный тренинг, где не только познакомились друг с другом, но и создали правила группы. Правила мы записали маркерами на ватмане и повезли с собой в экспедицию. Каждый участник поставил свою подпись в знак принятия правил. На другом ватмане ребята написали свои ожидания и опасения. 


kak-sozdat-splochennuyu-komandu-v-ehkologicheskom-lagere-magiya-biologii
Экспедиция подразумевает сплочение, ведь в походных условиях преодоление трудностей возможно только всем вместе.
Очень важно, чтобы правила группы разрабатывались самими участниками, отталкиваясь от установок взаимоуважения и сотрудничества. Когда правила не просто сообщаются, а создаются, они перестают быть фиктивными и охотнее выполняются детьми. У нас были дети и из категории особенных, поэтому было важно создать условия для их принятия другими детьми, социализации в группе.

ПРАВИЛА ГРУППЫ ЭКСПЕДИЦИИ 22.06-27.06.2018 ГОДА
1. Не осуждать.
2. Не ругаться, не сквернословить.
3. Не уходить без разрешения.
4. Взаимопомощь.
5. Принимать групповое решение.
6. Не подводить, быть надежным товарищем.
7. Мы в гостях у природы!
8. Не кричать, не шуметь.
9. Не сорить, убирать за собой мусор.
10. Не срывать растения, грибы, не трогать руками животных.
11. Не разжигать костры.
12. Не пить сырую воду.
13. Соблюдать режим дня, дежурить.
14. Быть активным и позитивным.

Важно, чтобы правила находились на виду у детей. Ватманы служили нам импровизированными шторками на окнах и уголком, на котором мы размещали наши игровые элементы.
Кроме всего прочего, на тренинге знакомства психолог провела анкетирование, которое помогло скорректировать поведение детей, сгладить острые углы акцентуации личности.
Ребята спокойнее воспринимали поручения и факт дежурства. Посуду мыли все, независимо от гендера. Приготовление пищи, уборка, заготовка дров, снабжение водой - обязанностей было много, и дети с удовольствием помогали друг другу.

Принцип №2. Пойти нельзя остаться: 100% охват мероприятиями детей

Одной из проблем данной экспедиции было расщепление группы на  2 части. Одна группа оставалась внизу в домике, а другая - совершала восхождение в тундреную зону Линейского белка. Возникало противоречие - я не могла быть в двух местах одновременно, но я должна была провести мероприятия в двух группах. На помощь мне приходит ТРИЗ. И я нахожу классное решение. Не зря же посещала курс мультерапии)))

6-кадров-комикс-о-нас

Дети будут создавать фильм-комикс о нас! Группы вдали друг от друга будут рисовать по 6 кадров самых классных событий, которые с ними случились в этот день. Выдаю им кассовую ленту, делю пачку фломастеров пополам. И рассказываю о задаче и критериях. Заодно мы рассуждаем про то, какое кино всегда интересно смотреть.

Критерии:
1. Создавать 6 кадров ежедневно. Почему именно 6 кадров? Это минимальный формат для эпизода. История состоит из завязки, развития действия, кульминации и развязки. И это нужно как-то завернуть в изображение.
2. Креативность. Сочетание общего (например, вид с высоты птичьего полета), среднего (по пояс) и крупного планов (только глаз). 
3. Юмор. Добрый и не туалетный.
4. Озвучка фильма по прибытии.

kak-sozdat-splochennuyu-komandu-v-ehkologicheskom-lagere-magiya-biologii
Фото из архива Лукьянца Ю.Г. 
Когда дети встретились, они показали друг другу свою ленту и поделились впечатлениями, озвучив ее. А поделиться было чем! Не каждое лето можно слепить снеговика из снежника Линнейского белка, увидеть каменную реку. Или прикоснуться к тайнам средневекового бестиария.

6-кадров-комикс-о-нас

Детям понравилась рефлексия дня в рисованном формате, и когда группы встретились, мы продолжили изображать впечатления, но на листах крупнее кассовой ленты. Наши фильмы украшали стены домика, а потом приехали в экобиоцентр. Я разместила их в методическом кабинете. Вместо тысячи слов - наглядные картинки.

Принцип №3. Добавим капельку волшебства


Наука наукой, но сказки, волшебство и фантазии - это неотъемлемая часть мира ребенка, даже если он уже подросток. Поэтому я устроила для детей небольшой вечерний квест. 

квест-средневековый-бестиарий

Когда стемнело, их встретила на пороге совсем не Ольга Александровна, а ведьма в черной остроконечной  шляпе, перегородившая вход с древней лампой и зверозубой книгой в руках. Пройти можно было, только зная пароль. Нужно было задавать вопросы на которые ведьма могла дать ответ "Да" или "Нет". Пароль был "Звезды". Именно это и стало подсказкой, в которой лежал первый ключ.

квест-средневековый-бестиарий

Оказалось завораживающим форматом искать подсказки с помощью света фонариков, в полной темноте. Наконец на сумке с изображениями звезд было найдено задание, которое гласило: "Средневековые монахи, изображая животных на иллюстрациях к бестиариям, не знали, существует ли такой зверь на самом деле и как он выглядит. Какие из этих животных реальны, а какие вымышлены? Найдите все части головоломки"

Ребятам предстояло найти несколько изображений из средневековых бестиариев, по расплывчатым и зашифрованным указаниям мест, а затем высказать догадки, кто нарисован на картинке, и насколько он реален. 

квест-средневековый-бестиарий
Зверозубую обложку на книгу я сделала по вдохновению, полученному от Эллины Игнатеня.
Изображения и идею для задания я подсмотрела здесь - http://www.vokrugsveta.ru/article/290767/ Вы тоже можете проверить себя на предмет соотнесения животных из бестиария с реальностью. Четыре животных были определены верно, но больше всего  ребят поразила черепаха, они отразили свое искреннее недоумение в фильме про нас (см. выше). А как получилось у вас с отгадыванием замысла горе-художников, от слова "худо"?

квест-средневековый-бестиарий

А наше мероприятие продолжилось психологической арт-техникой "Вымышленное животное". Его нужно было нарисовать, дать ему имя, описать где он живет, что жует. Это дало возможность психологу лучше понять ребят, диагностировать уровень тревожности, агрессии, и скорректировать наши последующие занятия с ребятами.
Фактически все наши вечера состояли из двух частей - эколого-интеллектуальной и психологической, направленной на развитие коммуникативных навыков и самопознания. Считаю, что именно такая форма взаимодействия способствовала установлению комфортного климата в пределах экспедиции.

Принцип №4. Алло, мы ищем таланты!

Вектор развития должны задавать сами дети. Это один из постулатов моей педагогики. Гибкость формата мероприятий - обязательное условие для успешного лагеря. У педагога должно быть в запасе множество психологических упражнений и игр, которые могут использоваться в различных ситуациях. 
Для самореализации детей важно создать условия, где ребята смогут проявить свой талант. Мы, не устраивали для этого отдельного вечера, но когда дети изъявили желание сделать для нас сюрприз, мы позволили им это без всяких условий. И они подготовили номер с синхронной игрой на стаканах за очень короткий срок, буквально пару часов. Взаимное обучение обогащает и сближает.


Это был аншлаг! А наши старшие юннаты, выразили желание взять в следующую экспедицию акарину и флейту, чтобы исполнить дуэтом музыку заставки из сериала "Игра престолов". А я для себя определила тему для следующего волшебного заезда, оттолкнувшись от этого намерения.

Принцип №5. Добавим перчинку азарта


Когда оставался последний вечер нашего пребывания в заповеднике, мальчики, которые бывали в экспедиции неоднократно, попросили у нас свободный час перед сном, чтобы поиграть всем вместе в "Мафию". Мол традиция у них такая была - в королевскую ночь играть в "Мафию". Но у меня было заготовлено нечто получше.

психологический-тренинг-связующая-нить

Как всегда вечер начался связующей нитью пожеланий, которую ввела Светлана Александровна. Участвовали и дети, и педагоги. Потом каждый ребенок нарисовал свой именной кадр об общем впечатлении экспедиции в целом. Эмоции зашкаливали, дети открывались.

А затем пришло время моей авторской игры "Зоодомино", которую я создала на кружке для усвоения названий зоологических наук и имен казахстанских зоологов, внесших вклад в их развитие, а также систематики основных групп животных. Где нужно было ходить на рыбалку за подсказками с помощью магнитной удочки, хватать как можно больше улова. Вдруг повезет, и попадется чистая карточка, которой можно закрыть сложную карту, и положить свою. А можно пойти на базар за еще одной желтой картой.


Чтение подсказок давало новые знания, ребята запоминали в игре массу фактов. И признались, что это было здорово, даже лучше "Мафии". Они узнали за час больше о зоологических науках и систематике животных, чем за все время в школе. А мои юннаты хвастались, что мы устраиваем на каникулах турниры личного первенства по зоодомино. Побеждает у нас обычно Настя. 
Я пригласила всех ребят из экспедиции на наши турниры в будущем году. А потом мои юннаты поделились, что мы постоянно играем в настольные игры, которые создаем по завершению изучения тем. 
В общем, в следующую экспедицию меня попросили взять игру с собой. Однако, будет ли у них на это время? Ведь в голове у меня уже созрел интересный план новых приключений. 
Сезон 1 закончен. Продолжение следует....
Если вы пропустили посты с приключениями и впечатлениями о Западно-Алтайском заповеднике, то загляните СЮДА  - https://biomagic27.blogspot.com/2018/07/blog-post-zapadno-altajskij-zapovednik.html
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Поддержите "Магию биологии", рассказав о ней юным натуралистам и любителям природы. Желаю радости открытий!



   

Яндекс.Метрика

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Всё верно - пока ребята не станут командой, им будет не до исследований...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Команда - это интересно и здорово. Сейчас ребята лишены опыта создания дворовых команд, как это было в наши времена)))
      Но им доступно нечто большее. Я думаю, насколько была бы в восторге от такого лагеря в свое время.

      Удалить
  2. Еще от этих впечатлений, скорее всего,Ю ребятишки не отошли, а Вы уже новые строите. Браво, Ольга Александровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна!
      Думаю, успеху способствовало и то, что мы с психологом Светланой Александровной сами стали командой))) У нас мысли были в унисон.

      Удалить
  3. Оля, как у вас там весело и здОрово! Мне бы в такой экспедиции очень в школьные годы понравилось!
    А зверокнига! Зверокнига какая! Сама?! А подробности? И фото крупным планом? Шедевр же!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина!
      Я бы тоже очень радовалась таким возможностям. Я в детстве так мечтала побывать в научной экспедиции)))
      Зверокнигу я сделала благодаря идее Эллины Игнатеня. Меня очень впечатлила она и я решила, что мне непременно нужна такая же. Только мне не удалось найти волосатую оболочку, поэтому слепила ее из полосатого шарфа-травки))) Как нибудь сфотографирую. Пока все очень насыщенно идет, я не успеваю за событиями.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Александровна! Вот! Самое главное - это сплотить коллектив еще ДО, а не ВО ВРЕМЯ. ВО ВРЕМЯ выходит на свет такое, чему не обрадуешься, а вот когда человека проинструктировали, совсем другое дело! И отношение другое, и ответственность прибавляется. Ребенок уже не будет относиться к походу как к танцульке, а как к экспедиции и важному делу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Да, это был правильный ход начать тренинги еще до отъезда. Во вторую поездку у нас не вышло собрать всех заранее, но половина детей были из прошлой поездки, поэтому было немного проще. Но другие дети, чувствовали, что та пятёрка - команда, и это создало в начале второй поездки некоторое напряжение. Но потом все наладилось.

      Удалить
  5. Хотела бы Я побывать в Вашем лагере! Даже не сомневалась, что всё у вас выйдет круто!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена!
      Лагерь этот организован коллективом УИ Экобиоцентра, я отвечала за свой участок - организационно-массовую работу))) У нас хорошо получилось работать в тандеме с нашим психологом.

      Удалить